7


  • Учителю
  • Открытый урок по теме: «Краски и звуки зимы». (Взаимосвязь искусств. Живописная музыка и музыкальная живопись).

Открытый урок по теме: «Краски и звуки зимы». (Взаимосвязь искусств. Живописная музыка и музыкальная живопись).

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок по теме: «Краски и звуки зимы».

(Взаимосвязь искусств. Живописная музыка и музыкальная живопись).

Тип урока: Изучение нового материала, формирование новых знаний.

Цель урока: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

  2. Дать понять, что музыка и изо не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

  3. Познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки: картин Ф.Васильева, К.Юон, Б.Кустодиева, музыкой А.Вивальди и П.Чайковского.

Развивающие:

  1. Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

  2. Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

  3. Развитие у детей творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное;

  4. Использование впечатлений от прослушанной музыки в собственной художественной деятельности.

Воспитательные:

  1. Пробуждать интерес к произведениям музыкального и изобразительного искусства;

  2. Понимать значение бережного и уважительного отношения к традициям русского народа;

  3. Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Планируемые результаты для ученика:

Личностные:

  • Сформированность мотивации к изучению музыкального и изобразительного искусства.

  • Воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать роль музыки и изобразительного искусства в жизни человека.

Предметные:

  • Научатся использовать новые музыкальные термины,основы изобразительной грамоты, специфику образного языка.

  • Понимать значение искусства в жизни человека и общества, уметь использовать различные материалы для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Метапредметные:

Познавательные:

  • Анализ объектов с целью выделения существенных признаков,

  • Синтез - составление цельного образа из характерных элементов.

  • Выделять группы существенных признаков объекта, осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

  • Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные:





Цель урока:

Задачи:

Планируемые результаты:

План урока:

  1. Слушание музыки С.Никитина «Под музыку Вивальди» в исп. ансамбля Поля Мориа

  2. Краткий обзор творчества Антонио Вивальди.

  3. Слушание 1 части скрипичного концерта А.Вивальди «Зима».

  4. Краткий обзор творчества П.И.Чайковского.

  5. Слушание пьесы «Февраль.Масленица» из фортепианного цикла.

  6. Сравнительный анализ воплощения темы зимы в творчестве А.Вивальди и П.Чайковского.

  7. Зима в изобразительном творчестве детей(творческая работа).

Ход урока.

Организационный момент. Звучит песня С.Никитина «Под музыку Вивальди».

Учитель: Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди

Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном

Печалиться давайте, давайте, давайте

Печалиться давайте

Об этом и о том…

Слайд 1.( А.Вивальди)

Учитель: Ребята, кому-нибудь знаком этот человек?

Дети: ----------------------------------------

Учитель: Это Антонио Вивальди(1678 - 1741) - итальянский(венецианский) композитор, педагог, дирижёр. Правда, при жизни он был более известный как скрипач-виртуоз.(На скрипке обучался с 10 лет). Может вам более известен этот портрет?

Слайд№2.

(Не доказано изображение портретируемого).

А что вы знаете об этом человеке?

Дети:_______________________________

Учитель: Антогио Вивальди - автор 90 опер(про него говорили, что он мог сочинить оперу за 5 дней), более 100 сонат для различных инструментов, более 500 концертов для различных инструментов, среди которых самый известные - 4 концерта для скрипки с оркестром «4 времени года».

В творчестве А.Вивальди установился жанр сольного инструментального концерта (первым противопоставил солиста оркестру Арканджело Корелли). Именно Вивальди установил для

концерта 3-х частную циклическую форму, выделив виртуозную партию.

Концерты написаны в 1723 году и впервые опубликованы два года спустя. Каждый концерт посвящён одному времени года и состоит из трёх частей, соответствующих каждому месяцу. Каждому из концертов композитор предпослал сонет - своего рода литературную программу. Предполагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Сегодня наш разговор о концерте для скрипки с оркестром «Зима».

Слайд№3.

Сонет:

Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,

И с севера ветра волна накатила.

От стужи зубами стучишь на бегу,

Колотишь ногами, согреться не в силах.

Как сладко в уюте, тепле и тиши

От злой непогоды укрыться зимою.

Камина огонь, полусна миражи.

И души замёрзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.

Упал, поскользнувшись, и катится снова.

И радостно слышать, как режется лёд

Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,

Идёт не на шутку меж ними сраженье.

Хоть стужа и вьюга пока не сдались,

Дарит нам зима и свои наслажденья.





Ребята, возьмите в руки лежащие перед вами кисти. Слово учителю ИЗО.

(Дети тонируют листы бумаги и оставляют их сохнуть)

Учитель: А теперь вернёмся к музыке.

Учитель: А теперь постарайтесь угадать, о каком композиторе пойдёт речь далее.

Слайд№4.

Дети____________________

Да, действительно, это великий русский композитор П.И.Чайковский - автор 3-х балетов, 10 опер, и многих других произведений. А как вы думаете, есть ли что-то общее между А.Вивальди и П.И.Чайковским?

Ответы детей______________________

Учитель: Первое: П.И.Чайковский-основоположник жанра инструментального концерта в России.

Второе: П.И.Чайковский, также как и А.Вивальди сочинял программную музыку. В частности у П.И.Чайковского тоже есть цикл под названием «Времена года». Только это цикл для фортепиано, состоящий из 12 самостоятельных пьес-по числу месяцев в году.

Идея создания цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года.

Пьесы Чайковского открывали каждый номер журнала. А в конце 1876 года Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок. При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы..

  • 1.1 «Январь. У камелька.»

  • 1.2 «Февраль. Масленица»

  • 1.3 «Март. Песня жаворонка»

  • 1.4 «Апрель. Подснежник»

  • 1.5 «Май. Белые ночи»

  • 1.6 «Июнь. Баркарола»

  • 1.7 «Июль. Песня косаря»

  • 1.8 «Август. Жатва»

  • 1.9 «Сентябрь. Охота»

  • 1.10 «Октябрь. Осенняя песня»

  • 1.11 «Ноябрь. На тройке»

  • 1.12 «Декабрь. Святки»</</p>

Слайд №5.

И хотя на дворе у нас только первый месяц зимы, и морозы, и вьюги, и метели у нас ещё впереди, мы попробуем представить, что зима заканчивается и на дворе у нас февраль. А какой праздник бывает в конце зимы? Какое название было дано пьесе «Февраль»?

Ответы детей_________________________________

Сейчас мы послушаем эту пьесу.

Слайд №6.





Учитель: Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как вы думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает своё отношение. Через картины он передаёт своё внутреннее состояние. Он не просто слепо копирует увиденное.

Сегодня я намеренно не заостряла ваше внимание на произведениях живописи, сопровождающих звучание музыки. В таком созвучии услышала эти произведения музыки и живописи я. А как услышали зиму в произведениях Чайковского и Вивальди вы, попробуйте изобразить на тех листах, которые вы уже затонировали.

(Слово предоставляется учителю ИЗО - под его руководством учащиеся зпечетлевают на бумаге впечатления от услышанной музыки).

Подведение итогов: Сегодня мы познакомились с произведениями музыки и изобразительного искусства разных стран и эпох. Была ли музыка Антонио Вивальди, композитора далёкой от нас Италии вам непонятна?

Ответы детей_______________________________________________________

А как вы думаете, почему? Да, наверное, потому, что язык искусства, а уж музыки особенно универсален и понятен человеку любой страны, независимо от национальной принадлежности и времени создания, так как каждому человеку свойственно радоваться и огорчаться, чувствовать и сопереживать.

Учитель: Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как вы думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает своё отношение. Через картины он передаёт своё внутреннее состояние. Он не просто слепо копирует увиденное.





Покажите друг другу свои работы. Посмотрите, насколько они разнообразны и прекрасны.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до до человеческой души, рождает в ней мелодию или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины зимы очень разной, а художники-свои картины зимы. Но они очень близки порой по настроению. Можно услышать живопись и увидеть музыку.

Спасибо за активную работу! До свидания!











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал