7


  • Учителю
  • Проведение вне классного мероприятия по предмету МУЗЫКА второй год обучения 'Легенда и быль русского рожка'

Проведение вне классного мероприятия по предмету МУЗЫКА второй год обучения 'Легенда и быль русского рожка'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цель: Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительства на народных музыкальных инструментах. Задачи: - Познакомитьс истоками создания народного инструмента - ро
предварительный просмотр материала

Проведение внеклассного мероприятия

по предмету МУЗЫКА

второй год обучения

"Легенда и быль русского рожка"


Цель:

Ввести детей в мир народных музыкальных инструментов, показать их самобытность и место в жизни русского человека, познакомить с приёмами исполнительства на народных музыкальных инструментах.

Задачи:
- Познакомить с истоками создания народного инструмента - рожок,

- Воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

- Через народное творчество формировать интерес к русской музыкальной культуре;
- Учить различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;
- Способствовать формированию умения самостоятельного получения информации,


Тип мероприятия:
изучения и первичного закрепления новых знаний
Форма мероприятия:
рассказ, собеседование,

Используемые методы:

метод соучастия, частично - поисковый метод, демонстрационный показ, метод закрепления нового материала.

Педагогическая технология: ИКТ. Примечание: урок сопровождает презентация, выполненная преподавателем в формате Power Point.


Оборудование к мероприятию:

мультимедийное оборудование с проектором, музыкальный центр, музыкальные инструменты (жалейка, окарина), подготовленная мультимедийная презентация, видеофрагменты с записями звучания и исполнения на народных инструментах, музыкальные народные инструменты, шумовые инструменты, карточки с названиями инструментов.


Основная часть.


Слайд №1 На экране проецируется вступительный слайд, обозначающие тему урока (оформление слайдовой презентации в соответствии с тематикой урока)

Преподаватель: "Когда господь сотворил первого человека, он вдохнул ему свою жизнь... и стал человек душою живою...". Я не случайно вспомнила сейчас эти слова, потому что сегодня мы будем с вами говорить о музыкантах и об исполнителях. Ведь исполнитель дарит частичку своей души музыкальному инструменту. И при этом рождается музыка. Слайд № 2

А откуда черпает человек вдохновение, спросите вы? Он слушает природу... Так просто и красиво. Помните, как в древнем сказании о девяти Музах, среди которых была Эвтерпа- Муза музыки. Слайд № 3 (Муза) Она, как и её сёстры, получала вдохновение от того, как "испила воду" Кастальского ключа... Хочется верить в эту легенду, но сегодня я постараюсь вас убедить в том, что эта легенда стала былью.

Преподаватель: Мы с вами обратимся к истории древних музыкальных инструментов, Слайд № 4 (инструменты) таких как рожок и жалейка, свирель и окарина. Как видите, они все разные, и каждый из них делал "свою работу".Но их роднит то, что придуманы они простыми людьми. История насчитывает многие тысячи лет и, по правде сказать, и вовсе теряется в глубине веков. Рожки, свирели, жалейки, сопилки, окарины, кувиклы, каюнки испокон веков были на Руси.

Слово рожок произошло от слова рог у животного. Впервые рожок упоминается в конце 18 века, но на самом деле этот инструмент появился на Руси гораздо раньше. Рожки изготавливали из берёзы, клёна или можжевельника, груши, яблони. Раньше их делали из двух половинок и скрепляли берестой.

Слайд № 5 (рожок). Первыми были рожки амбушурного типа, у них не было язычка, а был муштук( как у трубы). Звук рожка очень пронзительный, сильный.Все пастушьи инструменты были мужскими, потому что игра на них требовали достаточной физической силы. По необходимости они оказывались и в женских руках (мужчины уходили на войну), а жизнь в деревне продолжалась, проходили праздники, обряды Слайд № 6

Мы отправляемся во Владимирскую область, где рожок появился впервые. Во Владимирской области мало полей для выгона скота, поэтому паслись в лесах. А как собрать коров домой? Вот тут то и нужен был Пастух, вот кто был 1 парнем на деревне! Слайд № 7 (пастухи). «Учись играть на рожке! Будешь пастухом, платить будут больше вдвое против неиграющего»- говорили в старинц. Зачем рожок пастуху? Пастухи договаривались, кто и где будет пасти коров и какие сигналы они будут подавать своим коровам. Сначала у рожка была одна функция- сыграть сигнал, на который выйдет стадо. Слайд № 8


1. Надгон- сигнал просыпаться"-до, до фа фа, до...до, до фа фа до

(показ на инструменте)

2. "Пора пастуху коров выводить" соль соль...фа..мими...ре... сольсоль фа...мими...ре(показ на инструменте)


" Хорошо пастух играет...выговаривает"- говорили в народе. Пастухи переговаривались рожками: Сигнал кирилла- пастухи общались между собой и Сигнал тёринка- тёринка тёринка где ты?


***Сегодня, используя такие совершенные современные технологии, нам трудно представить, что русский рожок- это уникальное явление, русское творение и произведение искусства. Рожечники передали все оттенки и теплоту звука этого инструмента, его нюансировку. В 50-60 годах 19 века столяр, а в молодости пастух Николай Кондратьев, собрал музыкантов, где играли все пастухи, которые зимой были свободные от работы. Слайд № 9(ансамбль). Он собрал больше 100 человек. Этот хор( так называли сначала ансамбль рожечников) и прославил рожок во всём мире. Играли они только русские песни. Русская песня - уникальное явление по многоголосию, интервальным ходам. В хоре Николая Васильевича Кондратьева было 12 рожечников. Он делил их на три группы. Одна исполняла высокие подголоски, другая - основную мелодию в среднем регистре. Нижние подголоски игрались на басовых рожках, которые, в отличие от обыкновенных, имели длину четыре четверти (около 80 см). Каждый рожечник хора был в своем роде неповторимым музыкантом.

Нельзя представить, что где- то за границей, кто- то так поёт и играет. Европейцы не верили, что так играют простые пастухи и после концерта просили разрешения попробовать, не приклеены ли бороды у музыкантов.

Примечание: РОЖОК хорош для развития вокальных данных, он правильно ставит дыхание. Без правильного дыхания на рожке- не сыграешь. 18.07кадры из видео ремесло 57

***Рожок представляет собой прямую трубу конической формы. Слайд № 10. В этой трубе пять отверстий вверху, и одно отверстие внизу для игры. Слайд № 11. Разница рожков в размере и диапазоне. Самый популярный басовый рожок. Диапазон- 1,5- 2 октавы. Делали из осины, берёза, позже- из хвойных пород, они более аккустические. Рожки называли по месту, где изготовлены и где применялись(костромские, волжские, саратовские..)

Сегодня традиции возрождаются. Слайд № 12. Был один случай, как в одной из областей Англии, прямо на открытой площадке выступал ансамбль рожечников. Когда они стали играть на русских рожках, коровы, пасущиеся на полях, собрались в одно стадо и просто стояли и слушали "концерт".Такие концерты продолжались несколько дней и фермер заметил, что качество молока стало лучше. И тогда фермер предложил остаться музыкантам и играть для коров, чтобы повысить производительность качественного молока!

Рожки звучали не только для сгона коров. Вечерами, после тяжёлой работы, люди собирались, пели песни, танцевали под звуки рожка, собираясь в Караготы.

КАРАГОТ (хоровод) - действо, которое происходит на каждый праздник: крещение, пасху, красную горку.

1 Карагот- это круг музыкантов, к котором было 4-5 кигуклы, 1-3 рожечника, 1-2 скрипача Слайд № 13

2 Карагот - это танцующие. Слайд № 14. Вперёд лицом по кругу шла женщина. Выбирали мужчин и потом делились на пары.

3 Карагот - без мужчин. Слайд № 15. Женщины просто шли по кругу, а мужчины, стоя на караготом, выбирали себе будущую пару. "В караготе танцевал- жениться не обязан".

4 Карагот - люди, которые становились, чтобы посмотреть, как пляшут другие. Самый большой карагот- в 45 году (200-400 человек) по 4- 5 часов. Слайд № 16.

Как- то незаметно ушла из нашей жизни музыка рожка, не часто можем услышать его, и тем интересней узнать, что есть музыканты, пытающиеся передать потомкам рожечную традицию. Увы, сегодня их нечасто услышишь в деревнях...Но благо есть профессиональные музыканты, которые изучают эти инструменты и с радостью на них играют.

Видео (красивая игра на рожке)

Преподаватель: Музыкальный инструмент рожок за свою долгую историю обзавёлся множеством разновидностей и названий. Слово «жалейка» не встречается ни в одном древнерусском памятнике письменности. Первое упоминание о жалейке относится к концу XVIII века. Под её звуки плясали и свадьбы, показывая весёлые скоморошьи представления. Слайд № 17.

Основным резонатором (раструбом) музыкального инструмента жалейки служит коровий рог натуральный показ, который используется как раструб, усиливающий звук. В него вставлена дудочка из дерева бузина и игровыми отверстиями. А на конце дудочки- пищик из камыша.

Назвали её так потому, что жалейка была в руках крестьянина, Слайд № 18 у которого была тяжёлая доля, и поэтому выражение к этой жизни показывал через жалейку. Слайд № 19. Жалейки бывают самых разных размеров и форм, с различным числом игровых отверстий и музыкальным строем: пикколо (показ), сопрано(показ), басовая(показ)

Есть ещё и двойная жалейка, которая состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенными рядом и вставленными в один общий раструб. Число игровых отверстий у парных жалеек различно, как правило на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей.

Преподаватель: Древнерусский вариант блок-флейты, известный на протяжении тысяч лет, называется свирелью. В России она называется

«сопилкой». Слайд № 20. На Руси музыкальный инструмент изготавливали из куска пустотелого тростника. Позднее изготавливается музыкальный инструмент свирель из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.

На одном конце её есть свистковое устройство в виде «клюва», а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть). Свирель бывает и двуствольная Слайд № 21, на которой один человек может вести сразу два голоса.

(слушание звучания свирели)

Помните, сказочного пастушка по имени ЛЕЛЬ Слайд № 22. Под волшебные звуки его свирели танцевали даже дикие звери и птицы, а деревья и цветы водили хороводы. Вроде бы не хитрый инструмент- обычная деревянная дудочка (Слайд № 23 с берёзами) а какое воздействие на слушателя. Видимо недужиным мастерством обладал Лель!

просмотр фрагмента из мультфильма "Снегурочка" третья песня Леля


Преподаватель: У древних музыкантов была ещё одна продольная флейта, и называлась она КАЛЮКА, сделан из тростника. Слайд № 24

(калюка). Впереди- небольшое отверстие для свистка. В старину крестьяне играли на калюках, когда возвращались с сенокоса. Один дул в калюку, другой ритмично стучал по косе. Другие крестьяне - плясали или пели задорные частушки. Калюка использовались в Белгородской области. Изготавливалась из высушенных стеблей дудника. Высота звука зависит от того, с какой силой дуешь. Чем слабее, тем ниже звук. А ещё на высоту звука можно влиять правой рукой, закрывая и открывая отверстия снизу. Выразительную мелодию на калюке не сыграешь. Это скорее ритмический инструмент.

Слушание в записи звучание калюки


Преподаватель: И ещё очень интересный и разнообразный старинный инструмент, "брат" рожка- окарина. На окарине играли ещё в Древнем Египте. Она бывают разных форм: птицы, звери, киты, лягушки...

Слайд № 25

Они были распространены не только на Руси.. Но и в Европе (Италии, Чехии, Германии). Слайд № 26. В Италии этот инструмент называют окарина от слова "гусь" а у нас окарина, от того, что её обжигали "окаривали" в печи. Сделана она была из глины. Из камыша- пищик внутри! + натуральный показ,

Просмотр видеофрагмента игры на окарине


Преподаватель: теперь мы с вами подведём итог урока:

( на экране слайды с всплывающими вопросами и ответами)

1. Назовите древние музыкальные духовые инструменты?

2. Что такое Карагот? Сколько Караготов существовало на Руси?

3. Для чего предназначался рожок?

4. Кто прославил рожок во сём мире?

5. Почему жалейку назвали таким именем?

6. Как ещё на Руси называли свирель?

7. Калюка - мелодический или ритмический инструмент?

Преподаватель: Я уверена, что вы согласитесь со мной в том, что возращение к забытому прошлому всегда вызывает огромный интерес, удивление и любознательность! То, что было для нас легендой- сегодня стало явью! И прямо сейчас мы станем участниками далёкого прошлого и ещё раз попробуем своими руками ВОЗРОДИТЬ ИСТОКИ!!


Мастер- класс по изготовлению берестяного рожка.

Проводит преподаватель отделения декоративно- прикладное творчество


"Оркестр" русская народная песня "Во кузнице" в составе учащихся и преподавателей (на инструментах рожок, жалейка, окарина, трешётка, колотушка)

ИНСТРУМЕНТЫ ЖДУТ ВАС!!!

Идея поддержания традиций- это наша свобода и желание её сохранить!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал