- Учителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности
Программа занятий
внеурочной деятельности
общекультурной направленности
«Звонкие голоса»
Автор: Якупова Г.Р.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности для 5-6 классов составлена на основе государственного образовательного стандарта второго поколения, программы «Музыка. 5-7 классы», авторов Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, рекомендованной Минобрнауки РФ (М.: Просвещение, 2011, «Примерные программы внеурочной деятельности», а также на основе учебного плана МОБУ СОШ №4 на 2015-2016уч.год.
Актуальность данной программы связана с необходимостью организации внеурочной деятельности школьников в условиях ФГОС основного общего образования. Данная программа приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у учащихся навыков восприятие музыки, пения, инструментального музицирования, музыкально - пластического интонирования, драматизации музыкальных произведений, которые необходимы для успешного развития ребёнка.
Цель программы - выявление и реализация творческих исполнительских возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно-нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Практическое овладение вокальным эстрадным мастерством для концертной и дальнейшей профессиональной деятельности.
Задачи:
-
формирование певческой установки, разностороннее развитие вокального слуха, накопление музыкально-слуховых представлений;
-
формирование музыкальной памяти, навыков певческой эмоциональности, выразительности;
-
развитие вокальной артикуляции, певческого дыхания.
-
воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости.
-
усвоение нравственных гуманистических норм жизни и поведения;
-
воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных традиций, стилей, эпох.
Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является ансамблевое и сольное пение, слушание различных интерпретаций исполнения, пластическое интонирование, добавление элементов импровизации, движения под музыку, элементы театрализации.
Программа внеурочной деятельности предусматривает межпредметные связи с музыкой, культурой, литературой, фольклором, сценическим искусством, ритмикой.
Музыкальную основу программы составляют произведения композиторов -классиков и современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни, значительно обновленный репертуар композиторов - песенников. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.
Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий, допускается возможность изменения репертуара, замена одних произведений другими).
Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках внеурочной деятельности. Имеет место варьирование.
Место рабочей программы
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия по внеурочной деятельности проводятся 1 раз в неделю по 1 часу в 5 и 6 классах. Продолжительность одного занятия 45минут.
Возрастная характеристика группы- 5-6 классы (11-12лет).
Основные принципы реализации программы
В основу занятий взяты следующие педагогические принципы:
- единство технического и художественно - эстетического развития учащегося;
- постепенность и последовательность в овладении мастерством эстрадного пения;
- использование ассоциативного мышления в игровых формах работы с детьми;
- принцип эмоционального положительного фона обучения;
- индивидуальный подход к учащемуся.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания. Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
Требования к уровню подготовки обучающихся 1-го года обучения
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
-
строение артикуляционного аппарата;
-
особенности и возможности певческого голоса;
-
гигиену певческого голоса;
-
понимать по требованию педагога слова - петь «мягко, нежно, легко»;
уметь:
-
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-
петь короткие фразы на одном дыхании;
-
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
-
петь легким звуком, без напряжения;
-
к концу года петь выразительно, осмысленно, в спокойном темпе произведения с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
Требования к уровню подготовки обучающихся 2-го года обучения
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
-
особенности певческой установки;
-
жанры вокальной музыки;
уметь:
-
правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
-
точно повторить заданный звук;
-
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
-
правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
-
петь чисто и слаженно в унисон;
-
петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
-
давать критическую оценку своему исполнению;
-
принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
Ожидаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня:
-приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека;
-принцип успешности;
-принцип творческого развития;
-принцип гармонического воспитания личности.
Результаты второго уровня:
-развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре;
-формирование осознанного восприятия музыкального произведения;
-иметь четкое представление о специфике музыкального жанра эстрадная песня;
-знать приемы работы над песней;
- иметь представления о средствах создания сценического имиджа;
-уметь соблюдать певческую установку.
Результаты третьего уровня: приобретение опыта исследовательской деятельности;
-опыт публичного выступления;
- опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми
- самостоятельно создавать образ исполняемой песни;
-уметь петь сольно и в ансамбле;
-видеть другие сферы применения своим знаниям, умениям и навыкам;
-самостоятельно создавать образ исполняемой песни.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия «У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
-нравственно-эстетических переживаний музыки;
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия «У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
- понимать смысл инструкции учителя и заданий;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой форме.
Познавательные универсальные учебные действия
«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- осуществлять поиск нужной информации;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные универсальные учебные действия«У ученика будут сформированы»:
«Выпускник получит возможность для формирования»
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в групповой работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Формы оценки результатов
Основными критериями определения оценки учащихся являются:
-
уровень сформированности вокально-исполнительных навыков;
-
степень выразительности исполнения;
-
проявление творческой активности;
-
учебная дисциплина юного вокалиста-исполнителя;
Критерии оценки:
-
качество звука,
-
свобода при пении,
-
а качество выученного материала,
-
умение практически использовать полученные умения и навыки.
Методы контроля и управления образовательным процессом - это наблюдение педагога в ходе занятий, анализ подготовки и участия воспитанников вокальной студии в школьных мероприятиях, оценка зрителей, членов жюри, анализ результатов выступлений на различных мероприятиях, конкурсах. Принципиальной установкой программы (занятий) является отсутствие назидательности и прямолинейности в преподнесении вокального материала.
Учебно-тематический план программы
Первый год обученияВокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Интонация.
Выразительное интонирование.
4
6
Основы музыкальной грамоты. Ноты. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.
4
7
Подготовка и проведение праздников. Концертная деятельность. Участие в конкурсах.
7
Общее количество часов
35
Второй год обучения
Учебно-тематическое планирование№ п/п
Раздел/ Тема
Теорет занятия
Практ занятия
1
Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.
«Как зародилась музыка?»
1
2
Легенда о «Трёх китах»
1
3
Беседа о гигиене певческого голоса.
1
4
Певческая установка. Дыхание. Распевание.
1
5
Дикция. Артикуляция. Скороговорки.
1
6
Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой.
1
7
Дирижерские жесты. Унисон.
1
8
Звукообразование.Атака звука.
1
9
Пение а капелла.
1
10
Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа).
1
11
Работа над песней «Сказки гуляют по свету».
1
12
Использование элементов ритмики, движения под музыку.
1
13
Слушание произведений П.Чайковского из «Детского альбома»
1
14
Раздел II. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен
Певческая позиция. Вокально-хоровые навыки.
1
15
Работа над песней «Канатоходка».
1
16
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.
1
17
Жанр народной песни.
1
18
Работа над народной песней « Лебеди»
1
19
Беседа о творчестве композиторов -классиков.
1
20
Разучивание австрийской народной песни
1
21
Работа с произведениями русских композиторов-классиков.
1
22
Слушание произведений П.Чайковского из «Детского альбома».
1
23
Слушание фортепианного цикла « Времена года» П.И.Чайковского.
1
24
Слушание пьес «Картинки с выставки»М.Мусоргского.
1
25
Звуковедение. Вокально-хоровая работа.
1
26
Музыка Италии
1
27
Разучивание итальянской народной песни «Четыре таракана и сверчок».
1
28
Раздел III. Концертная деятельность
Разучивание песни «Детство»
1
29
Работа над песней «Детство»
1
30
Работа над вокально-хоровыми навыками в песне «Детство»
1
31
Разучивание песни «Школьный вальс»
1
32
Работа над песней «Школьный вальс»
1
33
Работа над песней «Школьный вальс»
1
34
Культура поведения на сцене
1
35
Концерт-отчет.
1
7
28
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1. «Как зародилась музыка?». (1ч) История возникновения музыки. Пение как вид музыкально-исполнительской деятельности. Общее понятие о солистах, вокальных ансамблях (дуэте, трио, квартете, квинтете, секстете, октете), хоровом пении. Организация занятий с певцами-солистами и вокальным ансамблем. Правила набора голосов в партии ансамбля. Понятие об ансамблевом пении. Разновидности ансамбля как музыкальной категории (общий, частный, динамический, тембровый, дикционный).
2. Легенда о «Трёх китах». (1ч) Рассказ о легенде. Виды музыкальных жанров. Диагностика. Прослушивание детских голосов Предварительное ознакомление с голосовыми и музыкальными данными учеников.
3. Беседа о гигиене певческого голоса. (1ч) Строение голосового аппарата. Основные компоненты системы голосообразования: дыхательный аппарат, гортань и голосовые связки, артикуляционный аппарат. Формирование звуков речи и пения - гласных и согласных. Функционирование гортани, работа диафрагмы. Работа артикуляционного аппарата. Верхние и нижние резонаторы. Регистровое строение голоса.
4. Певческая установка. Дыхание. Распевание. (1ч)
Строение артикуляционного аппарата. Певческий голосовой аппарат - необыкновенный инструмент. Правила охраны детского голоса. Характеристика детских голосов и возрастные особенности состояния голосового аппарата. Мутация голоса. Нарушения правил охраны детского голоса: форсированное пение; несоблюдение возрастного диапазона и завышенный вокальный репертуар; неправильная техника пения (использование приёмов, недоступных по физиологическим возможностям детям определённого возраста), большая продолжительность занятий, ускоренные сроки разучивания новых произведений, пение в неподходящих помещениях.
5. Дикция. Артикуляция. Скороговорки. (1ч) Вокально-певческая установка. Понятие о певческой установке. Правильное положение корпуса, шеи и головы. Пение в положении «стоя» и «сидя». Мимика лица при пении. Положение рук и ног в процессе пения. Система в выработке навыка певческой установки и постоянного контроля за ней.
6. Упражнения на дыхание по методике А.Н. Стрельниковой. (1ч)
Тренировка легочной ткани, диафрагмы («дыхательный мускул»), мышц гортани и носоглотки. Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Маленький маятник», «Кошечка», «Насос», «Обними плечи», «Большой маятник».
7. Скороговорки. Вокально-певческая установка.
8. Дирижерские жесты. Унисон. (1ч) Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им. Понимать требования дирижера петь «мягко, нежно, легко». Основы музыкальной грамоты. Ноты.
9. Звукообразование. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: 1еgаtо и non 1еgаtо. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.
10. Пение а капелла. (1ч) «Со вьюном я хожу». Петь короткие фразы на одном дыхании, легким звуком, без напряжения. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.
11. Речевые игры и упражнения (по принципу педагогической концепции Карла Орфа). (1ч) Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Знакомство с музыкальными формами. Учить детей при исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами. Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и удовольствия. Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.
12. Комплекс вокальных упражнений для развития певческого голоса. (1ч) Концентрический метод обучения пению. Его основные положения. Упражнения на укрепление примарной зоны звучания детского голоса; выравнивание звуков в сторону их «округления»; пение в нюансе mf для избегания форсирования звука.
13.Использование элементов ритмики, движения под музыку. (1ч)
Как пение можно совместить с движением? Ритм - основа музыки. Песня «Сказки гуляют по свету».Хоровое исполнение песни.Фонетический метод обучения пению. Основные положения. Упражнения на сочетание различных слогов-фонем. Усиление резонирования звука. Метод аналитического показа с ответным подражанием услышанному образцу. Унисонные упражнения. Пение упражнений с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Раздел II. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
14. Певческая позиция. Вокально-хоровые навыки. (1ч) Петь чисто и слаженно в унисон. Унисон. Песня «Сказки гуляют по свету» Усвоение вокально-хоровых навыков.
15. Работа над разученными песнями. (1ч) Повторение ранее разученных песен. Песня « Мечта» Работа над вокально-хоровыми навыками.
16. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. (1ч) Выявление особенностей воздействия звуков музыки на слух, память. Музыкальные интервалы. Мажор. Минор. Песня « Мечта».
17. Жанр народной песни. (1ч) Длительности. Размер. Динамика. Штрихи.Приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра. Истоки р.н.п. Как сложили песню? « Лебеди» рус.нар.п.
18. Работа над народной песней « Лебеди». (1ч) Своеобразие народного поэтического языка: слоговая распевность, своеобразие ладовой окрашенности, ритма и исполнительского стиля в зависимости от жанра песни. « Лебеди» рус.нар.песня.
19. Беседа о творчестве композиторов -классиков. (1ч) Расширить представление детей о творчестве композитора - классика В.Моцарта. «Турецкий марш»
20. Разучивание австрийской народной песни. (1ч) Разучить австрийскую песню «Старый замок».
21. Работа с произведениями русских композиторов-классиков. (1ч) Освоение классического вокального репертуара для детей. «Вокализ»С Рахманинова.
22. Слушание произведений П.Чайковского из «Детского альбома». (1ч) Знакомство с пьесами из «Детского альбома» Формирование вокального слуха учащихся.
23. Слушание фортепианного цикла « Времена года» П.И.Чайковского. (1ч) Познакомить с пьесами из альбома. Сообщение о творческом пути композитора.
24. Слушание пьес «Картинки с выставки» М.Мусоргского. (1ч) Слушание пьес, анализ. Сообщения о творчестве композитора. Презентации. различать звучание музыкальных инструментов, голосов. Соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
25. Звуковедение. Вокально-хоровая работа. (1ч) Единообразное звуковедение (легато, нон легато) Выравнивание строя. Изменение в темпе, динамике, ритме.
26. Музыка Италии. (1ч) Воспринимать художественные образы народной музыки, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки;
27. Разучивание итальянской народной песни «Четыре таракана и сверчок». (1ч) Передавать в собственном исполнении (пении, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы; принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкции учителя; воспринимать темповые и динамические особенности музыки.
Раздел III. Концертная деятельность.
28. Разучивание песни «Детство». (1ч) Работа над текстом песни.
29. Работа над песней «Детство». (1ч) Работа над текстом песни. Работа над вокально-хоровыми навыками в песне. Освоение средств исполнительской выразительности в соответствии с жанрами изучаемых песен.
30. Работа над вокально-хоровыми навыками в песне «Детство» . (1ч) Работа над текстом песни. Работа над вокально-хоровыми навыками в песне «Детство», Работа над характером песни.
31. Разучивание песни «Школьный вальс». (1ч) Работа над текстом песни. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
32. Работа над песней «Школьный вальс» (1ч) . Работа над текстом песни. Работа над сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического текста и певческими навыками.
33. Работа над вокально-хоровыми навыками в песне «Школьный вальс» (1ч). Работа над вокально-хоровыми навыками в песне.
34. Культура поведения на сцене. (1ч). Концертное исполнение репертуара с микрофонами на сцене.
35. Концерт-отчет. (1ч) Исполнение всех ранее разученных песен на школьной сцене. Воплощать настроение музыкальных произведений в пении;Понимать значение музыкального искусства в жизни человека.
План работы на 2015-2016 учебный годДата
№
Содержание
примечание
Сентябрь
1
2
3
4
Введение
Владение своим голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Подготовка к концерту, посвященному дню пожилого человека, Дню Учителя.
Октябрь
1
2
3
Вокально-хоровая работа.
Овладение собственной манерой вокального исполнения.
Основы музыкальной грамоты. Метр
Участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя и Дню пожилых.Участие на линейке, посвященной Дню Республики.
Ноябрь
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Пение в ансамбле.
Знакомство с произведениями различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалисты.
Подготовка к концерту.
Участие в концерте, посвященном Дню матери.Участие в городском конкурсе «Песни веселого детства»
Декабрь
1
2
3
4
Музыкально-ритмические движения.
Пение в ансамбле. Звуковедение.
Опорное дыхание. Артикуляция.
Основы музыкальной грамоты. Длительности. Синкопы
Участие в декаде по музыке
Январь
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Дирижерские жесты.
Вокально-хоровая работа.
Подготовка к конкурсу.
Основы музыкальной грамоты. Размер.
Участие в конкурсе «Самый добрый фестиваль»
Февраль
1
2
3
Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве. Цепное дыхание.
Участие в конкурсе.
Основы музыкальной грамоты. Динамика.
Участие в школьном мероприятии «Битва хоров»
Март
1
2
3
4
Сводная репетиция концерта.
Выступление в концертной программе.
Вокально-хоровая работа. Дикция.
Основы музыкальной грамоты. Штрихи.
Участие в концерте, посвященном 8 Марта
Апрель
1
2
3
4
Вокально-хоровая работа. Ритм
Вокально-хоровая работа. Выразительное интонирование.
Подготовка к концерту.
Сводная репетиция.
Май
1
2
3
4
Выступление на праздничном концерте.
Элементы музыкальной грамоты.
Беседа о творчестве современных композиторов.
Заключительное занятие.
Участие в концерте, посвященном Дню Победы; на празднике Последнего звонка.
Методическое обеспечение
Требования к материально-техническому оснащению программы: ноотбук, синтезатор, элементарные музыкальные инструменты: металлофон, ложки, трещетки, треугольник, барабан; костюмы; портреты композиторов, исполнителей, музыкальных деятелей; магнитофон, фонограммы песен, нотный материал.
Методическая продукция:
разработки музыкальных игр, беседы об исполнителях (презентации), посещение концертов, участие в конкурсах, викторинах и конференциях.
Список литературы
для учителя:
-
Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. М.: Владос, 2000
-
Музыкальный энциклопедический словарь / главный редактор Г.В.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - 672 с.
-
Пушкина С.И. Мы играем и поем: инсценировки русских народных игр и сценарии праздников для детей младшего и среднего школьного возраста.- М.: Школьная пресса, 2001.- 160 с.
-
Примерные программы внеурочной деятельности/под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010.
-
Сергеева Г.П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях: учебное пособие. - М.: Педагогическая академия, 2010.
-
Щетинин М. «Дыхательная гимнастика» А.Н.Стрельниковой - Москва "Метафора" - 2005
для обучающихся:
-
Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. «Музыка», 2008.
-
Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. «Музыка», 2000.- 200 с.
-
Ларионова Г. П. Я учу нотную грамоту. Олма-Пресс, 2007.
Электронные ресурсы
-
www.mp3sort.com/
-
s-f-k.forum2x2.ru/index.htm
-
forums.minus-fanera.com/index.php
-
talismanst.narod.ru/
-
www.rodniki-studio.ru/
-
www.a-pesni.golosa.info/baby/Baby.htm
-
www.lastbell.ru/pesni.html
-
www.fonogramm.net/songs/14818
-
www.vstudio.ru/muzik.htm
-
bertrometr.mylivepage.ru/blog/index/
-
sozvezdieoriona.ucoz.ru/?lzh1ed
-
www.notomania.ru/view.php?id=207</</p>
-
meta-music.ru/page/gosudarstvennye-standarty