- Учителю
- Рабочая программа по музыке. 5 класс
Рабочая программа по музыке. 5 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей художественно-эстетического цикла
Протокол № _______
От «__»______________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
___________Е.Ф. Кузьменко
от « ___» ___________2015 г.
«Утверждено»
Директор МБОУ
«Школа-гимназия №39»
______________ В.П. Дюличев
Приказ №______
От «___»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
Базовый уровень
для 5 «А», «Б», «В» класса
на 2015-2016 учебный год
количество часов в неделю: 1
количество часов в год: 34
Составитель:
учитель музыки
Веселова Л.А.
г. Симферополь,
2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа построена и реализуется на основе следующих документов:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
2. Основная общеобразовательная программа общего среднего образования МБОУ «Школа-гимназия №39»
3. Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: узыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год).
Для реализации программного содержания используются следующие пособия:
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г
-
фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
-
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011 г.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.
В большой степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.
Цель общего музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры - наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их воздействии с произведениями других видов искусства.
В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:
-
приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающий духовный опыт поколений;
-
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
-
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей
-
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;
-
овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественно картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребёнка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценностей народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности, принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип «тождества и контраста», сходства и различия; принцип интонационности, принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и
жизни.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в основной образовательной программе МБОУ «Школа-гимназия №39». Курс «Музыка» изучается в 5 классе в объеме 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Искусство, как и культура в целом, предстаёт перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С.Лихачёва, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкального искусства) - показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятельной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.
Курс «Музыка» в основной школе предполагает обобщение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.
Программа создана на основе преемственности, в курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества т взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
-
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; знание культуры своего народа, своего края;
-
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;
-
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-
участие в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;
-
признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-
принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий, проявляющихся в познавательной и практической деятельности учащихся:
-
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:
-
сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества;
-
развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства;
-
сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);
-
воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;
-
расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитание музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа, классическому и современному музыкальному наследию;
-
овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства;
-
приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся основной школы
5 класс
Обучение музыкальному искусству должно обеспечить учащимся возможность:
-
понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
-
находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
-
размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально- ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на инструментах);
-
передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;
-
развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в творческих тетрадях, посещение концертов, театров и др.;
-
проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы.
Содержание программы предмета Музыка» 5 класс
тема года: «Музыка и другие виды искусства»
Тема I полугодия: "Музыка и литература" (17 часов)
Урок 1. Что роднит музыку с литературой (1ч)
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Поэма, былина, сказка. Песня, романс. Роль музыки в семье искусств, ее влияние на другие искусства. Значение слов в песне. Вокализ. Сходство выразительных средств живописи и музыки: плавные изгибы линий рисунка, перекличка светотени в картине и ладовой окраски в музыке. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основы музыки в картинах и мелодиях, музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Интонация как носитель смысла в музыке.
Урок 2. Вокальная музыка (1ч)
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Образ Отчизны, отношение к родной земле, значение культуры своего народа. Представление о песне как истоке и вершине музыки. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов в вокальной музыке. Песня - верный спутник человека.
Урок 3. Вокальная музыка.н.р.к. Песни моего народа. ( 1ч)
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Знакомство с различными жанрами русской народной песни: формирование необходимых вокально-хоровых навыков. Особенности песенных жанров. Календарные песни. Разнохарактерные песенные Жанры: трудовые, обрядовые, величальные, торжественные, хвалебные, шуточные, сатирические, игровые, хороводные, лирические песни. Песни - заклички. Взаимосвязь музыкальных, литературных и художественных образов. По содержанию песни делятся на: лирические, сатирические, героические и патриотические. По социальной направленности - на обрядовые, бытовые, колыбельные, о животных и др. Занимаясь хозяйством или собираясь на охоту, изготовляя предметы народного промысла или качая колыбель, лесные ненцы сопровождают свои дела поэтическим языком души, размышляя о счастье, о дружбе, о жизни, выражая пожелания, чтобы сбылись мечты и надежды. Песни в исполнении лесных ненцев - это мотивированная, монологическая внутренняя речь. Впервые услышав эту песню-речь, трудно назвать ее песней. Песней становится только лучший вариант, полюбившийся народу и исполняемый для всех. Выполняя множество трудовых операций, автор песни старается рассказать о том, как это было ему трудно и тяжело, как приходилось побеждать себя, бороться, чтобы содержать свою семью, воспитать детей. В песнях лесных ненцев условно можно выделить следующие тематические виды: личные, лирические, песни о женщине, колыбельные песни, песни колорита печального, песни о животных, песни-думы, увеселительные или «застольные» («хмельные») песни, эпические песни, песни об огне, песни об олене, песни-кивы, «богатырские» песни и др.
Урок 4. Вокальная музыка.
Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе. Возможность возрождения песни в новом жанре - романс.
Урок 5. Фольклор в музыке русских композиторов (1ч)
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Знакомство с произведениями программной инструментальной музыки: симфонической сюитой и симфонической миниатюрой. Вокальные сочинения, созданные на основе различных литературных источников (русских народных сказаний, сказок разных народов и др.) Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира н.р.к.(1 ч)
Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов. Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной музыки народов Крайнего Севера.
Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки (1ч)
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Представление о существовании вокальной и инструментальной музыки, не связанной с какой-либо литературной основой (вокализ, песня без слов, баркарола как жанр фортепианной музыки); знакомство с вокальной баркаролой. Выяснение своеобразия и выразительности песни без слов и романса - инструментальной и вокальной баркаролы. Представление учащихся о роли литературы в появлении новых музыкальных жанров и произведений. Превращение песен в симфонические мелодии.
Урок 8. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Представление о музыке, основанной на использовании народной песни; о народных истоках профессиональной музыки: симфония, концерт, опера, кантата. Современные интерпретации классической музыки. Смысл высказывания М.И. Глинки: "Создает музыку народ, а мы, художники только ее аранжируем". Раскрытие терминов и осмысление понятий: интерпретация,обработка, трактовка.
Урок 9. Вторая жизнь песни (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе…(1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Сопоставление образного содержания музыки, выявление контраста как основной прием развития произведения в целом. Определение средств музыкальной выразительности. Перезвоны. Звучащие картины. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов, а также ее национальному своеобразию. Музыка. Природа родной страны, судьба человека… Вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте родной земли, о душевной красоте человека и талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.
Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Романтизм в западноевропейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд.
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - Ф.Шопен. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя характеры, ситуации, события. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
Урок 12. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. (1ч)
Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В.Моцарт - Ф.Шопен)
Осознание учащимися значимости музыкального искусства для творчества поэтов и писателей, расширение представлений о творчестве западноевропейских композиторов - В.А. Моцарт и Ф.Шопен. Реквием. Музыка не только раскрывает мир человеческих чувств, настроения, мысли, но и играет в литературе драматургическую роль, выявляя внутреннюю сущность человека, оттеняя, углубляя, характеры, ситуации, события. Произведения В.Моцарта открывают бесконечное многообразие чувств, полны многогранных реальных характеров.
Урок 13. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера (1ч.)
Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Разновидности вокальных и инструментальных жанров, форм внутри оперы - (увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль), а также исполнители (певцы, дирижёр, оркестр).
Урок 14. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет (1ч)
Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.
На основе имеющегося музыкально-слухового опыта учащихся продолжить знакомство с жанром балета, его происхождением, с либретто балетного спектакля, основой которого являются сказочные сюжеты; с именами лучших отечественных танцоров и хореографов. Балет-искусство синтетическое. В нем воедино переплетены различные виды искусства: литература, инструментально-симфоническая музыка, хореография, (танцоры-солисты, кордебалет- массовые сцены), драматическое и изобразительное искусство (театральное действие, костюмы, декорации).
Урок 15.Музыка в театре, кино и на телевидении (1ч)
Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении. Музыка неотъемлемая часть произведений киноискусства, которое существует на основе синтеза литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Киномузыка - одно из важнейших средств создания экранного образа реального события, которое специально инсценируется или воссоздается средствами мультипликации. Динамика развития кинообраза, быстрая смена действия в кино, короткое дыхание кинематографических фраз, свободное владение пространством и временем получили отражение и в музыке к фильмам.
Урок 16. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл (1ч)
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Особенности мюзикла, его истоки. Знакомство с мюзиклом "Кошки" Э.-Л. Уэббера, в основе либретто которого лежат стихи Т. Элиота. Жанры внутри самого мюзикла близки оперным номерам. Как и в опере, здесь сочетаются пение и танец, но в отличие от оперы все действующие лица, исполняя вокальные номера, постоянно находятся в движении.
Урок 17. Мир композитора н.р.к. Музыка профессиональных композиторов Севера.(1ч) Знакомство с творчеством региональных композиторов.
Выявление многосторонних связей музыки и литературы. "Музыкальный шаманЯмала". Семен Николаевич Няруй - первый ненецкий композитор, заслуженныйработник культуры России. Творчество современных композиторов Ямала.
Тема II полугодия: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие мира. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи
Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства.. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Урок 20. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические, эпические)и особенности их драматургического развития (контраст).
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Сопоставить произведения живописи и музыки. Музыка изображает душевный мир, переживания своих героев.
Урок 21. Звать через прошлое к настоящему. (1ч)
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героико - эпические) и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Сопоставление героико - эпических образов музыки с образами изобразительного искусства. Песня-плач. Осмысление темы о героических образах в искусстве.
Урок 22. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Образы природы в творчестве музыкантов. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка (1ч)
Общее и особенное в русском и западноевропейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого.
Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет.
Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.
Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. (1ч)
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Постижение гармонии в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Великое прошлое родной земли, прекрасные памятники мира, в число которых входят и музыкальные шедевры.
Урок 26. Волшебная палочка дирижера. (1ч)
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
Урок 27. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве. (1 час) Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Образный строй в знаменитой симфонии мировой музыкальной культуры-Симфонии №5 Л.Бетховена. Творческий процесс сочинения музыки композитором, особенности её симфонического развития.
Урок 28. Застывшая музыка. (1ч)
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Пример музыкального в живописном, музыкальной формы в живописи. Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла. Католические храмы и органная музыка.
Урок 29. Полифония в музыке и живописи. (1ч)
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Творчество И.С.Баха. Его полифоническая музыка (органная музыка). Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
Урок 30. Музыка на мольберте. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
Урок 31.Импрессионизм в музыке и живописи. (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Стилевое сходство и различие на примерах произведений русских и зарубежных композиторов. Искусство прошлого и настоящего всегда раскрывает перед слушателями, читателями, зрителями жизнь во всём её многообразии. Главное стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают.
Урок 32. О подвигах, о доблести и славе... (1ч)
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.
Развитие исторической памяти подростков на основе освоения произведений различных видов искусства, раскрывающих тему защиты Родины. Музыкальный жанр - Реквием.
Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры… (1ч)
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
Урок 34. Мир композитора. С веком наравне. (1ч)
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Урок 35. Заключительный урок - обобщение. (1ч)
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Перечень музыкального материала (I полугодие)
Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.
Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.
Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.
Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Заплети-ся9 плетень; Уж ты, поле мое;
Не одна-то ли во поле дороженька; Ах ты, ноченька и др., русские народные песни.
Симфония № 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.
Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.
Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.
Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты). А. Лядов.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Вокализ. С. Рахманинов.
Вокализ. Ф. Абт.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент).
Г. Свиридов.
Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.
Песня венецианского гондольера (№ 6). Из
фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого
хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.
Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод
М. Бородицкой и Г. Кружкова.
Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.
Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта».
В.-А. Моцарт.
Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.
Dona nobispacem.Канон.В.-А. Моцарт.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Dignare.Г. Гендель.
Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
«Сказка о царе Салтане...» Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова
О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского
Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказке «Буратино». Музыка и стихи
Б. Окуджавы.
Сэрj возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Алиса в Стране чудес». Слова и музыка
В. Высоцкого.
Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.
Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.
Перечень литературных произведений
Из Гёте. М. Лермонтов.
Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев.
Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского народа», записанных И. Сахаровым.
Венецианская ночь. И. Козлов.
Осыпаются листья в садах... И. Бунин.
Скучная картина... А. Плещеев.
Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис.
Листопад. И. Бунин.
О музыкальном творчестве. Л. Кассиль.
Война колоколов. Дж. Родари.
Снег идет. Б. Пастернак.
Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев.
Горсть земли. А. Граши.
Вальс. Л. Озеров.
Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов.
Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагменты). А. Пушкин.
Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты). А. Пушкин.
Былина о Садко. Из русского народного фольклора.
Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.
Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции».
Музыкант-чародей. Белорусская сказка.
Перечень произведений изобразительного искусства
Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов.
Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.
Золотая осень. И. Остроухов.
Осень. А. Головин.
Полдень. К. Петров-Водкин.
Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.
Ожидание. К. Васильев.
Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.
Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.
Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.
Песня без слов. Дж. Г. Баррабл.
Вальсирующая пара. В. Гаузе.
Моцарт и Сальери. В. Фаворский.
Садко. И. Репин.
Садко. Палех. В. Смирнов.
Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.
Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация. В. Лукьянец.
Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин.
Волхова. М. Врубель.
Новгородский торг. А. Васнецов.
Песнь Волжского челна. В. Кандинский.
Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.
Перечень музыкального материала (II полугодие)
Знаменный распев.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». П. Чайковский.
Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь Федор Иоаннович». Г. Свиридов.
Аве, Мария. Дж. Каччини.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Аве, Мария. И.-С. Бах - Ш. Гуно.
Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невский». С. Прокофьев.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова.
Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты).
В. Кикта.
Ария. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.
Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и
современные интерпретации).
Concertogrosso.Для двух скрипок, клавесина, подготовленного фортепиано и
струнных (фрагмент). А. Шнитке.
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.
Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.
Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.
Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.
Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии.
К Дебюсси.
Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.
Мимолетности № 1, 7, 10 для фортепиано. С. Прокофьев.
Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (классические
современные интерпритации).
Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.
Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.
Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.
Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.
Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.
Музыка. Г. Струве, слова И. Исаково
Перечень произведений изобразительного искусства
Чувство звука. Я. Брейгель.
Сиверко. И. Остроухов.
Покров Пресвятой Богородицы. Икона.
Троица. А. Рублев.
Сикстинская мадонна. Рафаэль.
Богородица Донская. Ф. Грек.
Святой князь Александр Невский. Икона.
Александр Невский. М. Нестеров.
Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Александр Невский»,
«Старинный сказ». П. Корин.
Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.
Пейзаж. Д. Бурлюк.
Бурный ветер. А. Рылов.
Формула весны. П. Филонов.
Весна. Большая вода. И. Левитан.
Фрески собора Святой Софии в Киеве.
Портрет Н. Паганини. Э. Делакруа.
Н. Паганини. С. Коненков.
Антракт. Р. Дюфи.
Ника Самофракийская.
Восставший раб. Микеланджело.
Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.
Скрипка. Р. Дюфи.
Скрипка. И. Пуни.
Скрипка. К. Петров-Водкин.
Скрипка. Е. Рояк.
Симфония (скрипка). М. Меньков.
Оркестр. Л. Мууга.
Три музыканта. П. Пикассо.
Православные храмы и их внутреннее убранство.
Готические соборы и их внутреннее убранство.
Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешествие королевны. Триптих;
Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.
Впечатление. Восход солнца. К. Моне.
Руанский собор в полдень. К. Моне.
Морской пейзаж. Э. Мане.
Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кандинский.
Композиция. Казаки. В. Кандинский.
Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.
Вечно живые. Цикл гравюр С. Красаускас.
Перечень литературных произведений
Мадонна Рафаэля. А. К.Толстой.
Островок. К. Бальмонт.
Весенние воды. Ф. Тютчев.
Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков.
По дороге зимней, скучной... А. Пушкин.
Слезы. Ф. Тютчев.
И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков.
Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.
Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой.
Струна. К. Паустовский.
Не соловей - то скрипка пела... А. Блок.
Березовая роща. В. Семернин.
Под орган душа тоскует... И. Бунин.
Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.
Реквием. Р. Рождественский.
Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» 5 класс (1 час в неделю, 34 часа вгод)
№
п/п
№
Тема урока
Кол-во
часов
В том числе:
Контрольные работы.
тема I полугодия: "Музыка и литература"
16
1 четверть
1.
1.
Что роднит музыку с литературой.
1
2.
2.
Вокальная музыка.
н.р.к. Песни моего народа.
3
3.
3.
4.
4.
5.
5.-6.
Фольклор в музыке русских композиторов.
Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира.н.р.к.
2
6.
7.
7.
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
1
8.
8.
Вторая жизнь песни.
2
9.
9.
1
2 четверть
10.
1.
Всю жизнь мою несу Родину в душе…
1
11.
2.
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
2
12.
3.
13.
4.
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
1
14.
5.
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
1
15.
6.
Музыка в театре, кино, на телевидении.
1
16.
7.
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
1
тема II полугодия: "Музыка и изобразительное искусство"
18
3 четверть
17.
1.
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
1
18.
2.
Небесное и земное в звуках и красках.
1
29.
3.
Звать через прошлое к настоящему.
2
20.
4.
21.
5.
Музыкальная живопись и живописная музыка.
2
22.
6.
23.
7.
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
1
24.
8.
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
1
25.
9.
Волшебная палочка дирижера.
1
1
26.
10.
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
1
4 четверть
27.
1.
Застывшая музыка.
1
28.
2.
Полифония в музыке и живописи.
1
39.
3.
Музыка на мольберте.
1
30.
4.
Импрессионизм в музыке и живописи.
1
31.
5.
О подвигах, о доблести и славе...
1
32.
6.
В каждой мимолетности вижу я миры…
1
33.
7.
Мир композитора. С веком наравне.
1
1
34.
8.
Заключительный урок - обобщение.
1
Итого:
34
3
Контроль уровня обученности
№ урока
Тема урока
Вид контроля
Форма контроля
16
Систематизация знаний по разделу I.
Текущий - письменный
Тест
34
Систематизация знаний по разделу II.
Итоговый - письменный
Тест
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ достижений учащихся.
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
90% и более
Отлично
75-90%
Хорошо
50-75%
Удовлетворительно
Менее 50%
Неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
-
Грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения
-
Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта
-
Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся материала, который не входит в школьный курс истории - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося (« Закон об образовании»)
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется
Отметка «5»-верное выполнение всех заданий трех уровней
(материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий))
Отметка «4»-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))
Отметка «3»-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))
Отметка «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала)
Отметка «1»- отказ от выполнения учебных обязанностей.
Оценка устных ответов учащихся:
Отметка «5»- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником
- Изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику
- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу
- показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания
-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.
- Самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.
Отметка «4» - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя
- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя
Отметка «3»- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме
- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков
Отметка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала
- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Учебно-методическое обеспечение
Состав Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2009г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2012г.
-
«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г
-
фонохрестоматия для 5 класса (6 аудио кассет)
-
Г.П. Сергеева «Музыка. 5 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.
-
учебник «Музыка. 5 класс», М., Просвещение, 2011г.
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 5 класс» М., Просвещение, 2011
Список научно-методической литературы.
-
«Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов)., М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.
-
«Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.
-
«Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.
-
Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.
-
«Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.
-
Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.
-
Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.
-
Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.
-
Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.
-
«Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.
-
Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.
-
«Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.
-
Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.
-
Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.
-
Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.
-
Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.
-
Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.
-
Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.
-
Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.
-
Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.
-
Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.
-
Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г
-
Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.
23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.
-
Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.
-
Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.
-
«Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.
-
«Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.
-
«Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.
-
«Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.
-
«Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.
-
Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.
-
Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.
-
Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 5 класс», Волгоград, Учитель, 2005г
-
Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.
-
Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.
-
Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.
-
Песенные сборники.
-
Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.
-
Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с
Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.
-
MULTIMEDIA - поддержка предмета
-
1. Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)
-
2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)
-
3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».
-
4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
-
5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
-
6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
-
7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
-
8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
-
9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
-
10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
-
11.Единая коллекция -
-
12.Российский общеобразовательный портал -
-
13.Детские электронные книги и презентации -
-
14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.
Календарно-тематическое планирование уроков музыки в 5 классе (1 час в неделю, 34 часа в год)
№ п/п
Класс
Дата
Тема урока
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
план
факт
Предметные
Метапредметные
Личностные
1-2 четверть: Музыка и литература (16 часов)
1.
5-А
5-Б
5-В
10.09
Что роднит музыку с литературой.
«Строка без музыки бескрыла»
Прослушивание:
М.Глинка «Жаворонок»
П.Чайковский
«Симфония № 4»
Э.Григ «Пер Гюнт» -фрагменты.
Умение слушать и вступать в диалог
Развитие музыкальной памяти и слуха
Познавательные: определять характер, средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении
Коммуникативные: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.
Регулятивные: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.
Проявлять эмоциональную отзывчивость
2.
5-А
5-Б
5-В
Вокальная музыка.
«Откуда, песня, ты берешь начало?
Ты в сердце у народа родилась…» В.Семернин
С.Рахманинов «Вокализ»«Концерт № 3»В.Гаврилин «Вечерняя музыка»
Разучивать и исполнять песни
Различать настроения, чувства, выраженные в музыке
Познавательные: Определять жизненную основу музыкальных интонаций
Коммуникативные: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.
Регулятивные: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении
Передавать свои впечатления в письменной и устной форме
3.
5-А
5-Б
5-В
Вокальная музыка.
Музыка родного края
А.Лядов «Колыбельная»
Г.Свиридов «Коляда»
М.Мусоргский
«Песня Марфы»
Разучивать и исполнять песни
Различать настроения, чувства, выраженные в музыке
Познавательные: Определять жизненную основу музыкальных интонаций
Коммуникативные: разучивание РНП.
Регулятивные: самостоятельно выявлять единство слов и мелодики в РНП.
Передавать свои впечатления в письменной и устной форме
4.
5-А
5-Б
5-В
Вокальная музыка.
«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно…»
А.Варламов «Горные вершины»
А.Рубинштейн «Горные вершины»
Разучивать и исполнять песни
Различать настроения, чувства, выраженные в музыке
Познавательные: Определять жизненную основу музыкальных интонаций
Коммуникативные:понимать и определять произведения, в которых музыка и поэзия неразделимы
Регулятивные:самостоятельно различать дуэт от одноголосного исполнения.
Передавать свои впечатления в письменной и устной форме
5.
5-А
5-Б
5-В
Фольклор в музыке русских композиторов.
«Что за прелесть эти сказки…»
А.Лядов симфоническая миниатюра «Кикимора»
Разучивать и исполнять песни
Самостоятельно подбирать литературные произведения к изучаемой теме
Познавательные: знать на основе каких муз.средств выразительности
(контраст, повтор, вариационность)
Коммуникативные: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Регулятивные: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз.образ.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к произведениям
6.
5-А
5-Б
5-В
Фольклор в музыке русских композиторов.
«Что за прелесть эти сказки…»
Н.Римский-Корсаков
Симф. сюита «Шехерезада»
Разучивать и исполнять песни
Самостоятельно подбирать литературные произведения к изучаемой теме
Познавательные: определять, при помощи каких инструментов создается тот или иной образ героев сюиты.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Регулятивные: самостоятельно узнавать музыкальные образы героев сюиты.
Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к произведениям
7.
8.
5-А
5-Б
5-В
5-А
5-Б
5-В
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
«Мелодией одной звучат печаль и радость…»
С.Рахманинов «Вокализ»
Г.Свиридов «Романс»
Ф. Шуберт «Баркарола»
Вторая жизнь песни.
«Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем её».
П.И. Чайковский
П.Чайковский «Камаринская»,
«В церкви»,
«Концерт № 1»,
Умение слушать и вступать в диалог
Исследовать жанры и виды песен
Находить связи между образами музыки и других видов искусств
Находить связи между образами музыки и других видов искусств
Познавательные: иметь четкое представление о том, что все муз.произведения звучат, как выразительная речь человека.
Коммуникативные: исполнение романса.
Регулятивные: Уметь организовать сотрудничество с учителем и сверстниками
Регулятивные: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.
Познавательные: иметь четкое представление о том, что все муз.произведения звучат, как выразительная речь человека.
Коммуникативные: исполнение романса.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
Высказывать суждение о музыкальном произведении
9.
5-А
5-Б
5-В
Всю жизнь мою несу Родину в душе…
«Человек без Родины, что соловей без песни» Русс.нар.пословица
В.Гаврилин «Вечерняя музыка»
В.Шукшин «Молитва»
Исследовать жанры и виды песен
Находить связи между образами музыки и других видов искусств
Регулятивные: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.
Познавательные: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.
Коммуникативные: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
10.
5-А
5-Б
5-В
Всю жизнь мою несу Родину в душе…
«Человек без Родины, что соловей без песни» Русс.нар..пословица
Г.Свиридов «Снег идет»
М.Глинка «хор «Славься!»
Исследовать жанры и виды песен
Находить связи между образами музыки и других видов искусств
Регулятивные: Самостоятельно прослеживать музыкальную линию произведения.
Познавательные: знать , какой из видов перезвона использованы в музыкальном произведении.
Коммуникативные: самостоятельно сопоставлять части симф. действа.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
11.
5-А
5-Б
5-В
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
.Г.Свиридов «Романс», «Осень», «Пастораль»
Определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя
Находить жанровые параллели между музыкой и литературой.
Регулятивные: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные: размышлять о смысле жизни, красоте, природы.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
12.
5-А
5-Б
5-В
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Ты, Моцарт, бог,и сам того не знаешь…
В.А.Моцарт «Рондо»
«Реквием»,
«День гнева».
Определять специфику деятельности композитора, поэта, писателя
Находить жанровые параллели между музыкой и литературой.
Р: самостоятельно определять характер музыки Моцарта
П: отвечать на вопросы учителя.
К: читать самостоятельно сказку Г.Цыферова «О сказочной тайне маленького Моцарта»
Высказывать суждение о музыкальном произведении
13.
5-А
5-Б
5-В
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Пора нам в оперу скорей…
Н.Римский-Корсаков фрагменты из оп. «Садко»
Изучение и закрепление новых знаний.
Выявлять общность музыки и литературы
Регулятивные: самостоятельно определять инструментальные темы из опер
Познавательные: знать муз.термины.
Коммуникативные: выполнение творческого задания.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
14.
5-А
5-Б
5-В
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
П.Чайковский балет «Щелкунчик» -фрагм.
Балет «Спящая красавица»-фрагм
Исследовать жанры музыки
Выявлять общность музыки и литературы
Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета
Познавательные: знать музыкальные термины.
Коммуникативные: творческое задание.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
15.
5-А
5-Б
5-В
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Фрагм. Муз.спект. кинофильмов,
ТВ-передач.
Усвоение новых знаний.
Находить связи между образами музыки и других видов искусств
Регулятивные: самостоятельно определять формы музыки.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие, раскрывать содержание, подчеркивать настроение и т.д.
Высказывать суждение о музыкальном произведении
16.
5-А
5-Б
5-В
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Э.Уэббер мюзикл «Кошки»
Усвоение новых знаний.
Определять характер, средства выразительности
Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.
Познавательные: знать главные отличия мюзикла от оперы.
Коммуникативные: творческое задание.
Делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях
17.
5-А
5-Б
5-В
Мир композитора.
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка,
И лесок,
В поле - каждый
Колосок,
Речка,
Небо надо мною -
Это все мое, родное!
В.Орлов
Обобщение полученных знаний.
Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов
Познавательные:
Коммуникативные:
Регулятивные: Уметь организовать сотрудничество с учителем и сверстниками
Делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях
3-4 четверть: Музыка и изобразительное искусство (18 часов)
1.
5-А
5-Б
5-В
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
М.Мусоргский «Картинки с выставки» -фрагменты.
Умение слушать и вступать в диалог
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи
Регулятивные: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.
Познавательные: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.
Коммуникативные: оценивать разнообразные явления муз.культуры.
Расширять культурно-информационное представление о музыке.
2.
5-А
5-Б
5-В
Небесное и земное в звуках и красках.
Три вечнык
струны: молитва, песнь, любовь
Музыка Дж.Каччини
Ф.Шуберта
Находить ассоциативные связи музыки и изобразительным искусством
Расширение музыкального и общего культурного обзора.
Регулятивные: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.
Познавательные: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.
Коммуникативные: иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.
Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.
3.
5-А
5-Б
5-В
Звать через прошлое к настоящему.
А.Бородин «Богатырская симфония»
Выявлять сходство и различие в произ.-ях разных жанров и форм
Расширение музыкального и общего культурного обзора
Регулятивные: самостоятельно определять, сколько частей имеет кантата.
Познавательные: сравнивать зримость муз.образов и муз. напевность живописных картин.
Крммуникативные: осмысливать связь исторических событий с муз.образами.
Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.
4.
5-А
5-Б
5-В
За отчий дом, за русский край
С.Прокофьев фрагм. Кантаты «Александр Невский»
Знать и ценить героические образы в музыке.
Развитие музыкальной памяти и слуха
Регулятивные: самостоятельно определять, какую роль играет контраст в муз.образе; и какую роль рондообразность.
Познавательные: знать муз.термины.
Комуникативные: читать книги о Ледовом побоище и подвиге А.Невского.
Осмысливать связь прошлого и настоящего.
5.
5-А
5-Б
5-В
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Чуткая музыка всюду живет - только прислушаться надо.
С.Рахманинов «Островок»
«Весенние воды»
Находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств
Развитие музыкальной памяти и слуха
Регулятивные: самостоятельно
определять ритмический рисунок и мелодическую линию.
Познавательные: знать отличие выразительности и
изобразительности в музыке.
Коммуникативые: расширять эмоциональный словарь при определении настроения в музыке или стихотворениях.
Развивать образное мышление.
6.
5-А
5-Б
5-В
«Фореллн-квинтет. Дыхание русской песенности.»
Ф.Шуберт «Фореллен-квинтет»
Дать представление о сопоставлении зримых образов муз.сочинений русских и заруб. композиторов.
Развитие музыкальной памяти и слуха
Регулятивные: самостоятельно представлять муз.образы каждого персонажа.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные: творческое задание.
Развивать художественный вкус.
7.
5-А
5-Б
5-В
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Музыка С.Рахманинова и В.Кикты.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Овладение основами музыкальной грамотности
Регулятивные: самостоятельно определять главные темы старинных песнопений.
Познавательные: знать муз.термины.
Коммуникативные: закрепить мысль о том, что произведения композиторов связаны с муз.впечатлениями детства.
Уважать традиции древней Руси
8.
5-А
5-Б
5-В
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Звуки скрипки так дивно звучали
А.Шнитке «Кончерто гроссо», Н.Паганини
«Каприс № 24»
Рассуждать об общности и различии выразительных средств
Развитие творческих способностей
Регулятивные: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.
Познавательные: отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные: выполнение творческого задания.
Расширять музыкальный кругозор.
9.
5-А
5-Б
5-В
Волшебная палочка дирижера
То ремесло, что ты постиг, ценней богатства всех владык»
Л.Бетховен
«Симфония № 3»
( «Героическая») -2 ч.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Воспитание музыкального вкуса
Регулятивные: самостоятельно
продирижировать главную мелодическую линию симфонии.
Познавательные: знать музыкальные термина.
Коммуникативные:знать, что от мастерства дирижера зависит оригинальность интерпретаций музыки.
Обращать внимание на язык жестов дирижера.
10.
5-А
5-Б
5-В
Образы борьбы и победы в искусстве.
Л.Бетховен
«Симфония № 5»
(« Стук судьбы в дверь»)
Определять специфику деятельности композитора, поэта.писателя. художника
Способность эмоционально воспринимать музыку
Регулятивные: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.
Познавательные: различать краски -тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.
Коммуникативные: выдуматься, что роднит муз.произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.
Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.
11.
5-А
5-Б
5-В
Застывшая музыка.
Греческий распев 17 века,
Музыка И.Баха, П.Чайковского.
Передавать свои впечатления в устной и письменной форме
Приобретение навыков самостоятельной музыкально-учебной деятельности
Регулятивные: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.
Познавательные: знать музыкальные термины.
Коммуникативные: ценить муз.шедевры музыкального искусства.
Целостный,
социально- ориентированный взгляд на мир
12.
5-А
5-Б
5-В
Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха, П.Чайковского.
Выявлять общность истоков и взаимосвязь музыки с др. видами ис-тва
Воспитание эстетического отношения к миру
Регулятивные: самостоятельно уметь прослеживать в полифонии тембральные составляющие линии.
Познавательные: знать муз.термины.
Коммуникативные: ценить муз.шедевры музыкального искусства.
Ответственное отношение к учению
13.
5-А
5-Б
5-В
Музыка на мольберте.
Вселенная представляется мне большой симфонией
И. Бах. «Ария альта»
М.Чюрлёнис «Море»
Анализировать и обобщать многообразие связей музыки,литературы и изобразительного искусства
Развитие образного и ассоциативного мышления
Регулятивные: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО
Прознавательные: осознанно слушать фрагменты картин из симфонической поэмы «Море»
Коммуникативные: видеть зрительность муз.зарисовок и слышать музыку живописных картин.
Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО
14.
5-А
5-Б
5-В
Импрессионизм в музыке и живописи.
Мир существует как прекрасное сочетание красок. Как звучание дивного аккорда.
М.Чюрлёнис
Музыка К.Дебюсси.
Самостоятельно подбирать сходные и контрастные произведения живописи к изучаемой музыке
Развитие музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса
Регулятивные: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.
Познавательные: знать характеризующие термины импрессионизма.
Коммуникативные: выполнение творческого задания.
Ответственное отношение к учению
15.
5-А
5-Б
5-В
О подвигах, о доблести и славе…
О тех, кто уже не прийдет никогда, - помните!
Д.Кабалевский «Реквием»
Выявлять сходство и различие интонаций, тем в произведениях разных форм и жанров
Развитие образного и ассоциативного мышления
Регулятивные: самостоятельно анализировать композиции гравюр.
Познавательные: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.
Коммуникативные: выполнение творческого задания.
Быть достойным памяти павших.
16.
5-А
5-Б
5-В
В каждой мимолётности вижу я миры…
С.Прокофьев «Мимолетности»
Импровизировать в пении, в пластике
Развитие музыкального и общего культурного кругозора, воспитание музыкального вкуса
Регулятивные: самостоятельно выявлять абстрактные линии мелодии.
Познавательные: выявлять необычность колорита и композиции в музыке.
Коммуникативные: выполнение творческого задания.
Развивать образное мышление.
17.
5-А
5-Б
5-В
Музыкальная живопись Мусоргского
М.Мусоргский «Картинки с выставки»
Дать представление о зримых образах музыки Мусоргского.
Знать приемы развития музыки, которые использует композитор.
Регулятивные: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.
Познавательные: знать приемы развития музыки.
Коммуникативные: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы.
Расширять музыкальный кругозор.
18.
5-А
5-Б
5-В
Мир композитора
Музыка использованная в течении года
Закрепить полученные знания и навыки.
Четко ориентироваться в музыкальных произведениях и терминах.
Регулятивные: самостоятельно
узнавать муз.шедевры.
Познавательные: Отвечать на вопросы учителя.
Коммуникативные: четко знать о связи музыки и ИЗО.
Гордиться талантливыми композиторами.