7


  • Учителю
  • Открытый урок на тему: «Фразировка и динамические оттенки».

Открытый урок на тему: «Фразировка и динамические оттенки».

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







МБОУ ДО «Центр эстетического воспитания и образования детей»





г. Кингисепп





















Конспект открытого урока по эстрадному вокалу на тему:

«Фразировка и динамические оттенки».

















Автор - составитель:

Фролова Валерия Владимировна,

преподаватель.





















г. Кингисепп

2016г.





Открытый урок по вокалу

Преподавателя МБОУ ДО «Центр Эстетического Воспитания и Образования Детей» Фроловой В.В.

Тема: «Фразировка и динамические оттенки».

Цель занятия: Знакомство с динамическими оттенками и фразировкой.

Задачи:

1. Развить динамический слух;

2. Научиться исполнять музыкальные произведения с фразировкой;

3. Воспитать музыкальный вкус.

Объём занятия: 40 минут.

Ход занятия:

1. Вводная часть:

Здравствуйте дорогие присутствующие!

Сегодняшний урок вокала пройдёт с ученицей 2 года обучения по

программе «эстрадный вокал».

Тема занятия - «Фразировка и динамические оттенки».

Сегодня мы познакомимся с динамическими оттенками и узнаем, что это

такое; научимся исполнять песни с фразировкой. Поймём, насколько важна

динамика и динамические оттенки для придания художественной

музыкальной красоты произведения, насколько она его обогащает музыку

в целом.

2.Основная часть:

Упражнения на дыхание.

Главную роль в обучении вокалу отводят дыханию. Существует выражение: Искусство пения - искусство дыхания.

Певческое дыхание - процесс, происходящий осознанно. Певческое дыхание отличается от «жизненного» выдохом, его большей продолжительностью. С правильного дыхания начинается исполнение песни, ведь это опора, на которой держится вся вокальная техника, и поэтому необходимо перед каждым распевом проделывать упражнения на дыхание, для разогрева.

Во время дыхательных упражнений необходимо усвоить обязательные

правила: следить за положением тела. Шея не должна быть напряжена и

вытянута вперед. Мы должны находиться в состоянии комфорта, слегка

расслабляемся. Во время упражнений работает только живот.

Упражнение №1:

Глубокий низкий рёберно-брюшной вдох и длинный, плавный и спокойный выдох.

Положение стоя, ноги на ширине плеч, спина ровная, руки опущены и расслаблены. Набираем воздух через нос и представляем, что воздух, который проходит через трахею, мы направляем не в лёгкие, а нижнюю часть туловища, в район от нижней, подвижной части рёбер до таза. Там у нас находится сдутый воздушный шарик, который мы и будем надувать.

Поехали. Набираем воздух. Вы заметили, что живот несколько выпятился вперёд. Это может и не очень эстетично, но совершенно необходимо для правильного активного певческого вдоха.

Набрали воздух. Задержали на мгновение дыхание, т. е. блокировали воздух в лёгких, чтобы сосредоточиться на фазе выдоха и лучше её проконтролировать.

Затем выдыхаем воздух медленно и равномерно, губы в трубочку как будто через соломинку.

Для того, чтобы проверить, насколько правильно вы контролируете выдох, достаточно взять лист бумаги и поднести его к лицу. Когда вы выдыхаете воздух ровно и равномерно, бумага не шевелится. Если происходят колебания листа бумаги, значит воздух вы посылаете с толчками, либо поток воздуха слишком интенсивный.

Необходимо добиться ровного, спокойного и как можно более длинного выдоха.

Упражнение №2:

Глубокий и интенсивный низкий рёберно-брюшной вдох и равномерный, очень интенсивный выдох.

Набираем воздух через нос. Отправляем его в нижнюю часть туловища, в район от нижней части рёбер до таза, представляя, что мы будем надувать наш сдутый воздушный шарик.

Поехали. Набираем воздух, блокируем дыхание, концентрируемся, затем выпускаем воздух интенсивной струёй. Губы по-прежнему выпячиваем вперёд, чтобы струя воздуха была слышной.

Повторите упражнение несколько раз.

Дебютантам (новичкам) делать это упражнение не более 3-х раз подряд, а потом перерыв, так как интенсивный вдох вызывает активный приток кислорода к голове и может вызвать внезапное головокружение.

Наше слово, обращенное к аудитории либо в речи, либо в пении, должно

быть четким по произношению, выразительным и достаточно громким,

чтобы слышали в последнем ряду зрительного зала.

Необходима хорошая дикция, то есть четкое, ясное произношение слов.

Чтобы добиться хороших результатов, надо работать над

усовершенствованием артикуляционного аппарата, разрабатывать его

технические возможности.

Артикуляционный аппарат - это часть голосового аппарата,

формирующая звуки речи, а органы, входящие в его состав -

артикуляционные органы. Работа этих органов, направленная на создание

звуков речи (гласных, согласных) называется артикуляцией.

К артикуляционному аппарату относятся: ротовая полость (щеки, губы,

зубы, язык, челюсти, небо, глотка, гортань). Надо помнить, что ротовая

полость - это очень важный резонатор (подвижный резонатор, от

"архитектуры" которого зависит качество звука).

Первое условие работы артикуляционного аппарата - естественность и

активность. Добиваться активной естественности можно через снятие

различных зажатий и стимуляции четкой работы различных мышц и

органов. Конечно, очень просто сказать: "снятие зажатий", - но ведь их надо

сначала обнаружить и только после длительной работы перед зеркалом и с

постоянным вниманием, эти недостатки начнут исчезать. В этой работе нам

помогут простейшие упражнения:

1. Для активизации языка. Пошевелим языком из стороны в сторону,

вперед, назад, вправо, влево, круговые обороты в обе стороны, "винтиком",

"трубочкой". Высунем кончик языка и быстро-быстро переместим его из

угла в угол рта.

2. Чтобы укрепить мышцы гортани, энергично произнесём: К-Г, К-Г, К-Г.

3. Чтобы активизировать мышцы губ, надуем щеки, сбросим воздух

резким "хлопком" через сжатые (собранные в "пучок") губы. Энергично

произнесём: П-Б, П-Б, П-Б.

4. Очень хороши для тренировки скороговорки. Скороговорки применяются

для разогрева артикуляционного аппарата и активизации певческой дикции.

Читать скороговорки будем сначала медленно, постепенно убыстряя, по

мере успешного совершенствования. Следим за ритмичностью

произношения. Не забываем темп, дикцию (каждая скороговорка

повторяется по 4 раза):

а) На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора.

б) От топота копыт, пыль по полю летит.

в) Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

д) Ехал Грека через реку, видит Грека - в реке рак. Сунул Грека руку в реку,

рак за руку Грека цап.

Распевание:

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по

воспитанию певческих навыков. Распевание применяется для разогрева

голосового аппарата и активизации певческого дыхания. Работу по

распеванию будем проводить путем повторения упражнения по полутонам

вверх и вниз, но строго в пределах диапазона детского голоса: «до» - первой

октавы - «ре» второй октавы.





Распевки:

1. Как под горкой под горой прыгал зайчик молодой (повторить пять раз).

2. ДО РЕ, ДО РЕ ДО,

ДО РЕ МИ РЕ ДО,

ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО, СОЛЬ ДО.

3. Звонко, звонко пойте: ля-ля-ля-ля. Громко петь не надо ля-ля-ля-ля.

Распеваться в мажоре с повышением на пол тона, на фразировку и

динамику.

4. Распевание по гаммам.

Мы живём в мире полном звуков. И не смотря на то, что мы занимаемся

всего лишь второй год, мы знаем, что нас окружают звуки, которые делятся

на шумовые и музыкальные. Музыкальные звуки объединяются

композитором по смысловому содержанию в музыкальное произведение.

Каждое музыкальное произведение имеет свои неповторимые способности,

Которые называются, как средство музыкальной выразительности. Одно и

тоже музыкальное произведение может звучать совершенно по - разному,

зависит это от того, какое средство музыкальной выразительности будетприменено при исполнении.

Здесь, я бы хотела, обратиться к терминологии: фраза - от греческого слова prasis - выражение, способ выражения. Понятие - фраза - есть и в речи и в музыке. В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками. Таким образом, динамика - это сила звучания музыки.

В жизни мы разговариваем не на одной громкости. Обычно, когда мы хотим сказать что-то важное, мы усиливаем подачу голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в частности в песне, проговариваются громче. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками. Они имеют громадное выразительное значение.

Динамика - от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука. То есть, у каждого музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у обычной разговорной фразы есть своя логика - что то произносим громче, а что то тише.





Сейчас я сыграю небольшой отрывок из песни два раза, мелодия будет

одинаковая, но с разными средствами музыкальной выразительности.

(Исполняется отрывок из песни 1 раз piano; 2 раз forte) .

- Ученица должна ответить чем отличается один отрывок из песни от

другого? (ответ: 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.)

- Правильно, 1 отрывок звучал громко, а 2 отрывок звучал тихо.

В музыке принято силу громкости называть динамическими оттенками.

Таким образом, динамика - это сила звучания музыки.

- Ученица должна подумать, как может звучать музыка по громкости, по

силе звучания? (ответ: громко, тихо, умеренно).

- Правильно. В жизни мы тоже разговариваем не на одной громкости.

Обычно, когда мы хотим сказать что - то важное, мы усиливаем подачу

голоса - говорим громче, так и в музыке, наиболее важные слова в

частности в песне, проговариваются громче.

- Почему, как ты думаешь? (ответ: чтобы привлечь внимание, подчеркнуть

важность и т. д.)

- Начинаем исполнять песню мы довольно тихо, потому как у каждого

музыкального произведения есть своё динамическое развитие. Сила звука

постепенно нарастает, а потом постепенно снижается. Это в музыке и

называется применением динамических оттенков и фразировкой, т. е. как у

обычной разговорной фразы есть своя логика - что - то произносим громче,

а что- то тише.

Сегодня мы продолжаем работать над песней «Колыбельная медведицы». Мелодию ты

знаешь хорошо, текст мы с тобой разобрали, такты расставили, и сегодня

будем работать над фразировкой, т. е. добавим динамические оттенки, и

песня сразу станет живой, добавятся эмоции.

- Как ты считаешь, с каким динамическим оттенком ты начнёшь

исполнение? (ответ: начну песню с тихого исполнения).

Сила голоса будет нарастать к припеву песни, 2 куплет нужно исполнить

максимально громко, но не крикливо, т. к. здесь содержится главная мысль

песни, а как это называется мы с тобой узнаем на следующем уроке. А к

концу песни, поскольку автор всё сказал, что хотел передать - динамика

идёт на спад.

Работа над песней «Колыбельная медведицы»

Трудно исполняемые места пропеваются с объяснением снова и снова.

Работа над следующей песней «Лучшие друзья»

Заключительная часть, подведение итогов

Сегодня мы познакомились (ответ: с динамическими оттенками, узнали, что

музыка может звучать громко, тихо, умеренно, и это является

динамическими оттенками, и в музыке называется средствами музыкальной

выразительности.)

Домашнее задание:

Ученице дается задание дома продолжать работать с дыханием,

выполнять упражнения на дикцию и на дыхание.









































































Список используемой литературы:

1. Агин М.С. Вокально-энциклопедический словарь: В 5 т. - М., 1991-1994.

  • 2. Булахов П. Романсы. Сайт www.notarhiv.ru

  • 3. Глинка М.И. Романсы. Сайт www.notarhiv.ru

  • 4. Дунаевский И. Фрагменты оперетт. Сайт notes.tarakanov.net/

  • 5. Пекарская. Вокальный букварь. Артикуляционный аппарат, дикция. Москва, 1996.

</ Наглядные пособия:

Ноты; CD-диски.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал