7


  • Учителю
  • Разработка на тему 'Импрессионизм в музыке и живописи '

Разработка на тему 'Импрессионизм в музыке и живописи '

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Водопьянова Т.М.



Урок музыки в 5 классе

Импрессионизм в музыке и живописи



Если ненадолго зажмурить глаза, а потом постараться вспомнить картинку вокруг нас, в памяти останется общее впечатление, без деталей и нюансов. Оно будет немного размытым, туманным. Тоже произойдет, если попробовать сымпровизировать музыкальное отображение образа какого либо пейзажа, картины, здания или человека.

К. Моне «Кувшинки»

Импрессионизм - одно из самых ярких и интересных направлений во французском искусстве последней четверти 19 века. Так назвал свою картину К. Моне: «Впечатление. Восход солнца». Первоначально импрессионизм проявил себя в живописи. Художники, примыкавшие к этому направлению. Для художника-импрессиониста важно не то, что он изображает, а важно - как изображает.

К. Моне - "Впечатление. Восход солнца»

…Дождем умыты скверы и бульвары,

Особняков чугунные ограды,

Где красками Моне и Ренуара

Расписаны старинные фасады.

Как на полотнах импрессионистов,

Прозрачен день. Игрой теней и света

Опальный август завершает лето,

И ветер по-осеннему неистов…



К. Писарро «Бульвар Монмартр под дождем»

В сравнении со своими предшественниками импрессионисты отказывались от работы в мастерской и придерживались метода «пленэра». Этюд от начала и до конца, непосредственно «на натуре», стараясь уловить, зафиксировать меняющееся состояние света, цвета, воздуха.

А. Бланшар «В окрестностях Нотр Дам»

Ж. Сера любил рассказывать, как он обнаружил, что прибрежный песок, оранжевый на солнце, в тени выглядит, по закону дополнительных цветов, голубым, а зеленые верхушки деревьев на фоне серого неба окружены розовым ореолом. Для более точной передачи этих взаимодействий импрессионисты отказались от темной академической палитры, перестали использовать черные и коричневые краски, оставили лишь чистые цвета. Изменилась и техника - французские живописцы, не смешивая краски на палитре, стали пользоваться раздельными мазками ярких красок, главным образом основных цветов - красной, синей, желтой.

Ж. Сера «Сена у Корбевуа»

Настоящим откровением в полотнах художников-импрессионистов стал пейзаж. Именно в пейзаже их новаторские устремления раскрылись во всём своём разнообразии и богатстве нюансов и оттенков. Радость жизни во всех ее проявлениях проявляется во всех работах. Таким образом, интерес к натуре, впечатлению, сюжету, колориту рождает у художников-импрессионистов особый живописный язык.

О. Ренуар «Пейзаж на берегу Сены»

Музыкальный импрессионизм возник во Франции чуть позже. Так же как и в живописи, он проявился прежде всего в стремлении передавать мимолетные впечатления, полутона, полутени. Эти устремления приводят к тому , что на первый план выдвигается звуковая красочность, большое внимание уделяется колориту, поискам необычайных оркестровых звучаний и гармоний. Свою музыку импрессионисты строили на игре музыкальных светотеней, на неуловимом "звуковом ощущении".

Э. Мане «Дама в саду»

В отличие от импрессионизма живописного, который был представлен именами ряда крупных мастеров, музыкальный импрессионизм имеет лишь одного яркого представителя - Клода Дебюсси. Так же импрессионистские черты музыки есть и у Мориса Равеля в его знаменитом цикле фортепьянных пьес "Отражения" и других произведениях. Из музыкальных импрессионистов известен и Поль Дюка с его оркестровой фантазией "Ученик Чародея" - мимо неё не прошел даже Уолт Дисней.

Портрет К. Дебюсси, затем

М. Равеля и П. Дюка

Вместо развитых многочастных симфоний стали появляться симфонические эскизы-зарисовки. В фортепьянной музыке преобладали небольшие пьесы, в которых преобладает свобода развития, а так же постоянная изменчивость музыкального языка, мелодии, ритмического рисунка, фактуры, темпа. Всё это придает им характер импровизаций, а так же способствует передаче постоянно меняющихся впечатлений.



Ноты К. Дебюсси

Оркестр у Дебюсси и других композиторов - импрессионистов очень оригинален и своеобразен. Он отличается изяществом рисунка и обилием деталей, но каждая из них слышима. Дебюсси сопоставлял различные тембры инструментов и способы извлечения звука. Свои симфонические эскизы "Море" композитор писал в приморском городке на берегу Атлантического океана, запечатлевая "с натуры" нарастающий шум прибоя и могучий шум ветра. Музыканты заимствовали у художников терминологию, наталкивающую на новые идеи эстетического восприятия; в обиход входят определения: звуковая краска, инструментальный колорит, гармонические пятна, тембровая палитра.



К. Моне « Скалы в Бел - Иль»

Дебюсси не был первооткрывателем морского пейзажа в музыке, безусловно он был знаком с произведениями Римского-Корсакова и Мусоргского, но обладая огромным дарованием, он искал свои пути воплощения образов моря и его симфонические эскизы заняли особое место в мировой музыкальной литературе. «Ноктюрны» - это три вполне самостоятельные картины, объединенные лишь общим пониманием жанровых особенностей.

Портреты Мусоргского и Римского - Корсакова

Первый ноктюрн - "Облака" - звучит без ритмических и интонационных контрастов, но зато в нем развернута красочная гамма колористических оттенков. Это они передают всю изменчивость и неопределенность звучания, связанного с образом неба, покрытого медленно тянущимися облаками.. Эту музыкальную картину можно сравнить с некоторыми пейзажами К. Моне

К. Моне "Парусная лодка в Аржантее"

Второй «Ноктюрн» - «Празднества». Здесь радость жизни, опьяняющие ритмы уличных плясок и шествий. В "Празднествах" мы слышим тарантеллу и чеканный марш, то приближающийся, то удаляющийся, причудливое слияние разнохарактерных мелодий , постепенно рас­творяющихся в праздничной атмосфере города.

Э. Мане «Лола из Валенсии»

Третий из "Ноктюрнов" - "Сирены" - написан для женского хора и оркестра. Эта пьеса передает стихию моря, освещенную лунным светом, и манящие голоса сирен -сказочных обитательниц подводного царст­ва. В партитуре всё зыбко и неопределенно. Общее настроение покоя и умиротворенности лишь изредка оттеняется динамическими всплесками , здесь лишь фактурное и колористическое претворение основного образа, сохраняющего свой пассивно-созерцательный характер. Таинственные переливы звучаний, завораживающий колорит хорового напева, искусно сочетаемого с инструментальными тембрами

Сирены - иллюстрация к мифу

Когда маэстро за роялем

Импровизирует, изобретая,

Фактуру моря…переливного…

И вмиг Оркестр заплывает

Так далеко заоблачно за океаны

Капризным случаем томим…

И Франция палитрой звуковой

Насыщенная вся изысканной игрой…

Не мысленными этими просторами

И фейерверком взрывным зазвучит

Пульсацией таинственной

И Даль опять Сиреной

Миражной глухо оглушит…

И песни менестрелей заглушит

Нежданно эхо золото - тайное…




Очень популярны два тома "Прелюдий" - в каждом по 12 пьес. В прелюдиях Дебюсси предстают: пейзажи, портреты, легенды, произведения искусства, сцены. Пейзажи представлены такими прелюдиями как "Паруса", "Что видел западный ветер", "Ветер на равнине", "Вереск", "Шаги на снегу", "Холмы Анаканрии". В них Дебюсси воплощает свои впечатления от природы.

К. Моне «Парусные лодки»


В группе прелюдий-портретов наибольшую популярность приобрела «Девушка с волосами цвета льна» .Ее музыка воплощает идеал вечной женственности и красоты. В ней господствует светлая мечтательность, хотя выражение эмоций носит то более сдержанный и созерцательный характер, то приобретает большую порывистость и эмоциональность.

О. Ренуар « Девушка с распущенными волосами»

«Затонувший собор». Она картинно воплощает сюжет популярной бретонской легенды о соборе Ис, скрытом в морских глубинах. Основная тема прелюдии - тема всплывшего собора - представляет собой величавый хорал. Ее интонации формируются постепенно. Сначала - в тихом перезвоне параллельных кварто-квинтовых созвучий, которые доносятся словно из нереального мира.

kseniapo.livejournal.com

«Лунный свет» - пьеса удивительной, именно не земной красоты. Клод Дебюсси вообще любил свет серебристой спутницы Земли. Ему лучше сочинялось в лунные ночи.

Этой дымки серебристой,

Этой зыбкой чешуи.

Лунный свет, слегка ребристый,

В руки прыгает твои.

За роялем снова вижу

Силуэт едва знакомый,

Он играет, смотрит, дышит,

Лунным светом очарован…

К. Моне «Руанский собор вечером»

К лучшим произведениям Дебюсси, относится пьеса "Отражения в воде". Это не только живописная картинка, но и проникновенное "вслушивание" в мир "водяного царства". Вначале возникает образ спокойной водной глади, но вот это спокойствие нарушается еле уловимым движением, всплеском. После мига безмолвия - новый трепет водяной поверхности...

К. Моне «Парусник»

Дебюсси считал, что музыка подобна природе своей естественностью: «Музыка - как раз то искусство, которое ближе всего к природе... Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию». И природа, и музыка ощущаются Дебюсси как тайна, и прежде всего тайна рождения, неожиданного, неповторимого оформления капризной игры случая.

Ван Гог «Красные виноградники»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал