7


3 урок музыки в 7 классе Опера

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Тем "Опера"

7 класс 3 урок



Цель урока: познакомить учащихся с жанром опера, на примере оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин».

Задачи:

  • образовательная - знакомство с жанром «опера»;

  • развивающая - развитие музыкального мышления у учащихся;

  • воспитательная - воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине.

Методы: ретроспективы и перспективы; наглядности; музыкальной импровизации;

Оборудование:

  • телевизор и DVD проигрыватель,

  • проектор и компьютер,

  • элементарные музыкальные инструменты.



Ход урока

I. Организационный этап



1. Введение в тему урока.



  1. М. И. Глинки Хор «Славься», из оперы «Иван Сусанин».



II. Познавательный этап

1. История создания оперы.



Рождение оперы

Шел 1600год. Празднично разукрашенная Флоренция принимала все новых и новых гостей. Со всех концов Италии и из разных стран съезжались сюда знатные люди. Предстояли пышные торжества: свадьба французского короля Генриха IV и дочери правителя Флоренции герцога Медичи - Марии.

Семья Медичи славилась своим пристрастием к искусству, особенно любовью к театру и музыке, и все предвкушают, что на свадьбе смогут увидеть и услышать нечто совершенно необычное. Дворец уже полон гостей. Здесь собрался цвет итальянского искусства: поэты и музыканты, композиторы, актеры. Среди них известный литератор Оттавио Ринуччини, певцы-композиторы Пери и Каччини, Винченцо Галилей - композитор, ученый-музыкант и исполнитель на лютне, отец великого астронома Галилео Галилея. Граф Барди, ведавший всей художественной жизнью дворца Медичи, подводит к этой группе и представляет неизвестного пока музыканта Клаудио Монтеверди.

Основной частью торжеств, поразившей всех присутствующих, была разыгранная певцами, поэтами и музыкантами драма о древнегреческом певце Орфее.

«В день свадьбы умерла его юная супруга Эвридика, и он спустился за ней в подземное царство мертвых.

Пением и искусной игрой на кифаре Орфей сумел растрогать грозных богов. Смилостивились они над ним и отдали Эвридику с одним условием: Орфей не должен смотреть на Эвридику, как бы ни умоляла она его, пока не выйдут они из подземного царства. Но не сдержался Орфей, оглянулся на молившую сжалиться Эвридику и, лишь взглянув на нее, снова потерял ее, теперь уже навсегда…»

Грустная история юных влюбленных была разыграна как бы в назидание молодым. Однако поразил всех не сюжет - миф этот был уже давно всем известен, а то, как актеры исполнили его.

Новое произведение очень понравилось, но и вызвало множество споров.

«- Как можно! Так поют только мои крестьяне! - говорили одни…

- Но зато это так понятно, так просто и захватывающе, - парировали другие…

- Синьоры! Господа! Прошу выслушать меня, положил конец спорам граф Барди. - Я объясню наш замысел, мы решили, что неплохо было бы, чтоб древнегреческий миф прозвучал так, как некогда исполнялись в античной Греции трагедии, произносись нараспев. Мы вспомнили, что в народе поются песни, баллады всегда одним певцом. Это похоже на исполнение древних греков. Мы стали прислушиваться к такому пению, а потом и к нашей речи и услышали в каждой разговорной интонации свою музыку. Люди говорят так выразительно, разнообразно, то гневаясь, то скорбя или радуясь, то умоляя, упрашивая горячо и страстно! Мы услышали музыку речи.

Пери переложил на музыку то, что создал поэт Оттавио Ринуччини. Получилась речевая мелодия - речитатив.

- Удачная находка! - воскликнул слушавший Монтеверди…»

Это действительно была удачная находка. Она положила начало созданию произведений, которые стали называть, в отличие от музыкальных драм, операми, что означало по-итальянски «труд, сочинение».

И первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди.



  1. Опера «Орфей» Монтеверди.



Монтеверди почувствовал, что речитативы в музыке являются вспомогательными, что мелодия должна литься, захватывая и завораживая слушателя своей красотой, и он стал чередовать речитативы с распевными мелодиями, выражавшими переживания героя. Эти мелодии стали называться «ариями» (что по-итальянски означает дух, дыхание, т.к. для того чтобы произнести длинную фразу, надо набрать в легкие побольше дыхания).

Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов - хоры и ансамбли. Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.

Так возникла опера - самый сложный из всех видов музыки жанр.



  1. Опера Монтеверди «Орфей»



Значение термина «опера».

Что же значит это слово?

«Опера», - в переводе с итальянского означает «труд, сочинение».

Самые первые опыты, не имея точного определения только что возникшего жанра, именовались: «сказание в музыке», или «музыкальная повесть», и к этому названию обязательно прибавлялось - «труд» или «сочинение» такого-то композитора. Позднее длинное название сократилось и осталась лишь короткая приписка - «опера». Так возник новый музыкально-театральный жанр.

- Это история возникновения оперы как жанра. И сейчас мы с вами познакомимся с возникновением первой национальной русской оперы.



2. Предыстория возникновения оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Михаил Иванович Глинка - родился в 1804г., с. Новоспасском в семье помещика. Глинка любил крепостной оркестр дяди, где он играл на скрипке и флейте. Исполнял народные пьесы и западные. Позже стал учиться играть на фортепиано. Михаил воспитывался в русских народных традициях, до последних дней русская песня была любимой музыкой М.Глинки.

Грянули грозные события Отечественной войны 1812. События этих лет навсегда запечатлелись в юной душе будущего композитора. Неизгладимая память о величии и героизме русского народа стала основой, на которой впоследствии выросла и сформировалась личность Глинки - художника и гражданина.

Второе событие, которое столь же сильно врезалось в память композитора, 14 декабря 1825 года. Утром в тот страшный день Глинка был на Дворцовой площади, потом на Сенатской .Он слышал пушечные выстрелы, направленные против «мятежников», ;среди них были и его друзья.

М.И.Глинка задумывается о создании музыкального произведения рассказывающего о героизме русского народа. Несколько лет он путешествует: по Италии, - где изучал bell canto и итальянскую оперу. Познакомился с Беллини, Доницетти. В итальянской опере писал арии, вариации на итальянские темы.

В Италии Глинка задумал написать оперу. Появился замысел «Ивана Сусанина». Из романсов к этому времени выделялись «Венецианская ночь» и «Победитель».

Переезжает в Берлин. Начал писать увертюру- симфонию на русские темы, но не завершил.

Вернувшись в Россию, на одном из музыкальных вечеров в доме В.А.Жуковского, «где еженедельно собиралось избранное общество, состоявшее из поэтов, литераторов, музыкантов… А.С.Пушкин, князь Вяземский, Н.В.Гоголь были постоянными посетителями…»

К стремлению Глинки Жуковский отнесся не только сочувственно, но и указал ему как на сюжет для оперы на историю героического подвига костромского крестьянина Ивана Сусанина, эпизод из истории Смутного времени на Руси, неоднократно привлекавший к себе внимание русских писателей на рубеже XVIII-XIX столетий.

На этот сюжет уже была написана оперы Кавоса, на ту же тему создал стихотворную думу «Иван Сусанин» поэт-декабрист Рылеев (1825).

Сегодня мы поговорим о первой русской опере. Написал её Михаил Иванович Глинка в 1836 году, называется эта опера «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». Она рассказывает о событиях, которые происходили 400 лет назад, когда Минин и Пожарский встали во главе народного ополчения против завоевателей Русской земли. Польские войска напали на Русь и захватили Москву. Польский король Сигизмунд III хотел посадить на русский трон своего сына - царевича Владислава. Узнав, что в Костромской губернии скрывается молодой русский царь Михаил Романов, военный отряд поляков направляется туда с целью убить его.

Драматургия оперы построена на конфликте двух сил, изображённых с помощью контрастных музыкальных тем - русской песенности и польской танцевально-инструментальной музыки. Опера состоит из четырёх действий и эпилога.

Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приёмным сыном Ваней. Антонида ждёт своего жениха Собинина и мечтает о свадьбе. Прибывает Собинин, можно играть свадьбу и Сусанин благословляет Антониду и Собинина. Каватина Антонины раскрывает типичные черты русской девушки - нежность, верность и простоту.



  1. Каватина и рондо Антониды



Второе действие. Бал в замке польского короля Сигизмунда. Поляки хвастают своими победами, но появляется гонец и сообщает, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы разгромить врага. Большой отряд поляков собирается в поход. Во втором действии звучит танцевальная музыка. Этими танцами Глинка характеризует гордых и надменных поляков. Второе действие полностью посвящено полякам, тем самым Глинка проявляет уважение к образу врага.



5. Польский полонез



Третье действие. В доме Сусанина готовятся к свадьбе. Появляются поляки и требуют, чтобы Сусанин указал им дорогу на Москву. Сусанин украдкой посылает Ваню предупредить русские отряды об опасности, сам решает завести поляков в непроходимую глушь. Песня Вани "Как мать убили" - задушевная песня мальчика - сироты близка русским народным песням.



6.Песня Вани



Четвёртое действие. Собинин со своими людьми разыскивает Сусанина. Ваня ночью прибегает к воротам монастыря, где находятся ополченцы, и сообщает о польском отряде. Воины выступают на поиски Сусанина. Сусанин привёл поляков в непроходимую глушь, поляки угнетены. Они засыпают. Сусанин предчувствует смерть и готов к ней. Поляки понимают, что Сусанин обманул их, и убивают его.

Центральный эпизод действия речитатив и ария Сусанина. Здесь полностью раскрывается образ Сусанина - образ героя-крестьянина, отдавшего жизнь за Родину, за царя. Музыка строга и очень сдержанна, мелодия проста и напевна.

У главного героя в опере должна быть песня, каватина и ария. Но Глинка распределил эти композиции: Каватину спела Антонида, песню - Ваня и только последнюю арию сам Сусанин



7.Ария Сусанина



Эпилог. В Москве народ празднует победу. Появляется Антонида, Собинин и Ваня и рассказывают о гибели отца. В заключительном хоре "Славься" народ славит родную землю и погибших героев. Несмотря на довольно быстрый темп, музыка хора величава и торжественна, это придаёт ей черты гимна.



8.хор «Славься»



С оперы "Иван Сусанин" началась новая эпоха в русской музыке. Впервые удалось "возвысить народный напев до трагедии". С этого времени историческая опера является прежде всего драмой народа. А хор "Славься" до сих пор - одно из самых популярных произведений русской классики.



III. Итог урока



В чём состоит основной конфликт оперы "Иван Сусанин", в каком действии он раскрывается?

Почему опера заканчивается торжественно, несмотря на гибель главного героя?

Какие ещё произведения М. И. Глинки вы знаете?



Спасибо за урок. До свидания!



IV. Домашнее задание

Составить кроссворд по теме «Опера»

Нарисовать иллюстрацию к наиболее понравившемуся фрагменту оперы «Иван Сусанин»

Написать отзыв: «Какие чувства вызвала у меня опера М.И.Глинки «Иван Сусанин»».



6





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал