7


  • Учителю
  • Рабочая программа 'Музыка 5-7 класс' на основе примерной программы Сергеевой Г. П. Критской Е. Д.

Рабочая программа 'Музыка 5-7 класс' на основе примерной программы Сергеевой Г. П. Критской Е. Д.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования,  на основе Примерной программы по музыке: Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Шмагина Т.С. Музыка. 1-7 классы. Программы
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по музыке: Сергеева Г.П. Критская Е.Д. Шмагина Т.С. Музыка. 1-7 классы. Программы общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009г.


Цель рабочей программы:

  1. Определить ценности и цели основного общего образования по музыке;

  2. Определить содержания основного общего образования, т.е. элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися, а также степень их трудности;

  3. Определить логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;

  4. Определить уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.


УМК. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта « Музыка»:

  1. Критская, Е. Д. Музыка. 5 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  2. Критская, Е. Д. Музыка. 6 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  3. Критская, Е. Д. Музыка. 7 класс [Текст] : учебник для общеобразовательных учреждений / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  4. Критская, Е. Д. Музыка. 5 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  5. Критская, Е. Д. Музыка. 6 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  6. Критская, Е. Д. Музыка. 7 класс [Текст] : рабочая тетрадь / Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2013.

  7. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 5 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

  8. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 6 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

  9. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс [Ноты] : пособие для учителя / сост. Е. Д. Критская. - М.: Просвещение, 2011.

  10. Музыка. Фонохрестоматия. 5-7 класс / сост. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2010. - диск (MP3).

  11. Сергеева, Г. П. Музыка. Рабочие программы. 1-7 классы [Текст] / Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Т. С. Шмагина. - М. : Просвещение, 2009.

  12. Е.Д. Критская , Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. Уроки музыки. Поурочные разработки. 5-6, 7 классы. - М. Просвещение, 2013.


Цель массового музыкального образования и воспитания - развитие музыкальной культуры школьников как неотъем­лемой части духовной культуры - наиболее полно отража­ет заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного миро­восприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизнен­ном информационном пространстве.

Содержание программы базируется на нравственно-эстети­ческом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постиже­нии школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искус­ства. Искусство, как и культура в целом, предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, ве­личайшее нравственное значение которой, по словам акаде­мика Д. С. Лихачева, «в преодолении времени». Отношение к памятникам любого из искусств (в том числе и музыкаль­ного искусства) - показатель культуры всего общества в це­лом и каждого человека в отдельности. Воспитание деятель­ной, творческой памяти - важнейшая задача музыкального образования в основной школе. Сохранение культурной сре­ды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, социализацию личности учащихся.

В качестве приоритетных в данной программе выдвигают­ся следующие

задачи и направления музыкального образо­вания и воспитания, вытекающие из специфики музыкально­го искусства, закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравствен­но-эстетическому феномену, осознание через музыку жизнен­ных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;


  • воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;

  • освоение языка музыки, его выразительных возможнос­тей в создании музыкального (шире - художественного) об­раза, общих и специфических средств художественной выра­зительности разных видов искусства.

Методологическим основанием данной программы слу­жат современные научные исследования, в которых отража­ется идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечествен­ного музыкального искусства, произведения которого рас­сматриваются в постоянных связях и отношениях с произве­дениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на воспри­ятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценности своей собственной культуры, развивает самосозна­ние ребенка, а также интерес и уважение к культуре других

народов мира.

Преемственность содержания программы V-VII классов с программой «Музыка» для начальной школы выражается в таких аспектах, как:

  • освоение учащимися основных закономерностей му­зыкального искусства - интонационной природы музыки, жанров, стилей, языка произведений народного творчества, музыки религиозной традиции, классики и современной му­зыки;

  • включение в контекст урока музыки широкого культу­рологического пространства, подразумевающего выход за рам­ки музыки;

  • расширение музыкально-слуховых представлений школьников, развитие ассоциативно-образного мышления школьников на основе совершенствования «внутреннего слу­ха» и «внутреннего зрения» путем привлечения образов лите­ратуры, изобразительного искусства;

- формирование способов, умений и навыков творческой деятельности учащихся на основе усвоения особенностей ху­дожественных образов различных видов искусства на уроках музыки.

Основные методические принципы построения програм­мы V-VTI классов:

Принцип увлеченности, согласно которому в основе му­зыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музы­ки, предполагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, его творческое самовыра­жение, активное включение в процесс художественно-образ­ного музицирования.

Принцип триединства деятельности композитора-ис­полнителя-слушателя ориентирует учителя на развитие му­зыкального мышления школьников во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил. В равной мере ис­полнение музыки всегда должно быть связано с ее осознан­ным восприятием и пониманием учащимися того,. как они ее исполнили сами.

Принцип тождества и контраста, сходства и разли­чия реализуется в процессе выявления интонационных, жан­ровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важ­нейшим для развития не только музыкальной культуры уча­щихся, но и культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

Принцип интонационности выступает как ведущий прин­цип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с об­щедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные формы воплощения музыкальных образов (ли­тературные, зрительные, пластические и др.) с опорой на вы­явление жизненных связей музыки.

Принцип диалога культур предполагает знакомство уча­щихся с народной и профессиональной музыкой других на­циональностей на основе ее сопоставления и выявления общ­ности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, твор­ческого почерка представителей разных эпох и культур. Диа­лог учащихся с композиторами (известными и безымянны­ми), исполнителями, слушателями заключается в поиске от­ветов на вечные вопросы: что есть истина, добро, красота? А также выяснение значимости музыкального классического наследия для современного подростка, его духовно-нрав­ственных приоритетов как человека XXI в.

В целом все принципы ориентированы на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентации, эмоцио­нально-эстетического отношения к музыкальному искусству и жизни.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообраз­ны и направлены на полноценное общение школьников с вы­сокохудожественной музыкой в современных условиях широ­кого распространения образцов поп-культуры в средствах массовой информации. Одно и то же музыкальное произве­дение может осваиваться учащимся в процессе слушания и исполнения музыки.

В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

-хоровое, ансамблевое и сольное пение;

-пластическое интони­рование и музыкально-ритмические движения;

-различного рода импровизации (вокальные, ритмические, инструменталь­ные, пластические и др.),

-инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства;

-освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации му­зыкальной речи.

Помимо исполнительской деятельности, творческое нача­ло учащихся проявляется в размышлениях о музыке (ориги­нальность и нетрадиционность высказываний,

личностная оценка музыкальных произведений),

художественных импро­визациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбивших­ся музыкальных произведений),

самостоятельной индивиду­альной и коллективной исследовательской (проектной) дея­тельности и др.


Реализация данной программы предполагает использование тех методов художественной педагогики, которые нашли отражение в научно-методических исследованиях в области музыкальной педагогики (Д. Б. Кабалевского, Э. Б. Абдулли-на, Л. В. Горюновой, А. А. Пиличяускаса, Л. М. Предтеченс-кой, Л. В. Школяр и др.) и получили свое реальное вопло­щение в практике работы учителей музыки.

Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки предполагает организацию такой совмест­ной деятельности учителя и учащихся, при которой содержа­ние произведения осваивается на разных уровнях: а) понима­ние художественной значимости данного сочинения в кон­тексте культурных ценностей эпохи, творчества конкретного композитора, особенностей восприятия, современного слуша­теля; б) осознание нравственной проблематики данного сочи­нения, формирование личностных установок учащихся; в) ус­воение общих (художественно-эстетических) и частных (язы­ковых) свойств музыкального образа, отражающих степень развития позитивного отношения учащихся к эстетическим ценностям. Действие этого метода предполагает активное использование в учебно-воспитательном процессе таких форм общения, как диалог и коллективное обсуждение, дискуссий и др. Учитель при этом выступает как мудрый посредник между музыкой и детьми.

Метод интонационно-стилевого постижения музыки предполагает наличие в деятельности учителя таких действий! которые стимулировали бы учащихся к выявлению интонация однообразной и жанрово-стилевой природы музыки и осво­ению ее как искусства временного, процессуального. Действие этого метода проявляется в намеренном соединении на уроке произведений различных эпох, национальных и ин­дивидуальных стилей, опирается на проблемность вопросов и организацию творческих заданий, направленных на выявле­ние связей и отношений между отдельными художественны­ми явлениями, на развитие способности учащихся «схваты­вать» своеобразие индивидуального воплощения композитора­ми и исполнителями вечных тем искусства. Этому могут способствовать приемы интонационно-образного анализа му­зыки, которая слушается и исполняется на уроках: вокализа­ция, пластическое интонирование музыки, ориентация на нотную запись, импровизации - сочинение интонаций, ме­лодий в определенном жанре и стиле.

Метод эмоциональной драматургии урока используется при разработке учителем музыки сценария урока. Драматур­гия урока (последовательность учебных задач, содержание и объем звучащей музыки, кульминация урока, «последей­ствие», эмоциональный тонус) определяется в зависимости от смысловых акцентов на том или ином музыкальном сочине­нии, конкретных художественных пристрастий учителя и уча­щихся, позитивного отношения школьников к тем или иным видам музицирования, уровня общего и музыкального разви­тия учеников класса. Возможны разработки сценарных пла­нов уроков, построенных по законам музыкальной формы (например, трехчастной, рондо, вариаций). В любой из вы­бранных учителем композиций урока важно не утратить его сугубо музыкальную направленность.

Метод концентричности изучения музыкального мате­риала способствует организации всего музыкального матери­ала, во-первых, на разных отрезках учебных циклов (четверть, год, блоки начальной и основной школы): одни и те же про­изведения повторяются с разными задачами; во-вторых, на конкретном уроке;, когда изучение нового произведения опи­рается на уже известные детям интонации, темы, образы. Это повторение можно сравнить с движением по восходящей кон­центрической спирали, каждый виток которой выявляет но­вые свойства уже знакомого детям сочинения.

Метод забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении) тесным образом связан с предыдущим методом музыкального обучения. Выявляя возможности усвоения детьми новых закономернос­тей музыки, учитель в процессе урока обращается к таким яв­лениям, понятиям, категориям музыкального искусства, кото­рых ранее не было в жизненно-музыкальном опыте детей. Возвращение же к знакомым интонационно-образным анало­гиям, нахождение связей знакомого музыкального материала с новым расширяют музыкальный словарь учащихся, попол­няют запас их жизненно-музыкальных впечатлений.

Метод создания композиций (в форме диалога, музы­кальных ансамблей и др.) направлен на варьирование в про­цессе музыкального обучения различных видов музыкальной деятельности. Их сочетание дает возможность не только уси­лить эмоциональное воздействие музыки на слушателей-школьников, но и совершенствовать навыки коллективного, ансамблевого, сольного исполнения музыки, что способству­ет более глубокому и эмоциональному освоению содержания музыкального искусства.

Метод художественного контекста (выхода за преде­лы музыки) обеспечивает целенаправленную совместную де­ятельность учителя и учащихся по освоению содержания учебно-методического комплекта «Музыка» для V-VII клас­сов. Изучение конкретных музыкальных произведений в кон­тексте культурной жизни того времени, художественных тво­рений других видов искусства (литературы, изобразительного искусства, кино, театра) позволяет учащимся более глубоко постигать содержание музыки, особенности ее языка.

Специфика урока музыки заключается в том, что при доминировании музыки «как искусства интонируемого смыс­ла» (Б. В. Асафьев) ее сюжетно-образные, жанровые, сти­листические, языковые особенности определяют подходы к разработке содержания урока, в котором другие виды искус­ства дополняют и расширяют представления школьников о духовном опыте человечества, помогают осознавать вечные темы искусства и жизни. Нравственно-эстетическая, этичес­кая проблематика концентрируются вокруг художественно-педагогической идеи - содержательного стержня урока му­зыки.

Связь уроков музыки с внеурочными и внешкольными формами работы. Программа не только предполагает изу­чение музыкального искусства на уроках, входящих в инва­риантную часть учебного плана общеобразовательного учреж­дения, но и создает предпосылки для целенаправленной работы по художественно-эстетическому воспитанию школь­ников, подразумевая организацию широкой образовательной среды: выстраивание системы внеурочных и внешкольных ме­роприятий, интеграцию основного и дополнительного обра­зования учащихся.


Исследовательские проекты. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на обоб­щение фактических знаний учащихся, но и на их примене­ние и приобретение новых знаний путем самообразования;! Активное включение школьников в создание тех или иных; проектов дает им возможность осваивать новые способы де­ятельности в социокультурной среде.

Проект («брошенный вперед») - прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Метод проектов в образовании рассматривается как некая альтернатива классно-урочной! системе. Современный проект учащихся - это средство ак­тивизации познавательной деятельности, развития креатив­ности (творческого мышления), исследовательских умений, навыков общения в коллективе, формирования определенных личностных качеств, умения учиться.

Начиная с VI класса в учебники «Музыка» введен раздел;. «Исследовательский проект». Содержание проектов ориентиру­ет учащихся на постижение в индивидуальной и коллективной % деятельности вечных тем искусства и жизни (например, «Об­разы Родины, родного края в музыкальном искусстве», «Обра­зы защитников Отечества в музыке, изобразительном искус­стве, литературе», «Музыка в храмовом синтезе искусств», «На­родная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы», «Авторская песня: любимые барды», «Что такое современность в музыке», «Классика в обработке: поиски и находки» и др.). Задача педагога заключается в том, чтобы в процессе вы­полнения проектов учащихся развивались познавательные интересы, универсальные учебные действия, специальные и общеучебные умения и навыки музыкальной и интеллекту­альной деятельности, опыт рефлексии, адекватной оценки и самооценки выполненного проекта. Учитель не столько учит, сколько воспитывает у школьников умение учиться, направ­ляет их деятельность, подсказывает пути добывания инфор­мации, присвоения знаний и формирования опыта, выступа­ет в роли независимого консультанта. Учащиеся свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения пос­тавленной цели. Они активные участники процесса, а не пас­сивные статисты. Происходит формирование конструктивно­го критического мышления, которому трудно научить при обычной, урочной форме обучения.

В предлагаемых проектах могут взаимодействовать такие формы урочной и внеурочной деятельности учащихся, как индивидуальное и коллективное музицирование, театрализа­ция (драматизация) художественных произведений, жизнен­ных впечатлений школьников, творческие работы: изготовле­ние альбомов, газет, составление коллекций, съемка видео­фильмов, рисование, конструирование, литературное твор­чество (стихи, проза, эссе) и др

Итогом деятельности по проекту может стать письменная творческая работа учащихся, которую они публично защища­ют. Защита проекта может проходить в форме компьютерной презентации, коллективного творческого дела: соревнования команд (КВН), музыкального ринга, всеобуча для родителей, музыкального спектакля (театрализации), представления для младших школьников и др.

Основные критерии оценки ученического проекта:

  • актуальность темы и предлагаемых решений, практичес­кая направленность и значимость работы;

  • полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

  • умение делать выводы и обобщения;

  • самостоятельность суждений, уровень творчества участ­ников проекта, оригинальность раскрытия темы, решений;

  • умение аргументировать собственную точку зрения;

  • художественное оформление проекта (подбор музыкаль­ных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбо­мов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

Полноценная реализация программы требует выявления специфики развития музыкальной культуры конкретного ре­гиона (народное и профессиональное музыкальное искусство, возможности изучения искусства различных религиозных конфессий, особенности музицирования и пр.), а также уста­новления множественных связей с мировой музыкальной культурой. Традиции конкретного региона, так же как и тра­диции школы, могут быть отражены и в содержании уроков музыки, и во внеурочных мероприятиях: в проведении народ­ных праздников, клубов по интересам и др. В них найдет вы­ражение идея интеграции различных видов искусства и мно­гообразие творческой художественно-эстетической деятель­ности учащихся.

Организация внеурочных мероприятий, защита исследова­тельских проектов, посещение театров, концертных залов, му­зеев, центров прикладного искусства, коллективные просмот­ры видеофильмов по музыкальной тематике (оперы, балеты, музыкальные фильмы, мюзиклы) возможны за счет часов школьного компонента. Познавательная деятельность учащих­ся наиболее полно может раскрываться благодаря включению в образовательный контекст эстетического всеобуча для роди­телей.

Результаты освоения программы «Музыка» в V-VII классах

В соответствии со стандартами второго поколения оцени­ванию подлежит опыт эмоционально-ценностного отношения школьников к искусству; знание музыки и знания о музыке;

опыт музыкально-творческой деятельности, проявляющийся в процессе слушания музыки, пения, игры на элементарных детских музыкальных инструментах (в том числе электрон­ных) и др.; способы учебно-познавательной, исследовательс­кой деятельности; коммуникативные умения, способность к контролю и самоконтролю. Важным показателем успешности достижения планируемых результатов является участие школь­ников в различных формах культурно-досуговой деятель­ности класса, школы, округа, региона.

Предметными результатами занятий по программе «Му­зыка» являются:

  • устойчивый интерес к музыке, к художественным тра­дициям своего народа, к различным видам музыкально-твор­ческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;

  • освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;

  • знание основных закономерностей музыкального ис­кусства, умения и навыки в различных видах учебно-творчес­кой деятельности.

Учащиеся научатся:

  • понимать роль музыки в жизни человека; образное со­держание музыкальных произведений, особенности претворе­ния вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драмати­ческие музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к со­ответствующему жанру и стилю - музыка классическая, на­родная, религиозной традиции, современная;

  • эмоционально-образно воспринимать и оценивать музы­кальные произведения различных жанров и стилей классичес­кой и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;

  • понимать специфику и особенности музыкального язы­ка, закономерности музыкального искусства; получать предс­тавление о средствах музыкальной выразительности, музы­кальной драматургии, приемах взаимодействия и развития му­зыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительс­кую интерпретацию замысла композитора;

  • исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;

  • различать простые и сложные жанры вокальной, инстру­ментальной, сценической музыки; находить жанровые парал­лели между музыкой и другими видами искусства;


  • творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, пластическом интонировании, поэтическом слове, изобрази­тельной деятельности;

  • знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений;

  • ориентироваться в нотной записи как средстве фикса­ции музыкальной речи.

Метапредметными результатами изучения музыки явля­ются освоенные способы деятельности, применимые при ре­шении проблем в реальных жизненных ситуациях:

  • сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциа­тивных связей между произведениями разных видов искус­ства;

  • работа с разными источниками информации; стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

  • умение участвовать в музыкально-эстетической жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать (об­щаться, взаимодействовать) со сверстниками при решении различных задач.

Учащиеся научатся:

  • наблюдать за разнообразными явлениями жизни и ис­кусства и оценивать их; выявлять особенности взаимодей­ствия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, театр, кино и др.); раскрывать об­разный строй художественных произведений; находить ассо­циативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

  • передавать Свои впечатления в устной и письменной форме; развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);

  • заниматься музыкально-эстетическим самообразованием при организации культурного досуга, составлении домашней фонотеки, видеотеки, библиотеки и пр., посещении концер­тов, театров и др.;

Кроме того, учащиеся получат представление о крупней­ших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной/художественной жизни в отечественной и за­рубежной культуре.

Личностными результатами изучения музыки являются:

- развитое музыкально-эстетическое чувство,

про­являющееся в эмоционально-ценностном отношении к ис­кусству;


  • реализация творческого потенциала в процессе коллек­тивного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;

  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Учащиеся научатся:

  • высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и идеалам шедевров музыкального искусства прошлого и современности;

  • использовать различные формы индивидуального, груп­пового и коллективного музицирования (пение, пластическое интонирование, импровизация, игра на инструментах);

  • решать творческие задачи, участвовать в исследовательс­ких проектах, художественных событиях школы;

  • проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в музыкально-эсте­тической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музы­кальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).]









ПРОГРАММА

V КЛАСС (34 ч)

В программе рассматриваются разнообразные явления му­зыкального искусства в их взаимодействии с художественны­ми образами других искусств - литературы (прозы и поэ­зии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др.), театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов: «Музыка и литера­тура» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деле­ние учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным сочинением всегда происходит в тесной взаимосвязи с произведениями других видов искусства, что и нашло свое отражение на страницах учебника и творческой! тетради.

Раздел 1. Музыка и литература (17 ч)

Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы, искусства. Интонационные особенности языка народной, I профессиональной, духовной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств худо­жественной выразительности каждого из искусств. Вокальная;

музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в му­зыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, ки­но, на телевидении.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала

Родина. Н. Хрисаниди, слова В. Катанова.

Красно солнышко. П. Аедоницкий, слова И. Шаферана.

Родная земля. Я. Дубравин, слова Е. Руженцева.

Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.

Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой.

Во поле береза стояла; Я на камушке сижу; Запле-тися, плетень; Уж ты, поле мое; Не одна-то ли во по­ле дороженька; Ах ты, ноченька и другие русские народ­ные песни.

Симфония 4 (фрагмент финала). П. Чайковский.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Осень. П. Чайковский, слова А. Плещеева.

Осень. Ц. Кюи, слова А. Плещеева.

Осенней песенки слова. В. Серебренников, слова В. Сте­панова.

Песенка о словах. С. Старобинский, слова В. Вайнина.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.

Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты). А. Лядов.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.

Вокализ. С. Рахманинов.

Вокализ. Ф. Абт.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент). Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепиан­ного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод А. Плещеева.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фраг­менты). В. Гаврилин.

Концерт 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочкам Н. Римский-Корсаков.

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Снег. Из вокального цикла «Земля». М. Славкин, слова Э. Фарджен, перевод М. Бородицкой и Г. Кружкова.

Зима. Ц. Кюи, слова Е. Баратынского.

Откуда приятный и нежный тот звон. Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobis pacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Dignare. Г. Гендель.

Садко. Опера-былина (фрагменты). Н. Римский-КорсА ков.

Сказка о царе Салтане. Опера (фрагменты). Н. РимеН кий-Корсаков.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский. '

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки му-j зыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Дуэт лисы Алисы и кота Базилио. Из музыки к сказ^] ке «Буратино». Музыка и стихи Б. Окуджавы.

Сэр, возьмите Алису с собой. Из музыки к сказке «Али­са в Стране чудес». Музыка и слова В. Высоцкого.

Хлопай в такт! Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус-; ский текст В. Струкова.

Песенка о песенке. Музыка и слова А. Куклина.

Птица-музыка. В. Синенко, слова М. Пляцковского.

Примерный перечень литературных произведений Из Гёте. М. Лермонтов.

Деревня. Стихотворение в прозе. И. Тургенев. Кикимора. Народное сказание из «Сказаний русского на­рода», записанных И. Сахаровым. Венецианская ночь. И. Козлов. Осыпаются листья в садах... И. Бунин. Скучная картина... А. Плещеев. Осень и грусть на всей земле... М. Чюрленис. Листопад. И. Бунин.

О музыкальном творчестве. Л. Кассиль. Щш

Война колоколов. Дж. Родари. Снег идет. Б. Пастернак.

Слово о Мастере (о Г. Свиридове). В. Астафьев. Горсть земли. А. Граши. Вальс. Л. Озеров.

Тайна запечного сверчка. Г. Цыферов. Моцарт и Сальери. Из «Маленьких трагедий» (фрагмен­ты). А. Пушкин.

Руслан и Людмила. Поэма в стихах (фрагменты).

A. Пушкин.

Былина о Садко. Из русского народного фольклора. Щелкунчик. Э.-Т.-А. Гофман.

Миф об Орфее. Из «Мифов и легенд Древней Греции». Музыкант-чародей. Белорусская сказка.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства Натюрморт с попугаем и нотным листом. Г. Теплов. Книги и часы. Неизвестный художник. На Валааме. П. Джогин. Осенняя песнь. В. Борисов-Мусатов. Стога. Сумерки; Вечер. Золотой плес; Над вечным покоем. И. Левитан.

Золотая осень. И. Остроухое.

Осень. А. Головин.

Полдень. К. Петров-Водкин.

Итальянский пейзаж. А. Мордвинов.

Ожидание. К. Васильев.

Полдень. В окрестностях Москвы. И. Шишкин.

Осенний сельский праздник. Б. Кустодиев.

Дворик в Санкт-Петербурге. М. Добужинский.

Песня без слов. Дж.-Г. Баррабл.

Вальсирующая пара. В. Гаузе.

Моцарт и Сальери. В. Фаворский.

Садко. И. Репин.

Садко. Палех. В. Смирнов.

Иллюстрация к былине «Садко». В. Кукулиев.

Садко и Морской царь. Книжная иллюстрация.

B. Лукьянец.

Садко. Иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина. И. Билибин. Волхова. М. Врубель. Новгородский торг. А. Васнецов. Песнь Волжского челна. В. Кандинский. Иллюстрация к сказке «Снегурочка». В. Кукулиев.

Раздел 2. Музыка и изобразительное искусство (17 ч)

Взаимодействие музыки с изобразительным искусством.) Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и, живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Примерный перечень музыкального материала
Знаменный распев.

Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения».| П. Чайковский.

Богородице Дево, радуйся. Из «Всенощного бдения»,! С. Рахманинов.

Любовь святая. Из музыки к драме А. Толстого «Царь! Федор Иоаннович». Г. Свиридов.

Аве, Мария. Дж. Каччини.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.

Аве, Мария. И.-С. Бах -Ш. Гуно.

Ледовое побоище (№ 5). Из кантаты «Александр Невс­кий». С. Прокофьев.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).

Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.

Форель. Ф. Шуберт, слова Л. Шуберта, русский текст В. Костомарова.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.;

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.

Ф


рески Софии Киевской. Концертная симфония для ар­фы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах». И.-С. Бах.

Чакона. Для скрипки соло (ре минор). И.-С. Бах.

Каприс 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (класси­ческие и современные интерпретации).

Concerto grosso. Для двух скрипок, клавесина, подготов­ленного фортепиано и струнных (фрагмент). А. Шнитке.

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Маленькая прелюдия и фуга для органа. И.-С. Бах.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Море. Симфоническая поэма (фрагменты). М. Чюрленис.

Лунный свет. Из «Бергамасской сюиты». К. Дебюсси.

Звуки и запахи реют в вечернем воздухе. Девушка с волосами цвета льна. Прелюдии. К. Дебюсси.

Кукольный кэк-уок. Из фортепианной сюиты «Детский уголок». К. Дебюсси.

Мимолетности 1, 7, 10 для фортепиано. С. Про­кофьев.

Наши дети. Хор из «Реквиема». Д. Кабалевский, слова Р. Рождественского.

Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хован­щина». М. Мусоргский.

Картинки с выставки. Сюита. М. Мусоргский (класси­ческие и современные интерпретации).

Рисунок. А. Куклин, слова С. Михалкова.

Семь моих цветных карандашей. В. Серебренников, слова В. Степанова.

Маленький кузнечик. В. Щукин, слова С. Козлова.

Парус алый. А. Пахмутова, слова Н. Добронравова.

Тишина. Е. Адлер, слова Е. Руженцева.

Музыка. Г. Струве, слова И. Исаковой.

Примерный перечень произведений изобразительного искусства

Чувство звука. Я. Брейгель. Сиверко. И. Остроухое. Покров Пресвятой Богородицы. Икона. Троица. А. Рублев. Сикстинская мадонна. Рафаэль. Богородица Донская. Ф. Грек. Святой князь Александр Невский. Икона. Александр Невский. М. Нестеров.

Александр Невский. Триптих: «Северная баллада», «Алек­сандр Невский», «Старинный сказ». П. Корин.

Весенний этюд; Весна; Цветущие вишни; Дама в кресле; Водоем. В. Борисов-Мусатов.

Пейзаж. Д. Бурлюк.

Бурный ветер. А. Рылов.

Формула весны. П. Филонов.

Весна. Большая вода. И. Левитан.

Фрески собора Святой Софии в Киеве.

Портрет П. Паганини. Э. Делакруа.

П. Паганини. С. Коненков.

Антракт. Р. Дюфи.

Пика Самофракийская.

Восставший раб. Микеланджело.

Свобода, ведущая народ. Э. Делакруа.

Скрипка. Р. Дюфи.

Скрипка. И. Пуни.

Скрипка. К. Петров-Водкин.

Скрипка. Е. Рояк.

Симфония (скрипка). М. Меньков.

Оркестр. Л. Мууга.

Три музыканта. П. Пикассо.

Православные храмы и их внутреннее убранство.

Готические соборы и их внутреннее убранство.

Фуга. Триптих; Сотворение мира; Сказка. Путешест­вие королевны. Триптих; Зима; Соната моря. Триптих. М. Чюрленис.

Впечатление. Восход солнца. К. Моне.

Руанский собор в полдень. К. Моне.

Морской пейзаж. Э. Мане.

Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин. В. Кан­динский.

Композиция. Казаки. В. Кандинский.

Реквием. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Вечно живые. Цикл гравюр. С. Красаускас.

Примерный перечень литературных произведений

Мадонна Рафаэля. А. К. Толстой. Островок. К. Бальмонт. Весенние воды. Ф. Тютчев.

Мне в душу повеяло жизнью и волей... А. Майков. По дороге зимней, скучной... А. Пушкин. Слезы. Ф. Тютчев.

И мощный звон промчался над землею... А. Хомяков, j Загадочный мир звуков Сергея Рахманинова. Н. Бажанова.

Звуки пели, дрожали так звонко... А. К. Толстой. Струна. К. Паустовский. Не соловей - то скрипка пела... А. Блок. Березовая роща. В. Семернин.

Под орган душа тоскует... И. Бунин.

Я не знаю мудрости, годной для других... К. Бальмонт.

Реквием. Р. Рождественский.

Не привыкайте к чудесам... В. Шефнер.

VI КЛАСС (35 ч)

В программе VI класса рассматриваются различные музы­кальные образы, запечатленные в жанрах вокальной, инстру­ментальной и инструментально-симфонической музыки. Му­зыкальный образ - живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках.

Программа состоит из двух разделов: «Мир образов во­кальной и инструментальной музыки» и «Мир образов камер­ной и симфонической музыки».

Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч)

Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музы­ки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кан­тата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инстру­ментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Со­чинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического ор­кестра, синтезатора.

Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы рус­ской духовной и светской музыки (знаменный распев, пар­тесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейс­кой духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кан­тата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.

Примерный перечень музыкального материала Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева. Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова. Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пуш­кина.

Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глин­ка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.

Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.

Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.

Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова на­родные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная! песня.

Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мя соргский.

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Руслан и Людмила. Опера (фрагменты)., М. Глинка.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано.' Ф. Мендельсон.

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Релыптаба, перевод Н. Огарева.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Пле-1 щеева.

Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.

Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.

Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст;

B. Жуковского.

Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.Шестопсалмие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости. Духовный кон­церт (фрагмент). М. Березовский.

Концерт 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).!

C. Рахманинов.

Русские народные инструментальные наигрыши.

Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.

Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.

Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римс­кий-Корсаков.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для ар­фы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-\ действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля».] В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.

Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из во­кального цикла «Времена года». В. Гаврилин.

В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.

Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуд­жавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.

Хоралы 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.

Stabat mater (фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хо­ра, оркестра и для представления на сцене (фрагменты). К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн.

Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей па­мяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.

Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.

Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуд­жавы.

Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.

Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Хари­тонова.

Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.

Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.

Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитанского.

Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.

Снег. Слова и музыка А. Городницкого.

Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.

Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.

Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И. Денисовой.

Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.

Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.

Город Нью-Йорк. Блюз и др.

Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, рус­ский текст Т. Сикорской.

Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, пере­вод С. Болотина и Т. Сикорской.

Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джа­за». М. Минков, слова Д. Иванова.

Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.


Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (17ч)

Жизненная основа художественных образов любого вида;
искусства. Воплощение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразия
и специфика художественных образов камерной и симфони­ческой музыки. Сходство и различие как основной принцип
развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкаль­ных образов на основе их сопоставления, столкновениям
конфликта.

Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музы­ка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный! квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и обра­зов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкаль­ных произведений.

Примерный перечень музыкального материала

Прелюдия № 24; Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шо­пен.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский.

Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен.

Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пей­заж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз.

Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрленис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.

Побудь со мной. Н. Зубов, слова NN.

Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.

Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.

Симфония 4 (2-я часть). П. Чайковский.

Симфония 2 («Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.

Симфония 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.

Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, verum. В.-А. Моцарт.

Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен.

Скорбь и радость. Канон. Л. Бетховен.

Ромео и Джульетта. Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.

Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.

Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.

Увертюра (фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дуна­евский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгно­вений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.

Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. Жуко­вского.

Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.

Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.

Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко.

Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.










VII КЛАСС (34 ч)

Содержательный стержень программы Классика и со­временность». Вечные темы классической музыки и их пре­творение в произведениях разных жанров. Художественные направления, стили и жанры классической и современной музыки.

Особенности музыкальной драматургии и развития музы­кальных образов в произведениях крупных жанров - опере, балете, мюзикле, рок-опере, симфонии, инструментальном концерте, сюите и др. Жанровые и стилистические особен­ности музыкального языка. Единство содержания и формы музыкальных произведений. Стиль как отражение мироощу­щения композитора. Стили музыкального творчества и испол­нения, присущие разным эпохам.

Раздел 1. Особенности драматургии сценической музыки (17 ч)

Стиль как отражение эпохи, национального характера, ин­дивидуальности композитора: Россия - Запад . Жанровое разнообразие опер, балетов, мюзиклов (историко-эпические, драматические, лирические, комические и др.). Взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством в сце­нических жанрах. Особенности построения музыкально-дра­матического спектакля. Опера: увертюра, ария, речитатив, ан­самбль, хор, сцена. Балет: дивертисмент, сольные и массовые танцы (классический и характерный), па-де-де, музыкально-хореографические сцены и др. Приемы симфонического раз­вития образов.

Сравнительные интерпретации музыкальных сочинений, Мастерство исполнителя («искусство внутри искусства»): вы­дающиеся исполнители и исполнительские коллективы. Му­зыка в драматическом спектакле. Роль музыки в кино и на телевидении.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий в освоении учащимися содержания музыкаль­ных произведений.

Примерный перечень музыкального материала

Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.

Порги и Бесс. Опера (фрагменты). Дж. Гершвин.

Князь Игорь. Опера (фрагменты). А. Бородин.

Ярославна. Балет (фрагменты). Б. Тищенко.

Высокая месса си минор (фрагменты). И.-С. Бах.

Всенощное бдение (фрагменты). С. Рахманинов.

Иисус Христос - суперзвезда. Рок-опера (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Кармен. Опера (фрагменты). Ж. Бизе.

Кармен-сюита. Балет (фрагменты). Ж. Бизе - Р. Щедрин.

Празднества. Из симфонического цикла «Ноктюрны». К. Дебюсси.

Гоголь-сюита. Музыка к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя. А. Шнитке.

Родина моя. Д. Тухманов, слова Р. Рождественского.

Дом, где наше детство остается. Ю. Чичков, слова М. Пляцковского.

Дорога добра. Из телевизионного фильма «Приключения маленького Мука». М. Минков, слова Ю. Энтина.

Небо в глазах. С. Смирнов, слова В. Смирнова.

Рассвет-чародей. В. Шаинский, слова М. Пляцковского.

Только так. Слова и музыка Г. Васильева и А. Иващенко.

Синие сугробы. Слова и музыка А. Якушевой.

Ночная дорога. С. Никитин, слова Ю. Визбора.

Исполнение желаний. Слова и музыка А. Дольского.

Тишь. Слова и музыка А. Загота.

Наполним музыкой сердца. Слова и музыка Ю. Визбора.

Спасибо, музыка. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.

Песенка на память. М. Минков, слова П. Синявского.

Образцы музыкального фольклора разных регионов ми­ра (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).


Раздел 2. Особенности драматургии камерной и симфонической музыки (17 ч)

Сонатная форма, симфоническая сюита, сонатно-симфонический цикл как формы воплощения и осмысления жиз­ненных явлений и противоречий. Сопоставление драматургии крупных музыкальных форм с особенностями развития музы­ки в вокальных и инструментальных жанрах.

Стилизация как вид творческого воплощения художест­венного замысла: поэтизация искусства прошлого, воспроиз­ведение национального или исторического колорита. Тран­скрипция как жанр классической музыки.

Переинтонирование классической музыки в современных обработках. Сравнительные интерпретации. Мастерство ис­полнителя: выдающиеся исполнители й исполнительские кол­лективы.

Использование различных форм музицирования и твор­ческих заданий для освоения учащимися содержания музы­кальных произведений.

Примерный перечень музыкального материала

Соната 11 для фортепиано. В.-А. Моцарт. Соната № 8 («Патетическая») для фортепиано. Л. Бетховен.

Соната 2 для фортепиано (1-я часть). С. Прокофьев.

Симфония 1 (1-я часть). В. Калинников.

Симфония № 103 («С тремоло литавр») (фрагменты). Й. Гайдн.

Симфония № 1 («Классическая») (фрагменты). С. Про­кофьев.

Симфония 40 (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Симфония 5 (фрагменты). П. Чайковский.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.

Симфония № 8 {«Неоконченная») (фрагменты). Ф. Шу­берт.

Симфония № 7 {«Ленинградская») (фрагменты). Д. Шостакович.

Этюды по каприсам Н. Паганини. Ф. Лист.

Чакона. Из Партиты №2 ре минор. И.-С. Бах - Ф. Бузони.

Лесной царь. Ф. Шуберт - Ф. Лист.

Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано. А. Шнитке.

Рапсодия в стиле блюз. Дж. Гершвин.

Концерт для скрипки с оркестром. А. Хачатурян.

Образцы музыкального фольклора разных регцонов ми­ра (аутентичный, кантри, фолк-джаз, рок-джаз и др.).

Россия, Россия. Ю. Чичков, слова Ю. Разумовского.

Журавли. Я. Френкель, слова Р. Гамзатова.

Сыновья уходят в бой. Слова и музыка В. Высоцкого.

День Победы. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.

Вот солдаты идут. К. Молчанов, слова М. Львовского.

До свидания, мальчики. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Баллада о солдате. В. Соловьев-Седой, слова М. Матусовского.

Фантастика-романтика. Слова и музыка Ю.. Кима.

За туманом; Маленький гном. Слова и музыка А. Кукина.

Следы. Слова и музыка В, Егорова.

Весеннее танго. Слова и музыка В. Миляева.

Я бы сказал тебе. Слова и музыка В. Вихарева.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал