7


  • Учителю
  • Конспект урока по музыке и пению на тему Героические образы в искусстве.

Конспект урока по музыке и пению на тему Героические образы в искусстве.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа - интернат №1»









Наименование раздела: Музыка и изобразительное искусство.

Тема урока: Героические образы в искусстве.

























Учитель музыки и пения: Бельченко Е.В.

































УРОК музыки и пения. 6 КЛАСС 1-Я Ч.

Тема: Героические образы в искусстве.

СОДЕРЖАНИЕ урока: вокальные жанры, жанр кантата, история создания произведения,

особенности музыкального языка кантаты;

Цели урока

образовательные:

- закрепить понятия: «кантата», «контраст», «музыкальная живопись», «выразительность и изобразительность»;

- оценить значение творчества великого русского композитора С. Прокофьева в воплощении целостного образа русского народа как защитника Родины;

-провести анализ музыкального языка произведения, используя выразительные средства музыки:

темп, регистр, тембр, мелодия, лад, интонация, динамика.

развивающие:

-формировать умения и творческие навыки каждого ученика;

-прививать бережное отношение к истории своего народа;

-показать многомерность и гармоничность различных видов искусства для создания образа

Александра Невского;

-развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

-совершенствовать вокально-хоровые навыки.

воспитательные:

-пробуждать и воспитывать патриотические чувства детей, гордость за героев Отечества;









Задачи:

  • продолжить знакомство с жанрами вокальной музыки;

  • развивать интонационный слух и творческие способности учащихся;

  • формировать умение анализа музыкального произведения.

Музыкальный материал:

• С. Прокофьев Кантата «Александр Невский»

2 часть - «Песнь об Александре Невском»,

4 часть - «Вставайте люди русские»,

5 часть - «Ледовое побоище»,

6 часть - «Мёртвое поле».

Оборудование: компьютер, портреты С.Прокофьева и С.Эйзенштейна,

презентация, раздаточный материал: таблица для заполнения,

строение кантаты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

1.Построение около класса.

2.Музыкальное приветствие.

3.Музыкальная разминка.

- ритмическое и дикционное упражнение :

Ру-ру-ру, ру-ру-ру,

Здесь коза грызёт кору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры,

Прилетели комары.

Рок-рок-рок, рок-рок-рок,

Начинается урок.









II. - Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением вокального - инструментального жанра.

- кантатой.

Посмотрите : перед вами фотографии гениальных людей ХХ века. Один из них - композитор, другой - кинорежиссёр. Как вы ДУМАЕТЕ, что их может объединять?

- Конечно же общая работа над произведением, совсем не трудно догадаться, что это работа над кинофильмом. (слайд 4)

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», - вспоминал композитор. Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке. Бывало и так, что режиссер рассказывал Прокофьеву о каком-то эпизоде, иллюстрируя его карандашными рисунками, а потом делал съемки, исходя из готовой музыки.

«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938 года и сразу завоевал колоссальный успех. Этот успех натолкнул композитора на мысль написать на материалах музыки к фильму кантату. Из разрозненных фрагментов, звучащих на протяжении фильма, нужно было скомпоновать стройные разделы вокально-симфонического цикла. Работа шла очень быстро и 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

Перед вами знак вопроса . Что бы вы хотели узнать об этом произведении?

Ребята формируют цель урока. Цели урока обозначаются на доске.

Тема записывается в тетради.

Итак, мы хотим знать:

- строение кантаты;

- как представлен образ русского народа в кантате;

- как характеризуется в музыке образ князя Александра Невского.

изучение нового материала

Кантата, а именно этот жанр выбрал композитор для своего произведения, состоит из семи частей

- откройте ваши распечатки -

«Русь под игом монгольским»,

«Песня об Александре Невском»,

«Крестоносцы во Пскове»,

«Вставайте, люди русские»,

«Ледовое побоище»,

«Мертвое поле»,

«Въезд Александра в Псков».

- Проанализируйте названия частей и скажите : - на какие две образные линии можно разделить музыку произведения?

Несомненно, это образ русского народа, возглавляемый князем Александром Невским, и образ врагов -захватчиков, это и монголы и крестоносцы. В своём произведении С. Прокофьев дал яркие музыкальные характеристики этим образам, используя различные средства выразительности.

Как же представлен образ Александра невского в произведении?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нужно прослушать музыку второй части кантаты «Песнь об Александре Невском». Подумайте и скажите - каким перед вами предстает Александр Невский в этой музыке? Определите его музыкальный портрет.

Звучит музыкальный фрагмент

-Каков характер прозвучавшей музыки?

Ответы детей. Повествовательная, величавая, размеренная, похожа на древнерусскую былину, распев разносится далеко над просторами русской земли.

- Каким предстал А. Невский перед вами, каким вы его видите в музыке? мужественным, сильным, надежным, уверенным защитником - богатырем. Перед нами былинный герой. Музыка величавая и строгая (подражание народным величальным песням). Она похожа на фреску древнего русского живописца, запечатлевшего воина сурового и преданного Родине.

Может ли эта музыка являться одновременно и характеристикой русского народа? Конечно же.

Яркой музыкальной картиной, изображающий русский народ, является четвёртая часть кантаты «Вставайте, люди русские». Этот хор - знаменитая патриотическая русская песня, призыв к защите родной земли. В которой композитор передает настрой, состояние русского народа, его решимость и мужество. Александр бросил клич, и словно из-под земли вырастают новые русские воины. Простые, мирные люди брали в руки оружие и вставали в ряды защитников. В лихие времена - каждый воин. Это правило действует всегда, в любую эпоху. Если Родина в опасности, люди объединяются и выступают на ее защиту. (слайд 8)

Присоедините свои голоса к хору из кантаты. Ваша задача спеть в характере, мужественно, решительно, уверенно и четко.

Звучит музыкальный фрагмент

Какой образ у этой песни? С чего начинается эта часть?

Ответы детей.

Оркестровое вступление к хору имитирует тревожные и грозные колокольные звучания, которые сопровождают потом пение хора в его первой части. На Руси этот тревожный колокольный звон называют набат. Что такое набат? Сигнал к сбору людей в случае бедствия, подаваемый ударом колокола. звоном колокола сзывали на помощь, поднимали тревогу.

В мелодии, в её настойчиво повторяющихся энергичных интонациях слышатся боевые кличи, призывы. Ритм марша подчеркивает героический характер музыки.

В «Александре Невском» нельзя выделить какую-либо одну сквозную русскую тему, проходящую через всю кантату. Таких тем несколько. Характеристика русских многотемна. По ходу развития в связи с новыми моментами действия возникают новые темы.

Пятая часть кантаты «Ледовое побоище»

. В ней Прокофьев представляет два войска, каждому из них он написал свою музыку, свою тему:

- Я предлагаю вам послушать фрагменты кантаты и определить музыкальную характеристику войска немецких рыцарей и войска русских воинов. Для этого необходимо заполнить таблицу, точнее определить средства выразительности, которыми пользуется композитор.

Немецкие рыцари

Русская конница

мелодия



мелодия



лад



лад



темп



темп



тембр



тембр



штрих



штрих



регистр



регистр











Звучит музыкальный фрагмент(рыцари). Дети работают с таблицей.

- Как характеризует композитор немецких рыцарей? Близка ли нам эта мелодия? Родная она нам? Почему?

Ответы детей: - Холодная, злая, статичная, как будто неживая.

-Механический шаг, монотонное пение

- Это неродная нам музыка, за ней скрываются злые лица завоевателей.

- Для того, чтобы подчеркнуть чужеродность этой музыки, композитор за основу взял церковное песнопение - хорал. Это католическое песнопение. Крестоносцы - католики. А Русь - страна православная. Одной из причин нападения на нашу страну немецких рыцарей было желание сделать Русь католической страной. Поэтому-то Прокофьев и написал для темы нападения католический хорал и специально искал такой тембр, который был бы неприятен для русского уха.

А теперь другая тема.

Звучит музыкальный фрагмент(русская конница). Дети работают с таблицей.

- Похожа она на тему завоевателей? Какая она?

Ответы детей: ослепительно яркая, полетная, она живая, быстрая, можно сказать лихая, удалая, веселая, похожа немного на русскую плясовую.

-А как вы думаете, как музыка может нарисовать нам картину битвы? Как же Прокофьев описал борьбу немецких рыцарей и русского войска?

Слушание музыкального фрагмента.

Что произошло с темами в музыке? - Они перемешались

Неполным бы был образ русского народа без музыки следующеё части кантаты

«Мёртвое поле»

Единственная в кантате сольная ария, которая имеет черты народного плача-причета. Она покоряет строгостью напева, глубиной и искренностью чувства.

Звучит музыкальный фрагмент

подведение итогов урока

Что же вы узнали сегодня на уроке? Получили ли вы ответы на свои вопросы? Проанализируйте результаты своей работы на уроке и сделайте вывод о возможностях выразительных средств музыки в создании противоположных, непохожих образов.

ВЫВОД: В музыке «Александра Невского» воплотились лучшие черты творчества Прокофьева - универсальность стиля, способного с равной силой воплощать русские героические образы, проникновенную лирику, жесткие, механизированные образы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровыми сценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов.

Семь веков прошло, а люди знают, почитают А.Невского, а произведения разных видов искусств помогают донести до потомков его образ, «звать через прошлое к настоящему». Благодаря этому мы знаем его знаменитые слова

Домашнее задание.

Спасибо за урок.

</









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал