- Учителю
- Конспект поурочного плана по учебному предмету 'Музыкальная литература' ДПОП на тему 'Вальсы, ноктюрны Ф. Шопена' (3 класс)
Конспект поурочного плана по учебному предмету 'Музыкальная литература' ДПОП на тему 'Вальсы, ноктюрны Ф. Шопена' (3 класс)
План-конспект урока
по учебному предмету «Музыкальная литература»
3 класс (5-летний курс обучения) ДПОП
преподаватель Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Тема: Вальсы, ноктюрны Ф. Шопена
Цель: познакомить обучающихся с вальсом № 7 до-диез минор и ноктюрном фа минор
Задачи: 1. Образовательная:
Опрос Д./З: письменный опрос и викторина по прелюдиям и этюдам Ф. Шопена.
Вальс, как танец был популярен в Европе в первой половине XIX века. Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приемы пианизма.
Среди 17 вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до-диез минор. Все 3 темы вальса очень выразительны. Начало вальса написано в умеренном темпе. Небольшое ускорение темпа сопровождает вторую тему. Третья тема вальса - медленная, певучая. Это скорее размышление, воспоминание о вальсе (слушание).
Ноктюрн - дать понятие.
Ноктюрн фа минор относится к группе лирических произведений, тонких и поэтичных (слушание).
2.Воспитательная: воспитание у обучающихся эмоциональной отзывчивости на музыкальные образы в вальсе и ноктюрне польского композитора Ф. Шопена.
3.Развивающая: слух, ритм, речь, память, мышление.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, перспективы, объяснительно-иллюстративный, сравнения, музыкального обобщения.
Демонстрационный материал: слайды «вальс», «ноктюрн».
Оборудование: ноутбук, колонки, мультимедиа, доска, мелки.
Раздаточный материал: ручки, карандаши.
Использование ЭОР: Ноктюрн фа минор
Картинка «Вальс»
Картинка «Вальс»
Картинка «Ноктюрн»
Ф. Шопен Вальс до-диез минор
Ф. Шопен Ноктюрн фа минор
Название ресурса: тематическая подборка материала
Список методической и используемой литературы
1.Дмитриева Л.В., Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.03. «Музыкальная литература» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» для учащихся 1 - 5 классов. - Срок реализации - 5 лет. - Усть-Ордынский, 2015.
2.Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западно-европейской музыки. Второй год обучения. Изд. 2-е, доп. и перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
3.И. Прохорова. Музыкальная литература зарубежных стран для V класса. - М.: Музыка, 1990.
Наглядные пособия
Портрет композитора Ф. Шопена.
Ход урока
Опрос Д./З: письменный опрос и викторина по прелюдиям и этюдам Ф. Шопена.
Блиц-опрос:
1.Сколько мазурок написал Ф. Шопен? (более 50)
2.Сколько Ф. Шопен написал полонезов? (16)
3.Сколько прелюдий написал Ф. Шопен? (26)
4.Сколько этюдов написал Ф, Шопен? (27)
5.Какое название имеет этюд до минор № 12? («Революционный»)
6.Что в переводе с латинского означает «Прелюдия»? (вступление)
7.Что в переводе с французского означает этюд? (изучение)
8.Какая по характеру Прелюдия ми минор? (лирическая, скорбно-задумчивая)
9.Как называл Антон Рубинштейн прелюдии Ф. Шопена? («жемчужинами»)
10.Назовите прелюдию Ф, Шопена, в которой всего 13 тактов? (прелюдия до минор)
11.Назовите прелюдию Ф. Шопена, которая своим танцевальным ритмом напоминает мазурку? (прелюдия Ля мажор)
12.Назовите прелюдию Ф. Шопена, которая имеет траурный характер? (прелюдия до минор)
13.Назвать номер и тональность этюда, который напоминает «песню без слов»? (№ 3, Ми мажор)
Викторина:
1.Этюд до минор op. 10 № 12 «Революционный».
2.Прелюдия Ля мажор op. 28 № 7.
3.Прелюдия ми минор op. 28 № 4.
4.Этюд № 3 Ми мажор «песня без слов».
5.Прелюдия до минор op. 28 № 20.
Новый материал
Вальс, как танец был популярен в Европе в первой половине XIX века. Впервые вальс стал концертной пьесой в творчестве Шуберта. Но его вальсы еще были очень похожи на бытовые танцы. С течением времени вальс превратился в самостоятельную форму и стал проникать в серьезную музыку: вальс становится частью симфонии, появляются концертные симфонические пьесы в вальсовом ритме.
В творчестве Шопена вальсы тоже представляют собой сольные концертные пьесы, выразительные и изящные, в которых широко используются богатые и разнообразные приемы пианизма.
Среди 17 вальсов Шопена большой популярностью пользуется вальс до-диез минор. Все три темы вальса очень выразительны. Начало вальса написано в умеренном темпе. Мягко звучащая, грациозная тема образно передает начальную фигуру танца, плавную и легкую. Небольшое ускорение темпа сопровождает вторую тему. Многократное повторение мелодической фигуры, состоящей из одних восьмых длительностей, создает впечатление кружащегося движения, легкости, полётности. Третья тема вальса - медленная, певучая. Это скорее размышление, воспоминание о вальсе. Вторая тема трижды повторяется, чередуясь с другими эпизодами произведения. Благодаря этому она воспринимается как припев. Такое построение придает форме вальса черты рондо, что весьма характерно для танцевальных пьес (слушание).
Ноктюрн - в переводе с французского означает «ночная песнь». Этот термин появился в музыке XVIII века. В далекие времена этим словом называли пьесы, исполняемые на открытом воздухе, чаще всего духовыми или струнными инструментами. В XIX веке появился совсем другой ноктюрн - мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образом ночи, ночной тишиной, ночными думами.
Основоположником ноктюрна является ирландский пианист и композитор Джон Филд, который долго жил в России. Ноктюрны можно встретить в творчестве М. Глинки, П. Чайковского, Р. Шумана. Ноктюрны же Ф. Шопена вдохновенны и поэтичны. Шопеном написано 20 ноктюрнов, они значительно отличаются от ноктюрнов Дж. Филда. В основе филдовских ноктюрнов, как правило, один музыкальный образ, манера изложения напоминает песню с аккомпанементом. У Шопена ноктюрны гораздо глубже по содержанию. Они отличаются богатством музыкальных образов и силой творческой фантазии. Большинство ноктюрнов Шопена строится на контрасте двух образов.
Ноктюрн фа минор относится к группе лирических произведений, тонких и поэтичных. Нежная мелодия звучит на фоне равномерного сопровождения. Тихо и спокойно льется повествование - задумчивое, печально-проникновенное, как исповедь человеческой души. Возбужденная и тревожная музыка средней части резко контрастирует с началом ноктюрна. Смена тональностей, беспокойное движение триолей усиливают ощущение устремленности и порыва. Реприза значительно сокращена.
Основная тема ноктюрна звучит лишь, растворяясь затем в фигурациях, «сползающих» по звукам хроматической гаммы. Равновесие формы восстанавливает продолжительная кода на выдержанном тоническом басу. А в верхнем регистре звуки как бы парят в воздухе и постепенно тают. Наступает покой и умиротворение. Поэтично звучат и последние аккорды ноктюрна. Мажорная терция придает им большую мягкость и певучесть, окрашивая музыку в светлые тона (слушание).
Д/З
1.Составить письменно 8 вопросов по теме вальс и ноктюрн.
2.Найти картинки по теме ноктюрн.
3.Подготовиться к письменному опросу по творчеству Ф. Шопена
Приложения
Ноктюрн - означает «ночная песнь»
Вальс