7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке. 7 класс

Рабочая программа по музыке. 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-гимназия №39»


Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением учителей художественно-эстетического цикла



Протокол № _______

От «__»______________ 2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Е.Ф. Кузьменко

от « ___» ___________2015 г.


«Утверждено»

Директор МБОУ

«Школа-гимназия №39»

______________ В.П. Дюличев

Приказ №______

От «___»___________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО МУЗЫКЕ

Базовый уровень

для 7 «А», «Б», «В» класса

на 2015-2016 учебный год

количество часов в неделю: 1

количество часов в год: 34








Составитель:

учитель музыки

Веселова Л.А.








г. Симферополь,

2015 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа построена и реализуется на основе следующих документов:

1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089)

2. Основной общеобразовательной программы общего среднего образования МБОУ «Школа-гимназия №39»

3. Авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: узыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год).

Для реализации программного содержания используются следующие пособия:

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2011г

  • фонохрестоматия для 7 класса (6 аудио кассет)

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2011г.

  • «Творческая тетрадь «Музыка. 7 класс» М., Просвещение, 2011 г.


При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания - формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

При отборе и выстраивании музыкального материала в программе учитывается его ориентация: на развитие личностного отношения учащихся к музыкальному искусству и их эмоциональной отзывчивости, последовательное расширение музыкально-слухового фонда знакомой музыки, включение в репертуар музыки различных направлений, стилей и школ.

Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития обучающихся учитель создает индивидуальную модель образования на основе государственного образовательного стандарта.

Изучение музыки как вида искусства в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • Развитие музыкальности: музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; о музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении , инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном обращении с высокохудожественной музыкой и в музыкальном самообразовании.

Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 7 класса формулируются на основе закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • привить любовь и уважение к музыке как к предмету искусства;

  • научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

  • привить основы художественного вкуса;

  • научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства (в первую очередь с литературой и изобразительным искусством);

  • обучить основам музыкальной грамоты;

  • сформировать потребность общения с музыкой.

Реализация задач осуществляется через различные виды музыкальной деятельности, главными из которых являются хоровое, ансамблевое и сольное пение. Игра на детских музыкальных инструментах, а также музыкально-ритмические движения, пластическое интонирование. Различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.) и музыкально-драматическая театрализация (разыгрывание песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства).

Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке, в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др. Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой.

Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении учащимися основных пластов музыкального искусства (фольклор, духовная музыка, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) и их взаимодействия с произведениями других видов искусства

Контроль осуществляется в следующих видах:

- входной, текущий, тематический, итоговый.

Формы контроля:

При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.

Виды организации учебной деятельности:

- конкурс, викторина, самостоятельная работа, творческая работа

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанным в основной образовательной программе МБОУ «Школа-гимназия №39». Курс «Музыка» изучается в 7 классе в объеме 34 часа при 1 часе в неделю (34 учебные недели).

Межпредметные связи, преемственность:

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Особенности музыкальной драматургии сценической музыки» и «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз.

Используемые технологии, методы, формы работы, обоснование их использования:

При реализации школьного курса музыки в 5-7 классах учтены материально-технические средства данного образовательного учреждения, а именно:

- организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке и дома;

- осуществление дифференцированного подхода при обучении музыки;

- организация исследовательской (проектной) деятельности.

Виды организации учебной деятельности

Основные виды контроля при организации контроля работы:

Формы контроля:


- экскурсия

- конкурс

- викторина

- самостоятельная работа

- творческая работа

- путешествие


- вводный

- текущий

- итоговый

- индивидуальный

- письменный

-мониторинговый



При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 7 класса предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, классные и внеклассные, а так же наблюдение

- самостоятельная работа

- тест


В 7 классе продолжается работа учащихся над исследовательской проектной деятельностью. Современный проект учащихся - это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности, исследовательских умений и навыков, общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств. Исследовательские проекты являются культурологическими по своему содержанию и межпредметными по типу, так как в них интегрируются несколько предметов. Для исследовательской проектной деятельности рекомендуются следующие темы: «Жизнь дает для песни образы и звуки»; «Музыкальная культура родного края»; «Классика на мобильных телефонах»; «Есть ли у симфонии будущее?»; «Музыкальный театр: прошлое и настоящее»; «Камерная музыка: стили, жанры, исполнители»; «Музыка народов мира: красота и гармония».

В качестве форм контроля могут использоваться творческие задания, анализ музыкальных произведений, музыкальные викторины, уроки-концерты, защита исследовательских проектов.












Учебно-тематический план предмета «Музыка» (7 класс)


п/п

Разделы и темы

Кол-во часов

В том числе:

Контрольные работы.


Особенности драматургии сценической музыки.

17


1

Классика и современность

1


2

В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля.

2


3

4

Опера «Князь Игорь. Русская эпическая опера. Ария князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны.

2


5

6

В музыкальном театре. Балет. Балет «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва.

2


7

8

Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов.

1


9

В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .

2


10

11

Опера «Кармен». Самая популярная опера в мире.Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.

2


12

13

Балет «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора.

1

14

Сюжеты и образы духовной музыки.Высокая месса. «От страдания к радости». Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы «Вечерни» и «Утрени».

1


15

Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда». Вечные темы. Главные образы.

2


16

17

Музыка к драматическому спектаклю.«Ромео и Джульетта». Гоголь-сюита. Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образ «Гоголь-сюиты». «Музыканты - извечные маги».

2

1


Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18


18

Музыкальная драматургия - развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

2


19

20

Камерная инструментальная музыка.Этюд. Транскрипция

2


21

22

Циклические формы инструментальной музыки.

Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле. А.Шнитке.

2


23

24

Соната. Соната №8 («Патетическая») Л.Бетховен, Соната №2С Прокофьева.Соната №11 В.-А.Моцарта.

2


25

26

Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр)Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта.Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича.

нрк.

5


27

28

29

30

31

Симфоническая картина. «Празднества» К.Дебюсси.

1


32

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.

1


33

Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина

1


34

Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок- опер.

«Пусть музыка звучит!» Проверочная работа по темам года.

2

1

35



ИТОГО

35

2



Содержание программы предмета Музыка» 7 класс.

тема I полугодия:

Особенности драматургии сценической музыки. - 17 часов.

Музыка как искусство процессуальное - интонационно-временное, для того чтобы быть воспринятой. Требует тех или иных точек опоры. В так называемой чистой музыке (камерной, симфонической( они даются в виде соотношения музыкально-тематического материала. А в сценических произведениях (опере, балете и др.) намечаются последовательным развёртыванием сюжета, слов (поэтических идей).

Первое полугодие посвящено выявлению музыкальной драматургии сценической музыки. Вниманию учащихся предлагаются оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь» А.П.Бородина в сопоставлении с современным прочтением «Слова о полку Игореве» в балете Б.И.Тищенко; «Порги и Бесс» Дж.Гершвина, «Кармен» Ж.Бизе в сопоставлении с современной трактовкой музыки в балете «Кармен-сюита» Р.К.Щедрина, а также рок-опера «Иисус Христос -суперзвезда» Э.-Л.Уэббера и музыка к драматическим спектаклям.

Каждое из предлагаемых произведений является новацией в музыкальном искусстве своего времени. Учащиеся должны понять ,что эта музыка, к которой надо идти ,в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня и которая сама идёт к нам.


Содержание программы предмета «Музыка» 7 класс (35 ч)

Тема 1 полугодия: « Особенности драматургии сценической музыки »17 часов.

Урок 1. Классика и современность. (1ч) Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.

Вводный урок. Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. Понятия: «классика», «жанр», «классика жанра», «стиль» (эпохи, национальный, индивидуальный).

Урок 2-3. В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин - новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая - судьба народная. Родина моя! Русская земля .(2ч)

Расширение и углубление знаний учащихся об оперном спектакле, понимание его драматургии на основе взаимозависимости и взаимодействия явлений и событий, переданных интонационным языком музыки. Формы музыкальной драматургии в опере. Синтез искусств в опере. Глинка - первый русский композитор мирового значения, симфонически - образный тип музыки, идейность оперы: народ - единая великая личность, сплочённая одним чувством, одной волей.

Урок 4-5. «Опера «Князь Игорь». Русская эпическая опера. Ария Князя Игоря. Портрет половцев. Плач Ярославны». (2ч)

Обобщение представлений учащихся о жанре эпической оперы, усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми). Продолжать знакомить учащихся с героическими образами русской истории.

Урок 6-7.«В музыкальном театре. Балет. Балет Б.И.Тищенко «Ярославна». Вступление. Стон Русской земли. Первая битва с половцами. Плач Ярославны. Молитва. (2ч)

Актуализировать знания учащихся о балете на знакомом им музыкальном материале, раскрыть особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы музыкальной драматургии в балете: классические и характерные танцы, действенные эпизоды, хореографические ансамбли. Основа драматургического развития в балете - идея поиска ответов на вечные вопросы жизни. Значение синтеза различных искусств в балете.

Современное прочтение произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в жанре балета; анализ основных образов балета Б.Тищенко «Ярославна»; сравнение образных сфер балета с образами оперы А.Бородина «Князь Игорь».

Урок 8 .«Героическая тема в русской музыке. Галерея героических образов». (1ч)

Обобщить особенности драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера. Развивать ассоциативно-образное мышление учащихся, актуализация знаний учащихся о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры; расширение интонационного тезауруса в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства.

Урок 9- 10. В музыкальном театре. Мой народ - американцы. Порги и Бесс. Первая американская национальная опера. Развитие традиций оперного спектакля .(2 ч)

Расширение представлений учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов (Дж.Гершвина (США), Ж.Бизе(Франция), Э. -Л. Уэббера (Англия); выявление особенностей драматургии классической оперы и современной рок -оперы. Закрепление понятий жанров джазовой музыки - блюз, спиричуэл, симфоджаз. Лёгкая и серьёзная музыка. Сравнительный анализ музыкальных образов опер Дж.Гершвина «Порги и Бесс» и М.Глинки «Иван Сусанин» (две народные драмы).

Урок 11-12. «Опера Ж.Бизе «Кармен». Самая популярная опера в мире. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо ».(2 ч)

Опера «Кармен» - музыкальная драма, цель которой - выражение сложных эмоциональных состояний, коллизий, событий. Образы главных героев, роль народных сцен.

Урок 13. «Балет Р.К.Щедрина «Кармен - сюита». Новое прочтение оперы Бизе. Образ Кармен. Образ Хозе. Образы «масок» и Тореодора ».(1ч)

Раскрыть особенности музыкальной драматургии балета Р.Щедрина как симфонического способа прочтения литературного сюжета на основе музыки Ж.Бизе; выяснение вопроса о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Сопоставление фрагментов оперы и балета, проследить трансформацию тем главных героев в балете. Драматургическая кульминация балета, проблема типов музыкальной драматургии.

Урок 14. « Сюжеты и образы духовной музыки. Высокая месса. «От страдания к радости».

Всенощное бдение. Музыкальное зодчество России. Образы Вечерни и Утрени».(1ч)

Актуализировать музыкальный опыт учащихся, связанный с образами духовной музыки, познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( на примере «Высокой мессы» И.-С.Баха и «Всенощного бдения» С.В.Рахманинова. Понимание того, насколько интерпретации современных исполнителей отвечают замыслам авторов, в чём их достоинство, а в чём - недостатки в воплощении музыкального образа.

Урок 15 - 16. «Рок - опера Э.Л.Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы. Главные образы. (2ч)

Знакомство с фрагментами рок-оперы Э.-Л.Уэббера; вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; драматургия развития и музыкальный язык основных образов рок-оперы. Приёмы драматургического развития в опере (повтор, контраст, вариационность). Средства драматургического развития музыкальных образов.

Урок 17. «Музыка к драматическому спектаклю. «Ромео и Джульетта». «Гоголь-сюита». Из музыки к спектаклю «Ревизская сказка». Образы «Гоголь-сюиты. Музыканты - извечные маги…». (1ч)

Изучение особенностей музыки к драматическим спектаклям; актуализация жизненно-музыкальных впечатлений учащихся о роли в сценическом действии; выявление контрастности образных сфер театральной музыки; закрепление знаний о взаимодействии

музыки и литературы; понимание выразительности музыкальных характеристик главных героев спектакля или его сюжетных линий.


Тема II полугодия:

Мир образов камерной и симфонической музыки - 18 часов

Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки

Закономерности музыкальной драматургии проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства или различия - в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.

Урок 18-19. «Музыкальная драматургия - развитие музыки». Два направления музыкальной культуры: духовная и светская музыка. (2ч)

Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой им музыки; закрепить понимание таких приёмов развития, как повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.

Обобщить и систематизировать представления учащихся об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки.

Урок 20-21. «Камерная инструментальная музыка. Этюд ,транскрипция». (2ч)

Особенности развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма); знакомство с мастерством знаменитых пианистов Европы - Ф.Листа и Ф. Бузони;

Понятие «транскрипция», «интерпретация» .выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции; осмысление черт музыки эпохи романтизма.

Урок 22 - 23. «Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо. Сюита в старинном стиле А. Шнитке». (2ч)

Особенности формы инструментального концерта, кончерто гроссо; характерные черты стиля композиторов; «полистилистика».

Урок 24. «Соната. Л.В.Бетховен «Соната №8»,В.А.Моцарт «Соната №11», С.С.Прокофьев «Соната №2».(1ч)

Углубленное знакомство с музыкальным жанром «соната»;особенности сонатной формы: экспозиция, разработка, реприза, кода. Соната в творчестве великих композиторов: Л.ван Бетховена, В.А.Моцарта, С.С.Прокофьева.

Урок 24 - 25 «Симфоническая музыка. Симфония №103 («С тремоло литавр») Й.Гайдна. Симфония №40 В.-А.Моцарта».(2ч)

Знакомство с шедеврами русской музыки, понимание формы «сонатное аллегро»

на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках; расширение представлений учащихся об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства.

Урок 26 - 30. Симфоническая музыка. Симфония №103(с тремоло литавр) Й.Гайдна. Симфония №40 В.Моцарта. Симфония №1( «Классическая») С.Прокофьева.Симфония №5 Л.Бетховена, Симфония №8 («Неоконченная») Ф.Шуберта. Симфония №1 В.Калинникова. Картинная галерея. Симфония № 5 П.Чайковского. Симфония №7 («Ленинградская») Д.Шостаковича».- (5ч)

Образы симфонии, идея; личность художника и судьба композитора через призму музыкального произведения. Черты стиля, особенности симфонизма композиторов. Ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении отдельных тем и частей симфонии; сравнить с драматургией музыкально-сценических произведений (оперой Бородина и балетом Тищенко, созданными на основе «Слова о полку Игореве»).

Урок 31. «Симфоническая картина «Празднества» К.Дебюсси». (1ч)

Закрепление представлений учащихся о стиле «импрессионизма»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К.Дебюсси; анализ приёмов драматургического развития в симфонической картине «Празднества», сравнить музыкальный язык «Празднеств» с другими сочинениями на тему праздника.

Урок 32. «Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.Хачатуряна». (1ч)

Вспомнить знакомые концерты (инструментальныеи хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта; определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерта для скрипки и фортепиано» А.Хачатуряна, функции солиста и оркестра, особенности развития образов.

Урок 33. «Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина».(1ч)

Закрепить представления о жанре рапсодии, симфоджазе, приёмах драматургического развития на примере сочинения Дж.Гершвина.

Урок 34 - 35. «Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок-опер. Пусть музыка звучит!». (2ч).

Систематизировать жизненно-музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления учащихся о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции. Презентации исследовательских проектов учащихся. Обобщение фактических знаний учащихся, применение и приобретение новых знаний путём самообразования.


Примерный музыкальный материал 1 полугодия

«Особенности драматургии сценической музыки »

1. Мусоргский М.П. Вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке».

2. Прокофьев С.С. Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта».

3. Бетховен Л. Увертюра «Эгмонт».

4. Уэббер Э.-Л. Ария «Память» из мюзикла «Кошки».

5. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Римский-Корсаков Н.А. Песня Садко из оперы «Садко».

3. Глинка М.И. «Интродукция» и «Полонез» из оперы «Иван Сусанин».

4. Муз. Чичкова Ю., сл. Разумовского Ю. «Россия, Россия».

1. Песня Вани «Как мать убили» из I действия.

2. Ария Вани с хором «Бедный конь в поле пал» из IV действия.

3. Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» из III действия.

4. Каватина и рондо Антониды «Солнце тучи не закроют» из I действия.


1. Песня половецких девушек «Улетай на крыльях ветра» из II действия.

2. «Половецкие пляски» из II действия.

3. «Плач Ярославны» из IV действия оперы.

4. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».

1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия.

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


1. Фрагменты из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица» Чайковского П.И., «Ромео и Джульетта» Прокофьева С.С.

2. Вступление к первому действию.

3. Хор «Стон русской земли» из I действия.

4. Номера балета: «Первая битва с половцами», «Идол», «Стрелы».

5. Муз. Берковского В. и Никитина С., сл. Визбора Ю. «Ночная дорога».


1. Фрагмент 1-ой части «Симфонии №2» («Богатырской») Бородина А.П.

2. Песня Садко «Высота, высота ль поднебесная» из оперы «Садко» Римского-Корсакова Н.А.

3. Кант «Виват».

4. Ария Ивана Сусанина «Ты взойдешь, моя заря!» из IV действия.

5. Хор «Славься» из эпилога оперы.

6. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


1. Гершвин Д. «Хлопай в такт».

2. Гершвин Д. Фрагменты из «Рапсодии в стиле блюз».

3. Гершвин Д. Вступление к опере «Порги и Бесс».

4. Гершвин Д. «Колыбельная Клары».

5. Сл. и муз. Визбора Ю. «Наполним музыкой сердца».


1. Гершвин Д. Песня Порги «Богатство бедняка» и ария «О, Бесс, где моя Бесс».

2. Гершвин Д. Песни Спортинга Лайфа «Это совсем не обязательно так» и «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк».

3. Гершвин Д. Дуэт «Беси, ты моя жена».

4. Гершвин Д. Хор «Я не могу сидеть».

5. Муз. Минкова М., сл. Синявского П. «Песенка на память».

1. Бах И.С. «Шутка» из «Сюиты №2».

2. Бах И.С. Фуга №2 из «Хорошо темперированного клавира».


1. Бах И.С. Фрагменты из «Высокой мессы»: «Kyrie, eleison!», «Gloria», «AgnusDei».

2. Рахманинов С.В. Фрагменты из «Всенощного бдения»: «Придите, поклонимся», «Ныне отпущаеши», «Богородице Дево, радуйся».

3. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».


1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

1. Уэббер Э.Л. Фрагменты из рок-оперы: увертюра, сцена из Пролога и сцена в Гефсиманском саду, песня «Суперзвезда», «Колыбельная Марии Магдалины», хор «Осанна», «Небом полна голова», «Сон Пилата», «Песня царя Ирода», «Раскаяние и смерть Иуды» - по выбору учителя.

2. Сл. и муз. Якушевой А. «Синие сугробы».

1. Кабалевский Д.Б. Фрагменты из музыкальных зарисовок «Ромео и Джульетта»: «Утро в Вероне», «Шествие гостей», «Встреча Ромео и Джульетты».


Примерный музыкальный матерая 2 полугодия

«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки»

1. Русские народные песни: хороводные, плясовые, лирические протяжные, солдатские.

2. Григ Э. «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

3. Свиридов Г. «Романс» из «Музыкальн6ых иллюстраций к повести Пушкина А.С. «Метель».

4. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

1. Бах И.С. «Kyrieeleison» из «Высокой мессы» или фрагменты из «Реквиема» Моцарта В.А.

2. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости».

3. Шуберт Ф. «Аве, Мария».

4. Бородин А.П. «Ноктюрн» из «Квартета №2».

5. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

1. Шопен Ф. Прелюдия, ноктюрн или мазурка.

2. Мендельсон Б. «Песня без слов».

3. Рахманинов С.В. «Прелюдия».

4. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

5. Лист Ф. «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

6. Сл. и муз. Кукина А. «За туманом».

1. Глинка М.И. - Балакирев М. «Жаворонок».

2. Шуберт Ф-Лист Ф. «Лесной царь».

3. Паганини Н. - Лист Ф. «Каприс №24».

4. Бах И.С. - Бузони Ф. «Чакона» для скрипки соло.

5. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

1.ШниткеА. 5-ячасть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

3. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

1.ШниткеА. 5-ячасть «Concerto grosso».

2. Сл. и муз. Кима Ю. «Фантастика-романтика».

3. Шнитке А. «Сюита в старинном стиле»: «Пастораль», «Балет», «Менуэт», «Фуга», «Пантомима».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

1. Глинка М.И. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

2. Бетховен Л. «Соната №8 («Патетическая»)».

3. Шопен Ф. «Этюд №12», «Революционный».

4. Сл. и муз. Егорова В. «Следы».

1. Прокофьев C.C. «Соната №2».

2. Моцарт В.А. «Соната № 11».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».

1. Гайдн Й. «Симфония №103» («С тремоло литавр»).

2. Моцарт В.-А. «Симфония №40».

3. Сл. и муз. Вихарева В. «Я бы сказал тебе».

1. Бетховен Л. «Симфония №5».

2. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

1. Прокофьев С.С. «Симфония №1» («Классическая»).

2. Шуберт Ф. «Симфония №8» («Неоконченная»).

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

1. Чайковский П.И. «Симфония №5».

2. Калиников В. Симфония №1.

3. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

1. Шостакович Д.Д. «Симфония №7» («Ленинградская»), 1 часть.

2. Муз. Френкеля Я., сл. Гамзатова Р. «Журавли».

3. Муз. Соловьева-Седого В., сл. Матусовского М. «Баллада о солдате».

1. Дебюсси К. Симфоническая картина. «Празднества».

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

1. Хачатурян А. «Концерт» для скрипки с оркестром.

2. Сл. и муз. Миляева В. «Весеннее танго».

1. Гершвин Д. «Рапсодия в стиле блюз».

2. Сл. ПляцковскогоМ.и муз. Чичкова Ю. «Дом, где наше детство остается».


Контроль уровня обучения.

№ урока

Тема урока

Вид контроля

Форма контроля

17

«Гоголь - сюита» из музыки А.Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка». Обобщение по разделу I.

Текущий - письменный

Тест

34

Итоговое обобщение по курсу.

Итоговый - письменный

Тест


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса предмета «Музыка» в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/ письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиям. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

90% и более

Отлично

75-90%

Хорошо

50-75%

Удовлетворительно

Менее 50%

Неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

  • Грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения

  • Погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта

  • Недочет - неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания математики. Требовать от учащихся материала, который не входит в школьный курс истории - это, значит, навлекать на себя проблемы, связанные нарушением прав учащегося (« Закон об образовании»)

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляется

Отметка «5»-верное выполнение всех заданий трех уровней

(материал программного уровня, требующий от учеников творческого подхода к решению заданий))

Отметка «4»-верное решение всех заданий первого и второго уровней при невыполнении заданий третьего уровня или выполнение заданий третьего уровня с ошибкой (материал программного уровня образования (частично-поисковый подход к решению))

Отметка «3»-верное решение всех заданий только первого уровня (материал базового уровня образования (репродуктивный уровень))

Отметка «2»- допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере ( незнание основного программного материала)

Отметка «1»- отказ от выполнения учебных обязанностей.

Оценка устных ответов учащихся:

Отметка «5»- полно раскрыто содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником

- изложен материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику

- правильно выполнены рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу

- показано умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания

-продемонстрировано усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков.

- самостоятельный ответ ученика без наводящих вопросов учителя.

Отметка «4» - в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа

- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя

- допущена ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов либо в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя

Отметка «3» - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения,

- достаточные для дальнейшего усвоения программного материала

- имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, в чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя

- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме

- при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков

Отметка «2» - не раскрыто основное содержание учебного материала

- обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала

- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

















Список научно-методической литературы.

  1. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования» (сборник нормативно - правовых документов и методических материалов).,М.,ИЦ «Вентана - Граф»,2008г.

  2. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  3. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  4. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  5. «Музыка в 4-7 классах,/ методическое пособие/ под ред.Э.Б.Абдуллина, М.,Просвещение,1988г.

  6. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  7. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  8. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  9. Григорович В.Б. «Великие музыканты Западной Европы», М., Просвещение, 1982г.

  10. «Как научить любить Родину», М., Аркти, 2003г.

  11. Дмитриева Л.Г. Н.М.Черноиваненко «Методика музыкального воспитания в школе», М., Академия, 2000г.

  12. «Теория и методика музыкального образования детей», под ред. Л.В.Школяр, М., Флинта, Наука, 1998г.

  13. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. «Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях», М., Академия, 2002г.

  14. Абдуллин Э.Б. «Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе», М., Просвещение, 1983г.

  15. Аржаникова Л.Г. «Профессия-учитель музыки», М., Просвещение, 1985г.

  16. Халазбурь П., Попов В. «Теория и методика музыкального воспитания», Санкт-Петербург, 2002г.

  17. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  18. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  19. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  20. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  21. Никитина Л.Д. «История русской музыки», М., Академия,1999г.

  22. Гуревич Е.Л. «История зарубежной музыки», М., Академия,1999г

  23. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. «Русская музыка в школе», М.,Владос,2003г.

  2. Кленов А. «Там, где музыка живет», М., Педагогика, 1986г.

  3. «Веселые уроки музыки» /составитель З.Н.Бугаева/, М., Аст, 2002г.

  4. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании»,/редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999г.

  5. «Музыкальное воспитание в школе» сборники статей под ред. Апраксиной О.А. выпуск №9,17.

  6. «Музыка в школе» № №1-3 - 2007г.,№№1-6 - 2008г., №№1-5 - 2009г.

  7. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  8. «Искусство в школе» № 4 1995г., №№1-4 1996г., №2,4,6 1998г., № 2,3 1999г., № 2,3 2000г.

  9. «Пионерский музыкальный клуб» выпуск №№15,20-24.

  10. Фрид Г. «Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь», М., Советский композитор, 1991г.

  11. Ригина Г.С. «Музыка. Книга для учителя», М., Учебная литература,2000г.

  12. Самигуллина В.М. «Поурочные планы. Музыка 6 класс», Волгоград, Учитель, 2005г

  13. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  14. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  15. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  16. Песенные сборники.

  17. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007 - 176с.

  18. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с.

MULTIMEDIA - поддержка предмета

Учимся понимать музыку. Практический курс. Школа развития личности Кирилла и Мефодия. М.: ООО «Кирилл и Мефодий», 2007.(CDROM)

2. Мультимедийная программа «Соната»Лев Залесский и компания (ЗАО) «Три сестры» при издательской поддержке ЗАО «ИстраСофт» и содействии Национального Фонда подготовки кадров (НФПК)

3. Музыкальный класс. 000 «Нью Медиа Дженерейшн».

4. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

5. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

6. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена.

7. Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»

8.Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"

9. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»

10.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

11.Единая коллекция - ://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

12.Российский общеобразовательный портал - ://music.edu.ru/

13.Детские электронные книги и презентации - ://viki.rdf.ru/

14.Уроки музыки с дирижером Скрипкиным. Серия «Развивашки». Мультимедийный диск (CDROM) М.: ЗАО «Новый диск», 2008.


Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:

  • Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010г.

  • Методическое пособие для учителя «Музыка 7 класс», М., Просвещение, 2009г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2005г

  • Г.П. Сергеева «Музыка. 7 класс» фонохрестоматия. 2 СD, mp 3, М,Просвещение, 2009 г.

  • учебник «Музыка. 7 класс», М., Просвещение, 2008г.


Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс (1 час в неделю, 34 часа в год)

№ п/п

Класс

Дата

Тема урока

Контроль

Содержательные линии урока

Элементы интеграции

Характеристика деятельности уч-ся (УУД)

план

факт

Восприятие музыки

(материал для восприятия и интерпретации)

Практическая художественно-творческая деятельность

(материал для исполнения)

Основные термины, понятия

(теория)

Тема I полугодия: Особенности музыкальной драматургии сценической музыки.

1.

7-А



7-Б



7-В

01.09

01.09

Классика и современность.

Музыка бездонна,

Это значит-

Хвалят иль порочат-

Каждый в ней находит то, что хочет…

Л.Мартынов

Урок изучения и закрепления новых знаний.


И.С.Бах « Токката и фуга ре - минор» Ванесса Мэй «Токката и фуга ре - минор»;

Пол Маккартни,

Дж. Леннонон

«Битлз» «Вчера»

«Листья желтые»

Музыка Р.Паулса, Сл. Я.Петерса

Классическая музыка; классика жанра; стиль; классическая музыка в современной аранжировке; «легкая музыка»;

«серьезная музыка».И.С.БахВанесса Мэй, группа «Битлз».




видеофильм о жизни и творчестве Баха,

портреты исполнителей, выступление Битлз

Понимать роль музыки в жизни человека.

Уметь: - аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека;

- проявлять навыки вокально - хоровой работы.

2.

7-А



7-Б



7-В

В музыкальном театре. Опера.

« Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.«Евгений Онегин»А.С. Пушкин

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Калейдоскоп по страницам истории создания рождения оперы. « Орфей и Эвридика» К.Глюка

Рок - опера « Орфей и Эвридика» А.Журбина.

«Листья желтые»

Музыка Р.Паулса, Сл. Я.Петерса

Музыкальный театр, драма, драматургия, музыкальная драматургия, музыкальный образ, конфликт, этапы сценического действия. Опера, рок - опера, либретто, ария,. К.Глюк, А.Журбин.




иллюстрации картин к легенде об Орфее

Уметь:

- обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

-осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве - традиции и

современности, понимать их неразрывную связь.

3.

7-А



7-Б



7-В

Опера М.И.Глинка

«Иван Сусанин»

Новая эпоха в русском муз. искусстве.

«Вечно в памяти народной будет жить Иван Сусанин".

Урок изучения и закрепления новых знаний.


М.И.Глинка. Опера

«Иван Сусанин»

(фр.: «Судьба человеческая - судьба народная»,

« Родина моя!», Русская Земля» заключительный хор «Славься»)


«Листья желтые»

Музыка Р.Паулса,

Сл .Я.Петерса.

«Родина моя»

Муз. Д.Тухманова


Хор, речитатив, ария, эпилог, романс, муз. портрет, муз. драматургия, художественный образ.

М.И.Глинка.

фрагменты оперы, фильм о Глинке

Портрет Глинки

работы Репина

стихотворение Рылеева «Сусанин»

Иметь представление:

- об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии;


4.

7-А



7-Б



7-В

Опера А.П.Бородин

«Князь Игорь»

Русская эпическая опера.

«Героизм во спасение других - высочайшая форма духовности».

Урок изучения и закрепления новых знаний.


А.П.Бородин. Опера

«Князь Игорь»

(фр. арии «Князь Игорь»)

«Родина моя»

Муз. Д,Тухманова


Музыкальный портрет, ария, музыкальная драматургия, художественный образ

А.П.Бородин


фильм «Князь Игорь» (фр.)

портрет Бородина

Уметь:

-эмоционально - образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения;

-проявлять навыки вокально- хоровой работы.

Иметь представление об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии, музыкальном портрете.

Знать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанрах.

Уметь выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств.

5.

7-А



7-Б



7-В

Опера А.П.Бородин

Князь Игорь»

Русская эпическая опера.

«Герой, совершая подвиг - о славе не думает».

Урок изучения и закрепления новых знаний.


А.П.Бородин. Опера

«Князь Игорь» (фр «Половецкие пляски», «Плач Ярославны»)

«Родина моя»

Муз. Д,Тухманова

Музыкальный портрет, ария, музыкальная драматургия, контраст, художественный образ, А.П.Бородин


фильм «Князь Игорь» (фр.)

литературные выдержки

6.

7-А



7-Б



7-В

В музыкальном театре. Балет.

В мире волшебного танца.

« Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

«Евгений Онегин»


Калейдоскоп по

страницам истории создания рождения балета.

Фр. из балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка» С.С.Прокофьева,

«Спящая красавица» П.И.Чайковского.

«Маленький принц»

Музыка М.Таривердиева,

Слова Н. Добронравов

Балет, пантомима, па- де- де, па- де- труа, гран-па, адажио, классический танец, балетмейстер , рок- балет. Эпоха Возрождения,

С.С.Прокофьев

видеофрагменты балета, портрет Чайковского

Знать:

-характерные черты и образы в творчестве композиторов;

-многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь: выразительно использовать соло (с

сопровождением и без сопровождения)

Знать:

-характерные черты и образы в творчестве композиторов;

-многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь

-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

- выполнять творческие задания.

7.

7-А



7-Б



7-В

В музыкальном театре. Балет.

Образ Родины в балете.

« Родина - мать умей за неё постоять»

Народная пословица



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Б.И.Тищенко. Балет «Ярославна».

(фр. Вступление

«Стон Русской земли», сцена «Первая битва с половцами», «Вежи половецкие»,

«Стрелы», «Плач Ярославны»,

«Молитва».

« Маленький принц»

Музыка М.Таривердиева,

Слова Н. Добронравов



Творческое письменное задание (сенкан)

Балет, пантомима, па- де- де, па- де- труа, гран-па, адажио, классический танец, балетмейстер , рок- балет,

Б.И. Тющенко.

иллюстрации изображений Ярославны

8.

7-А



7-Б



7-В

Героическая тема в русской музыке.

Галерея героических образов

«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…»

Урок изучения и закрепления новых знаний.


М.И.Глинка. Опера

«Иван Сусанин»,

А.П.Бородин. Опера

Б.И.Тищенко. Балет «Ярославна».

«Князь Игорь»

« Маленький принц»

Музыка М.таривердиева,

Слова Н. Добронравов

Творческое письменное зад.

(сочинение - миниатюра)

«О поколении судят по героям, которые ему принадлежат…»




М.И.Глинка, А.П.Бородин,

И.Б.Тющенко


Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

- выполнять творческие задания.

9-10

7-А



7-Б



7-В



7-А



7-Б



7-В

В музыкальном театре. «Мой народ - американцы». Опера Дж.Гершвина. «Порги и Бесс».

«Джаз- герой нашей эпохи».

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Дж.Гершвин. Фр.

«Рапсодия в стиле блюз». Опера «Порги и Бесс».

(фр. из оперы «Порги и Бесс»

«Колыбельная Клары», дуэт «Клары и Бесс», Песня «Богатого бедняка»)




«Надежды маленький оркестрик»

Б.Окуджава

Джаз, блюз, спиричуэлс, импровизация, рапсодия, мюзикл, интонация негритянского фольклора,операДж.Гершвин.

видеофрагмент оперы,

запись пения Окуджавы

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

-крупнейшие музыкальные центры мирового значения. Уметь выразительно исполнять соло (с сопровождением и без него)

11.

7-А



7-Б



7-В

Опера Ж.Бизе « Кармен».

Самая популярная опера в мире.

« Кармен - вся жизнь, вся с веет без теней, без недосказанности…»

Ромен Роллан.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Жорж Бизе «Увертюра» из оперы «Кармен»;

Ария Кармен «Хабанера»;

«Хабанера» в исполнении Джамалы и Влада Павлюка;

Песня Тореодора

в исполнении Дмитрия Хворостовского;

Надежды маленький оркестрик»

Б.Окуджава

Увертюра, муз. образ, ария, хабанера, речитатив, ариозо,новелла,

Ж.Бизе, Джамала, В.Павлюк, Д.Хворостовский, Проспер Мериме.

видеофрагмент оперы

Понимать роль музыки в жизни человека.

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных

композиторов;

-крупнейшие

музыкальные центры мирового значения.

Уметь

-творчески

интерпретировать содержание музыкальных

произведений;

-эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств:

-.выразительно исполнять соло (с сопровождением и без него)




12.

7-А



7-Б



7-В

Балет Р.К. Щедрина

« Кармен - сюита».



« Кармен - вся жизнь, вся веет без теней, без недосказанности…»

Ромен Роллан.

Родион Щедрин. Балет «Кармен - сюита».

1.Вступление.

2. «Выход Кармен и хабанера» №5

3. «Развод караула» №4.

4. «Хозе» №7.

5.Торреро №9.

6.«Адажио» №11

7.Гадание № 12.




Надежды маленький оркестрик»

Б.Окуджава

Сюита, увертюра, муз. образ, хабанера, новелла,

адажио, балет, классический танец, балетмейстер, пантомима.

Р.Щедрин, Ж.Бизе.

фрагменты из балетов

Уметь: проводить

интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

13.

7-А



7-Б



7-В

Сюжеты и образы духовной музыки.

«Бах не старый и не новый, он вечный!» «Он был провидцем тайн и глубин человеческой душевной жизни» Стасов.

Урок изучения и закрепления новых знаний.

И.С.Бах. «Шутка» из Сюиты №2 для флейты и струнного ансамбля и Фугу № 2 из ХТК.

«Высокая месса»: «Kyrie,eleison!»

(№ 1),

«Gloria» (№4),

«Agnus Dei» (№23).

Надежды маленький оркестрик»

Б.Окуджава

Сюита, фуга, месса ХТК, духовная музыка,

И.С.Бах.

Поэтическое произведение о Бахе.

Уметь:

-творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений;

- выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;

Уметь:

-эмоционально образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров;

Выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусств;


14.

7-А



7-Б



7-В

Музыкальное «зодчество» России. «Всенощное бдение».

О, вид смиренный и родной,
Берёзы, избы по буграм.
И, отражённый глубиной,
Как сон столетий, божий храм.
Н. Рубцов.


С.В.Рахманинов. Сюита - фантазия: «Слёзы» и«Светлый праздник».

«Приидите поклонимся» (№1). «Богородице Дево,радуйся» (№6) из двух циклов песнопений» « Всенощное бдение» «Вечерни» и «Утрени».


«Песенка на память»

Муз. М.Минкова,

Слова П Синявского.

Сюита - фантазия, духовная музыка, песнопение, цикл

С.В.Рахманинов.

иллюстрации икон, картина религиозный характер

15.

7-А



7-Б



7-В

Рок - опера Л.Э. Уэббера «Иисус Христос- суперзвезда»

Рок-опера - это сплав истории и современности, сплав, который открыл возможность сближать различные музыкальные стили прошлого и настоящего.

Урок изучения и закрепления новых знаний.



Л.Э.Уэббер.Рок - опера «Иисус Христос - суперзвезда». Фр.: «Увертюра», «Пролог», сцена в «Гефсиманском саду», «Колыбельная Марии». « Небом полна голова»,

«Сон Пилата»,

«Песня царя ирода»,

«Раскаяние и смерть Иуды», «Эпилог».

«Песенка на память»

Муз. М.Минкова,

Слова П Синявского.

Рок - опера (о стилях и направлениях рок музыки).

Л.Э.Уэббер,


Знать / понимать:

- главные особенности содержания музыкального произведения;

Уметь: определять характерные черты музыкального образа, размышлять о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкального произведения.

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека.

16.

7-А



7-Б



7-В

Музыка к драматическому спектаклю « Ромео и Джульетта»

Муз. зарисовки для большого симфонического оркестра.

«Чем чище музыка любви,

Тем громче музыка печали.

Чем громче музыка печали,

Тем выше музыка любви».Б.Окуджава

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Д.Б.Кабалевсий.

Фр. из музыки:

«Утро в Вероне», «Шествие гостей»,

«Встреча Ромео и Джульеты»

(«Лирический танец»).

Ж.Пресгурвика.

Фр. из мюзикла

«Ромео и Джульетта»

«Песенка на память»

Музыка М.Минкова,

Слова П Синявского.

Драматический спектакль, симфонический оркестр,

Д.Б.Кабалевский

О.Роден

«Вечная весна»,

«Ромео и Джульетта»

Знать / понимать:

- главные особенности содержания музыкального произведения;

Уметь: определять характерные черты музыкального образа, размышлять о музыке;

- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкального произведения.

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека.

17.

7-А



7-Б



7-В

« Гоголь - сюита» из музыки А.Г.Шнитке к спектаклю « Ревизская сказка»

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное

в России и за одним разом посмеяться над всем" (Н.В.Гоголь)

Урок закрепление знаний


Альфред Шнитке. «Гоголь - сюита» фрагменты:

1. «Увертюра»;

2. «Детство Чичикова»;

3. «Портрет»;

4. «Шинель»

5. «Чиновники»;

6. «Бал»;

7. «Завещание

«Песенка на память»

Музыка М.Минкова,

Слова П Синявского.

Сюита, увертюра


Знать многообразие музыкальных образов и способов их развития.

Уметь:

-выявлять способности взаимодействия музыки с различными видами искусств.


Тема II полугодия: Особенности драматургии камерной и симфонической музыки.

18.

(1)

7-А



7-Б



7-В

Музыкальная драматургия - развитие музыки.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир великих чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее».

Д.Шостакович.


Л.Бетховен. Фр. финала Симфония № 3

«Героическая», П.И.Чайковский. Фр. финал Симфонии №4. А.П.Бороди «Ноктюрн» из «Квартета № 2»,


«Как здорово»

Музыка и слова

О. Митяева.

Музыкальная драматургия, худ. образ, развитие музыки, форма музыки, варьирование, разработка. секвенция, имитация, симфония, рапсодия

видеофрагмент из фильма «Бетховен»

Понимать роль музыки в жизни человека.

Уметь:

- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;

-проявлять навыки вокально - хоровой работы.

19.

(2)

7-А



7-Б



7-В

Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка.

«Любите музыку, любите!

Она поможет в трудный час

Лишь только руки протяните

Она вам всю любовь отдаст!».

А.Шталовная


И.С.Бах. Хорал «Kyrie,eieison!» из

«Высокой мессы»,

М.Березовский.

Духовный концерт 1-я часть « Не отвержи мене во время старости»

Л.Бетховен.

Соната - фантазия №14.«Лунная»,

М.И.Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье».

«Как здорово»

Музыка и слова

О. Митяева.

Религиозная музыка, светская музыка, знаменный распев, хорал, камерная музыка, соната, трио, квартет, духовный концерт, романс, прелюдия, баллада,

Ноктюрн

.И.С.Бах, М.Березовский, Л.Бетховен, М.И.Глинка.

портреты композиторов, видеофильмы о творчестве композиторов

Знать/понимать: определения

музыкальных жанров и терминов: полифония, хорал, духовный концерт, соната - фантазия, романс. Понимать особенности полифонического изложения музыки.

Уметь: проводить

интонационно-образный

анализ музыки и выявлять принцип ее развития, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

20.

(3)

7-А



7-Б



7-В

Камерная инструментальная музыка: этюд.

Музыка - это посредник между духовной и чувственной жизнью.

Б. Арним

Урок изучения и закрепления новых знаний.


Ф.Шопен.Этюд№12

«Революционный»,

Ф.Лист. Этюд «Метель» из цикла «Этюды высшего исполнительского мастерства».

Г.Свиридов.

«Тройка» из муз. иллюстраций к повести А.Пушкина «Метель»

«Как здорово»

Музыка и слова

О. Митяева.

Этюд, музыкальные иллюстрации, камерная инстр. музыка, Ф.Лист, Ф.Шопен, Г.Свиридов

представить этюд картины о зиме.

Уметь:

-обосновывать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различный стилей и жанров;

- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве - и традиции и современности, понимать их неразрывную связь.

21.

(4)

7-А



7-Б



7-В

Транскрипция. Ф.Лист

Всякая музыка идет от сердца и должна вновь дойти до сердца

Г. Гауптман



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Ф.Лист. Фо-ная транскрипция « Лесной царь» Ф.Шуберта,

Н.Паганини « Каприс № 24»

И.С.Бах .Хорал «Kyrie,eieison!» из

« Высокой мессы»,

М.Березовский.

Духовный концерт 1-я часть « Не отвержи мене во время старости»

И.С.Бах.«Чакона»

«Весеннее танго»

музыка и слова В.А.Миляева

Транскрипция, вокальная баллада, интерпретатор, хорал

Ф.Лист, Ф.Шуберт, Н.Паганини, И.С.Бах, М.Березовский, Ф Бузони

презентации

Знать/понимать: определения

музыкальных жанров и терминов: транскрипция, вокальная баллада, интерпретатор, хорал

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, сравнения различных исполнительских трактовок одного и того же произведения и выявления их своеобразия, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения

22.

(5)

7-А



7-Б



7-В

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо», «Сюита в старинном стиле» А.Шнитке.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


А.Шнитке. Концерт №5(Рондо). «Кончерто гроссо».

«Сюита в старинном стиле»

И.С.Бах. «Чакона» для скрипки соло» транскрипция Ф.Бузони.

«Весеннее танго»

музыка и слова В.А.Миляева

Циклическая форма музыки, концерт, рондо, транскрипция, сюита.

А.Шнитке, И.С.Бах, Ф.Бузони

презентации

Знать:

-об особенностях музыкального языка, музыкальной драматургии;

Уметь:

-эмоционально - образно воспринимать и охарактеризовывать музыкальные произведения

Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.




23.

(6)

7-А



7-Б



7-В

Циклические формы инструментальной музыки.

«…И, яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров».
Н. Заболоцкий


Л.Бетховен. Соната№8

«Патетическая».


«Весеннее танго»

музыка и слова В.А.Миляева

Соната, сонатная форма, экспозиция, интонация, ариозо, адажио, каданс, рондо, вариация, менуэт. Л.Бетховен,

С.Прокофьев, В.А.Моцарт, Ф.Шопен.

Поэтическое произведение о Л.Бетховине

24.

(7)

7-А



7-Б



7-В

Циклические формы инструментальной музыки.



Урок изучения и закрепления новых знаний.

С.Прокофьев. Соната №2 ,

В.А.Моцарт. Соната№11.

Ф.Шопен. Этюд№12

«Революционный».

«Весеннее танго»

музыка и слова В.А.Миляева



«Мой Крым» музыка

Л. Тимощенко, слова Л. Огурцовой.


Соната, принципы муз. развития.

сонатная форма, экспозиция, интонация, ариозо, адажио, каданс, рондо. вариация, менуэт. Л.Бетховен,

С.Прокофьев, В.А.Моцарт, Ф.Шопен.


Уметь: соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусств, размышлять о музыке, высказывать суждения об основной идее,

о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

Знать крымских авторов

25.

(8)

7-А



7-Б



7-В

Симфоническая музыка

«Образ Крыма в музыке, живописи и поэзии»

«Чудесный мир - мой Крым, мой рай, К тебе стремились прикоснуться; Поэт, художник, музыкант, В твоих объятьях окунуться!»


Симфония № 7

« Лунное море»

А.С.Караманов;


«Мой Крым» музыка

Л. Тимощенко, слова Л. Огурцовой.

Проектные задания по группам : 1-«Худож-ники Крыма»;2-« Поэты Крыма»; 3-«

Музыка, пейзаж, художественный образ, искусство, сюита, симфония, концерт ,поэзия.

И.Айвазовский («Фрегат под парусом», «Девятый Вал»).

М.Волошин, (« Вечер у моря» , « Корабли. Вечернее солнце»).

З.Огневич;

26.

(9)

7-А



7-Б



7-В

Симфоническая музыка



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Й.Гайдн. Симфония № 103.

В.А.Моцартю

Симфония № 40

Мой Крым» музыка

Л. Тимощенко, слова Л. Огурцовой.


Симфоническая музыка, сопоставление и контраст музыкальных образов, тремоло, симфонический оркестр

презентации о жизни и творчестве авторов

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки;

- творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений


27.

10

7-А



7-Б



7-В

Симфоническая музыка

«Прокофьевская музыка - родоначальник и душа танца, его Джульетта - моя любимая героиня, средоточение света, духовной чистоты и возвышенности

Г.Уланова

Урок изучения и закрепления новых знаний.

С.Прокофьев.
Симфония №1 « Классичекая»

Л.Бетховен.

Симфония № 5.

Ф.Шуберт.

Симфония №8

«Неоконченная»

В.Баснер.

«На безымянной высоте»

Симфония, построенная в сонатной форме,

Лирико - драматическая симфония.

С.Прокофьев,

Л.Бетховен,

Ф.Шуберт


Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки;

- творчески

интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования

28.

11

7-А



7-Б



7-В

Симфоническая музыка

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках.

И. С. Тургенев

Красота в музыке - в простоте и естественности.

П.Чайковский

Урок изучения и закрепления новых знаний.

В.Калинников.

Симфония № 1.

П.И.Чайковский.

Симфония №5.

Д.Шостакович.

Симфония №7

«Ленинградская»

В.Баснер.

«На безымянной высоте»

В.Калинников.

П.И.Чайковский.

Д.Шостакович.

презентации о композиторах,иллюстрации картин русских художников

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки;

- творчески

интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования


29.

12

7-А



7-Б



7-В

Симфоническая картина

«Празднества» К.Дебюсси.



Музыка побуждает нас красноречиво мыслить.

Р. Эмерсон



Урок изучения и закрепления новых знаний.

К.Дебюсси.

Симфоническая картина «Празднества»

В.Баснер.

«На безымянной высоте»

Симфоническая картина,

К.Дебюсси.

картины французских художников- импрессионистов

Совершенствовать представление о

триединстве музыкальной деятельности.

Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки и выявлять принцип ее развития, о средствах и формах ее воплощения, проявлять навыки вокально - хоровой работы.

30.

13

7-А



7-Б



7-В

Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А.И.Хачатуряна

Из всех искусств музыка - самое человечное и распространенное.

Жан Поль

Урок изучения и закрепления новых знаний.

А.И.Хачатурян.

Концерт для скрипки с оркестром

В.Баснер.

«На безымянной высоте»

Инструментальный концерт, сонатно - симфонический цикл, концерт

картины Сарьяна- армянского художника

Знать об особенностях музыкального языка. музыкальной драматургии. Понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; знакомство с жанрами инструментальный концерт, сонатно - симфонический цикл, концерт

31.

14

7-А



7-Б



7-В

« Рапсодия в стиле блюз».

Джаз и европейский симфонизм.

В моей голове столько мелодий, что не хватит и ста лет, чтоб записать их все на бумаге».

Дж.Гершвин.



Урок изучения и закрепления новых знаний.



Дж.Гершвин.

«Рапсодия в блюзовых тонах»

В.Баснер.

«На безымянной высоте»

Значение творчества Гершвина.

Джаз, рапсодия, симфоджаз

фрагмент мультфильма по музыке Гершвина

Знать: имена выдающихся

отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки.

32.

15

7-А



7-Б



7-В

Музыка народов мира.

Музыка народов Крыма.

Эпиграф урока:

«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К.Паустовский.

Урок изучения и закрепления новых знаний.


«Хайтарма» в исполнении ансамбля «Сенсебиль»

.Велишаев Н.И.

«Гопак», «Казачок», «Сиртаки»


Е.Проскурняк,

Л.Огурцова

«Гимн моей земле».

Хайтарма

Стихотворение «Крымский хоровод» видео фрагменты танцев


Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

-- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров народной музыки.

33.

16

7-А



7-Б



7-В

Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер.



Урок изучения и закрепления новых знаний.

Калейдоскоп по страницам современной музыке. Фрагменты из мюзиклов:

«Метро», «Собор Парижской Богоматери»,

«Чикаго»,«Кошки»,

«Ромео и Джульетта», «Призрак Оперы», «Орфей и Эвридика»

«Норд - Ост».

Е.Проскурняк,

Л.Огурцова

«Гимн моей земле

Хит, шлягер, мюзикла,

рок-оперы

Видео фрагменты

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Уметь:

- эмоционально - образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической музыки.

34.

17

7-А



7-Б



7-В

«Пусть музыка звучит!»

( обобщающий урок)



Произведения на выбор

Исполнение песен на выбор




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал