7


  • Учителю
  • ' Формирование и развитие хорового коллектива'

' Формирование и развитие хорового коллектива'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Содержание


Введение…………………………………………………………………4


1. Организационные основы формирования хорового коллектива…..5


2. Учебно-воспитательная и вокально-хоровая работа в хоровом коллективе…………………………………………………………….....7


3. Концертная деятельность хорового коллектива……………………13


Заключение……………………………………………………………...16


Литература………………………………………………………………18

Введение


Эстетическое воспитание детей - неотъемлемая и составная часть процесса формирования гармонически развитой личности. На всех этапах развития общества этой проблеме уделялось большое внимание, а в настоящее время она приобретает особую актуальность и остроту в связи с ростом влияния на молодежь различных течений массовой культуры.

Пение и его высшая форма - хоровое искусство - подлинный источник и надежная, незаменимая основа всей музыкальной культуры в отдаленном прошлом и в наши дни, как бы сложна, многообразна ни была эта культура сегодня. На протяжении многих веков философы, историки и теоретики искусства спорят о путях и причинах возникновения музыки. Но все они сходятся в том, что она родилась, прежде всего, как пение, вместе со словом, а то и до его возникновения; человеческий голос был первым музыкальным инструментом.

Хоровое пение является наиболее общедоступной и массовой формой музицирования. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение является для него естественным и доступным способом выражения эстетических потребностей, чувств, настроений. Именно хоровой коллектив поможет раскрыться, самореализоваться даже самым робким, неуверенным в себе детям. Поэтому, в руках умелого педагога хоровое пение становится действенным средством музыкально-эстетического воспитания. В пении соединены такие средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью учитель воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость.

Одной из специфических особенностей хорового пения является возможность объединения в один исполнительский коллектив учащихся с различным уровнем развития глосса и слуха. И это позволяет привлекать к творческой деятельности робких и неуверенных в себе детей, дает возможность им раскрыться, самореализоваться.


Хоровой коллектив может успешно решать следующие задачи:

- общемузыкального развития и вооружения подрастающего поколения системой ценностных ориентаций в музыке;

- вокально-хорового воспитания;

- обучения новой грамоте;

- общевоспитательные (эстетическое, нравственное, гражданско-патриотическое воспитание);

- коммуникативные (общение участников коллектива между собой, со зрителем и т.д.).

1. Организационные основы формирования хорового коллектива


Начальный период деятельности хорового коллектива включает в себя решение ряда организационных вопросов, среди которых целе­сообразно выделить следующие:

а) комплектация коллектива;

б) выбор исполнительского направления;

в) организация занятий;

г) подготовка концертного выступления.


Доконцертный период работы хорового коллектива - очень важный этап; он обычно длится 4-5 месяцев. Однако не следует затягивать этот срок. Специфика данного периода заключается в том, что основное внимание в процессе занятий необходимо удалить развитию вокально-хоровой техники. Для более продуктив­ной работы можно рекомендовать занятия по группам.

В доконцертный период желательно добиться от певцов ровной посадки, правильного певческого дыхания. Можно утверждать, что качество исполнения произведений во время концерта во многом зависит от того, насколько эффективно руководитель работал с коллективом именно в доконцертный период.

Процесс становления хорового коллектива начинается с выбора исполнительского направления (академического или народного), что в свою очередь определяет манеру звукообразо­вания, репертуар, костюмы, форму выступления и т.п. В данном сборнике рассматриваются вопросы учебно-воспитательной работы в хорах академического направления, где манера пения характеризуется прикрытым, округленным звуком, преобладанием смешанного резонирования (головной и грудной резонаторы), расширением диапазона вверх.

Из опыта работы известно, что количественный состав участников такого коллектива может быть различным - от 20-25 до 40 и более человек. После того, как ядро будущего коллектива сформировано, следует перейти непосредственно к организации занятий. Запись но­вых участников можно производить и в дальнейшем, а в случае необходимости, может быть создана подготовительная группа из числа но­вых членов коллектива. Прежде, чем объявить о начале занятий, руководитель должен убедиться, что выделенное помещение пригодно для проведения репетиций по сво­им размерам, акустическим условия, что настроен музыкальный инст­румент, на котором будет исполняться аккомпанемент.

Частота проведения занятий может быть различной, но обычно она составляет 2-3 раза в неделю (по 1,5 - 2 часа). Длительность репетиций может быть увеличена по мере укрепления голоса, певческих навыков и накопления репертуара.

Трудно точно определить границы непосредственной подготовки концертного выступления, так как нередко она начинается с первых занятий и включает в себя целый комплекс различных видов деятельности коллектива в доконцертный период. Началом этого этапа можно считать момент постановки конкретной задачи, определения цели и сро­ков подготовки программы.

2. Учебно-воспитательная и вокально-хоровая работа в хоровом коллективе


Учебно-воспитательная работа в хоровом коллективе направлена на решение целого комплекса важных задач: общемузыкального разви­тия, вокально-хорового воспитания, освоения нотной грамоты, изуче­ния и восприятия музыкальных произведений.

Задача общемузыкального развития решается всеми формами дея­тельности хорового коллектива и представляет собой очень важный аспект эстетического воспитания молодежи. Помимо репетиционной работы, где наряду с отработкой навыков правильного пения, работой над произведениями, должно присутствовать слушание музыки, записей хоровых коллективов с последующим обсуждением, полезно организовать посещения филармонических концертов, театральных спектаклей, обсуж­дать музыкальные телепередачи. Такие формы работы, способствуют спло­чению коллектива, вооружают участников хора системой ценностных ориентации в музыке, искусстве. При критическом разборе концертов и музыкально-просветительских программ желательно руководствоваться следующими критериями:

1. Идейная ценность и воспитательное значение произведений, их социальная функция.

2. Уровень профессионального мастерства участников концерта.

3. Анализ программы с точки зрения выявления наиболее удачно или неудачно исполненных номеров.

Очень важно научить молодых участников коллектива более глубоко разбираться в музыкальных явлениях. Лёгкая музыка выполняет очень важную функцию обеспечения досуга, и задача руководителя состоит в том, чтобы ненавязчиво разъяснить своим участникам, - где явно «слабая» музыка (и почему), а где она написана на высоком профессиональном и идейном уровне. При обсуждении творчества иностран­ных ансамблей желательно иметь перевод текста песен, который помо­жет дать им правильную комплексную оценку. Решение задачи общемузыкального развития - это не какая-то отдельная форма работы. Её целесообразно решать непрерывно, добиваясь сознательного, прочувствованного отношения к музыке, без чего вос­питание развитой, творчески активной личности невозможно.

Вокально-хоровое воспитание - один из наиболее сложных участков работы. Нужно не только изложить кардинальные понятия о правиль­ном пении, но и заботиться о том, чтобы использование теоретически обоснованных приемов сделалось привычкой, потребностью, а это воз­можно лишь при настойчивой, кропотливой работе.

На каждом занятии, прежде чем приступить к разучиванию произ­ведений, необходимо провести распевание, которое целесообразно на­чинать в средней тесситуре, пропевая ряд упражнений с закрытым ртом. Уже на этом этапа работы надо постоянно следить, чтобы певцы сиде­ли ровно, ибо это является одной из предпосылок правильного певческого дыхания. Первые упражнения распевания могут строиться на пении одного звука с закрытым ртом и решать задачу организации вдоха, вступле­ния, пения длинных нот. Необходимо сделать глубокий зевок, следить, чтобы зубы были "разомкнуты".

Исполнив данное упражнение с закрытым ртом, можно предложить певцам пропеть его следующим образом: петь, вдыхая через нос (выдох через рот перекрыт небной занавеской), но при этом рот держать от­крытым, как при пении на «а», с глубоким («вежливым») зевком. Пос­ле этого упражнения можно петь на разные слоги (ма-мэ-ми-мо-му, тра-трэ-три-тро-тру), стремясь сохранить высокую певческую позицию и выдох одновременно через нос и через рот. Во избежание носового оттенка звучания голоса рекомендуется сохранять позицию глубокого зевка.

Весьма полезным для нахождения высокой певческой позиции является такое упражнение: удобный звук (в средней тесситуре) поется с закрытым ртом в позиции вдоха (мышцы постоянно контролируют интенсивность выдоха). Затем, сохраняя выдох через нос и высокое звучание, постепенно формируем гласный звук (а, э, и, о, у). Ис­полнив упражнение на все гласные, можно сменить тональность. Рас­правленные плечи и грудь способствуют достижению экономного выдоха. Данное упражнение помогает избавиться от горлового звука.

Достигнутое в распевке звучание должно последовательно переноситься на исполнение произведений. Иногда целесообразно вернуть­ся к упражнениям и посреди репетиции, если утеряно необходимое ка­чество звука. Распевание хора должно строиться по принципу посте­пенного расширения диапазона упражнений. Продолжительность распевки, как правило, составляет 15-20 минут.

Высокая вокальная позиция зависит, как показывает практика, не только от правильного дыхания, но и правильного использования регистров человеческого голоса. Следует стремиться переносить звучание головного регистра по возможности на низкие ноты. В свя­зи с этим можно рекомендовать упражнения с нисходящим направлени­ем движения мелодии, при исполнении которого надо сохра­нить качество звучания первоначальных нот.

Правильное формирование гласных - важнейшая неотложная задача. В основу берется гласная, которая наиболее естественно звучит в дачном голосе (группе голо­сов). Чаще всего в качества такой гласной выступает гласная «а». Оставшиеся гласные формируются по принципу наследования звучания первоначальной гласной. Учитывая значение гласной «а», на ее формирование следует обратить особое внимание. Необходимо стремиться к тому, чтобы она звучала естественно, округленно (ближе к «о»), полно.

Под хорошей дикцией понимается беглость и, вместе с тем, правильность, отчетливость произношения слов. Для достижения этого можно рекомендовать петь упражнения в быстром темпе, материалом для которых являются отрывки из песен, скороговорки на распев, пе­ние звукорядов. Работая над такими упражнениями, мы развиваем подвижность языка, добиваемся экономности, собранности артикуляции. Заменив слог «ля» на слог «ма», включаем в работу губы. После этого полезно пропеть распевку с названиями нот, так как названия нот включают в себя различные согласные и гласные звуки, что дает возможность считать такое пение звукоряда комплексным упражнением для артикуляционного аппарата, позволяющим улучшить дикцию коллектива.

Нотная грамотность участников не является самоцелью, она лишь дает возможность ускорить процесс разучивания произведений. Рабо­ту над нотной грамотой желательно проводить с первых дней занятий и можно начинать с изучения тональности до-минор. Певцы должны на­учиться уверенно петь но нотам гамму, тоническое, а затем другие основные трезвучия. После этого следует постепенно переходить к чтению простейших упражнений и уже использовать написанные партии для ускорения запоминания голосов участниками хора. Примерно к концу 3-4 месяца работы можно солъфеджировать несложные песни с листа. Это могут быть детские песни, пение которых послужит иллюстрацией практической ценности сольфеджио.

Сольфеджирование, как правило, проводится без помощи инструмента, однако руководителю иногда приходится исполнять на инстру­менте мелодию упражнения, контролировать правильность исполнения. Постепенно в работу включаются песни в других простых тональнос­тях, а также в двух- и трехголосном изложении. Занятия по изучению нотной грамоты должны носить систематический характер. Здесь можно рекомендовать использовать учебник Г.Фридкина «Практическое руко­водство по музыкальной грамоте». Продолжительность занятий - 15-20 минут, два раза в неделю (во время репетиций, можно перед распев­кой).

Прежде чем приступить к формированию репертуара, руководителю хорового коллектива необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями по подбору произведений и формированию концертной програм­мы, которые излагаются ниже.

Принципы формирования репертуара следующие:

1. Посильность для данного коллектива. Репертуар должен формироваться из произведений, соответствующих исполнительским возмож­ностям хора, усложняться по мере его творческого роста.

2. Включение в репертуар произведений, ускоряющих творческий рост коллектива. Это могут быть произведения, несколько опережаю­щие по своим трудностям возможности хора. Таких произведений в работе должно быть 1-2, они пока не исполнимы, но заставляют певцов стремиться к повышению своего мастерства.

3. Охват музыки разных эпох и столетий. В репертуаре коллектива должны быть произведения, представляющие старинную и современ­ную классику, патриотические, лирические, шуточные песни, обработки народных песен, духовные песнопения.

4. Единство концертной программы, которая должна представлять собой форму, где есть свои кульминации, развитие. Целесообразно начинать выступление исполнением старинной или современной классики, постепенно насыщая программу более легкими для восприятия лирическими, шуточными произведениями, учитывая при этом утомление публики. Один из вариантов построения программы - это движение к фина­лу по возрастающей линии. Наиболее яркие произведения следует ста­вить в конце программы.

5. Контрастность программы. Следует помнить, что близко стоящие одно к другому произведения должны быть контрастными по содер­жанию, тональности, фактуре, тембру, темпу, ритму и т.д.

Указанные принципы формирования репертуара не исключают тематических концертов, где все произведения объединены общим содержанием. Например, если это песни о войне, несложно найти произведе­ния различные по характеру. Желательно включать в программу концер­та произведения, исполняемые без сопровождения (а капелла). Известно, что пение а капелла является высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой певческой культуры, технического мастерства. Самостоятельно, без музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения.

Работа над произведением является ядром репетиционных занятий. Если произведение новое, то разучиванию должен предшествовать показ (его исполняет, как правило, сам руководитель или концертмейстер). После этого следует краткий, буквально из нескольких фраз, рассказ об особенностях музыкального и литературного текстов, художествен­ного образа. Если коллектив подвинутый, начинать разучивание можно по нотам, подыгрывая или подпевая в сложных местах, в других слу­чаях можно рекомендовать, как преобладающую, работу «на слух». Не имеет принципиального значения, с какой партии начинать работу, ва­жен мозаичный метод: разучив 4-5 тактов с одной партией, включать в работу другую и т.д. Задача состоит в том, чтобы никому не было скучно, это поднимает тонус участников, ускоряет процесс разучива­ния.

Целесообразно расчленить произведение на периоды, предложения. Это будут условные границы этапов работы. Не следует ожидать идеального звучания с первого занятия, но бывает полезно, если возможно, «слепить» песню «вчерне» целиком, а затем, от занятия к занятию кропотливо работать над устранением недостатков в исполнении.


3. Концертная деятельность хорового коллектива


В последнее время, несмотря на широкое развитие самодеятельности и системы дополнительного образования, качество учебно-воспитательной работы и уровень исполнительского мастерства хоровых коллективов остаются невысокими. Немаловажную роль в решении этой проблемы играет концертно-просветительская деятельность хоров, популяризация хорового искусства.

Хор, организованный как закрытая лаборатория, где певцы «варятся в собственном соку», существовать не может. Ни хористы, ни руководитель в подобных условиях не смогут заметить и понять главное, что составляет сущность музыкально-исполнительского процесса. Хор должен вести систематическую концертную работу с посильной нормой концертов. Не возможно поднять уровень работы, учебно-репетиционную культуру, исполнительское мастерство, воспитательное воздействие на самих исполнителей, если все это не подчинено задачам концертно-просветительской и образовательной деятельности. Концерт ставит все на свои места, проясняет ошибки и недочеты, делает ясной перспективу дальнейшей работы. Правильно и серьезно настроенный хор, регулярно выступающий в концертах, чувствует слушателей на каждой репетиции, ощущает атмосферу концертного зала. Это воспитывает профессионально-творческую дисциплину, стремление к совершенству, вливает новые силы в исполнителей, творчески обогащает их.

Концертное выступление - кульминационный момент в жизни хора. Особое значение имеет первый концерт, к которому надо готовиться особенно тщательно, так как от его успеха зависит дальнейшая судь­ба коллектива. Неудача может подорвать авторитет руководителя и уничтожить интерес певцов к дальнейшему совместному творчеству. И пусть первый концерт потребует длительной подготовки, нельзя его чересчур затягивать.

Следует также отметить, что не целесообразно ув­лечение большим количеством выступлений. Это может утомить участни­ков, снизить чувство ответственности, притупить ощущение новизны от каждого концерта. В зависимости от квалификации коллектива час­тота его выступлений может колебаться. Хормейстер должен реально оценивать уровень подготовки коллектива и физические возможности участников хора. Хор может принимать участие в сборных концертах, а также выступать самостоятельно, с отдельной концертной программой. Концерты хорового коллектива могут быть раз­личными: тематические (посвященные определенной теме), монографи­ческие (посвященные творчеству какого-либо композитора или поэта) или в форме творческого отчета. Практика показывает, что выступление должно планироваться заранее. Чтобы исключить выход коллектива на концертную площадку неподготовленным, нужно его распеть, настроить, повторить отдельные сложные места произведений, сконцентрировать внимание певцов на качестве исполнения концертной программы.

Большую роль играет психологический настрой хористов, создание атмосферы успеха, творческого подъема. Выступление на концерте требует огромного напряжения душевных и физических сил. Поэтому проводить предконцертную репетицию сле­дует таким образом, чтобы не утомить голоса певцов, привести их в рабочее состояние, настроить позиционно: желательно, чтобы время между распеванием и выходом на сцену было минимальным, так как мни­мый отдых перед выступлением только расслабляет участников, сни­жает их внимательность, исполнительский накал, которые были до­стигнуты в ходе распевания.

Большое значение имеет внешняя форма выступления. Для дисциплинированного и уверенного выхода на сцену необходимо заранее отрепетировать расстановку участников, закрепив за каждым отдель­ное место. Наиболее яркие произведения желательно исполнять во второй половине выступления, когда волнение певцов утихнет, пройдет скованность, либо в конце программы, так как после яркого номера осталь­ные произведения могут «потускнеть».

Из всех этапов учебно-воспитательной работы концерт - самый приятный и ответственный. Руководитель обязан научиться культивировать в себе и певцах ощущение праздника от предстоящего концерта. На концерте обычно происходит своеобразный синтез всех предыдущих поисков и находок. Произведения должны прозвучать вдохновенно. Для этого нужно забыть обо всех мелких делах, думать только о музы­ке, о конкретном образе.

Здесь уместно вспомнить о таком качестве руководителя и певцов, как темперамент. Многие ищут проявления тем­перамента только в кульминационных моментах, а в лирических эпизо­дах скучают, сходя на серое, бесцветное исполнение. Вместе с тем, темперамент предполагает способность исполнителя к быстрому пере­воплощению, к полному погружению в исполняемую музыку. Несмотря на то, что программа, с которой выступает хор, хорошо знакома и руково­дителю, и певцам, на концерте надо пытаться ощущать музыку как бы заново, то есть переживать ее, «пропускать через себя», свои чувст­ва. Тогда создается эффект сиюминутного рождения произведения. Чем выше художественный уровень исполнения, тем сильней воздей­ствие исполняемой музыки на слушателей и исполнителей, тем больше возможностей для их эстетического воспитания и развития музыкальной культуры.

Каждое выступление хора следует внимательно и детально ана­лизировать, откровенно обсуждать на ближайшем занятии коллектива. Обсуждение следует строить таким образом, чтобы участники могли сами проанализировать и критически оценить свое выступление. Руко­водитель, обобщая разговор, обязан отметить как положительные, так и отрицательные моменты концерта, сделать рекомендации на будущее, наметить пути дальнейшего роста коллектива. При этом дирижер должен излагать мысли сжато, образно, эмоционально. Многословие руководителя, как правило, вызывает негативную реакцию хора. Огромное значение имеет образность речи, обращение к разнообразным аналогиям, ассоциациям, использование метафор, сравнений. Шутка и юмор - тоже вид образной речи. Умение руководителя быть остроумным, в меру веселым имеет важное значение для установления доброжелательной атмосферы, снятия эмоционального напряжения.


Заключение


Качество исполнения хорового произведения во многом зависит не только от уровня вокальной подготовки певцов, но и от того, как они относятся друг к другу и к своему руководителю, насколько сходны их эстетические потребности, интересы, устремления; от того, какова творческая и нравственная атмосфера в коллективе, насколько едино их понимание художественного замысла произведения. Ведь известно, что если хор монолитен, если он движим единым желанием как можно точнее и лучше выполнить требования дирижера, он способен делать чудеса. Поэтому главной задачей дирижера является - объединить творческие устремления всех участников хора и направить их в единое русло. Иными словами - установить с певцами творческий и деловой контакт.

Одной из особенностей дирижерской профессии является то, что это профессия управленческая, подразумевающая целенаправленное воздействие на других людей, где на первый план выступает педагогическое общение. От уровня этого общения зависит творческая атмосфера репетиций. В большинстве случаев руководитель, хорошо знающий каждого из участников хора и владеющий коммуникативными способностями, видит и «прочитывает» эмоциональное состояние певцов, уровень их заинтересованности и сосредоточенности. В процессе общения возникает социально-психологический контакт, возможность оценивать состояние певцов и прогнозировать их поведение.

Одним из условий профессиональной работы педагога-хормейстера является овладение педагогической технологией - искусством прикосновения к личности. Умение чутко и тонко варьировать воздействие на воспитанника должно быть психологически обоснованным. Цель этого воздействия - помочь раскрыть творческий потенциал певцов, создать условия для их самореализации и развития. Следует отметить, что эффективность воздействия любых педагогических и коммуникативных приемов зависит от авторитета руководителя. Если хормейстер пользуется уважением, доверием, а еще лучше - любовью участников хора, он вызывает у них интерес к работе, творчеству. Однако в дирижерской деятельности завоевание авторитета - дело довольно трудное. Это требует преданности искусству, целеустремленности, высокого профессионализма. Кроме того, дирижер должен постоянно подтверждать свое право руководить людьми, влиять на певцов с целью их духовно-нравственного, культурно-эстетического и профессионального совершенствования.

Конечно, руководитель хорового коллектива - это всегда конкретный человек со своими положительными и отрицательными качествами, со своим характером, темпераментом, складом ума, культурным развитием, интеллигентностью, уровнем музыкальной и хормейстерской подготовки, образного и ассоциативного мышления, артистизма. Кто-то больше располагает к себе как музыкант, кто-то - как педагог, кто-то - как личность. Абсолютно равномерная «дозировка» качеств, необходимых для дирижерской деятельности, едва ли возможна. Тем не менее, стремиться к их развитию и совершенствованию обязан каждый хормейстер, так как ему вверяют свои голоса, свой талант живые, мыслящие и чувствующие люди. А это огромная ответственность.

Литература


1. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.


2. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Д.К. Кирнарская, Н.И. Киященко и др.; Под редакцией Г.М. Цыпина. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.


3. Стулова Г. Хоровой класс - М.: Просвещение, 1988.


4. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. - М.: Музыка, 1993.


18



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал