- Учителю
- «Богатырские образы в искусстве»
«Богатырские образы в искусстве»
Цикл уроков: «Богатырские образы в искусстве»
С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
«Клянусь
честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество
или иметь другую историю,
кроме истории своих предков».
А. Пушкин.
Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. Как показывают результаты исследований, каждое новое поколение российской молодежи по целому ряду показателей социального положения и развития уступает предыдущему. Оно менее развито в физическом, умственном, духовном и культурном отношениях, более безнравственно и криминально, с ярко выраженными проявлениями негативного отношения к своей Родине, к труду, отчуждено от общества, государства, политики.
Выход из этого положения возможен в формировании активной жизненной позиции молодого поколения. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации президент В. Путин вопрос патриотического воспитания молодежи выделил в качестве одного из приоритетов государственной политики наравне с вопросами безопасности и экономического развития. (Постановления Правительства РФ.)
Патриотизм - это сложное и высокое человеческое чувство. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ. Это уважение к защитникам Отчизны, уважение к Государственному гимну, Флагу, Гербу, Родине. Известный поэт Э.Асадов сказал: «Россия начиналась не с меча, она с кос и плуга начиналась»…
Патриотическое воспитание - часть воспитательного процесса и вечная проблема педагогики. Каждая эпоха по-своему отражается на патриотическом мировоспитании. Сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество, пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и серьезно настораживает своей неопределенностью будущее. Произошла потеря общественного идеала. Средства массовой информации распространяют тотальную пошлость, антиколлективизм, антипатриотизм, вседозволенность, культ силы и жестокости, отказ от ценностей образования, познания отечественной культуры. Назрела необходимость остановиться и пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма. Здесь уместно вспомнить замечательные слова Аристотеля: «Вряд ли кто будет сомневаться в том, что законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этот предмет находится в пренебрежении, и самый государственный строй терпит от этого ущерб. Ведь для каждой формы государственного строя соответственное воспитание-предмет первой необходимости…» В наше сложное время единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится.) Вспомним высказывания выдающегося русского педагога К.Ушинского: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и дети наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами. Выучила языку, как мать защищает и бережет нас. Одна у человека родная мать, одна у него и Родина». Любовь к Родине приходит к нам через восприятие близкого: отчего дома, березок, через общение с людьми, живущими рядом. Мы говорим: это наш край. Пусть иной из них по размерам не всегда велик, но подобно тому, как «капля воды отражает мир» в нем отражен характер всей нашей Родины. (вспомнить факты биографий композиторов). Каждый раз, возвращаясь в Россию из заграничных поездок, где никогда не мог превозмочь находившую на него невыразимую тоску и мучительные страдания П.И.Чайковский испытывал несказанную радость. Особенно он почувствовал это теперь, когда поселился «у себя», хотя дома, снятые внаем, были не очень-то комфортабельны и благоустроенны (пожалуй, лишь дом в Клину смог стать ему настоящим пристанищем после долгих лет скитаний, жизни в имениях родных и друзей). Но, даже живя и в Майданове, Петр Ильич твердо убедился в том, что мечта его поселиться «на весь остальной век в русской деревне»- не мимолетный каприз, а «настоящая потребность» его натуры. Только среди русской «смиренной природы» испытывал он «неизъяснимый подъем духа». «…Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня,- а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России, - признался он однажды.-…Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку- Русь». (Г.А.Прибегина. П.И. Чайковский.)
Другой советский композитор С.Прокофьев, находясь во Франции, писал своим друзьям: «Воздух чужбины не идет впрок моему вдохновению, потому, что я русский, а самое неподходящее для такого человека, как я,- это жить в изгнании…Я должен вернуться. Я должен снова вжиться в атмосферу родной земли. Я должен снова видеть настоящие зимы и весну, вспыхивающую мгновенно. В ушах моих должна звучать русская речь»…(Морэ С. Глазами друга). Разве нельзя назвать патриотами Земли русской П.Чайковского, С.Прокофьева, А.Пушкина, М.Лермонтова? Чувство патриотизма, в огромной мере, стимулировало и прогресс Отечественной науки: Ломоносов, Менделеев, Павлов, Тимирязев и др. Н.Чернышевский считал, что историческое значение человека «измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство- силою его патриотизма. Искусство развивает, углубляет и направляет эмоции, будит фантазию, заставляет работать, мыслить, формировать нравственные принципы, укреплять идейные позиции. Общение с музыкой, картинами художников, литературные произведения формируют творческую личность, создают условия для развития эстетических эмоций, по выражению Л. Выготского «умных эмоций». Изучение музыки на уроках направленно на воспитание музыкального вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, своему народу, к природе, Родине, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира. «Всякая благодарная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством». (В.Белинский).
«Отчизна-это край, где пленница душа». (Ф.Вольтер)
«Любовь к Родине - первое достоинство цивилизованного человека». (Наполеон)
«Отечества и дым нам сладок и приятен», (А.Грибоедов).
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыкальной литературы является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание учащихся. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыкального и изобразительного искусства - это залог дальнейшего развития интереса к внутреннему миру человека, способности сопереживания и внимательного отношения к окружающим людям. Цель патриотического воспитания: формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.
Задачи:
-воспитание патриотических чувств;
-формирование на основе патриотических знаний, взглядов и убеждений патриотического характера;
-формирование положительных отношений к патриотической деятельности;
- формирование практических навыков и умений, необходимых для самостоятельной деятельности патриотического характера;
Патриотическое воспитание на уроках музыки осуществляется через:
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков;
- введение ребенка в мир музыки посредством интонаций, образов русской музыкальной культуры «от родного порога», (колыбельные, потешки, пестушки и т.д.)
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- знакомство с историей Отечества, историческим наследием;
- изучение основных жанров музыки.
В построении уроков музыки традиционно используются 2 подхода:
1- словесные пояснения, беседы с учащимися, направленные на то, чтобы заинтересовать их произведением, историческими событиями периода, в котором жил композитор, содержанием произведения. Прививая детям любовь к Отечеству, педагог должен избегать высказываний искаженного характера.
2 - сам процесс восприятия или исполнения произведения, развитие эмоциональной отзывчивости учащихся на любой момент урока. С целью активизации творческой деятельности педагог использует различные типы уроков:
-урок-портрет: «Личность А.П.Бородина - патриота своей Родины»;
-урок путешествие: «С.Прокофьев-сын своего Отечества»;
-урок-концерт: «Природа в творчестве П.Чайковского»;
-урок-исследование: «Богатырская тема в творчестве М.Глинки, С.Прокофьева, А.Бородина»;
-урок-воспоминание: «Песни Великой Отечественной войны»;
-урок-панорама: «Волшебный мир народных инструментов».
Программный материал желательно обогатить подборками стихов, репродукций картин по определенной теме.
Рассмотреть иллюстрацию П. Корина «Александр Невский», (центральную часть триптиха).
Вопрос: Что видите на картине?
Ответы: На картине изображен Полководец.
Вопрос: Полководец нашего времени или другой эпохи?
Ответы: Нет. Полководец другой эпохи, время очень далекое от настоящего, о чем свидетельствуют одежда и оружие.
Педагог: Центральное полотно А.Невского, художник Корин написал в 1942 году, боковые полотна в 1943 году. И когда писал, то говорил, что хочет воплотить в ней «непокорный дух русского народа». И неудивительно, что этот триптих встал в ряд сильнейших произведений советского искусства, отразивших эпоху Великой Отечественной войны.
Вопрос: Вспомнить, когда совершил свои ратные подвиги А. Невский, какие?
Ответы: А.Невскому было 20 лет, когда он одержал победу над шведами на Неве и получил за это прозвище Невский. В 22 года А.Невский разбил тевтонских рыцарей в Ледовом побоище на Чудском озере. А было это в начале 13 века, в 1220 -1222 году.
Вопрос: Какое жизненное событие нашей эпохи подтолкнуло художника к созданию картины А.Невский?
Ответы: События Великой Отечественной войны.
Педагог: Видите, как в искусстве сложно и интересно получается: сюжет произведения заимствован из событий 13 века, а само произведение связано с 20 веком.
Обратить внимание на сюжет и внутреннюю идею. Сюжет в большей мере определяет внешнюю форму, а идея-это уже внутреннее содержание, его душа, смысл его существования.
- Не ходите на Русь! -
Мономах обращался к соседям.
- Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!- сказал
Храбрый князь Александр
И в не меркнувшей вечно победе
Правоту этих слов
Справедливым мечом доказал.
Сколько ж пахарей
Ты потеряла, Россия,
Сколько лучших сынов
Отдала ты кровавым векам?
- Не ходите на Русь-
Об одном ты просила,
Не к друзьям обращалась,
А только к врагам.
- Не ходите на Русь!
Но враги наступали кроваво…
И тогда нам вручила родная страна-
Вместе с грозным оружием-
Поля нашей славы.
Наших предков великих
Святые для нас имена,
- Кто с мечом к нам придет,
От меча и погибнет!
Вся страна поднялась
На святую борьбу…
И Мамаев курган будет
Вечно гордиться сынами,
Что живыми и павшими
Родине были верны.
Вопрос: Как проявляется в этом стихотворении связь с прошлым и настоящим?
Ответы: Победа над фашизмом в Великой Отечественной войне еще раз доказала убедительную правоту слов А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». Русский народ - народ мирный, поэтому никогда не будет первым нападать на другой народ.
Педагог: Два гениальных советских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы и угроза фашистского нашествия нависла над всем миром. Режиссер Эйзейштейн создал в1938 году фильм «Александр Невский», а в 1939 году композитор С.Прокофьев написал кантату на стихи поэта В.Луговского «Александр Невский». Они прозвучали, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решиться напасть на нашу Родину. Многие кадры фильма по своей монументальности, по суровости и величественно - народному характеру невольно ассоциируются с триптихом Корина, но еще более эти ассоциации усиливаются, когда звучит музыка кантаты С.Прокофьева. Очень многое, не только сюжет, роднит эти создания. Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру А. Невского. Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на его родную землю. А земля эта - посмотрите, какая красивая! Суровая, но такая поэтичная! И люди на этой земле стоят тоже суровые, но тоже - прекрасные в своей решимости защищать свою Родину.
- О, Россия, с нелегкой судьбою страна,
У меня ты, Россия, как сердце одна,
И я другу скажу, я скажу и врагу -
Без тебя, как без сердца, я прожить не смогу.
(Ю.Друнина.)
«На Руси родной не бывать врагу»
(Подвиг русского народа в кантате С.С.Прокофьева
«Александр Невский»)
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: усвоение нового с использованием ИКТ.
Цели:
-
приобщение к историческому и культурному наследию России
-
воспитание патриотизма и морально - нравственных аспектов у учащихся
-
получение знаний о Святом князе Александре Невском.
Задачи:
Образовательная - познакомить с историческим героем Александром Невским.
Развивающая - развивать интерес к изучению исторического прошлого.
Воспитательная - способствовать формированию любви к Родине.
Методы: частично-поисковые, объяснительно-иллюстративные.
Форма организации: индивидуально-фронтальная.
Оборудование:
-
компьютер;
-
DVD
-
презентация к уроку</</u>;
-
репродукции картин и икон с изображением защитников русской земли
-
кадры из фильма С.Эйзенштейна
-
фонохрестоматия М.Кушнира
-
видеохрестоматия М.Кушнира
План урока.
-
Организационный момент
-
Постановка цели урока
-
Актуализация опорных знаний
-
Объяснение нового материала (виртуальная экскурсия, слушание музыки и беседа
-
Подведение итога урока.
-
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие)
2. Постановка цели урока.
3.Актуализация опорных знаний.
Немало славных подвигов во имя Руси воспето в думах и сказаниях, былинах и поэмах великими русскими поэтами и неизвестными авторами. Но немало этих тем и в русской музыке! Давайте вспомним, кто из русских композиторов обращался к героическому прошлому нашего народа? Кто воспел в своей музыке народных героев и увековечил их имена?
Дети: М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» - Какое время? Эпоха?
А.П.Бородин Опера «Князь Игорь» - Борьба с кем? Какой век?
А.П.Бородин «Богатырская симфония», П.И.Чайковский. Увертюра «1812год»
Кто главный герой всех перечисленных произведений? - НАРОД!
В этом ряду особое место занимает кантата С.С.Прокофьева «Александр Невский», о которой сегодня пойдёт речь на нашем уроке. Интересна предистория этой кантаты. Первоначально в 1938 году Прокофьев пишет музыку к одноимённому кинофильму С.Эйзенштейна. Этот фильм стал классикой советского кино и являет собой удивительный пример содружества режиссёра и композитора. Такого в истории музыки ещё не было. Музыка рождалась под непосредственным впечатлением от кадров фильма. (Отрывок из воспоминаний С.Эйзенштейна Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература XX века. Учебник. М.,2001г. стр.120)
Итак, кантата возникает в 1939году и написана она для хора, меццо - сопрано и оркестра. Вместе с оперой «Война и мир» и музыкой к кинофильму «Иван Грозный» Прокофьев утверждает в своём творчестве героико-эпическую национальную тему. Но Прокофьев очень своеобразно подходил к исторической теме. Ему было свойственно точное и верное ощущение исторической эпохи. Древние образы времён Александра Невского были проникнуты острым чувством современности. (Демонстрируется икона св.князя Александра Невского, его брата Феодора.)
Кто из вас знает, что происходило в мире в конце 30-х годов?
-- В Западной Европе - разгул фашизма, по миру начинает «расползаться» «коричневая чума». И «железная», «варварская» музыка крестоносцев звучала как характеристика современных агрессивных сил. Такая музыка и такой фильм сыграли огромную нравственную, духовную, патриотическую роль в страшные дни Великой Отечественной войны.
4. Объяснение нового материала (виртуальная экскурсия, слушание музыки и беседа)-30 минут.
Но вернёмся в далёкое историческое прошлое. Кто же такой Александр Невский? Какие подвиги совершил он во имя спасения Руси? Почему церковь причислила его к лику святых? (Картина П.Корина «Александр Невский»)
Дети отвечают: русский князь, воевал с половцами и шведами на Неве, немало потрудился Александр для Русской земли. Мужественно и победоносно боролся он с западными врагами, расчетливо, умно берёг свой народ от хищных татар. Среди трудных княжеских дел не забывал благочестивый князь и христианских обязанностей: много серебра и золота передавал он в Орду, немало несчастных выкупил из тяжкой неволи татарской. Многие звали его своим "ангелом-хранителем". Русская церковь причислила его к лику святых.
В кантате, написанной на стихи Вл.Луговского и самого С.С.Прокофьева, 7 частей:
-
«Русь под игом монгольским»
-
«Песнь об Александре Невском»
-
«Крестоносцы во Пскове»
-
«Вставайте, люди русские»
-
«Ледовое побоище»
-
«Мёртвое поле»
-
«Въезд Александра во Псков»
И все они - эти части - вехи жизненного пути Александра.
АЛЕКСАНДР родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия - нашествие монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам. Малыша посадили на коня и дали в руки оружие.
- Уже с1228года юный Александр начал княжить в Новгороде со своим старшим братом Федором под присмотром бояр. А в 1236году, когда его брат уехал в Киев, Александр стал самостоятельно править в Новгороде. Новгородцы восхищались своим князем - красивым, высоким, с сильным голосом, гремевшим, как труба. Через несколько лет Великий Новгород праздновал свадьбу своего молодого правителя, женившегося на дочери половецкого хана. Венчание проходило в маленьком городке Торопце, который через несколько веков подарит нам великого русского композитора, который в своих оперных «полотнах» «Борис Годунов» и «Хованщина» тоже будет воспевать богатырский дух и могучую, несокрушимую силу русского народа. (Демонстрируется триптих П.Корина «Александр Невский». «Северная баллада»)
Кто помнит? Чьё имя я сейчас назову?
Дети отвечают: - М.П.Мусоргский.
. Страшные испытания ждали великого князя. Как известно, именно в те годы на Русскую землю нахлынули несметные полчища хана Батыя. Были ограблены и разорены города, сёла, храмы, множество людей было убито или взято в плен. Мы «видим» в музыке картины скорбной, угнетённой и разорённой Руси.
Звучит фрагмент 1части «Русь под игом монгольским»
-В 1240 году Новгороду объявили войну шведы. Их войско возглавил Биргер. Он написал князю Александру послание с такими словами: "Если можешь, сопротивляйся, но знай, что я уже здесь и пленю землю твою". Князь Александр с войском, помолившись в Софийском соборе, выступил навстречу врагу. Утром 15 июля 1240 года войско князя Александра незаметно подошло к неприятельскому лагерю, и внезапно напали на врага, поражая их топорами и мечами. Завязалась битва - жестокая и кровавая. Эта битва произошла на реке Нева. С победой вернулось русское войско в Новгород, а князь Александр получил к своему имени почётное прозвание - Невский.
Звучит 2 часть «Песня об Александре Невском» (небольшой отрывок) - Что почувствовали? Какой характер музыки?
Ответы: Сдержанность, мужественность, сила.
Педагог: Та же собранность, сосредоточенность, мужественность, величие, суровость и вместе с тем непередаваемая словами эпическая красота звучания. Величавая и строгая мелодия повторяет особенности древнерусских былин. Она похожа на старинные сказания. И даже отзвуки старинной музыки, о которой напоминает боевой стяг А.Невского, с изображенным на нем «Спасом» - ликом Христа - таковы всегда были на Древней Руси княжеские знамена. И над всем этим господствует русская протяжная песенность.
Музыка величава и строга. Она похожа на фреску древнего русского живописца. Текст и музыка выдержаны в эпическом духе. Основная мелодия («А и было дело на Неве - реке») повествовательна, размерена. Здесь композитор воспроизводит особенности неторопливых «рассказывающих» интонаций древнерусских былин.
В среднем разделе («Ух! Как бились мы, как рубились мы») оркестр воспроизводит звуки битвы - бряцание оружия, удары мечей. Помните, мы говорили о «зримости» образов музыки Прокофьева? В этой кантате удивительна наблюдательность композитора, умение схватить и передать в музыке голоса людей, их жесты, движения.
( Звучит средний раздел («Ух! Как бились мы, как рубились мы»)
В репризе возвращается главная, «богатырская» мелодия хора.
3-я часть кантаты - «Крестоносцы во Пскове» поражает своей жестокостью и варварством. В оркестровом вступлении "Крестоносцев" устрашающие диссонансы - словно каменные глыбы, падающие одна на другую, и одновременно - будто пронзительный крик и стон, стоящий в завоеванном городе. Невозможно без слёз смотреть кадры фильма, где издеваются над женщинами и беззащитными стариками, жгут их дома, глумятся над святынями в храмах, где младенцев отбирают у матерей и на их же глазах бросают в костёр. Трудно, сложно было Прокофьеву создать образ нелюдей, варваров, врагов жестоких, бездушных и коварных. Но композитор находит очень верное и правильное решение: вместо певучих, «человеческих» тембров струнных инструментов он использует режущие, завывающие, пронзительные тембры медных инструментов, особенно, тромбонов. Основные темы псов-рыцарей тевтонского ордена впервые появляются только в этой части. Композитор лишает их живых, певческих интонаций. Даже тема католического хорала написана не на немецком языке, а на латыни. А латинский язык - язык мёртвых. Ужас и страх наводят иступлённые «вопли» этого фанатичного хорала.
Звучит фрагмент 3 части «Крестоносцы во Пскове» Велико терпение русского народа! Безграничны горе и страдание людей. Но и у терпения бывают пределы. И вот уже тревожный набат колокола призывает всех, кто может держать оружие на защиту своей Родины! «Вставайте, люди русские, на славный бой, на смертный бой!»
Русь угнетённая, величавая и скорбная показана здесь «сбросившей многовековые оковы». В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчёркивает героический характер музыки. «Вставайте, люди русские». Это - гневный, призывный хор. Русь угнетенная, величавая и скорбная показана здесь с героической стороны. Этот хор был очень популярен в годы Великой Отечественной войны.
Тема среднего раздела «На Руси родной, на Руси большой не бывать врагу» - спокойна и величава. Она вселяет веру в победу над врагом, в скорое освобождение Земли русской от врагов. Эта тема будет звучать и в 5-ой, и в 7-ой частях кантаты, как лейтмотив Великой и Свободной Руси!
С каким интересом и вниманием слушали эту музыку бойцы Красной Армии в годы Отечественной войны! Как нужна была им ТАКАЯ музыка - Музыка вселяющая надежду на скорую Победу! Один из участников обороны Севастополя вспоминает: «Потрясающее впечатление производила песня «Вставайте, люди русские»! Усиленная резонансом подземелья она властно захватывала душу»
И вот мы подходим к кульминации всей кантаты - к 5 части «Ледовое побоище».
«Ледовое побоище» - это грандиозная симфоническая картина с участием хора. В этой части сталкиваются основные темы предыдущих частей, рисующие вражеские станы.
Пустынное зимнее озеро перед началом битвы. В оркестре холодные,
«застывшие» звучания, сумрачные минорные гармонии, резкий
«каркающий» звук у альтов. Издалека доносится звук тевтонского
рога. Прокофьев долго искал тембр для этого сигнала. Композитор
считал, что он должен быть «неприятным для русского уха». И нашёл -
он поручает этот сигнал английскому рожку и тромбону с сурдиной.
Вслед за тем слышится дробное равномерное постукивание, вначале еле
слышное. …Тяжело мчатся закованные в железо тевтонские всадники. На
них рогатые шлемы, закрывающие лицо капюшоны с зияющими глазными
отверстиями. Тевтонское войско построено в форме клина. «Скок
свиньи» - так назван этот эпизод в фильме.
Ритм скачки подчеркнуто однообразен, бездушен, механичен. На него
наслаиваются в оркестре пронзительные и завывающие голоса тубы,
саксофона, труб и других инструментов. В музыке Прокофьева
тевтонские рыцари скачут «с неумолимостью танковой колонны их
омерзительных потомков».(Так говорил С.Эйзенштейн, потрясённый
музыкой С.Прокофьева). Эпизод вражеского нашествия приобрел у
Прокофьева остро современный характер.
Кроме оркестра здесь участвуют еще хор - рыцари поют воинственный
фантастический хорал. Их пение переходит в яростные крики: «распнем
побежденных, уничтожим врага».
Нарастающее звучание оркестра и хора можно сравнить с крупным
планом в кино. Кажется, что вражеское войско с оглушительный
лязганьем и грохотом надвигается прямо на слушателя.
Вступление в бой русской дружины Александра Невского отмечено
энергичным звучанием у трубы темы хора «Вставайте, люди русские».
Батальные эпизоды подобно кинокадрам быстро проносятся перед
слушателями. В одном из них появляется русская тема - легко и
стремительно летящая, удалая. Это тема «русской атаки». Она
слышится то совсем близко, то издали. Снова впечатление
кинематографической смены планов: то «крупный кадр», то отдаленная
перспектива «побоища».
В кульминационных эпизодах противоборствующие темы сталкиваются,
«сшибаются» друг с другом, как противники в бою. Прокофьев
применяет особый прием сочетания тем: они даются одновременно, при
этом каждая остается в своей тональности. Своей резкостью оно
подчеркивает остроту схватки. Вражеская тема затем искажается,
«слабеет».
Удивительна «зримость» музыкальных образов и в картине гибели
крестоносцев. Оркестровыми средствами переданы и треск льда, и
холодные темные волны, заливающие поле битвы, и мрачный драматизм
происходящего.
Заканчивается картина "Ледового побоища" нежнейшим "рассветным"
звучанием темы - "На родной земле не бывать врагу". Это музыка мира
и тишины, наступивших на освобожденной земле.
6-я часть - "Мертвое поле" - один из лучших номеров кантаты. Песня для меццо-сопрано и оркестра (единственный сольный номер кантаты).
Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей "славных соколов, женихов своих, добрых молодцев". Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей. Прокофьеву удалось создать в "Мертвом поле" глубоко выразительную и строгую русскую мелодию, стоящую в ряду классических образцов. Тонко и своеобразно претворены им народно-песенные интонации.
7-я часть - "Въезд Александра во Псков.
В хоровом финале, прославляющем Русь-победительницу, соединяются в более мощном звучании знакомые русские темы кантаты: песня об Александре Невском и светлая мелодия из средней части хора "Вставайте, люди русские". Благодаря четырехголосному хоровому изложению (вместо унисона) она приобретает гимнический, торжественный, ликующий характер.
5. Подведение итогов урока:
В кантате «Александр Невский», посвященной далеким исторический событиям, Прокофьев прославил победу народа в справедливой борьбе с захватчиками, победу человечности над жестокостью и насилием.
Драматургия кантаты основана на острейшем контрасте двух противоположных миров. Интересно, что в "Александре Невском" нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько.
Вопросы:
-
Какие это темы?
-
В каких частях даётся характеристика русских людей?
-
Какими мы их видим? Представляем?
-
Какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор при их создании?
-
Почему в годы Великой отечественной войны кантата «Александр Невский» была очень актуальной и востребованной?
Я бы хотела завершить наш урок стихотворением
Молодые!
Не рвитесь из родного вам гнезда!
Не отдавайте никому России,
Ведь чтобы не случилось, дорогие,
Второй у нас не будет никогда!
Не позволяйте обращать в пожарища
Такие превосходные слова,
Как: Родина, Отечество, Товарищи -
Им жить и жить, пока страна жива!
В патриотизме народа - сила России.
Да здравствует Россия! Во все времена
Живи, процветая, родная страна,
Пусть счастливы будут и стар и млад.
Виват Россия, Россия виват.
(Е.Наумов.)
6.Домашнее задание:
-
Как закончилась жизнь Александра Невского?
-
Нарисовать драматургическую схему кантаты