- Учителю
- Урок музыки для 5 класса 'Музыка в жизни и творчестве И. А. Крылова'
Урок музыки для 5 класса 'Музыка в жизни и творчестве И. А. Крылова'
Урок музыки для 5 класса.
2 четверть. Музыка и литература. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
Тема урока: Музыка в жизни и творчестве И. А. Крылова.
«Музыкальные» басни Крылова.
Цель урока: Расширить и углубить знания учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере жизни и творчества русского баснописца И. А. Крылова.
Задачи урока:
- развивать в учащихся стремление к общению с музыкальными и литературными произведениями различных жанров;
- приобщать учащихся к народной и современной песне через формирование интереса и любви к пению;
- развивать в учащихся умение соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем выразительными средствами (темп, ритм, динамика, регистр, мелодия, лад) и прослеживать их изменения или повторения в процессе развития музыкального образа произведения;
- воспитывать в учащихся музыкальный и эстетический вкус через лучшие образцы народной и профессиональной музыки.
Материалы и оборудование к уроку:
- презентация по теме урока;
- ноты и фонограммы песен «Четыре таракана и сверчок», «Веселый ветер»;
- фортепиано;
- музыкальный центр;
- СD диски;
- басни И. А. Крылова (выставка книг).
Методы, используемые на уроке:
- беседа с учащимися;
- слушание и анализирование музыки;
- исполнение песен учащимися;
- чтение стихов о музыке;
- информация учащихся об основных этапах жизни и творчества И. А. Крылова;
- чтение басен И. А. Крылова.
Ход урока:
(слайд 1)
Звучит музыка. Учащиеся заходят в класс.
У. - Здравствуйте, садитесь! Какая музыка звучала, когда вы заходили в класс?
(ответы учащихся)
У. - Верно. Прозвучал «Испанский танец» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
(слайд 2)
- А что такое балет? И что нужно для его создания?
(ответы учащихся)
У. - А какие еще музыкальные жанры не могут существовать без литературного текста?
Учащиеся - Песни, оперы, романсы, мюзиклы, оперетты, то есть вся вокальная музыка.
У. - Но есть одно вокальное сочинение, которое может обойтись без слов. Какое?
Учащиеся - Это вокализ. Он исполняется голосом, как песня, но только без слов. Вокализы - это специальные вокальные упражнения, которые предназначены для тренировки и развития певческого голоса.
У. - Однако, часто встречаются вокализы, имеющие большое художественное значение. На одном из уроков мы с вами слушали такой вокализ - «Вокализ» С. В. Рахманинова, который можно смело назвать песней, но только без слов. Он был создан в 1912 году для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом и является последним в цикле из 14 песен. «Вокализ» был посвящен Антонине Васильевне Неждановой - великой русской оперной певице, голосом которой композитор восхищался.
(слайд 3)
У. - Давайте вспомним эту прекрасную музыку.
(слушание фрагмента «Вокализа» С. В. Рахманинова)
(слайд 4)
Учащиеся - Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это - рассказ о чем-то очень дорогом и близком.
У. - Мы продолжаем наши уроки, посвященные прекрасному союзу двух искусств - музыки и литературы. На протяжении многих веков они непрерывно взаимодействуют друг с другом, нередко спорят и борются, нередко приходят к согласию и взаимопониманию. Их столкновения и примирения рождают музыкальные шедевры: песни и романсы, оперы и балеты. Конечно, литература имеет большое значение для музыки. Давайте вспомним литературные жанры, которые используются в музыке, ведь нам предстоит ещё вспомнить и те литературные произведения, в которых музыка становится главным действующим лицом
(слайд 5)
(1 - стих, 2 - сказка, 3 - рассказ, 4 - повесть, 5 - роман, 6 - миф, 7 - легенда, 8 - басня)
У. - Между музыкой и словом издавна существует стремление слиться в едином произведении. Музыка окрыляет слово, делает его более взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.
- Самым простым и в то же время самым ярким примером такого слияния мелодии со словом, конечно же, является песня. Именно в песне текст и мелодия обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ, благодаря этому, приобретает исключительное воздействие на нас. Вот как сказал об этом поэт М. Рябинин -
(слайд 6)
Если музыкой сердце наполнится, если будут слова хороши,
Значит, песня кому-то запомнится, значит, станет частицей души.
Человеку без песни нельзя, без нее наши дни стали б скучными.
Песни и люди - друзья, настоящие, неразлучные.
(учащиеся исполняют итальянскую народную песню «Четыре таракана и сверчок»)
2. Учащиеся читают стихи о музыке:
Без музыки не проживу и дня!
Она во мне, она вокруг меня -
И в пенье птиц, и в шуме городов,
В молчанье трав, и в радуге цветов.
И в зареве рассвета над землей…
Она везде и вечно спутник мой.
Ей все подвластно: радость и тоска,
В ней - просто миг и долгие века.
И воскресить сумеет и убить,
Заставит полюбить и разлюбить.
Но разве может жить она без нас -
Хотя бы день, полдня? Хотя бы час!
Без наших дум и радостей земных,
Без мелочей смешных и не смешных?
Мы ей за все «спасибо» говорим,
И, веря в торжество ее, - творим!
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В летнем тёплом дождике песню нам поёт.
Ветерок под музыку водит хоровод,
Пляшет вместе с музыкой весь лесной народ.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
В старой доброй скрипочке свой мотив несёт.
Крылья есть у музыки, если грустно вам,
Вас поднимет музыка прямо к облакам.
Всюду с нами музыка рядышком живёт,
На большую сцену нас с тобой зовёт.
Рассыпает музыка звонкий смех вокруг, Музыка - волшебница - самый лучший друг.
У. - Музыку окружающего мира слышат не только музыканты. О музыке пишут стихи и поэмы, она присутствует во многих сказках разных народов мира, очень часто музыка становится главным героем рассказов и повестей. Все это означает, что музыка не только содружествует с литературой в форме песен, романсов, опер и других музыкальных жанров, о которых вы говорили в начале урока, но и сама музыка является одной из важнейших тем литературы. - Вспомните, пожалуйста, в каких сказках и рассказах музыка становится главным героем? (ответы учащихся) - (слайд 7) У. - Но музыка может звучать и в баснях. Такие басни, в которых музыка - «главное действующее лицо», писал великий русский баснописец И. А. Крылов (1769 - 1844) (слайд 8) - Сегодня на уроке мы вспомним его самую «музыкальную» басню - «Квартет». Я ее прочитаю, а вы подумайте, почему же у героев этой басни так ничего и не получилось. Ведь у них были самые настоящие инструменты и ноты? (слайд 9) (учитель читает басню «Квартет») У. - В чем же суть этой басни, ее мораль? (ответы учащихся) У. - Что означают эти слова: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье, и уши ваших понежней…» Учащиеся - Чтобы красиво и правильно играть на музыкальном инструменте, нужно долго и упорно этому учиться, а так же для этого необходим музыкальный слух и талант. У. - А если говорить не только о музыке, а вообще о любой другой сфере человеческого труда? Учащиеся - Чтобы хорошо выполнить какую-нибудь работу или дело, нужно умение, старание, согласие, взаимопонимание. У. - Что такое квартет? Какие музыкальные инструменты были у героев басни? (ответы учащихся и запись в тетрадь): Квартет - это музыкальное произведение, в исполнении которого участвуют 4 любых музыканта. Струнный квартет - 2 скрипки, альт, виолончель (слайд 10) У. - Очень часто и в прежние времена, и в наши дни многие композиторы сочиняют такие струнные квартеты - Моцарт, Бетховен, Григ, Глинка, Бородин, Чайковский… (слайд 11) Сегодня на уроке мы послушаем Струнный квартет А. П. Бородина (1833 - 1887) - (слайд 12). Музыка не была его основной профессией. Он был талантливым учёным - химиком, профессором, педагогом. Химия и музыка нераздельно господствовали в его душе. Неутомимый труженик, он не знал чётко отмеренного времени для работы или отдыха. Его можно было встретить в лаборатории, как утром, так и глубокой ночью. Но музыка не покидала учёного - она звучала в его душе даже во время лекций. И тогда на доске вместе с формулами, он рисовал нотные линейки с записями новых мелодий. Склонившись над научной работой, он обязательно что-нибудь напевал. А иногда, покинув лабораторию, химик превращался в музыканта, и неслись по коридору стройные и чудесные звуки музыки. Выдающийся русский композитор А. П. Бородин прославил и русскую музыку, и русскую науку. - Итак, мы слушаем 3 часть Квартета № 2 для струнных инструментов А. П. Бородина. Сколько инструментов примут участие в этом произведении? Какие именно? (слушание музыки) У. - О чём вам рассказала эта музыка? Какая она была по характеру? Что вы себе представили? (ответы учащихся) - (слайд 13) У. - Музыка красивая, нежная, плавная, мелодичная, выразительная, как будто кто-то поет. Слушая ее, мы представляем себе тихую, лунную ночь. Не зря же композитор назвал музыку 3 части своего Квартета «Ноктюрн», ведь «ноктюрн» в переводе с французского означает «ночной». Медленно плывёт мелодия, полная какой-то особой ночной красоты. Она так прекрасна, что мы забываем обо всём. В этой мелодии и тихая задумчивость, и страстность, и ночная глубина, и безмятежный покой - (запись названия произведения в тетрадях учащихся) - (слайд 14). У. - С какой музыкой по богатству мелодического развития, характеру лирического высказывания можно сравнить эту музыку? И почему? Учащиеся - С «Вокализом» С. В. Рахманинова. Инструменты поют как человеческий голос. У. - Верно. Ощущение поющего человеческого голоса здесь достигается звучанием струнных инструментов - самых певучих их всех музыкальных инструментов У. - Почему же музыканты из басни Крылова, имея те же самые инструменты, не смогли исполнить музыку также красиво и выразительно? (ответы учащихся). У. - А ведь на этих же самых инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, любая музыка - медленная и быстрая, нежная и мужественная, печальная и радостная - звучит красиво и выразительно (слайд 15)
Движенья плавные смычка приводят в трепет струны, Мотив журчит издалека, поет про ветер лунный. Как ясен звуков перелив, в них радость и улыбка. Звучит мечтательный мотив, его выводит скрипка.
У. - И. А. Крылов сам был хорошим музыкантом. Больше всего он любил играть в квартете. Современники вспоминают, что он брал на себя партию альта. И хотя этот инструмент нельзя назвать главным в ансамбле музыкантов, ведущим в таком составе часто оказывался именно Иван Андреевич. К его чутким и верным замечаниям нельзя было не прислушаться, его тонкому музыкальному слуху нельзя было не верить. Учащиеся - сообщение о Крылове И. А. (слайд 16)
-
Музыка занимала большое место в жизни и творческой деятельности И. А. Крылова. Свои первые музыкальные впечатления он получил еще в детские годы, которые прошли в Твери (родился Крылов в Москве). Его мама хорошо пела и свою любовь к музыке передала сыну, который с удовольствием учился играть на скрипке. В 13 лет Крылов сочинил комическую оперу «Кофейница».
-
Вскоре Крылов вместе с матерью и младшим братом переезжают в Петербург. Этот переезд сыграл решающую роль в музыкальной биографии юного провинциала. Он начинает увлекаться театром, посещает оперные и драматические спектакли, выступления русских и иностранных музыкантов, сам пишет либретто к двум комическим и к одной волшебной опере под названием «Илья - богатырь».
-
В последующие годы Крылов пишет статьи, в которых отстаивает русский национальный оперный театр. Занимаясь журналистикой, Крылов не оставлял скрипки, совершенствуя свою игру. Он принимает участие в любительских концертах, исполняя труднейшие произведения для скрипки.
-
В Петербурге Иван Андреевич посещал музыкальные и литературные кружки и салоны, в которых музыке отводилось большое место. Он был знаком с такими русскими композиторами как М. И. Глинка и А. С. Даргомыжский.
-
Музыка находит отображение и в басенном творчестве Крылова. Вспомните такие его басни как «Кукушка и Орёл», «Осёл и Соловей», «Кошка и Соловей», «Кукушка и Петух», «Скворец», «Музыканты», «Парнас» и другие, не говоря уже о знаменитом «Квартете».
-
Надо отметить, что из русских литераторов немногие были так тесно связаны с музыкальным искусством и испытывали столь глубокую внутреннюю потребность в музыкальных впечатлениях, как Иван Андреевич Крылов
У. - Действительно, круг музыкальных интересов великого русского баснописца был широк и разносторонен (слайд 17): - он профессионально играл на скрипке, - страстно увлекался оперой, - выступал как музыкальный критик, - был создателем оперных либретто (запись в рабочих тетрадях учащихся). У. - Но все же основным в творческой деятельности И. А. Крылова остаются его басни, в том числе и музыкальные, благодаря которым он заслуженно пользуется славой одного из величайших баснописцев мира (запись названий «музыкальных» басен Крылова в рабочие тетради учащихся) - (слайд 18). У. - Творчество И. А. Крылова высоко ценили знаменитые русские поэты и писатели (слайд 19). А. С. Пушкин считал его «самым народным нашим поэтом, превзошедшим всех баснописцев», а русский писатель Н. В. Гоголь называл басни Крылова «книгой мудрости самого народа». Еще один русский поэт Василий Жуковский так говорил о баснях Крылова: «Слог басен его вообще лёгок, чист и всегда приятен. Он рассказывает свободно…». Уже при жизни баснописца его сочинения знала вся Россия. Да и в наши дни не найдется ни одного человека, который бы не знал такие его басни, как «Стрекоза и Муравей», «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Лебедь, Рак и Щука» и многие другие. Басни Крылова становились и вокальными сочинениями, например «Орел и Кукушка».
У. - Наш современник - известный татарский композитор Ренат Ахметович Еникеев (р. 1937 г.) сочинил оригинальное музыкальное произведение для юных пианистов - «Четыре басни по Крылову». С этим сочинением мы познакомимся на следующем нашем уроке.
Обобщение урока (слайд 20) - Музыка и литература тесно взаимосвязаны между собой. - Музыка обогащает литературу, превращая стихи в песни и романсы, а поэмы, сказки, рассказы, повести и даже романы - в оперы и балеты. - В свою очередь, музыка тоже становится основой сюжета для многих литературных произведений, например стихов или сказок разных народов мира, рассказов К. Г. Паустовского или басен И. А. Крылова
(слайд 21) У. - Смогли бы появиться эти литературные произведения, если бы музыка не была в них главным действующим лицом? Конечно же, нет. Вот поэтому мы с полной уверенностью можем сказать, что только благодаря содружеству музыки и литературы, существует огромное число и музыкальных, и литературных произведений различных жанров.
Домашнее задание (слайд 22):
прочитать все «музыкальные» басни И. А. Крылова (названия басен записаны в тетрадях учащихся).
(слайд 23 - памятник И. А. Крылову)
У. - Наш урок закончился, но встречи с музыкальными и литературными произведениями будут продолжаться и дальше. До свидания.