7


  • Учителю
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» на основании УМК В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Музыка» на основании УМК В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе:- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего  образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования:
предварительный просмотр материала


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1


«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО

Протокол №______

«___»__________2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_______________

«___»________________2012 г

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор МБОУ « СОШ № 1»

______________

Приказ № ____________


«___»___________________2012 г


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Музыка»

на 2013- 2014 учебный год

6 класс

Срок реализации программы - 1 год

Составлена:

на основании УМК

В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак

«Музыка» 6 класс


Над программой работала:

Солопова О.А.учитель первой категории МБОУ СОШ №1 пос.Тюльган



Оренбург, 2013

Содержание



1

Пояснительная записка

3

1.1

Общая характеристика предмета

3

1.2

Место предмета в учебном плане

3

1.3

Цель и задачи обучения

4

1.4

Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета

4

1.5

Способы контроля и оценивания образовательных достижений

8

2

Содержание учебного предмета

9

3

Учебно-тематическое планирование

10

4

Учебно-методическое, материально-техническое, информационное обеспечение образовательного процесса

15

5

Планируемые результаты изучения предмета

17


Список использованных источников

19




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе:

- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов - М.: Вентана-Граф, 2008. - 264с. - (Современное образование)/;

- примерной программы основного общего образования по музыке.Т.Б.Васильева,И.Н.Иванова. /Музыка. Изобразительное искусство. Мировая художественная культура. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов - М.: Вентана - Граф, 2008. - 111-264с. - (Современное образование)/;

- программы по музыке 6 класс// Музыка. 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений/ В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2010. - С.69-74.


  1. Общая характеристика предмета

Программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности - литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением.

В программе музыка рассматривается не только с точки зрения эстетической ценности, но и с позиции универсального значения в мире, раскрывая её во всем богатстве граней, врастающих в различные сферы бытия, - природу, обычаи, верования, человеческие отношения, фантазии, чувства.

Для программы характерно: системное погружение в проблематику музыкального содержания; рассмотрение музыкального искусства с точки зрения стилевого подхода, применяемого с учетом научных достижений в области эстетики, литературоведения, музыкознания; углубление идеи музыкального образования при помощи учебника; обновление музыкального материала, а также введение параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов.

  1. Место предмета в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 34 ч. в год: 1 час в неделю.

  1. Цель и задачи обучения

Цель программы «Музыка»: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры.

Цель школы: формирование ключевых компетенций учащихся на основе использования методов активного обучения и воспитания.

Цель программы: Духовно - нравственное воспитание учащихся в процессе приобщения к народной и профессиональной музыкальной культуре.

Задачи:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности

на основе вновь приобретённых знаний;

- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о

музыке, собственном творчестве;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- воспитывать культуру мышления и речи.


1.4 Личностные, метапредметные, предметные результаты изучения предмета

Личностные результаты изучения музыки в 6 классе:

  • вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности;

  • понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни;

  • осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог;

  • присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.


Метапредметные:


  • Познавательные УУД:

  • стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка;

  • формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона;

  • расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности;

  • идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий;

  • применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.


  • Регулятивные:

  • Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды.

  • Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, музыкально-ритмическом движении, изобразительной деятельности, слове.

  • Устанавливать вешние связи между звуками природы и звучанием музыкальных тембров

    • Совершенствовать действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

      • Саморегулировать волевые усилия, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

      • Развивать критическое отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах;

  • Сравнивать изложение одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках;

  • Коммуникативные:

  • самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

  • совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности;

  • саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании;

  • развитие критического отношение к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах.

  • сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.


Предметные результаты

Знать:

- специфику музыки как вида искусства;

- средства музыкальной выразительности;

- значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;


Уметь:

- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- отражать своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний;

- узнавать на слух изученные произведения;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- исполнять более сложный ритмический рисунок - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм.

Владеть:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;

- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.

1.5 Способы контроля и оценивания образовательных достижений (текущего, рубежного, итогового)


Критерии оценки устной формы ответов учащихся:

1. Активность участия.

2. Развернутость ответов.

3. Самостоятельность.

4. Творческий подход суждений.


Критерии оценки творческой работы

  1. Как учащиеся воспринимают музыку и размышляют о ней;

  2. Умение выразительного исполнения песни;

  3. Умение пластически интонировать и выполнять музыкально-ритмические движения;

  4. Выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.


Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.


Формы контроля уровня обученности:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест.


  1. Содержание учебного предмета «Музыка» 6 класс.

Музыка как вид искусства (29 часов)

Какой бывает музыка. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Единство музыкального произведения. В чём сила музыки. Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки». «Вначале был ритм». О чём рассказывает музыкальный ритм. «Мелодия - душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает» нас самих. Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Тонкая палитра оттенков. Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Красочность музыкальной гармонии. Эмоциональный мир музыкальной гармонии. Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры. Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Громкость и тишина в музыке. Тембры - музыкальные краски. Соло и тутти. Заключительный урок по теме года «В чём сила музыки».


Представления о музыкальной жизни России и других стран (6 часов)

«Музыка души». Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство - память человечества. По законам красоты.

3. Учебно-тематическое планирование


урока


Тема урока/

задания


дата

основные понятия (содержание)


виды учебной деятельности

планируемый результат


Домашнее задание

личностные

мета-

предметные (УУД)

предметные


1

Музыка души.


Постановка проблемы связанной с изучением главной темы года «В чем сила музыки».

Важнейшие аспекты эмоционального воздействия музыки на человека. Музыка она везде и нигде, она живёт в нас и умирает. Как влияет музыка на настроение? Музыка как часть духовного опыта человечества на примере Е.Дога «Вальс» из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»

Работа с текстом учебника.

Слушание произведения и его анализ.


Вокально-хоровая работа, разучивание песни.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

( на личном примере)

Регулятивные: Приводить примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на человека.
Познавательные:
Понимать характерные особенности музыкального языка, его интонационно образную природу; построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, управлять своим поведением.
Коммуникативные
: Размышлять о роли музыки в жизни человека и общества.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Понимать определение «музыка души», уметь характеризовать состояние и настроение.

Привести примеры эмоционального воздействия музыки на человека из собственной жизни.

2

Музыка в жизни, жизнь в музыке.


Мир музыки, сопровождающий человека на протяжении всей его жизни.

Мир вещей и мир музыки

(соотнесение материального и духовного в жизни человека). Предназначение музыки - выражать ценностное отношение человека к миру и к самому к себе с эстетических позиций.


Музыкальный материал:

Моцарт «Симфония №40»

Знакомство с материалами учебника. Прослушивание музыкального примера. Анализ выразительных средств музыки на примере симфонии №40 Моцарта


Хоровое исполнение песни.

Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека и выражать ценностное отношение к миру и к самому себе через мир музыки.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Познавательные: Научиться воспринимать музыкальное искусство как знаковую систему, имеющую специфический, эмоционально-интонационный язык, образные и временные характеристики. Коммуникативные:
Научиться воспринимать содержание музыкального искусства - как систему общечеловеческих ценностей.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека. Приводить примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на чувства и мысли человека на жизнь в целом.

Написать эссе по теме «Музыка в жизни, жизнь в музыке»

3

Искусство и фантазия.


Урок закрепления знаний


Реальность и фантазия в жизни человека.

Претворение творческого воображения в произведениях искусства (на примере вальса - фантазия М.Глинки)

Работа с текстом учебника.

Выписывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание музыки.

Вокально-хоровая работа.

Пропевание

по нотам.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Регулятивные: Анализировать музыкальное сочинение с точки зрения ассоциативно-смыслового содержания. Оценивать собственный эмоциональный отклик и переживание музыки. Познавательные: Понимать механизм воздействия искусства на человека.

Коммуникативные: Принимать участие в коллективной инструментальной и хоровой деятельности.

Осознавать интонационно - образные, жанровые основы музыки как вида искусства.

Подготовить дополительый метериал по ворчеству Михаила Ивановича Глинка.

4

Искусство-память человечества


Возвращение к темам, сюжетам и образам в произведениях искусства разных времен.

Легенда о лете и Мнемозине.

Ощущение времени в произведениях искусства (на примере пьесы «Старый замок» из фортепианного цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргский).

Важнейшие эпохи в истории культуры.

Знакомство с материалом учебника, ответы на вопросы.


Вокально-хоровая работа, разучивание песни.


Слушание произведения и его анализ.

Вырабатывать уважение к музыкальной культуре мира разных времён.

Регулятивные: Выявлять в музыкальном фрагменте специфическую направленность выразительных средств на восприятие слушателя. Исполнять фразы, темы, интонации из полюбившихся произведений. Анализировать приемы развития одного образа в музыкальном произведении.

Познавательные: Рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человека в искусстве. (с учетом критериев представленных в учебнике).

Коммуникативные:

Вступать в диалог с учителем, уметь работать в группе.

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.

Наблюдать за развитием одного образа в музыке.

Привести примеры из творческих биографий композиторов в произведениях которых запечатлены черты эпохи.

5

В чем сила музыки


Характер всеобщего воздействия музыки (на примере второй части Симфонии № 7 Л. Бетховена и Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера)

Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы. Развитие навыков вокально-хорового искусства.

Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека. Оценивать собственный эмоциональный отклик и переживание музыки.

Регулятивные:

Сравнивать музыкальное произведение разных жанров и стилей.

Познавательные: Понимать характерные особенности музыкального языка, его интонационно образную природу.
Коммуникативные: Вступать в диалог с учителем, уметь работать в группе.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.


6

Волшебная сила музыки


Роль музыки и музыкантов в эпоху Античности.

Многоплановость художественных смыслов в музыке оркестрового ноктюрна «Сирены» К.Дебюсси

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа в рабочей тетради. Слушание, определение композитора.

Вокально-хоровая работа. Творческое самовыражение в исполнении песни.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиций правды и красоты.

Познавательные: Понимать механизм воздействия искусства на человека на примере мифа об Одиссее и ноктюрна «Сирены» Дебюсси.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность и ориентацию на других людей, уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.


Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое - ложное, красивое - уродливое). Понимать характерные особенности музыкального языка.

Привести примеры из литературных произведений или из к/ф о массовом воздействии музыки на людей.

7

Музыка объединяет людей


Созидательная сила музыки

(на примере мифа о строительстве г. Фивы).


Преобразующее воздействие музыки

(на примере оды Пиндара).

Работа с тестами, смысловое чтение текста.


Вокальная работа. Разучивание новой песни, проявление личностного отношения при их восприятии.


Продолжение работы над произведениями Л. Бетховена Симфония №9 IV часть.

Действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Регулятивные: Оценивать музыкальное произведение с позиции красоты и правды.

Познавательные: Предугадывать замысел композитора с целью понимания музыкального фрагмента «Ода радости» Бетховена

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Рассказывать о влиянии музыки на человека. Знать определение симфонии, уметь пропевать главные темы симфонии №9 Бетховена.


8

Музыка объединяет людей


Идея человечества и человечности в симфонии №9 Л.Бетховена.


Музыкальная картина современного мира.

Вокальная деятельность.


Хоровое пение.


Слушание произведения, определение деятельности композитора.

Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».


Регулятивные: Давать оценку высказываниям одноклассников, вносить свои коррективы в ответ.

Познавательные: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей

(с учётом критериев, представленных в учебнике). Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Приводить примеры преобразующего влияния музыки


9

Заключительный урок по теме «Тысяча миров музыки»


.


Взаимосвязь музыки с другими искусствами, как различными способами художественного познания мира.


Обобщение полученных знаний.

Музыкальная викторина.

Вокальная деятельность.

Хоровое пение.


Слушание произведения, определение деятельности композитора.

Выражать эмоциональное содержание в музыкальных произведениях и проявлять личное отношение при их восприятии и исполнении.

Регулятивные: Давать оценку высказываниям одноклассников, вносить свои коррективы в ответ.

Познавательные: Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения и их фрагменты.

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.


Уметь определять и правильно употреблять в речи изученные понятия.

10

Единство музыкального произведения


В чём проявляются традиции и новаторство в музыкальном произведении.


Средства музыкальной выразительности, их роль в создании музыкального произведения (на примере Антракта к третьему действию из оперы «Лоэнгрин» Р.Вагнера).

Выполнение творческое задание по музыке композиторов.


Слушание и анализ произведений.


Вокально-хоровая работа.


Разучивание песни.


Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов в частности оперы «Лоэнгрин» Вагнера, с точки зрения общечеловеческих норм.

Регулятивные: Самостоятельно формулировать задание по анализу музыкального фрагмента Р.Вагнер «Лоэнгрин: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать выполненную работу.
Познавательнее: Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.
Коммуникативные: Участвовать в коллективной беседе и исполнительской деятельности.

Понимать значение средств художественной выразительности в создании музыкального произведения.


Владеть отдельными специальными музыкальными терминами, отражающими знание средств музыкальной выразительности.


11

Вначале был ритм


Многообразные проявления ритма в окружающем мире.

Ритм - изначальная форма связи человека с жизнью. Порядок, симметрия - коренные свойства ритма. Жанровая специфика музыкальных ритмов: ритм вальса (на примере вальса И.Штрауса «Сказки Венского леса»).

Знакомство с материалами учебника, умение выделять главное. слушание (анализ и сопоставление) музыкальных фрагментов. Исполнение, просмотр наглядного материала.

Хоровое исполнение песни.

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу в предметной области «музыка».


Регулятивные: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства Познавательные: Поиск необходимой информации в представленных словарях и справочниках.

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

понимать, что ритм является первоосновой жизни: присутствует в живой и неживой природе, а музыкальный ритм наиболее близок природе человека:

12

О чём рассказывает музыкальный ритм


Разнообразие претворения трёхдольности в танцевальных жанрах.

Своеобразие ритма мазурки (на примере мазурки си-бемоль мажор, соч.7 №1 Ф.Шопена).

Церемонная поступь, выраженная в музыке полонеза (на примере полонеза ля мажор, соч.40 №1 Ф.Шопена).

Записывание определений в рабочую тетрадь.


Слушание и работа над произведением.


Учебно-познавательный интерес, желание учиться.

Регулятивные: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жанров и стилей.

Познавательные: Поиск необходимой информации в представленных словарях и справочниках.

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки,

познакомить с особенностями ритма вальса и полонеза на примере произведений И. Штрауса и Ф. Шопена.


13

О чём рассказывает

музыкальный ритм


Претворение испанских народных ритмов в Болеро М.Равеля.

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа в рабочей тетради.

Работа над песней.

Творческое самовыражение в исполнении песни.

Слушание и нахождение связи между художественными образами музыки и другими видами искусств.

Хоровое пение.

Учебно-познавательный интерес, желание учиться

Регулятивные: Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства Познавательные: Поиск необходимой информации в представленных словарях и справочниках. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений в пении, в музыкально-ритмическом движении.

Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками.

Осознавать интонационно-образные жанровые особенности музыки. Знать определения жанра болеро, танец.

14

Диалог метра и ритма


Отличие между метром и ритмом. Особенности взаимодействия между метром и ритмом в «Танце с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

Отвечают на вопросы учителя. Слушание произведения, его восприятия и анализ. Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни. Интонирование.

Формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров.

Регулятивные:

Сопоставлять характерные черты творчества отдельных отечественных и зарубежных композиторов - Л.Бетховена, А.Хачатуряна.

Познавательные: Проявление творческой инициативы и самостоятельности при составлении ответа во время анализа «Танца с саблями» А.Хачатуряна.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Воспринимать разнообразные по смыслу ритмические интонации при прослушивании музыкальных произведений. Понимать характерные особенности музыкального языка и передавать их в эмоциональном исполнении.

15

От адажио к престо


Основные темпы в музыке.

Зависимость музыкального темпа от характера музыкального произведения.

Медленные и величественные темпы, как выразители углубленных образов (на примере органной хоральной прелюдии «Я взываю к Тебе, Господи»).

Зажигательный народный танец Италии -тарантелла (на примере «Неаполитанской тарантеллы» Дж.Россини)

Смысловое чтение - творческая работа над стихотворением А. Городницкого.

Слушание и анализ музыкальных произведений.

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры, понимать свое отношение к шедеврам музыкальной культуры, к искусству и жизни.

Регулятивные: Оценивать свое исполнение песни. Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и изобразительного искусства. Сравнивать и определять музыкальное произведение разных жанров и стилей.

Познавательные: Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
Коммуникативные: Готовность к сотрудничеству с учителем и одноклассниками. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Баха). Осознавать интоннационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки. Знать различные музыкальные темпы и уметь их определять в ходе прослушивании музыкального материала.

16

От адажио к престо

Изменение темпов в музыкальных произведениях (на примере фрагмента «Поёт зима» из «Поэмы памяти С.Есенина» Г.Свиридова)

Вокальная деятельность.


Исполнение песни по выбору.


Слушание: отгадывание произведение на слух, звучавших во 2 четверти. Выполнение контрольно-проверочных заданий.

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры.

Регулятивные: Анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в произведениях разных форм и жанров. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные: Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. Коммуникативные: Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого ученика. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Воспринимать и сравнивать музыкальный язык в произведениях разного смыслового и эмоционального содержания. Наблюдать за развитием одного или нескольких образов в музыке.


17

«Мелодия - душа музыки»


Мелодия - важнейшее средство музыкальной выразительности.

Мелодия как синоним прекрасного.


Проникновенность лирической мелодии в «Серенаде» Ф.Шуберта.

Знакомство с материалом учебника, выделение главного.

Слушание, восприятие, анализ музыкального произведения. Вокальная деятельность, разучивание новой песни.


Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на примере «Серенады» Ф.Шуберта

Регулятивные: Участие в индивидуальных проектах. Познавательные: Применение полученных знаний о музыке и творчестве композиторов.

Коммуникативные: Решение учебных задач в процессе исследовательской деятельности

Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки. Воспринимать характерные черты отдельных композиторов

(Ф.Шуберт).


Создать проект о песенном творчестве Ф.Шуберта

18

«Мелодией одной звучат печаль и радость»


Свет и радость в «Маленькой ночной серенаде» В.А.Моцарта.


Разноплановость художественных образов в творчестве Моцарта.


Выражение скорби и печали Реквиема В. Моцарта (на примере «Лакримоза» Моцарта).

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы.


Просмотр презентации «Жизнь и творчество А. Моцарта».


Слушание и определение роли музыки в жизни человека.


Формирование эмоционально-ценностного отношения к творчеству выдающихся композиторов.

Регулятивные: Развитие критического отношения к собственным действиям в процессе познания музыкального искусства. Познавательные: Расширение представления о связях музыки с другими видами искусства.

Коммуникативные: Воспринимать и соотносить характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (В.А.Моцарта).

Осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критериев, представленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации при прослушивании музыкального произведения. Знать определение серенады.


19

Мелодия «угадывает» нас самих


Взаимодействие национальных культур в музыкальных произведениях. «Русская» в балете «Щелкунчик» П.Чайковского.


Сила чувства, глубокая эмоциональность мелодий П.Чайковского (на примере Па- де-де из балета «Щелкунчик»).

Вокальная деятельность.


Интонирование вокализа.


Слушание и работа над произведением.


Решение тестовых заданий.

Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры

Регулятивные: Совершенствование действия контроля, оценки действия партнера, коллективной и групповой деятельности.

Познавательные: Формирование интереса к специфике деятельности композиторов.

Коммуникативные:

Развитие умений в процессе письменной речи при выполнении диагностических тестов.

Осознавать интонационно образные, жанровые и стилевые основы музыки (с учетом критерии, представленных в учебнике).

Воспринимать и сравнивать различные по смыслу музыкальные интонации.

Воспринимать характерные черты творчества отдельных отечественных композиторов(П.Чайковский)


20

Что такое гармония в музыке


Многозначность понятия гармонии.


Что такое гармония в музыке.


Покой и равновесие музыкальной гармонии в

Прелюдии до мажор из I тома «хорошо темперированного клавира» И.С.Баха

Знакомство с материалами учебника, выделение главной цели.


Слушание, восприятие, анализ музыкальных произведений.


Хоровое исполнение песни.


Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

Познавательные: Находить ассоциативные связи между образами музыки и ИЗО Коммуникативные:

Интерпретировать вокальную музыку в коллективной музыкально- творческой деятельности.

Понимать значение средств художественной выразительности (гармонии) в создании музыкального произведения (с учетом критериев представленных в учебнике).

21

Два начала гармонии


Гармония как единство противоположных начал. Миф о Гармонии. Двойственная природа музыкальной гармонии (взаимодействия мажора и минора, устойчивых и неустойчивых аккордов). Игра «света» и «тени» в Симфонии №40 В.А.Моцарта.

Творческая работа. Импровизация на стихотворение И. Чурдалева «В природе». Слушать, анализировать музыкальное произведение. Хоровое пение.

Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека.

Регулятивные: Сравнивать разнообразные мелодико-гармонические интонации музыки.

Познавательные: Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии) музыку отдельных композиторов прошлого (В.А.Моцарт.

Коммуникативные:

Формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Слушать и понимать точку зрения собеседника.


Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения.

22

Как могут проявляться выразительные возможности гармонии

Гармония как важнейший фактор музыкальной драматургии в опере Ж.Бизе «Кармен». Применение композитором метода «забегания вперед» в увертюре произведения; роль темы роковой страсти в дальнейшем развитии оперы. Ладовый контраст между темами увертюры и темой роковой страсти.

Работа с текстом учебника, поиск ответов на вопросы. Слушание и анализ прослушанных фрагментов.


Творческая работа: музыкальная викторина. Вокальная деятельность: разучивание новой песни.


Эмоционально откликаться на шедевры музыкальной культуры. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания драматических музыкальных образов.

Регулятивные: Анализировать приемы взаимодействия нескольких образов в музыкальном произведении.

Сравнивать особенности музыкального языка

(гармонии) в произведениях, включающих образы разного смыслового содержания. Познавательные: Применение полученных знаний об опере «Кармен» в процессе самообразования, во внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные: Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки.


Воспринимать и осознавать гармонические особенности музыкального произведения. Знать определение опера, знать содержание оперы «Кармен», умение ориентироваться в музыкальных терминах.

23

Красочность музыкальной гармонии


Усиление красочности музыкальной гармонии в произведениях, написанных на сказочно-фантастические сюжеты.


Мозаика красок и звуков в «Шествии чуд морских» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.


Всегда ли гармонична музыкальная гармония.


Что такое дисгармония? Причины её возникновения.

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы.


Работа в рабочей тетради.

Вокальная деятельность: работа над песней.


Творческое самовыражение в исполнении песни.


Слушание и нахождение связи между художественными образами музыки и другими видами искусств.

Осознание особенностей музыкальной культуры русских композиторов «Могучей кучки»

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Развитие критического отношения к собственным действиям в процессе познания музыкального искусства.

Познавательные: Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и визуальных искусств. Коммуникативные: Формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения. Слушать и понимать точку зрения собеседника.


Узнавать по характерным признакам (гармонии) музыку отдельных выдающихся композиторов (Н.А. Римского-Корсакова).


Наблюдать за развитием одного образа в музыке.


24

Мир образов полифонической музыки


Смысл понятия полифония.


Выдающиеся композиторы-полифонисты.


Эмоциональный строй полифонической музыки.


Полифоническая музыка в храме.

Жанр канона; его отличительные особенности.


Полифонический прием «имитация» на примере «Токкаты и фуги ре-минор» И.Баха

Творческая работа: кроссворд (жанры полифонической музыки).


Вокальная деятельность: выражать при исполнении песни свое личностное отношение.


Вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности.

Регулятивные: Анализировать аспекты воплощения жизненных проблем в музыкальном искусстве (с учётом критериев, представленных в учебнике) Познавательные: Стремление к приобретению музыкально слухового опыта, общения с новыми музыкальными произведениями полифонического жанра, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка.

Коммуникативные: Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий.

Осознавать значение искусства в жизни современного человека.


Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Бах, В.А.Моцарт)

Знать определение полифония, гомофония, токката, фуга.

25

Философия фуги


Фуга как высшая форма полифонических произведений.


Интеллектуальный смысл жанра фуги.


Круг образов, получивший воплощение в жанре фуги. И.С.Бах.


Органная токката и фуга ре минор.

Слушание: определить композитора по стилю. Ответы на вопросы учителя, проверка полученных знаний.


Вокальная деятельность: разучивание народной норвежской песни.


Рассуждать о яркости музыкальных образов в музыке. Понимание эстетической функции музыки в жизни людей и общества в целом.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Оценивать собственный эмоциональный отклик и переживание музыки. Познавательные: Узнавать по характерным признакам (интонации, мелодии, гармонии, полифоническим приёмам) музыку отдельных выдающихся композиторов прошлого (И.С.Бах) Коммуникативные: Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной деятельности.


Воспринимать характерные черты творчества отдельных зарубежных композиторов (И.С.Бах)

26

Какой бывает музыкальная фактура


Фактура как способ изложения музыки. Различные варианты фактурного воплощения.


Одноголосная фактура. Мелодия с сопровождением.


«Фактурный узор»: зрительное сходство фактурного рисунка в аккомпанементе с формой цветка сирени на примере романса С.Рахманинова «Сирень»

Творческое задание: музыкальная викторина.


Вокальная деятельность: разучивание немецкой народной песни.

Проявление эмоциональной отзывчивости при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Вхождение в мир духовных ценностей музыкального искусства.

Регулятивные: Сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами интернет.

Познавательные: Расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства.

Коммуникативные:

Решение учебных задач в процессе сотрудничества с учителем в процессе исследовательской деятельности

Исследовать разнообразие и специфику фактурных воплощений в музыкальных произведениях. Знать понятие фактура, романс, аккомпанемент.


27

Пространство фактуры


Стремительное движение фигурационной фактуры в романсе С.Рахманинова «Весенние воды».


Пространство фактуры во фрагменте «Утро в горах» из оперы «Кармен» Ж.Бизе.

Работа в рабочей тетради: выписать определение.


Слушание и анализ музыкальных произведений.


Вокальная деятельность: разучивание новой песни.

Понимание коммуникативной функции музыки в жизни людей. Осознание особенностей музыкального творчества С.Рахманинова

Регулятивные: Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в музыкальной деятельности. Познавательные: Стремление к приобретению музыкально слухового опыта, общения с новыми музыкальными произведениями жанра романс, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка.

Коммуникативные: Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий.

Понимать значение средств художественной выразительности

(фактуры) в создании музыкального произведения (с учетом критериев представленных в учебнике)


28

Тембры - музыкальные краски


Выражение настроений окружающего мира в музыке через тембры.


Характерность тембров скрипки; виолончели; флейты.

Творческая работа: музыкальная викторина.


Просмотр презентации «Композитор - сказочник».


Вокальная деятельность: хоровое пение.


Расширение представлений детей о собственных

познавательных возможностях.

Регулятивные: Совершенствование действий контроля в групповой музыкальной деятельности.

Познавательные: Устанавливать внешние связи между звуками природы и звучаниями музыкальных тембров.

Коммуникативные: Формировать способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях.


Определять тембры при прослушивании инструментальной музыки.


29

Соло и тутти


Сочетания тембров музыкальных инструментов.


Симфонический оркестр, его инструментальные группы на примере отрывка из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» «Три чуда»

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы.

Работа в рабочей тетради.

Вокальная деятельность: работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание и нахождение связи между художественными образами музыки и другими видами искусств.

Выявлять возможность эмоционального воздействия музыки на человека и выражать ценностное отношение к миру и к самому себе через мир музыки.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты. Развитие критического отношения к собственным действиям в процессе познания музыкального искусства.

Познавательные: Стремление к приобретению музыкально слухового опыта, общения с новыми музыкальными произведениями жанра романс, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка.

Коммуникативные: Формировать способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры.

Исследовать разнообразие и специфику тембровых воплощений в музыкальных произведениях. Знать что такое симфонический оркестр, знать группы симфонического оркестра.


30

Громкость и тишина в музыке


Выразительные и изобразительные возможности отдельных тембров и тембровых сочетаний на примере Симфонии №6 IV часть «Гроза. Буря»

Знакомство с материалом учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальное произведение.

Хоровое исполнение песни.

Уважение к творческим достижениям выдающихся композиторов. Присвоение духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов.


Регулятивные: Саморегуляция волевых усилий, способность мобилизации сил в самообразовании.

Познавательные: Применение полученных знаний в процессе самообразования.

Коммуникативные: Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Понимать значение средств художественной выразительности (тембров) в создании музыкального произведения

31

Тонкая палитра оттенков


Выражение композиторами звуков природы в музыкальной динамике на примере произведения К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»


Динамические нарастания и спады в шестой «Пасторальной» симфонии Л.Бетховена.

Слушание музыкального произведения, работа в тетради - «рисование» музыкальных картин, услышанных произведений.


Вокальная деятельность: работа над песней.


Рассуждать об общности и различии выразительных средств музыки и поэзии.

Регулятивные: Анализировать приёмы развития художественного образа в музыкальном произведении Познавательные: Стремление к приобретению музыкального опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями. Познавать приемы развития особенностей музыкального языка.

Коммуникативные: Решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками и учителем.

Устанавливать внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Исследовать разнообразие и специфику динамических воплощений в музык. произведениях


32

По законам красоты


Выразительные возможности динамики в литературе и музыке.


Роль динамических нюансов в создании образов лунной ночи на прмере К.Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты»

Изобразительная роль динамики при характеристике музыкальных персонажей на примере Сен- Санс «Лебедь»

Слушание.

Творческая работа в группах: придумать стихи к пьесе Сен- Санса «Лебедь»

Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Воспитание духовно-нравственных ценностей, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Регулятивные: Самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач во время интонационно-образного анализа произведений.

Познавательные: Идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.

Коммуникативные: Совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки с использованием музыкальных терминов и понятий, ее оценки и представления в творческих формах работы.

Воспринимать и выявлять внешние связи между звуками природы и их музыкально-динамическими воплощениями.

Наблюдать за развитием одного или нескольких музыкальных образов (тем) в произведении

Нарисовать рисунок своих впечатлений на прослушанную музыку.

33

По законам красоты


Преобразующее значение музыки.


Необходимость сохранения и укрепления духовных запросов человека.


Выражение в музыке правды, красоты и гармонии.


Различный смысл выражений «слушать музыку» и «слышать музыку». Т.Альбиони «Адажио»

Устный опрос определений.


Слушание произведения, его восприятия и анализ.


Вокально-хоровая работа, разучивание новой песни.


Интонирование.

Эмоциональное и осмысленное восприятие содержания художественного произведения. Воспитание духовно-нравственных ценностей, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.

Регулятивные: Воспринимать и сопоставлять художественно-образное содержание музыкальных произведений (правдивое, лживое, глубинное поверхностное). Познавательные: Творчески интерпретировать содержание изученного материала в слове, изобразительной деятельности.

Коммуникативные: Формирование способностей вступать в контакт. Вести в дискуссию по поводу различных явлений музыкального искусства.


Оценивать музыкальные произведения с позиции красоты и правды. Свободно ориентироваться в музыкальных терминах. Анализировать музыкальные фрагменты.

Написать эссе по теме: «Что я узнал(а) о преобразующей силе музыки»

34

В чем сила музыки

Заключительный


Коллективное обсуждение вопросов, обобщающих главную тему года: «В чем сила музыки?»;


«Музыка воспитывает в человеке доброе и светлое»;


«В чем причина долговечности искусства?»

Исполнение песен по выбору учащихся. Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Осознавать и рассказывать о влиянии музыки на человека.


Выявлять возможности эмоционального воздействия музыки на человека (на личном примере). Понимание социальной. Духовной, коммуникативной, зрелищной функций музыки в жизни людей, общества и в своей жизни.

.

Регулятивные: Оценивать музыкальные произведения с позиции правды и красоты.

Познавательные: Применение полученных знаний о музыке и музыкантах. О других видах искусства в процессе самообразования и во внеурочной творческой деятельности.

Коммуникативные: Адекватное поведение в различных учебных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в коллективном исполнении песни.


Понимать выразительные особенности музыкального языка в произведениях разного эмоционального и смыслового содержания.



4. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. - 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008- 159с.: ил., нот.

- Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6 класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев; «Дрофа» Москва, 2010.

- Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. «Дрофа», 2009г.

-Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия.


  • MULTIMEDIA - поддержка предмета


- Шедевры музыки. «Кирилл и мефодий», 2001. ООО «Уральский электронный завод».

- Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо», 2002.

- Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями. «Си ЭТС», 2004.

- Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. «Коминфо», 1999.

- Эрмитаж. Искусство Западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт, 1998.

- Музыкальный Бункер. DS Multimedia Production Ltd.1997.

- Импрессионизм в музыке. Директ Медиа Паблишинг. 2007.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста.

  1. Планируемые результаты изучения предмета

Знать/понимать:

- специфику музыки как вида искусства;

- средства музыкальной выразительности;

- значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

- основные жанры народной и профессиональной музыки;

- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов

Уметь:

- определять в прослушанном музыкальном произведении его главные выразительные средства;

- отражать своё понимание художественного воздействия музыкальных средств в размышлениях о музыке;

- находить взаимодействия между музыкой и другими видами искусства, а также между музыкой и жизнью на основе знаний;

- узнавать на слух изученные произведения;

- распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

- исполнять более сложный ритмический рисунок - синкопы, ломбардский ритм, остинатный ритм.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;

- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;

- самостоятельного знакомства с музыкальной культурой и оценки их эстетической значимости;

- определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности.


Список научно-методической литературы.

-Панфилова А.П.Инновационные педагогические технологии. М.: Издательский центр «Академия»,2009.-192с.

- Третьякова Л.С. Страницы русской музыки. М.:»Знание» 1979.

100 балетных либретто, составитель Энтелис Л.А., «Музыка», Ленинград, 1971.

- Владимиров В.Н., Лагутин А.И. Музыкальная литература. М.: Музыка, 1984.

- Пророва И.А. Зарубежная музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

- Прохорова И.А. Советская музыкальная литература. - М.: Музыка, 1972.

-Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Л.В.Золина.- М.: Глобус, 2008..

- Саймон Генри У. Сто великих опер и их сюжеты / Пер. с англ. А. Майкапара; А. Майкапар. Шедевры русской оперы. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998.

- Саминг Д.К. 100 великих композиторов. - М.: Вече, 1999.

- Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юных музыкантов. - СПб: ТОО «Диамант», ООО «Золотой век», 1996.Гульянц Е.И. Детям о музыке: М.: «Аквариум», 1996.

- Должанский А. Краткий музыкальный словарь. М.: «Музыка»,1966.

- Музыка. Большой энциклопедический словарь /Гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.


1




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал