7


  • Учителю
  • Роль фольклора в музыкальном развитии школьников

Роль фольклора в музыкальном развитии школьников

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Работа будет полезна учителям музыки в средних и основных общеобразовательных школах, а так же учителям начальных классов, которые ведут часы музыки. Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и
предварительный просмотр материала

«Роль фольклора в музыкальном развитии школьников»


Учитель музыки и искусства

Муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17»


Цибин Роман Петрович


В настоящее время детское музыкальное образование, как и вся система образования, ведет активный поиск наиболее прогрессивных форм и методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Современная жизнь настоятельно требует изменения взгляда общества на духовные ценности прошлого, на народно-художественные традиции. Обращение к музыкальному фольклору в воспитании школьников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

Фольклор - источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа. Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность.

Организация фольклорной работы требует от музыкального руководителя сочетания классных и внеклассных форм занятий, их взаимодействие и взаимопроникновение в процессе обучения школьников музыкальному фольклору позволит учителю добиться больших успехов в работе, ученикам же полнее и глубже проникнуться народной художественной культурой. В своей работе педагог может использовать самые различные неформальные способы общения учеников, объединенных общей идеей (например, организацией фольклорного ансамбля, фольклорно-этнографических экспедиций, школьного музея народного творчества, общешкольных фольклорных праздников и др.)

Большая часть населения, особенно городского, воспринимает фольклор с отчуждением, как некую экзотику. И школа, к сожалению, не является исключением. В этой связи перед учителем музыки встает первоочередная задача - найти такие формы фольклорной работы, которые с одной стороны, вызывали бы у ребят живой интерес к народным песням, желание разыгрывать их, и, с другой, - давали бы зримый художественный результат этого творческого процесса в виде публичных выступлений с фольклорными программами.

Вышесказанное позволило сформулировать проблему, обусловило актуальность и определило тему исследования.

Объект исследования - процесс музыкального развития школьников.

Предмет исследования - музыкальное развитие школьников средствами музыкального фольклора.

Цель исследования - определить роль и обосновать преимущества и целесообразность использования музыкального фольклора в процессе музыкального развития школьников.

В соответствии с объектом, предметом и целью исследования сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и музыкально-педагогическую литературу по теме исследования.

  2. Раскрыть сущность понятия «фольклор», выявить особенности его освоения школьниками.

  3. Рассмотреть игру как важную форму освоения музыкального фольклора.

  4. Определить возможность использования фольклора с целью музыкального развития школьников.

Методы исследования: анализ теоретической и методической литературы по избранной теме; обобщение педагогического опыта; формирование выводов; педагогическое наблюдение; анализ практической работы.

В настоящее время специалистами, занимающимися вопросами народной музыкальной педагогики накоплен определенный методический материал и практический опыт. Значительную ценность представляют работы Н.А.Ветлугиной, Л.Горюновой, И.Иглицкой, Л.Л.Куприяновой, и многих других.

Методологической базой исследования послужили идеи Л.Горюновой о методах проведения уроков музыки в школе, И.Иглицкой об изучении русского музыкального фольклора в школе, Л.Л.Куприяновой об идеях формирования исполнительско-творческой деятельности детей, идеи Ю.В.Малышек о значении эстетического воспитания детей и др.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в практической работе.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Во введении обоснованы актуальность, объект и предмет исследования, определены цель и задачи, ведущие к достижению поставленной цели, предложены методы и методологическая основа данной научной работы.

В первой главе представлен теоретический анализ проблемы музыкального развития школьников средствами фольклора - даны характеристики основных понятий, раскрыты особенности освоения фольклора школьниками; выявлена роль игры в данном процессе.

Детский музыкальный фольклор - это оригинальный и многообразный пласт музыкального народного творчества, его богатейшей песенной культуры. Каждый ребенок с первых месяцев жизни соприкасается с колыбельными песнями, потешками, сказками, а затем, подрастая, - со считалками, дразнилками, закличками, играми. Через них он познает окружающий мир, развивается физически и духовно, овладевает родным языком, осваивает первичное фольклорное интонирование.

Главный принцип освоения фольклора - глубоко проникать в сущность фольклорного творчества, в глубинные слои художественного народного мышления и на этой основе как можно полнее раскрывать художественный потенциал каждого приобщающегося к фольклору.

Среди всего жанрового разнообразия фольклора. Более понятными детскому восприятию являются музыкальные фольклорные игры. Существует множество музыкальных фольклорных игр, персонажи которых очень близки и понятны детям. Использование музыкальных фольклорных игр способствует эффективности музыкального развития детей.

Вторая глава посвящена методическому аспекту раскрытия темы - определены основные этапы развития певческого голоса и навыков народного пения у школьников, рассмотрены основные методические приемы работы учителя в детском фольклорном коллективе.

Важно сохранить природное качество детского голоса, физическое здоровье голосового аппарата. Отсюда первая и главная установка - не форсировать звук.

Детская вокальная педагогика отличается от взрослой только практическими приемами, формами и методикой обучения. Принципы же вокального искусства для всех едины. Чтобы помочь детям лучше воспринять предлагаемый материал, важно дать почувствовать ладовую окраску произведения, эмоционально воспринять и пережить его, а затем воспроизвести. Здесь могут помочь образные ассоциации, разбор поэтического текста, направленные на выявление характерной ладовой интонации, созвучной с общим тоном, содержанием произведения.

В заключении сведены результаты проведенного исследования.

Список литературы включает 37 наименований: труды в области педагогики, психологии, музыкальной педагогики и методики.

В приложении представлен практический материал, который был апробирован автором исследования в педагогической деятельности.

И в заключение своего выступления хочется сказать, что деятельность, строящаяся на принципах фольклорного творчества, способствует музыкальному развитию личности, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию.

Мы считаем целесообразным применение основных рассмотренных положений в своей практической работе с целью музыкального развития школьников. Применяя выявленные формы использования фольклора на музыкальных занятиях, мы надеемся добиться положительных результатов.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал