7


  • Учителю
  • Карточки и КОЗы к уроку 6 класс

Карточки и КОЗы к уроку 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:                     В начале 40-х годов были созданы первые кюи Даулеткерея "Кыз Акжелен" и "Кос-алка". Толчком к сочинению этих пьес послужили жизненные впечатления. В одном случае - случай с искусной домбристкой и чрезвычайно красивой девушкой по имени Акбала-кыз. Ей и посвящ
предварительный просмотр материала

№2

№1



№4

№3



№6

№5



№7





места

пассажиров«А-Артё»

1. Ангелина Власова

2. Андрей Гофман

3. Анастасия Иванова

4. Анастасия Кравчук

5. Анастасия Набиулина

6. Артём Сухоносенко



«Ару(Арту) -Ж»

места

пассажиров



1. Артур Амирханян

2. Аружан Сакенова

3. Вера Шевчук

4. Герман Пшенко

5. Дильназ Жанжигитова

6. Дамир Суенов

7. Дарина Тулегенова

места

пассажиров



«Е-Н»

1. Егор Демагин

2. Жанель Канапьянова

3. Ирина Куршакова

4. Кирилл Дударь

5. Карина Ибрагимова

6. Лиза Джанаева

7. Нурай Усина



«Р-Я»

места

пассажиров



1. Руслан Болуспаев

2. Тимур Садыков

3. Томирис Хамитова

4. Хадия Кожахмет

5. Ульяна Миронец

6. Юля Серякова

«А-Артё»

«Ару-Арту-Ж»


«Е-Н»



«Р-Я»








  1. О чём вам говорят имена:

Шамши……./…… .Нажимеденов?


  1. От куда эти строчки:

Қарсы алған уақытты,
Мәңгілік досыңдай.
Біздің ел бақытты,
Біздің ел осындай!

  1. Что это за даты:

1944/1956/1992/2005/2006гг?




  1. Как связаны между собой:

Латыф Хамиди и Гимн КССР!

Года: 1944/1992



  1. Кюй -


  1. Кюйши -

Композитор-кюйши -


3.Токпе -




4.Шертпе -



КЮЙ

ХАРАКТЕРИСТИКА

«Жигер»


Кюй «Жигер» был создан в годы тяжелого душевного кризиса. «Жигер» - произведение громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшее тревожный дух своего времени.

Кюй "Жигер" создан в годы тяжелого душевного кризиса. Смерть близкого друга и родственника Мухамеда Салиха Бабаджанова, окончательный разрыв со своим классом, бедность, в которую Даулеткерей впал в последние годы жизни, тяжелое положение народа, которому композитор стремился помочь своим гуманным правлением, и в то же время, отчужденность простого народа, видевшего в Даулеткерее представителя правящей верхушки - все это вызывало у композитора чувство горечи и трагического разлада с действительностью. В результате всех этих сложных переживаний, чувствований и раздумий рождалось трагическое мироощущение, вылившееся в художественно-образную форму кюя "Жигер" - произведения громадной трагедийной силы и взволнованности, передавшего передавшего тревожный дух своего времени.

«Акбала кыз»

«Кудаша»


Для второго периода творчества Даулеткерея характерен интерес композитора к повседневной действительности, где особую группу составляют кюи, тематически связанные с характеристикой женских образов, портретные кюи, к ним относятся: "Жумабике", "Каражан-ханым", "Мунды-Кыз", "Акбала-Кыз", "Кудаша", "Коркем-ханым".

«Байжума»


Лирическими раздумьями о смысле жизни, о ее быстротечности можно назвать кюи "Топан", "Тундырма", "Байжума".

«Қосалқа»

(«Пара серёг»)

«Кыз Акжелен»


Первые известные кюи Даулеткерея в начале 40-х годов «Кыз Акжелен» и «Кос-алка́». Кюй «Кос-алка́» («Пара серег») представляет собой жанровую картинку, рисующую поэтический образ девушки, в ушах которой серьги нежно позванивают во время ходьбы. Оба кюя представляют собой лирические пьесы, проникнутые светлым, радостным настроением. В другом случае - встреча с искусной домбристкой и очень красивой девушкой Акбала-кыз. Ей и посвящен кюй «Кыз-Акжелен». Это первая попытка Даулеткерея создать в музыке портретную зарисовку. Александр Затаевич, записавший это произведение, отметил: «Очень красива и свежа его средняя часть, где на высоком регистре домбры звучит красивая мелодия, как бы интонируемая девичьими голосами».

«Бұлбұл»


В конце шестидесятых годов произошла встреча Даулеткерея с Курмангазы. Эту встречу двух крупнейших народных музыкальных талантов А. К. Жубанов образно назвал "ярмаркой кюев". Даулеткерей во время встречи играл свой кюй "Булбул" ("Соловей"). Пьеса очень понравилась Курмангазы, он включил ее в свой репертуар и даже сочинил своеобразный парафраз на эту тему. Было бы не совсем точным утверждать, что кюй "Булбул" рисует только образ соловья, беззаботного соловьиного пения. Затаевич отмечал, что главное в этом произведении - изображение красоты южной ночи, образов южной природы. "Пьеса необычайной поэзии и картинности... Какие вспышки темперамента! И какое упоение красотами южной ночи - "соловьиной", без пустого и внешнего звукоподражания! Вещь, насыщенная волнующим содержанием, точно сказка Шехерезады, ожидающая своего Римского-Корсакова... она отражает душевные переживания затерянного в необъятной степи народного творца-музыканта!". Играя друг другу, Курмангазы и Даулеткерей много позаимствовали друг от друга.

«Туркмен-кюй»


Однажды Даулеткерей побывал в Туркмении. Когда он вернулся, его спросили: «Что ты особенного видел в этой стране, что привёз с собой?» «Я привёз искусство - самое ценное и вечное», - сказал Даулеткерей и исполнил кюй «Көреғұлы».

«Коныр-кюй»

«Кос шек»


Следующие два произведения «Коныр-кюй» и «Кос шек», созданные в период поисков новых средств выразительности, являются новаторскими. Затаевич назвал «Коныр-кюй» настоящей элегией и дал следующую характеристику этим двум кюям: «Две пьесы, в содержании своем обобщенные мятущимся и патетическим началом несколько подчеркнутой выразительности и, по характеру своих выспренных мелодических формул, как бы переливающиеся за пределы типично казахской инструментальной мелодии и приёмов её развития».

«Желдерме»


Даулеткерей много работал над расширением художественных возможностей домбры. Интересной попыткой по-новому осмыслить традиционные формы домбровой музыки был кюи "Желдерме". По характеру это лирическая пьеса. Песенные интонации, обогатившие содержание домбровой музыки, и гибкие ритмы позволили композитору глубже раскрыть богатый и изменчивый мир настроений человека, показать красоту и поэтичность.




«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»

«Туркмен кюй»

«Корегулы»

«Қосалқа»





Даулеткерей Шигаев (1820-1887) - выходец из султанской среды, был сторонником духовного развития человека, всегда отстаивал свои принципы и убеждения. Он много путешествовал, встречался с представителями искусства, духовенства, изучал быт и жизнь простого народа. Произведения Даулеткерея демонстрируют философию жизни, лирику времени, историю народа. Кюи Даулеткерея - вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал