7


  • Учителю
  • Доклад на тему:Знакомство с фольклором и игра на русских народных музыкальных инструментах на раннем этапе обучения детей музыке.

Доклад на тему:Знакомство с фольклором и игра на русских народных музыкальных инструментах на раннем этапе обучения детей музыке.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ФИЛИАЛ ГПОУ «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ» в г. Балашове

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ









ДОКЛАД

«Знакомство с фольклором и игра на русских народных музыкальных инструментах на раннем этапе обучения детей музыке.»









ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:

Меленчук. О. А.













Г.БАЛАШОВ

2016 г.

1.Творчество любого народа представляет историческую ценность для всего человечества. У каждого народа есть те исторические особенности и традиции, которые отличают их друг от друга. Русский народ в своем разнообразии обычаев, традиций, фольклоре, народно-прикладном творчестве, искусстве - во многом превосходит многие страны Европы. Нельзя забывать об этом в нашем современном компьютерном мире. Задача музыкальных школ и школ искусств состоит не только в подготовке учащихся к поступлению в профессиональные музыкальные заведения, но и в пропаганде русского народного музыкального творчества.

2. Классическое наследие как академической, так и фольклорной музыки формируют личность. Творчески ее развивает, учит детей видеть и переживать красоту. Музыка, особенно народная, способна воплотить в себе дух эпохи, характер нации. И классическая музыка, и многие из современных направлений музыкального искусства выросли из народного творчества.

Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.

Педагогу необходимо сделать так, чтобы дети получили возможность душой приблизиться к народной музыке, чтобы на основе знаний и умений, у них возникла потребность в общении с такой музыкой, психологическая потребность к ее восприятию.

3.Другой важной задачей в воспитательно-образовательном процессе средствами музыкального фольклора является ознакомление детей с народным творчеством своей Родины, воспитание чувства патриотизма, товарищества, любви к своей стране. Детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но именно в детстве зарождается любовь к ней. От того, что слышит и видит ребенок в детстве, зависит формирование его сознания и отношение его к окружающему миру. Поэтому система музыкального образования и воспитания должна предусматривать у ребенка чувства сопричастности традициям и духовным ценностям Родины.

Знакомство с фольклором и игра на народных инструментах и дает ребенку возможность разносторонне познать действительность, историю своего народа, черты его характера.

4.Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

5.Все выше перечисленное натолкнуло меня на идею создания детского ансамбля ложкарей «Веселинка» на отделении «Музыкальное искусство детям». Главной задачей для меня стала дополнительная возможность развития музыкальных и творческих способностей учащихся с помощью коллективного музицирования в Ансамбле ложкарей.

Ложки, как и многие другие предметы быта идут по жизни рядом с человеком с незапамятных времен. Являясь принадлежностью обеденного стола, обыкновенные деревянные ложки, как ни странно, с течением времени стали употребляться в народном музицировании, а позднее стали называться народными инструментами. Из истории России мы знаем, что первыми профессиональными исполнителями были скоморохи - бродячие музыканты. Постоянно применяя на занятиях русские народные музыкальные инструменты, я обратила внимание на то, что дети с большим желанием выполняют различные задания не только с деревянными ложками, но и с другими русскими народными музыкальными инструментами: трещотками, коробочками, бубнами, колокольчиками.

Опираясь на собственный опыт работы по музыкальному фольклору я разработала программу по работе с ансамблем ложкарей . В основу этой работы легли «Практический курс игры на русских народных духовых и ударных инструментах», «Методическое пособие Министерства культуры РФ по работе с оркестром русских народных инструментов»

Музыкальная основа программы - различные жанры русского детского фольклора, народные песни и танцы, авторская музыка различных стилей и эпох.

Цель программы:

Воспитание всесторонне развитой, активной личности, реализующей свой творческий потенциал в коллективной форме музицирования; расширение её художественного и общекультурного кругозора посредством народного искусства; сохранение национальных традиций.

Основные задачи:

  • Приобщение детей к народному искусству, культуре.

  • Знакомство с народной музыкой.

  • Привить желание играть на народных инструментах: деревянных ложках и шумовых инструментах.

  • Развитие индивидуальных и творческих способностей ребенка

6.В Ансамбле ложкарей "Веселинка", я стремлюсь создать на уроке педагогические условия для детей, позволяющие чувствовать себя уверенно, спокойно, получать от занятий музыкальным фольклором удовольствие. Этим задачам соответствует работа с ансамблем ложкарей . Основу ансамбля составляют ударные и шумовые народные инструменты, распространенные на всей территории России: ложки, бубен, трещотки, коробочка, рубель, береста.

Радость и удовольствие от совместного музицирования детей с первых дней обучения музыке позволяют развивать творческие способности, формирует слухо-зрительно-двигательной координации.

Каждый ребенок становится активным участником ансамбля, независимо от уровня его способностей и образования на данный момент, что способствует психологической раскованности, свободе, дружелюбной атмосфере в группе среди детей. С первых уроков в ансамбле ложкарей, ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры - синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа, внимательности, ответственности, дисциплинированности и целеустремленности.

Концертные выступления - это итог определенного этапа работы. Дети с огромным удовольствием всегда выступают на концертах, конкурсах, детских праздниках, принимают участие в семинарах.

Занятия в ансамбле сплачивает детский коллектив, повышает у детей чувство ответственности и самооценки, помогает многим преодолеть неуверенность в себе. У детей развивается чувство ритма, музыкальная память, дети учатся слушать исполнение друг друга, анализировать ошибки. Занятия имеют большую роль и в развитии творчества, прививают детям уважение к народным традициям и обычаям.

Выступление Ансамбля ложкарей «Веселинка».

Руководитель Меленчук О.А.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал