- Учителю
- Конспект урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
Конспект урока музыки в 5 классе «Фольклор в музыке русских композиторов»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Фольклор в музыке русских композиторов
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Герасимова Лилия Александровна
Место работы МОУ СОШ №3 г. Хвалынск Саратовская обл.
Должность
учитель музыки
Предмет
музыка
Класс 5
Тема и номер урока в теме
Урок №5 «Фольклор в музыке русских композиторов» в теме «Музыка и литература»
Базовый учебник
«Музыка 5 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
-
Цель урока:
-развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народным сказанием А.К.Лядова «Кикимора».
9. Задачи:
А). Личностные:
-формирование художественного вкуса, способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем его разнообразии;
-формирование навыков самостоятельной работы при работе с учебником и выполнении творческих заданий.
Б).Метапредметные:
-умение понимать музыкальное произведение через разнообразные формы и образы;
-умение работать с разными источниками информации (учебником, словарём);
-способность аргументировать свою точку зрения;
-умение определять цели и задачи своей деятельности, находить пути их достижения.
В).Предметные:
-различать особенности музыкального языка, средства художественной выразительности;
-умение наблюдать и анализировать смысл художественного образа;
-структурировать и систематизировать изученный материал;
-определять зависимость художественно формы от цели творческого замысла;
-воспитание любви к устному народному творчеству посредством симфонической музыки.
-
Тип урока. Урок «открытия нового знания»
-
Формы работы учащихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
-
Необходимое техническое оборудование:
-фортепиано;
-компьютер;
-проектор;
-экран.
Структура и ход урока
№
Этап урока
Деятельность учителя
( с указанием действий с
ЭОР, например,
демонстрация)
Деятельность ученика
Время
( в мин)
1
2
3
4
5
1
Активизация внимания. Введение в тему урока.
Звучит песня «Сказки гуляют по свету». Учитель исполняет ее вместе с детьми.
-Удивительно добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. Пусть она будет эпиграфом к нашему разговору. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались.
-Совершенно верно. Скажите, а только ли в сказках мы встречаемся со сказочными персонажами?
-Было бы странно, если бы мы на уроке музыки не поговорили о …
-Вы практически точно озвучили тему нашего урока «Фольклор в музыке русских композиторов».
(Демонстрация презентации слайд №1)
-Напомните тем, кто забыл, что такое фольклор.
(Демонстрация презентации слайд №2)
Поют песню с учителем.
-О сказках.
-Сказочные образы создают художники, скульпторы, музыканты…
-О сказочных героях в музыкальном искусстве.
-Это произведения устного народного творчества.
5мин
2-3
Сообщение
целей и задач.
Планирование.
-Чтобы художник нарисовал сказочного героя, ему необходимы…
-писателю-
-музыканту-
-А еще любому мастеру необходимо творческое воображение, чтобы образ получился интересным. Как же удается композиторам свои фантазии воплощать в музыке, с помощью чего? Что поможет нам узнать того или иного героя без слов?
-Верно, эти средства музыкальной выразительности помогут и нам сегодня представить образ героя нашего урока.
-Краски, бумага…
-слова.
-ноты, звуки, инструменты…
-звучание определенного инструмента, темп, громкость звучания, ритмический рисунок…
3мин
4
Практическая
деятельность
учащихся
-Имя этого персонажа вы узнаете, выполнив творческое задание.
(Демонстрация презентации слайд №3-7)
-А теперь я предлагаю вам составить словесный портрет Кикиморы.
-Из вас получились замечательные сказочники
(Демонстрация презентации слайд №8-9)
Краткий рассказ о создании
А.К. Лядовым народного сказания «Кикимора».
Понятие жанра «оркестровая миниатюра» и «народное сказание».
-Обратитесь к первому и второму заданиям на стр.19
-Перед вами таблица, которую вы заполните после прослушивания произведения. Отметьте то, что, по вашему мнению, соответствует данному произведению. Посмотрите, на что особо нужно обратить внимание при прослушивании.
В своей симфонической картинке А.К. Лядов изобразил не только портрет кикиморы, но и ее зловредный характер.
(Демонстрация презентации слайд №10)
Учитель предлагает послушать вступление, после чего дети, под руководством учителя, делят его на фрагменты с соответствующими лейтмотивами.
-Мы прослушали начало произведения (вступление). Можно ли его разделить на несколько частей? Какой характер у вступления?
Его исполняют низкие кларнеты и фаготы Они создают сказочную обстановку - "у кудесника в каменных горах". Это будет первый лейтмотив.
Звучание английского рожка, похожее на "колыбельную" - второй лейтмотив. А дальше мы слышим очень редкий инструмент - челеста. Какое у нее звучание?
Челеста рисует нам "хрустальчатую колыбельку" - третий лейтмотив.
После вступления начинается быстрая часть - яркая, запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку - разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все быстрее несется музыка.
И чем заканчивается наша музыкальная сказка? Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь шум да гром - это сон. Спит кикимора и мечтает, что вырастет она большая и страшная. А пока она… спит.
Коллективное выполнение задания.
Работа в парах по созданию словесного портрета Кикиморы.
Чтение сказания И. Сахарова.
Рисуют музыкальный портрет Кикиморы средствами музыкальной выразительности.
Слушание.
Ответы детей
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Слушание быстрой части, которая характеризует главную особу - Кикимору
3мин
3мин
7мин
3мин
10мин
5
Осуществление
контроля
Работа с таблицей
3мин
6
Осуществление
коррекции
-Что особенного вы отметили в развитии музыкальных образов? Что помогло А.Лядову передать сказочные события?
Почему композитор заканчивает оркестровую миниатюру именно так?
Корректирует ответы учащихся.
Ответы детей.
3мин
7-8
Оценивание
учащихся. Итог урока
-Наш урок подошел к концу и мне хочется поблагодарить вас за сотрудничество, за вашу фантазию, за творческое решение всех задач, которые мы ставили в начале урока.
Как вы сами оцениваете, что у вас получилось и что осталось непонятным?
Что нужно сделать для того, чтобы знак вопроса стал восклицательным «Все отлично и понятно»?
Самооценка результатов деятельности своей и класса
2мин
9
Домашнее
Задание. Вокально-хоровая работа.
Выполнить иллюстрацию понравившегося фрагмента симфонической картинки "Кикимора».
-Было бы здорово, если бы мы с вами вспомнили песню из кинофильма «Приключения Маши и Вити» и на этой доброй ноте закончили урок.
3мин
Интернет-ресурсы
-
-
-
-
-
-
УМК по программе «Музыка» 5 кл. авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Творческое задание для учащихся
к прослушиванию музыкального произведения
Название произведения
Автор
Жанр
Литературная основа
Исполнительский состав
Материал для учителя
Анатолий Лядов. «Кикимора», Op. 63
Народное сказание для оркестра (1909)
Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.
История создания
В начале 80-х годов Лядов задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес - «Баба-Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году - «Кикимора», помеченная опусом 63. Ее первое исполнение состоялось 12 декабря 1909 года под управлением А. Зилоти.
В славянской мифологии Кикимора относится к злым богам. «Без привету, без радости глядит она, нечистая, на добрых людей; все бы ей губить, да крушить, все бы ей на зло идти, все бы миром мутить...» Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» И. Сахарова. В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн - говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
Анализ музыкального материала
Медленное вступление (адажио) рисует сказочный пейзаж - низкое звучание струнных басов с сурдинами, глухое тремоло литавр и ползучее хроматическое движение деревянных духовых с выделяющейся мелодией бас-кларнета. Затем начинается мягкое баюкающее колыхание скрипок, на фоне которого возникает простой колыбельный напев в проникновенном тембре английского рожка, прерываемый, однако, зловещим свистящим мотивом у флейты-пикколо и гобоя. А дальше, на том же колыбельном покачивании, вступает челеста, колоритно передающая образ хрустальной колыбельки. Основной раздел пьесы - presto - открывают прыгающие аккорды деревянных с резким свистом флейт. Стремительно мелькают отдельные фразы, неудержимо скерцообразное движение, подхлестываемое остинатным ритмом. Многочисленные мелкие динамические нарастания и спады сообщают музыке характер, как бы задыхающийся от быстрого бега. Заканчивается пьеса мгновенным уходом - исчезновением сказочного образа.