- Учителю
- рабочая программа по музыке 5 класс
рабочая программа по музыке 5 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа для 5 класса разработана на основе программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И.
В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, новые педагогические технологии. В 5 классе в соответствии с предложенной программой реализуется содержание по теме «Музыка и другие виды искусства», которая раскрывается в двух крупных разделах - «Музыка и литература», «Музыка и изобразительное искусство». Тематическое построение предполагает знакомство школьников с жанрами музыки, испытавшими наибольшее воздействие со стороны литературы и живописи (песня, романс, хоровая музыка, опера, балет, музыкальный портрет, пейзаж). Данная тема предусматривает изучение музыки «в единстве с тем, что её рождает и окружает: с жизнью, природой, обычаями, верованиями, стихами, сказками, дворцами, храмами, картинами и многим-многим другим». Кроме того, она призвана научить наблюдать, сравнивать, сопоставлять, видеть большое в малом, находить приметы одного явления в другом и тем самым подтверждать их глубинную взаимосвязь.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного контекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- Метод художественного контекста.
-Метод музицирования.
-Метод соучастия.
-Метод погружения.
-Метод проектов.
-Викторина.
Эти методы реализуются в учебной деятельности с применением системного, деятельностного подхода. При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
-
слушание музыки,
-
выполнение проблемно-творческих заданий,
-
хоровое и сольное пение.
Целью уроков музыки в 5 классе является формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи музыкального образования:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основы музыкальной культуры. Музыка как вид искусства. Искусство в нашей жизни. Интонационно-образная, жанровая, стилевая основа музыки. Интонация как носитель смысла в музыке. Жанр кантаты. Музыкально-театральные жанры: опера, балет. Разнообразие вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыки. Характерные черты русской и западноевропейской музыки различных исторических эпох, национальных школ, стилевых направлений, индивидуального творчества выдающихся композиторов прошлого и современности. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Основные виды исполнительской деятельности: пение, игра на музыкальных инструментах и их разновидности. Певческие голоса: сопрано, альт, тенор, бас, дискант и др. Хоры: академический, народный. Виды оркестра: симфонический, камерный, духовой, оркестр народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр. Характер звучания отдельных инструментов. Народное музыкальное творчество. Устное народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Особенности восприятия музыкального фольклора своего народа и других народов мира. Песенность, напевность как феномен русского пения, искусство распева тонов и импровизации. Русская народная музыка и ее основные жанры (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки). Исполнительские типы художественного общения: «самообщение», («пение для себя»), сказительское (для аудитории), игровое (детское, обрядовое, танцевальное и др.), соревновательное (при активной реакции публики). Народно-песенные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке. Музыкальный фольклор народов России и других стран: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки, получившие широкое распространение в музыкальной культуре других народов (полька, вальс, полонез и др.). Духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Духовная музыка в эпоху Средневековья: знаменный распев. Превращение песен в симфонические мелодии.
Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Роль фольклора как основа профессионального музыкального творчества. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов. Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их творение в творчестве М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (В.А. Моцарт). Отличительные черты творчества композиторов - романтиков (Ф. Шуберт, Э. Григ). Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (ноктюрн и др.), соната, симфония и др. Знакомство с наиболее яркими произведениями отечественных композиторов академической направленности (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов, Р.К. Щедрин, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке) и зарубежных композиторов (К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, Б. Ьриттен, А. Шенберг).
Представления о музыкальной жизни России и других стран. Выдающиеся российские исполнители: Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, С.Т. Рихтер, Э.Г. Гилельс, Д.Ф. Ойстрах, Е.А. Мравинский, Е.Ф. Светланов, А.В. Свешников и др. Творчество отечественных композиторов-песенников, ставшее «Музыкальным символом» своего времени (И.О. Дунаевский, А.В. Александров). Международный музыкальный конкурс исполнителей имени П.И. Чайковского. Всемирно известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург), Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-Опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-Опера (США, Нью-Йорк). Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины. Центры отечественной культуры и музыкального образования: Музей Музыкальной Культуры имени М.И. Глинки, Московская Государственная Консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская Государственная Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. Вечная тема в искусстве. Взаимосвязь музыки литературы и изобразительного искусства. Выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский Народный Академический Хор имени М.Е. Пятницкого, Русский Народный Хор имени Александрова, Русский Народный Академический Оркестр имени Н.П. Осипова, Государственный Академический Оркестр Ленинградской Филармонии.
Музыкально-пластическое движение. Обогащение опыта индивидуально-личностной передачи музыкального образа в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными. Инструментальное музицирование. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах. Инструментальная импровизация. Создание инструментальных композиций на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений. Музыка и современные технологии. Использование информационно-музыкальных технологий для создания, аранжировки, записи и воспроизведения музыкальных произведений. Расширение опыта творческой деятельности в музицировании на электронных инструментах. Поиск музыкальных произведений в сети интернет.
Перечень учебно-методического обеспечения:
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: В связи с отсутствием учебников будет частично привлекаться учебно-методические Музыка. 5 класс: поурочный планы по ученику Т.И. Науменко, В.В. Алеева / авт. -сост. В.М. Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006. -154с.
Использование учено-методического комплекта: Описание места предмета в учебном плане:
Программа рассчитана: на 34 часа, 1 час в неделю, согласно Базисному учебному (общеобразовательному плану) плану.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА.
-
знать специфику музыки как вида искусства;
-
понимать значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;
-
знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-
знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки;
-
знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей;
-
уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать муз. произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении муз. произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов;
-
различать звучание муз. инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
-
размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
-
определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.
Учебно-тематический план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Количество контрольных и практических работ
1
«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?»
16
2
«Можем ли мы увидеть и услышать музыку?»
18
Итого:
34
Календарно-тематическое (поурочное) планирование.
№
Дата
Тема урока/раздел программы
Требования к уровню подготовки учащихся
Вид контроля
1
Искусство в нашей жизни.
Знать: виды искусств; о музыке как виде искусств; песню «О России» В. Локтева и О. Высотской.
Уметь: отличать музыку от других видов искусств.
2
Что я знаю о песне?
Знать: взаимосвязь музыки и речи; песню «Просьба» А. Пахмутовой и Н. Добронравова; понятия по теме.
Уметь: находить взаимодействия между музыкой и литературой, музыкой и изобразительным искусством; определять главные отличительные особенности музыкальных жанров.
3
Как сложили песню?
Знать: взаимосвязь слов и мелодий в народной песне; народное музыкальное творчество; песню « Просьба» А. Пахмутовой и Н. Добронравова.
Уметь: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
4
Песни без слов
Знать: что такое вокализ и вокал, инструментальная музыка; жанры светской музыки: вокальная музыка (романс); камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.); развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве С.В. Рахманинова.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке.
5
Дружная жизнь песни
Знать: понятие по теме: романс; романс «Жаворонок» М.И. Глинки.
Уметь: интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
6
Жанр кантаты
Знать: особенности строения и исполнения кантанты; понятия: мажор, минор, кантата; виды хоров.
Уметь: характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
7
Опера
Знать: историю рождения и создания этого жанра - оперы; творчество Н.А. Римского-Корсакова.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; отличать жанры музыки.
8
Балет
Знать: жанр-балет; известные театры оперы и балета: Большой театр (Россия, Москва), Мариинский театр (Россия, С.-Петербург), Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-Опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-Опера (США, Нью-Йорк).
Уметь: отличать друг от друга все жанры музыки.
9
Превращение песен в симфонические мелодии
Знать: понятия: симфония, симфоническая музыка, оркестр и музыкальные инструменты, интонация.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке.
10
Музыка- главный герой сказки
Знать: виды музыкальных инструментов; закономерную связь сказки и музыки.
Уметь: находить взаимодействия между музыкой и литературой; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
11
Почему сказки и песни о силе музыки есть у всех народов мира.
Знать: музыку разных народов мира; музыкальные инструменты народов мира.
Уметь: по определенным признакам отличать музыку народов мира; уметь показать популярность сюжета о силе музыки у разных народов мира.
12
Музыка - главный герой басни
Знать: дать понятие квартет; виды музыкальных инструментов; творчество А.П. Бородина; виды и жанры музыки (камерная музыка).
Уметь: показать, что музыкальные звуки досказывают то, что можно иногда между строк поэзии, дорисовывают поэтический мир произведения.
13
Чудо музыки в повестях К.Паустовского
Знать: песню М. Таривердиева «Маленький принц»; творчество П.И. Чайковского; понять, что музыка и литература взаимно дополняют и усиливают друг друга.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке.
14
«Я отдал молодежи жизнь, работу, талант» (Э.Григ)
Знать: творчество Э. Грига; динамические оттенки музыки; понятие - концерт; виды концертов.
Уметь: воспринимать музыку и жизнь; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке.
15
Музыка в жизни героев Гайдара
Знать: понятие - романс, музыкально-пластическое движение; инструментальное музицирование.
Уметь: индивидуально-личностно передавать музыкальный образ в его выражении пластическими средствами, в том числе танцевальными. расширять опыт творческой деятельности в музицировании на элементарных инструментах; учиться создавать инструментальные композиции на основе знакомых мелодий из вокальных и инструментальных произведений.
16
Музыка в кинофильмах
Знать: понятие - гамма, ноты, октавы.
Уметь: воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой; интуитивно, а затем и в определенной мере осознанно исполнить произведение (при пении соло, в музыкально-пластической деятельности, в игре на музыкальном инструменте) в своей исполнительской трактовке; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
17
Можем ли мы увидеть музыку
Знать: песню «Орленок» В.Белого и Я. Шведова; понятия - синкопа.
Уметь: видеть взаимосвязь музыки и живописи через образное восприятие жизни; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
18
Музыка передает движения
Знать: песню «Крылатые качели» Е. Крылатова и Ю. Энтина; виды искусства.
Уметь: понимать, что музыка в союзе с другими искусствами помогает произведениям лучше раскрыться; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
19
Богатырские образы в искусстве
Знать: шведскую народную песню «Три парня».
Уметь: понимать, как музыка и изобразительное искусство разными путями идут к созданию одного и того же образа; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
20
Героические образы в искусстве
Знать: «Песню о маленьком трубаче» С. Никитина; понятие - кориолан; контату С. Прокофьева «Александр Невский».
Уметь: чувствовать, в каких случаях (произведениях) музыка может возбудить в нашем сознании героические образы; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
21
Музыкальный портрет
Знать: творчество «Могучей кучки»; понятия - музыкальный портрет, скерцо, оперный ансамбль.
Уметь: сопоставлять произведения живописи и музыки; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
22
Музыкальный портрет
Знать: творчество «Могучей кучки»; творчество М.П. Мусоргского; песню Г. Струве и И. Исаковой «Песня».
Уметь: сопоставлять музыкальные и литературные произведения; почувствовать, что каждый момент услышать музыку при соприкосновении с природой или живописными картинами; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
23
Музыкальный портрет
Знать: выдающиеся российские музыкальные коллективы: Русский Народный Академический Хор имени М.Е. Пятницкого, Русский Народный Академический Оркестр имени Н.П. Осипова, Государственный Академический Оркестр Ленинградской Филармонии.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
24
Картины природы в музыке
Знать: смысл выражения «Музыкальный пейзаж»; песню «С чего начинается Родина?» В. Баснера и М. Матусовского.
25
Можем ли мы увидеть музыку?
Знать: понятия - рондо, музыкальная картина, интонация.
Уметь: почувствовать, что каждый момент услышать музыку при соприкосновении с природой или живописными картинами; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
26
Можем ли мы услышать живопись?
Знать: понятие «Музыкальность картин»; творчество С. Рахманинова.
Уметь: почувствовать, что каждый момент услышать музыку при соприкосновении с природой или живописными картинами; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения; характеризовать свое внутреннее состояние после его прослушивания свои чувства, переживания и мысли, рожденные этой музыкой.
27
Музыкальные краски
Знать: понятия - духовой оркестр, тембровая окраска, хабанера, сурдина; виды музыкальных инструментов; песню «Погоня» Я. Френкеля.
Уметь: понять, что музыка потому и может изображать картины, что у нее свои краски (средства и приемы выразительности); воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
28
Музыкальная живопись
Знать: понятие - импрессионизм; историю создания струнных инструментов; виды струнных инструментов; центры отечественной культуры и музыкального образования: Музей Музыкальной Культуры имени М.И. Глинки, Московская Государственная Консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская Государственная Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
29
Живописная музыка
Знать: песню А. Журбина и П. Синявского «Планета детства»; понятия - ноктюрн; творчество К.А. Дебюсси; центры отечественной культуры и музыкального образования: Музей Музыкальной Культуры имени М.И. Глинки, Московская Государственная Консерватория имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургская Государственная Консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова.
Уметь: выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
30
Настроение картины и музыки
Знать: виды церковного звона: благовест, трезвон, перезвон, затравка, переборы, погребальный, будничный, праздничный, малиновый.
Уметь: видеть взаимосвязь музыки и живописи через песенность природы и пейзажность РНП; сопоставлять музыкальные и литературные произведения.
31
Многокрасочность и национальный колорит музыкальной картины
Знать: понятия - балет, гуляния, балаган.
Уметь: видеть в музыке и картине множество самых разнообразных контрастных деталей цельной музыкальной картины; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
32
Вечная память искусства
Знать: понятия - икона, всенощная.
Уметь: видеть взаимосвязь иконописи и музыки, воплощение образа матери в светском и духовном; выявлять общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, с произведениями других видов искусства и жизненными истоками.
33
Взаимосвязь музыки, литературы, живописи
Знать: определения; песню С. Богомолова и Э. Колмановского «Красивая мама».
Уметь: видеть в музыке и картине множество самых разнообразных контрастных деталей цельной музыкальной картины; воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.
34
Музыка в жизни общества.
Знать: специфику музыки как вида искусства; знать возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни; знать основные жанры народной и профессиональной музыки; многообразие музыкальных образов и способов их развития; основные формы музыки; знать характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов; имена композиторов и музыкантов-исполнителей.
Уметь: уметь эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; узнавать на слух изученные произведения, выделять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений, выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве разных композиторов; различать звучание музыкальных инструментов, виды хора и оркестра, певческие голоса; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров; устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; размышлять о музыке, анализировать, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; определять свое отношение к музыкальным явлениям действительности.