7


  • Учителю
  • Урок музыки на тему 'Буквы музыки' 3 класс

Урок музыки на тему 'Буквы музыки' 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала


ЗКО. Г. Уральск

СОШ № 39

Учитель музыки

высшей категории

Кулиева Галина Борисовна


Дата:

Класс: 3

I четверть

Урок № 3

Тема урока: «Буквы музыки»

Подтема: «Маленькие помощники композитора»

Цель урока: Закрепить понятия: нота, нотный стан, скрипичный ключ, спеть нотную строку.

Тип урока: Урок углубления темы, изучения нового материала, формирования новых знаний.

ЗАДАЧИ:

I.Эмоциональное воспитание /воспитательные задачи/:

1. Воспитывать уважение к мировым достижениям в области нотной записи в музыке.

2. Приобщать детей к специализированной музыкальной литературе (книги по теории музыки, словари),

формировать познавательный интерес.

3. Вызвать эмоциональный отклик.

4. Воспитывать уважение к школе, учебной деятельности.

II.Осознанное восприятие /образовательные задачи/:

1. Расширять знания учащихся в области музыкальной грамоты: познакомить с историей появления нотной записи,

с музыкальным звукорядом. Повторить понятие динамики.

2. Познакомить с расположением нот до, ми, соль на нотном стане.

3. Расширить знания о творчестве австрийского композитора Й. Гайдна.

а). Послушать и проанализировать фрагмент из Симфонии № 94 Гайдна.

б). Познакомить с симфонией, как музыкальной формой.

в). Подвести учащихся к тому, что в Гайдне ценили не только композитора, но и личность, имеющую множество

интересов, увлечений, доброжелательность к окружающим.

4. Разучить по нотам основное мелодическое зерно-интонацию.

III.Деятельно-практическое развитие /обучающие задачи/:

1. Развивать умение исполнять песню с изменениями динамики, темпа, звукоизвлечения.

2. Учить различать на слух средства музыкальной выразительности и называть их.

3. Учить петь без напряжения, легко, мягко пропевать окончания фраз.

4. Использовать полученные знания о нотной грамоте в практической деятельности, называть музыкальные знаки

в сказке, в игре выстраивать нотный звукоряд.

5. Учить детей чувствовать смену настроений, а, следовательно, и частей.

6. С помощью сказки закрепить понятия нотный стан, скрипичный ключ, названиям нот, классицизм.

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА

Музыкальный материал:

1. Гайдн «Мы дружим с музыкой» - исполнение, повторение понятий композиторская,

народная музыка. Д 1/125

2. Гайдн. Анданте из симфонии «Сюрприз» - слушанье в одном из вариантов Д 1/29,30.

3. Островский «До, ре, ми, фа, соль» - соло плюс Д 1/26, детский хор плюс Д 1/27-слушанье

на выбор учителя, беседа о «Буквах музыки».

4. Островский «До, ре, ми, фа, соль» - разучивание Д 1/28, работа над динамикой,

беседа о нотах, чтение сказки, У-15 , игра звукоряда на металлофоне, игра «Построй звукоряд».

5. Гайдн «Сюрприз» (пение по нотам мелодии первой фразы симфонии), закрепление понятий

нотный стан, звукоряд, симфонический оркестр, названия нот, запись нот (до 1, ми 1, соль 1),

прохлопывание ритма перед пением мелодии.

Художественный материал:

1. Сказка про ноты.

2. Стихотворение о скрипичном ключе - повторное чтение.

Чтоб музыкантам знать, как же правильно играть,

Есть ключи специальные, чудно - музыкальные!

Не для дверок и ворот эти ключики - для нот!

Зрительный ряд:

Портреты Гайдна, Островского.

ЭТАПЫ УРОКА:

1. Организационный момент, приветствие учителя, установление рабочей обстановки.

2. Проверка домашнего задания. Учитель должен подвести детей к пониманию, что всеми нотами управляет и

дает им имена скрипичный ключ. Он - старший в музыкальной семье. Поэтому портрет должен показать его мудрость и значимость. Повторное чтение стихотворения.

3. Повторное исполнение песни «Мы дружим с музыкой», вокально-хоровая работа, пение разными

составами исполнителей: солист-хор, девочки - весь класс и т.д.

4. Слушанье фрагмента симфонии «Сюрприз», создание поисковой ситуации, работа с учебником.

5. Разбор симфонии, беседа о Гайдне Повторение содержания рассказа Н Дилакторской. о Гайдне

(читали на уроке № 2).

6. Работа по учебнику «Буквы музыки» и в тетради У-15.

7. Разучивание песни Островского, работа над динамикой, метод разрушения, вокально-хоровая работа,

пение с солистом.

8. Обобщение

9. Домашнее задание.

Знания:

1. Знать, что такое симфония

2. Знать, кто такой Й. Гайдн.

3. Знать название нот До, Ре, Ми и их написание, понятия нота, нотный стан, оркестр, динамика

4. Знать краткую биографию композитора Гайдна.

Умения:

1. Уметь выразительно исполнять песню на классическую мелодию.

2. Уметь писать скрипичный ключ и ноты.

3. Уметь сопоставлять классическую европейскую музыку и песню современного детского композитора.

4. Красиво вести себя, правильно отвечать на вопросы, слушать учителя.

Навыки:

1. Внимательно слушать музыку, работать с учебником.

2. Вырабатывать навык творческой работы в тетради.

3. Разбирать строение произведения.

4. Самостоятельной работы.

Оборудование:

1. фонохрестоматия Д 1 / 24-30

2. учебник с. 13-17, словарь № 2

3. тетрадь У-15 работа в классе

4. фортепиано

5. магнитофон

6. инструменты

7. портреты композиторов

8. карточки с названием нот,

динамическими оттенками.

Методы музыкального обучения:

1. наблюдения за музыкой

2. эмоциональной драматургии

3. сравнения, обобщения, слушанья

4. поисковая ситуация /перед первым прослушиванием произведения «Сюрприз»

(учитель не называет автора, его предлагается выбрать из предложенных

портретов композиторов).

5. эмоционально-художественное «погружение»

6. музыкально-динамической импровизации - варьирование динамики в песне

«До, ре, ми»

7. Метод познавательной игры

8. Метод стимуляции знаний и человеческих качеств через рефлексию.

Принципы:

1. Принципы единства воспитания, образования и обучения.

2. Принципы наглядности и доступности.

3. Принципы активности и увлечённости.

Формы работы на уроке:

1. Словесная

2. Наглядная

3. Практическая

Способы исполнения музыки:

1. хоровой

2. сольный

3. групповой


Виды деятельности на уроке:

1. Вокально-хоровая работа

2. Слушанье музыки, разбор произведения

3. Рассуждения о музыке

4. Музыкально-ритмические движения

5. Игра на инструментах, познавательная игра

Предполагаемый результат:

а) знакомство детей с творчеством Гайдна, размышления о музыке, её характере, строении.

б) активное включение учащихся в разучивание песни и её исполнении с динамическими оттенками,

игра на инструментах.

в) эмоциональный отклик на игру «Построй звукоряд».

Рефлексия: Ноты - это маленькие значки, но они большие помощники композиторов и исполнителей.

А кого из ребят вашего класса вы можете назвать «маленькими помощниками», в чём эта помощь? (ответы детей помощь учителю, ребятам, родителям). Я думаю, что всем вам хотелось бы, чтобы о вас говорили и учителя, и родители что вы хорошие помощники. Давайте, старайтесь!

Домашнее задание: Выполнить тетради задание У-17, устно подготовить ответ на вопрос: Почему ноты называют «Маленькие помощники композитора»?

Дополнение для учителя: Страница «Буквы музыки» продолжает знакомить учащихся с основами музыкальной грамоты. Сравните истории создания русского алфавита и нот. Примерно в VI веке нашей эры из общеславянских языков выделяется язык праславянский - древнерусский. К XVII веку складывается русский национальный язык. Расскажите детям о том, что было время, когда люди не умели ни писать, ни считать, когда не было букв и цифр. Они, если хотели поделиться радостью, то передавали это в рисунках. Буквы придумали финикийцы. Первый алфавит составили греки. Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В честь первого автора славянскую азбуку назвали кириллицей. Каждая буква в русской азбуке имела свое название. А - азъ (по значению соответствовало нашему «Я»); Б - буки (буква); В - веди (знаю); Г (глаголь - говори); Д - добро. Русские буквы - это видоизмененные рисунки. Например - А - голова быка, Г - угол, М - морская волна, О - человеческий глаз, Р - голова лошади. Слово «буква» тесно связано со словом книга, особенно в английском языке (book). Предложите детям по значению первых букв алфавита составить предложение, определяющее суть азбуки. («Я знаю книгу и говорю о добре»).

Необходимо рассказать детям, что и нотная грамота создавалась так же долго, как и буквенная. В начале музыкальные звуки песнопений записывали условными знаками - невмами (кивок, жест). Это - значки, состоящие из черточек, извилистых линий, запятых, кружков. Знаки показывали общее изменение мелодии. Они записывались на двух линейках разного цвета. В начале XI века монах Гвидо из города Ареццо ввел еще две линии. Получилось четыре: красная, желтая, черная, синяя. Значки-ноты были квадратными. Для названий звуков монах использовал церковный гимн. Начальные слоги каждой из строк соответствовали ступеням звукоряда, начиная от звука «до»: ut, re, mi, fa, sol, la. С течением времени ut было заменено на «до» как более удобный слог для произношения и интонирования, буква h получила название «си». К концу XVII века появилась современная нотная запись. Сравните с детьми старинную и современную нотную запись.

Для лучшего усвоения музыкальной грамоты можно использовать - пальцы руки становятся пятью линейками нотного стана. «Пальцев пять - линеек пять». Учащиеся считают линейки нотного стана по руке, начиная от большого пальца, показывая расположение нот по мере их изучения.

Песня «До, ре, ми, фа, соль» слова З.Петровой, музыка А.Островского не только закрепляет с учащимися названия нот, но и позволяет им повторить тему «Динамика». Предложите детям назвать условные обозначения, записанные на доске: f, p, >,<. Затем рассматривается текст припева песни, где цвет шрифта указывает на изменение динамики от пиано к форте и обратно.

Для закрепления с детьми понятия «звукоряд» рекомендуется после разучивания песни провести игру «Построй звукоряд». Семерым учащимся раздаются карточки с названием нот. Весь класс поет куплет песни «До, ре, ми, фа, соль». «Ноты» двигаются врассыпную по классу. С началом припева участники выстраивают звукоряд. Правильность построения звукоряда проверяет весь класс.

Композиторы пишут не только вокальную, но и инструментальную музыку. Перед первым прослушиванием произведения Й. Гайдна «Сюрприз» учитель не называет автора. Он предлагает прослушать произведение и определить его характер, а затем подобрать к юмористической, шуточной, оригинальной музыке соответствующий психологический образ композитора. В портретном ряду предлагается использовать портреты И.Баха, Й. Гайдна, Курмангазы. Подобное задание развивает логическое мышление ребенка, обогащает его психологический и музыкальный опыт, делает ребенка более внимательным к окружающим. Затем можно продолжать работу с данной страницей в учебнике.

1. Вход под музыку Й. Гайдна.

Инструментальное исполнение песни

«Мы дружим музыкой».

2. Приветственная попевка.

3. Распевка.

А) закр. ртом. (ДО, РЕ, ДО, РЕ)

Б) На слог (ЛЮ)

В) Стакатто

Г) Легато

Попевка

4. Давайте вспомним, о чем мы говорили на предыдущих уроках.

Как называется произведение, которое звучало при входе в класс.

(«Мы дружим с музыкой» Й. Гайдн).

Й. Гайдн австрийский композитор. Еще раз посмотрите на его фотографию. СЛАЙД № 1.

СЛАЙД № 2

ОТКРЫВАЕМ РАБОЧИЕ ТЕТРАДИ.

У - 13. Подчеркиваете правильный вариант.

СЛАЙД № 3

Какая звучала музыка?

ВОКАЛЬНАЯ и ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ.

(инструментальная)

Композиторская или народная?

(композиторская)

Инструментальная музыка - это какая музыка?

(МУЗЫКА ИСПОЛНЯЕТСЯ НА ИНСТРУМЕНТАХ).

СЛАЙД № 4 Кто исполнял ее?

(Музыканты - профессионалы)

СЛАЙД № 5

Давайте, определим, какие средства музыкальной выразительности использует

Й. Гайдн в своем произведении?

(Это работа самостоятельная)

Вокальная это какая музыка?

(Когда поют, используя голос, как инструмент)

Какие голоса хора вы знаете?

СЛАЙД № 6

МУЖСКИЕ

Самый низкий голос мужской?

Высокий мужской голос?

ЖЕНСКИЕ

Самый низкий женский голос?

Высокий женский голос?

ДЕТСКИЕ.

СЛАЙД № 7 Профессия музыкант делиться на специалистов?

(Скрипач, пианист, вокалист)

А мы с вами как будем называться? Правильно вокалистами.

Голоса у вас какие?

Правильно, детские.

СЛАЙД № 8 ВСПОМНИМ ПЕВЧЕСКУЮ УСТАНОВКУ.

Вот теперь своими детскими голосами

ИСПОЛНИМ ПЕСНЮ «МЫ ДРУЖИМ С МУЗЫКОЙ».

Конечно, скрипичный ключ!

СЛАЙД № 9 Что такое скрипичный знак?

У - 15. Обведите скрипичный ключ цветным карандашом, любого цвета.

СДАЙД № 10 Тема урока. Буквы музыки.

А теперь мы сравним историю создания русского алфавита и нот.

Примерно в 6 веке нашей эры из общих славянских языков выделяется язык праславянский - древнерусский.

К 17 в. складывается русский национальный язык. Было время, когда люди не умели ни писать, ни считать, когда не было ни букв, ни цифр. Люди передавали нужную информацию в рисуночном письме. Буквы придумали финикийцы. Первый алфавит составили греки. Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В честь первого автора славянскую азбуку назвали кириллицей.

Нотная грамота создавалась также долго, как и буквенная. Вначале музыкальные звуки песнопений записывали условными знаками - невмами (кивок, жест). Это - значки, состоящие из черточек, извилистых линий, запятых, кружков. Знаки

показывали общее изменение мелодии. Они записывались на двух линейках разного цвета.

В начале 9 в. Монах Гвидо из города Ареццо ввел еще две линии. Получилось 4: красная, желтая, черная, синяя. Значки - ноты были квадратными.

СЛАЙД № 11, 12 К концу 17 века появилась современная запись.

Откроем учебники на стр. 14.

Задание № 1 (Русский 33, каз. 42, анг. 26)

Мы узнали, сколько букв в разных алфавитах?

А нот всего 7.

РАБОТА В НОТНОЙ ТЕТРАДИ.

Ноты пишутся на нотном стане.

Прописываем ноты.

Есть у каждой ноты дом.

Где живешь ты нота До?

Здесь на маленькой скамейке

На добавочной линейке.


Нота РЕ, где ты живешь?

Где ты песенку поешь?

Отгадать сумей ка,

Под первою линейкой.


Нота Ми, залезла выше.

На линейку села. Тише.

Нота Ми сейчас споет

Летит к морю самолет.


Между первой и второй

Фа гладит в окошко.

Между первой и второй

Тесно ей немножко.


На второй линейке Соль

С нотой фа встречается

Если скажешь

Фа и Соль.

Нота получается.


А вы меня заметили?

Спросила нота ля.

Между второй и третьей

Сижу удобно я.


А на линейке третьей си

На самой серединке.

Споет когда ни попроси

Так звонко без запинки.

СЛАЙД № 13

Сейчас мы познакомимся с новой песней «До, ре…» З. Петровой и А. Островского.

ПРОЧИТАТЬ СЛОВА

РУЧНЫЕ ЗНАКИ НОТ

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ

СЛАЙД № 14

Все это называется средствами муз. выразительности.

ПРОСЛУШАТЬ

а) звучание мужского хора

б) звучание детского хора

в) исполнение детей. Выполняя все средства музыкальной выразительности.

СЛАЙД № 15. (Композитор Аркадий Островский)

ИГРА «Живой звукоряд». 10 мин.

РАБОТА в РАБ. ТЕТРАДИ.

У - 15.

«Нотная сказка». 3 мин. СТР. 16

(Если не успеваем, то на дом.)

СЛАЙД № 16

Учебник

Все композиторы записывают свои произведения нотами. Так и делал знаменитый композитор Й. Гайдн.

СЛАЙД № 17 Он написал свыше 100 симфоний, 52 сонаты, 30 опер и множество других произведений и песен. Одну, из которых мы уже исполняли.

Сегодня мы познакомимся с симфонией № 94 «Сюрприз»

История создания.

СЛАЙД № 18. Это произведение строится на главных ступенях лада.

Сейчас мы прослушаем отрывок.

Понравилась вам музыка?

Какие эмоции вызывает эта музыка у вас?

Объяснение дом. задания.

Учебник стр. 17 № 2, 4,

Стр. 14 № 1

Стр. 135 (словарь)

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

Знают все на свете дети -

Много музыки на свете!

Из семи обычных нот

Композитор создает:

Пьесы, оперы, сонаты,

Ариозо иль кантаты,

Симфонические сказки,

Менуэты или пляски.

Но один любимый жанр,

Всем с пеленок дорог нам.

Жизнь чудесней, интереснее,

Если рядом с нами ПЕСНЯ.

Композитор Г. Струве написал для нас прекрасную песню.

СЛАЙД № 21 Исполнение песни «С нами друг!» Г. Струве.

Попевка «До свидание»


Работа над вокально - хоровыми навыками

Распевка. Сольмизация. Попевки над диапозоном. Запоминают местоположение нот на нотоносце.

Повторное исполнение

«Мы дружим с музыкой» Й. Гайдна. Добиваться правильного исполнения мелодии.

«С нами, друг!» Г. Струве. Обратить внимание на ритм, паузы, дикцию, артикуляцию.

Изучение новой песни

«До, ре, ми...» Островского. Слушание мелодии, прослушивание песни в разных исполнениях. Ручной показ нот. Правильное звуковедение. Характер песни.

Работа в рабочей тетради

У-13,15,16.

Подчеркнуть правильные варианты на заданные вопросы.

Раскрасить скрипичный ключ.

Прописание нот.

Работа с учебником

Чтение сказки. Логическое мышление.

Изучение биографии композитора

Ответы на поставленные вопросы. Называют имя композитора, название произведений, термины, обозначающие основы муз. грамоты.

Изучение новой темы

История возникновение нотной грамоты. Сравнение с русским алфавитом.

Выразительное чтение

Чтение стихов к песням.

Ролевое чтение стихов.

Слушание музыки

Й. Гайдн «Сюрприз». История создания произведения. Запоминание звуковых фрагментов, музыкальной темы, терминов, понятий.

Развитие речи. Мышление.Память

Отвечают на вопросы дом. Задания.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал