- Учителю
- Игровая познавательно- обобщающая программа по предмету сольфеджио в 1 классе
Игровая познавательно- обобщающая программа по предмету сольфеджио в 1 классе
"Занимательная акколлада"
Игровая познавательно- обобщающая программа по предмету СОЛЬФЕДЖИО в 1 классе
Ответственный по проведению: преподаватель Кондратьева И.Н.
Задачи: -активизировать познавательные способности -активизировать развитие слабых учащихся -повысить эффективность учебного процесса -активизировать интерес учащихся к предмету с помощью введения новых игровых форм работы - развитие образного мышления - развитие познавательного интереса -развитие умения применять знания на практике - предоставить возможность каждому учащемуся свободно импровизировать на предложенные темы игровой программы -продолжать учить учащихся свободно воспроизводить пройденные ритмические группы и свободно работать в ритмических заданиях Актуальность разработки заключается в возможности индивидуального подхода к каждому учащемуся. В условиях дифференцированного контроля учащиеся чувствуют себя более комфортно. Данный подход позволяет формировать у школьника познавательную потребность, навыки самооценки, а, следовательно, повышать качество знаний.
Структура урока
Методы
Пособия и материалы: карточки с заданиями и картинками, слайдовая презентация, жетоны "Умники" и "Умницы", карточки с ритмическими заданиями, Грамоты участникам. Игровая познавательно- обобщающая программа предназначена для проверки знаний учащихся 1 года обучения по предмету Сольфеджио. Это мероприятие по закреплению тем, пройденных в течение учебного года направленное на совершенствование и укрепление теоретических знаний. Исходя из психологических особенностей детей данного возраста, в мероприятии использованы разнообразные игровые формы материала, логические задания. В жюри- учащиеся 2-3 классов, которые контролируют ответы участников команд ( это, своего рода, проверка знаний учащихся среднего звена). Вся терминология закрепляется в виде песенного материала. Использование презентации помогает лучшему закреплению пройденного материала. Ход мероприятия. На экране -слайд №1, на котором отображено название мероприятия "занимательная акколлада", и слайд №2, который является девизом для всех участников- Вперёд к знаниям!
За нашей игровой программой будут наблюдать не только старшие учащиеся, но и преподаватели, ваши классные руководители. Все участники программы готовы идти уверенно навстречу точным и верным ответам! И поэтому для разминки, вам предлагаются Музыкальные загадки! Это задание не оценивается, поэтому отвечайте смело, громко и дружно! Тридцать маленьких ребят на ступенечках стоят. Я стою на трех ногах, ноги в черных сапогах. Писали ноты, между ними черту все время проводили. Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор, Веселятся музыканты, улыбнулся дирижер, Ведущая. Молодцы! Можно считать, что наша командная игра НАЧАЛАСЬ! А где же команды? Они же должны быть чётко обозначены и у каждой должно быть название, согласны? Тогда приступим к первому конкурсному заданию, в котором каждый участник из команд может получить ЖЕТОН за слово и верный ответ. И не забывайте, что тот, кто набирает большее число жетонов, в конце нашей программы получает Грамоту!
ЗАДАНИЕ №1 Составить из букв слова "АКТИВНОСТЬ" музыкальные слова и из них выбрать слово для названия своей команды (Пример: Аккорд, Нота, Остинато, Тоника, Крещенкдо, Такт, Интервал, Вибрато, Терция и др.)
Ведущая. Знают все на свете дети - много музыки на свете!
"ПЕСЕНКА ПРО СОЛЬФЕДЖИО" Поют все участники команд Ведущая Чтоб пыл веселья не угас, Ведущая. Второй конкурс - блиц «Красная кнопка». Я буду задавать вам короткие вопросы, на которые вы будете давать короткие ответы. Чтобы нам понять, какой команде отвечать, вам нужно выбрать одного человека от команды. Этот человек будет «красной кнопкой». Мы ему оденем красную шапочку, у него во рту будет свисток и он будет сидеть на стуле. Остальные участники будут стоять позади своей «красной кнопки». Если вы знаете ответ на вопрос, «нажимаете» на «кнопку», она должна сработать, т.е. засвистеть. Только после этого можно будет отвечать.
ЗАДАНИЕ № 2 "Красная кнопка" Устные вопросы всем командам
Та команда, участники которой наберут большее количество жетонов получает 5 баллов, соответственно, вторая команда получает 4 балла.
1. Какие ноты входят в слово СОЛЬФЕДЖИО? (Соль). Какая нота получится, если в одном из слогов поменять одну букву? (не Фе, а ФА) 2. Кто изобрёл ноты?(монах Гвидо) 3.В какой стране это было? (Италия) 4. Как первоначально называлась нота "до"? ("УТ") 5. Как называется самое маленькое расстояние между звуками? (полутон) 6. Может ли быть полутон между двух чёрных клавиш? 7. Назвать строение мажора? (1 1 0,5 1 1 1 0,5) 8. Назвать строение минора? (1 0,5 1 1 0,5 1 1) 9. В каких тональностях есть только один ключевой знак? ( Соль мажор и Фа мажор) 10. Что означает слово СОЛЬФЕДЖИО? (Слушаю, Пою, Запоминаю) 11. Интервал, который содержит в себе 2 ступени. (Секунда) 18. Сколько "друзей" у натурального минора? (2 - гармонический и мелодический) 19. Что украшает мелодию? (аккомпанемент) 20. Что такое темп? (Скорость движения) 21. На каком расстоянии находятся друг от друга параллельные тональности?(м3)
Ведущая: Я по саду как-то шла, нотки яркие нашла Всё очень просто! Поскольку мы музыканты, первое, что мы сделали- выучили ноты. А то, как хорошо вы их знает, мы проверим на нотных ребусах. ответы должны быть очень быстрыми и правильными. Тот, кто отвечает первым и даёт верный ответ, получает жетон. ЗАДАНИЕ № 3
Ведущая: Из нот составляются различные мелодии, которые мы сейчас и прослушаем. для каждой команды прозвучит мелодия, которую они должны будут запомнить. Вы любите собирать пазлы? Вот мы и решили придумать для вас такое задание, которое называется "Звучащие пазлы". Мелодия будет разделена на кусочки- пазлы. А командам, после прослушивания нужно будет собрать звучащие пазлы так, чтобы получилась услышанная мелодия. Та команда, которая быстро и правильно справится с заданием, получает 5 баллов. ЗАДАНИЕ № 4 ЗВУЧАЩИЕ ПАЗЛЫ
Ведущая: ВНИМАНИЕ! Из своей команды выберите участника, который принесёт вашей команде целых 10 баллов, если просольфеджирует эту мелодию.
ЗАДАНИЕ № 5 УЧАСТНИКИ КОМАНД СОЛЬФЕДЖИРУЮТ МЕЛОДИЮ СВОЕГО ДИКТАНТА- ПАЗЛА
Ведущая: На этом интонационные задания не заканчиваются! Задание будет называться "По нотной лесенке узнаю песенку!". На экране для каждой команды будет предложены по 3 мелодии. Я сыграю одну из них, а ваша задача определить под каким номером эта мелодия прозвучала.
На экране -слайд №19, №20 с диктантами для сольфеджио ЗАДАНИЕ № 6 ПО НОТНОЙ ЛЕСЕНКЕ УЗНАЮ ПЕСЕНКУ
Ведущая: Теперь, когда мелодию найдена, нужно её чисто спеть всей командой. А жюри определить чистоту интонирования и выставит целых 10 баллов. ЗАДАНИЕ № 7 ПЕСЕНКА ПО НОТАМ На экране слайд №21,
Ведущая: А сейчас будет задание, связанное с интервалами. В конкурсе "Красная кнопка" мы уже вспомнили об интервалах. Кто из команд может дать очное определение Интервала? (Ответ детей)
На экране слайд №22
КРОССВОРД ПО НОМЕРАМ ИНТЕРВАЛОВ
Ведущая: А теперь, чтобы лучше повторить названия интервалов и научиться их петь - разучим песню про интервалы.
На экране слайд №23
ИНТЕРВАЛЬНАЯ ПЕСЕНКА 1) Если ноты ходят парами, Припев: Ведущая: А теперь послушайте маленькую музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала? (играется консонанс и диссонанс)
Продолжаем петь песню 2 и 3 куплеты, они отображены на слайдах. На экране слайд №24
2) Словно ёжики с колючками,
3) А другие - очень милые,
Ведущая. Для закрепления интервалов, попробуем определить их на слух. Верный ответ- Жетон! Начали!
ЗАДАНИЕ № 8 ИНТЕРВАЛЬНЫЕ ЭСТАФЕТЫ (слуховой по интервалам)
Ведущая. А сейчас конкурс «Спрятавшиеся интервалы». Командам будет предложен небольшая музыкальная строка с интервалами, в котором нужно будет подписать встречающиеся интервалы цифрами. Оценивается скорость и правильность выполнения задания (5 баллов).
ЗАДАНИЕ № 9 СПРЯТАВШИЕСЯ ИНТЕРВАЛЫ
Ведущая. А сейчас настало время для конкурса - «Ритмическая математика». Вы, наверное, скажете, что такое не может быть, но у творческих людей и у людей с фантазией, всё возможно! Каждой команде будут предложены карточки с цифрами. Эти цифры вы должны будете превратить в ритм, затем этот ритм- прохлопать всей командой. Какая команда справится с заданием быстрее, правильнее и точнее- получает 10 баллов - максимальная оценка в этом конкурсе!
На экране слайд №25 ЗАДАНИЕ № 10 РИТМИЧЕСКАЯ МАТЕМАТИКА 2/4 16 88 4 4 848 16 4 88 88 16 4 8 ч 8 ч 88 4
2/4 16 16 88 4 16 4 16 4 848 848 88 4 88 4
Ведущая. Мы продолжаем ритмические задания. На экране написаны строки, которые нужно его нужно проговорить ритмослогами- ти-ти-ташками.
ЛЮ -ТИ-КИ ЦВЕ -ТОЧ - КИ У МЕ-НЯ В СА - ДОЧ - КЕ Ведущая. Ребята, следующий конкурс называется "Мелодия- невидимка", вернее вы, конечно, будете видеть эту мелодию, но, пропев её, вы должны будете её узнать, угадать, какая мелодия спряталась...
На экране слайд №30-32 ЗАДАНИЕ № 11 МЕЛОДИЯ- НЕВИДИМКА «Маленькой елочке», «Во поле береза стояла», «Кузнечик»
На экране слайд №33 |
|
Ведущая. Вновь страна волшебных сказок манит детские сердца.
В мир цветных, чудесных красок - Акколладного дворца.
Всем спасибо за вниманье, за задор и звонкий смех,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех!
Детям вручают грамоты, выполненные преподавателем.
Ведущая. Как не хотелось время торопить,
Но наступил час расставанья.
Я не хочу «Прощайте» говорить,
А говорю вам: «До свиданья!»
Уважаемые друзья! Наша программа завершается. Я хочу поблагодарить всех вас за участие, внимание, проявленное творчество и хорошее настроение от нашей с вами встречи. Очень надеюсь, что впереди у нас еще множество прекрасных минут и часов от встреч с музыкой. Всего вам доброго!
На экране слайд №34
Методический, дидактический материал
-
Давыдова Е.В. Методика преподавания сольфеджио: Учеб. пособие - М: Наука, 1986 - 160 стр.
-
Камозина О.П. Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории! - издание 5-е, стереотипное. Серия "Учебные пособия для ДМШ" - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013 - 91 с.
-
Калинина Г.В, Сольфеджио. М: изд-во "Издатель Калинин В.В.", 2008 - 32 с.
-
Ритмическое сольфеджио