- Учителю
- Программа факультатива по хоровому пению 'Остров детства'
Программа факультатива по хоровому пению 'Остров детства'
ПРОГРАММА
по хоровому пению
«Остров детства»
Разработала:
учитель музыки
Комарова С. А.
2015 - 2016
Пояснительная записка
Программа по хоровому пению «Остров детства» разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы под редакцией И. М. Бгажноковой «Музыка» Раздел «Пение». - М.: Просвещение, 2007.
Данная программа создана с целью обеспечения наиболее полной реализации творческих возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоение программы рассчитано на один год обучения (68 часов) по два часа в неделю.
Возможности восприятия музыки у умственно отсталых детей ограниченны, но, тем не менее, они в состоянии овладеть предусмотренными данной программой навыками.
Важной задачей музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является развитие способности петь. Известно, что хоровое пение - коллективный вид исполнительства. Занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственность за общее дело. Хоровое пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувство ритма, расширяет общий музыкальный кругозор.
Занятия хоровым пением имеют значение как для развития голоса детей с ограниченными возможностями здоровья, так и для развития их речи. В процессе пения речь детей приобретает определенную ритмическую организацию, происходит своевременное переключение и переход от фразы к фразе.
В ходе специальной работы по развитию вокально-хоровых навыков у детей улучшается и сам голос: он становится чище, подвижнее, звонче.
Учащиеся должны получать от хоровых занятий только положительные эмоции. Главная задача педагога - придать всем видам работы с детьми эмоциональную привлекательность.
Содержание программы
Содержание программы ориентировано на создание эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития личности ребёнка, развитие устойчивой мотивации к познанию и творчеству, приобщение к общечеловеческим ценностям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребёнка, укрепление его психического и физического здоровья, взаимодействие учителя музыки с семьёй учащегося.
Цель хоровых занятий:
Формирование средствами музыки гармоничной социально адаптированной личности ребенка с проблемами в развитии, обогащение музыкальных впечатлений детей, формирование разнообразных музыкальных способностей.
Задачи:
1. Коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы познавательной деятельности умственно отсталого ребенка через систему хоровых занятий; формирование умения чувствовать характер и адекватно отзываться на музыку.
2. Развитие артикуляционного аппарата, речи (а не только речевой моторики).
3. Развитие слухового внимания.
4. Развитие певческих навыков:
а) учить детей петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1 - ре2), правильно передавая мелодию (чисто интонируя);
б) пропевать гласные, быстро проговаривая согласные;
в) научить ребят брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы;
г) учить детей самостоятельно начинать и заканчивать песню, петь индивидуально и коллективно.
5. Развитие творческой активности и умения анализировать собственное исполнение и пение своих товарищей.
Для успешного решения задач по обучению умственно отсталых детей пению
необходимо учитывать возможности детей (уровень речи, общий интеллектуальный уровень, музыкальные способности), тщательно продумывать содержание, методы и приемы каждого занятия, планировать не только разучивание новой песни, закрепление и повторение ранее пройденной, но и определять певческие упражнения на развитие музыкального слуха и голоса.
Структура занятия включает в себя следующие разделы:
-
Распевание.
-
Пение.
Распевание - подготовка голосового аппарата к пению. В вокально-хоровой работе с детьми большое внимание уделяется распеванию, т. е. разучиванию упражнений,
способствующих развитию звуковысотного слуха, дыхания, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Систематическое использование таких упражнений способствует развитию естественного, легкого звучания голоса.
Благодаря распеванию существенно улучшается и состояние речевой моторики умственно отсталых детей.
Пение. Данный раздел включает в себя следующие подразделы:
а) Знакомство с новой песней и ее разучивание.
б) Закрепление и повторение ранее изученных песен.
а) Знакомство с новой песней и ее разучивание происходит следующим образом:
1. Показ (исполнение песни учителем). Для умственно отсталых детей необходима детальная подготовка к восприятию новых песен. Это связано с песня трудна для разучивания и из-за сложности музыкально-структурного характера, и из-за плохого понимания песни.
Важная задача при обучении раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку,
научить его радоваться, получать эстетическое наслаждение от своего пения, а также радовать себя и других своим исполнением. Чтобы воздействие песен стало эффективным и дети полюбили их, необходимо первую встречу с песней провести в яркой, эмоциональной форме, обратить внимание на содержание песни,
на средства музыкальной выразительности и выразительность ее литературного текста.
2.Беседа об образе и о содержании песни.
3. Разучивание слов, прохлопывание ритмического рисунка песни.
4.Разучивание мелодии песни, используя графический показ.
5. Работа над формированием вокально-хоровых навыков певческая установка, дыхание, звуковедение, артикуляция и дикция.
1. ПЕВЧЕСКАЯ УСТАНОВКА
Во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат вдоль туловища (нельзя предлагать «положить руки на коленочки», так как эта поза мешает активной работе диафрагмы). Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны.
Положение при пении целесообразно менять ( сидя, стоя около стульев, в центре зала).
Когда дети долго сидят на стульях или долго стоят, у них возникает усталость, которая приводит к повышенной отвлекаемости, к снижению увлеченности, к исчезновению удовольствия от участия в пении. Это особенно важно соблюдать в работе с умственно отсталыми детьми, у которых отмечается слабость опорно-двигательного аппарата.
2. ПЕВЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Для развития правильного воспроизведения музыкального звука огромное значение
имеет певческое дыхание, нарушение его снижает точность интонирования. В работе над
дыханием необходимо помнить, что для умственно отсталых детей характерно неровное,
прерывистое, недостаточно наполненное дыхание.
Певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения. Важно учить детей с первых занятий пропевать музыкальную фразу на одном дыхании. Это укрепляет дыхательный аппарат, дети ровно, устойчиво исполняют различные гласные на всех
участках диапазона голоса, т. е. вырабатывается единый тембр, что немаловажно для
хорового пения.
Певческое дыхание требует выработки навыков бесшумного вдоха, он должен быть спокойным, без поднятия плеч.
3. ЗВУКООБРАЗОВАНИЕ И ЗВУКОВЕДЕНИЕ
Среди всех певческих навыков особое внимание нужно уделить звукообразованию:
петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое
пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию,
гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный горловой звук.
Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от которых
зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это
проявляется в пении различных гласных: одни дети поют крикливо, открытым звуком;
другие, наоборот, зажимают челюсть. Поэтому, обучая детей пению, нужно учить их
хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время
показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.
Между вокальными и речевыми способностями детей существует прямая связь.
Если ребенок разговаривает звонким голосом, то и в пении у него высокое звучание.
Важно, чтобы ребенок смог услышать и почувствовать свой голос, тогда он
постепенно начнет петь естественным звуком. Исходя из сказанного, с первых занятий
необходимо уделять этому особое внимание.
4. АРТИКУЛЯЦИЯ И ДИКЦИЯ
Умственно отсталые дети недостаточно запоминают слова песен, забывая их, не
могут вовремя начинать пение, так как не могут вспомнить слова. Поэтому работа над текстом должна начинаться на занятиях с учителем-логопедом. Когда детям становятся
в некоторой степени ясны предметное содержание песни, причинные связи между событиями и их последовательность, можно знакомить их и со стихотворным текстом, по которому проводиться беседа, в течение которой педагог привлекает внимание детей к тому как, какими словами говориться в песне о тех или иных событиях. В сочетании с
музыкальным сопровождением стихи приобретают новое, обогащенное звучание, привлекают детей, пробуждают желание активно участвовать в пении.
Специального внимания требует работа с умственно отсталыми детьми над дикцией
(ясное и четкое произношение слов, соблюдение ритмической структуры слова).
Если, например, учитель-логопед работал с детьми над произношением согласного звука
«р», а эти дети посещают хоровой кружок, то в своей работе руководителю кружка необходимо использовать распевки, упражнения, в которых будет встречаться этот звук.
Добиваясь четкой и ясной дикции, необходимо научить детей отчетливо произносить согласные и пропевать гласные звуки, что требует от артикуляционного аппарата постоянных упражнений, ведь большинство детей говорят недостаточно ясно, зажимая нижнюю челюсть.
Вялая дикция отрицательно влияет на качество пения, на звукообразование и чистоту интонации и, наоборот, ясно произнесенное слово способствует выразительному исполнению песни, помогает овладеть наиболее важным качеством пения - кантиленой.
б) Закрепление и повторение ранее изученных песен.
Повторение пройденного материала способствует выработке навыков чистого пения, помогает закреплению певческих навыков, развивает музыкальную память. Следует помнить, что основные процессы памяти (запоминание, сохранение и воспроизведение) у умственно отсталых детей имеют свои специфические особенности, продуктивность процессов памяти снижена. Поэтому повтор имеет большое значение для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, способствует выразительности исполнения. У детей накапливается целый ряд любимых песен, которые они с успехом используют в своей самостоятельной деятельности.
Репертуар хора должен отражать все многообразие жизни человека. При выборе репертуара необходимо учитывать разнообразные условия, требования и обстоятельства. Прежде всего необходимо исходить из целей, задач обучения, из художественной ценности музыки и текста. Определяющими моментами являются возрастные возможности, уровень интеллектуального развития и интересы детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо рекомендованного в программе репертуара, педагог может выбрать для разучивания и другие произведения.
Примерный песенный репертуар
«Здравствуй, школа!» - муз. В. Алексеева, сл. М. Филатовой.
«Каждый звук имеет свое имя» - обр. Ж. Металлиди.
«Ты, соловушка, умолкни» - муз. М. Глинки, сл. В. Забеллы.
«Сусанин» - р.н.п.
«Осенний вальс» - муз. и сл. Ю. Забутова.
«Осень» - муз. П. И. Чайковского, сл. А. Плещеева.
«Птичка» - укр. нар. мел., обр. П. И. Чайковского.
«Новогодняя колыбельная» - муз. А. Ермолова, сл. В. Борисова.
«Зимний вальс» - муз. и сл. Ю. Забутова.
«Снежный праздник» - муз. В. Пьянкова, сл. И. Векшегоновой.
«Здравствуй детство!» - муз. И. Космачева, сл. М. Яснова.
«Во поле береза стояла» - р.н.п., обр. Н. Римского - Корсакова.
«Волшебный цветок весны» - муз. и сл. З. Роот.
«Полька» - чешская нар. песня - танец.
«Когда ветераны идут на парад» - муз. и сл. З. Роот.
«Победный марш» - муз. и сл. Е. Никоновой.
«Московские окна» - муз. Т. Хренникова, сл. М. Матусовского.
«Мир, который нужен мне» - муз. А. Ермолова, сл. С. Золотухина.
«Летние каникулы» - муз. и сл. А.Паутова и др.
КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
В результате обучения пению в хоровом кружке воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- место дикции в исполнительской деятельности.
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию
Список литературы:
-
Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1983. 112 с.
-
Апраксина О. А., Орлова Н. Д. Выявление неверно поющих детей и методы работы с ними. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. // М.:1975. С. 104-113.
-
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. 220 с.
-
Бгажнокова И. М. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0 - 4 классы» - СПб.: Просвещение, 2007.
-
Виноградов К. П. Работа над дикцией в хоре. М.: Музыка, 1967. 148с.
-
Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 1996. 367с.
-
Левандо П. П. Проблемы хороведения. Л.: Музыка, 1974. 282 с.
-
Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.
-
Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..
-
Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.