7


  • Учителю
  • Разработка урока музыки От вагантов до современности

Разработка урока музыки От вагантов до современности

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МОУ Старомайнская средняя школа №2

р. п. Старая Майна Ульяновской области.











Урок музыки в 6 классе,

тема: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

























Учитель музыки: Барт Н.В.









Тема урока: «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Оборудование: учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка» 6 класс, электронное пианино, ноутбук, проектор.



Цель урока:

- Выяснить, что объединяет двух великих людей: А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова.

Задачи:

- Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

- Познакомится с музыкальными терминами: музыкальная иллюстрация, сюита, кульминация.

Ход урока

- Исполнение песни «Лесное солнышко».

1 слайд

- На протяжении нескольких уроков, мы ведём разговор о мире образов камерной и симфонической музыки.

2 слайд

- Что это за музыка - Камерная?

- А какая музыка называется симфонической?

- Вспомним состав симфонического оркестра.

3 слайд

(Оркестр, состав музыкантов играющих на различных музыкалььных инструментах. струнно-смычковая группа инструментов,

духовая - деревянная группа инструментов,

медная - духовая группа инструментов,

ударная группа инструментов).

- А какие вы знаете средства музыкальной выразительности?( мелодия, ритм, темп, лад, …)

Все эти знания нам сегодня пригодятся во время урока.

4 слайд

- А, что такое иллюстрация? (живописное изображение написанного словами).

- А музыкальная иллюстрация? - это картина, которую можно "увидеть" (услышать - представить) и прочувствовать сердцем.

5 слайд

Сегодня мы познакомимся с музыкальными иллюстрациями Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель».

6 слайд

Цель нашей работы:

- Выяснить, что объединяет двух великих людей: А.С. Пушкина и Г.В. Свиридова.

7 слайд

- увидеть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

- познакомится с музыкальными терминами: музыкальная иллюстрация, сюита, кульминация.

8 слайд

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день (20 октября).

А.С. Пушкин не случайно так назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь - плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина - мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей - Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего - Владимира.

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

9 слайд

- В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

10слайд сюита - форма музыкального произведения состоящая из нескольких разнохарактерных пьес, объединённых единством замысла.

11 слайд

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса "Тройка". Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести из баллады Жуковского «Светлана».

(читает ученик)

Кони мчатся по буграм

Топчут снег глубокий...

Вот, в сторонке божий храм

Виден одинокий...

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный воран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в тёмну даль,

Воздымая гривы...



- Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель». Прежде чем послушать эту музыку, прочитаем два эпизода из повести…(стр.121-читают ученики)

- Слушание музыкального фрагмента.

- В каком эмоциональном состоянии прибывает герой повести -Владимир Бурмин? (растерянность, страх, беспокойство, волнение…)

- А какие средства выразительности использует композитор для развития главного образа пьесы? (звучание симфонического оркестра, яркую динамику, чёткий ритм…)

12 слайд

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к воинам-победителям дал повод Г. Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.

(читает ученик)

- Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

- Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.

- Какие картины рисует ваше воображение?

- В какой форме написан этот вальс?

13 слайд

Есть хорошая русская поговорка - «Время лечит».

Следующий номер этого цикла называется "Весна и осень". Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

- Слушание фрагмента

- Какое настроение создаёт эта музыка?

(Темы весны и осени очень напевны, проникновенны.

Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

Однако в них есть различие: тема весны - мажорна, а тема осени - минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени - печально, задумчиво, сердечно.)

- Какой инструмент солирует в теме весны? (флейта, Ее тембр передает воздушность, легкость.

- А в теме осени? (солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своей глубоко проникает в сердце человека).

10 слайд

(читает ученик)

"Романс"- кульминация музыкальных иллюстраций.

Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл "романс без слов", подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры.

Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

- Слушание фрагмента.

- Тембр трубы придает мелодии силу звучания, выражая глубокие искренние чувства любви героев. И «Романс» становится гимном любви.

15 слайд

Пастораль в переводе с латинского означает "пастушечий". Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

В повести можно найти короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа».

Пьеса наполнена нежным трепетным чувством влюбленного сердца, созвучна образу Марьи Гавриловны.

Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.

16 слайд

Следующая пьеса - яркий жизнерадостный «Военный марш».

В пьесе "Марш" ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных, восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

- Слушание фрагмента…

17 слайд

Описание сцены "Венчание" завершает повесть А.С. Пушкина «Метель». Композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания. Бурмин с раскаянием рассказывает Марье Гавриловне о своей жестокой шутке.

(читает ученик) …Буря не утихала; я увидел огонёк и велел ехать туда… Я вошел в церковь, слабо освещенную двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в темном углу церкви; Старый священник подошел ко мне с вопросом: "Прикажете начинать?" - "Начинайте, начинайте, батюшка", - отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветренность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. "Поцелуйтесь", - сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: "Ай, не он! не он!" - и упала без памяти"…

Я повернулся, вышел из церкви…бросился в кибитку и закричал: «пошёл!» …Я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил.. - Боже мой,- сказала Марья Гавриловна,…- так это были вы! И вы не узнали меня?...

- Слушание музыкального фрагмента.

- Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

18 слайд

Восьмой номер иллюстраций "Отзвуки вальса" интонационно похож на "Вальс", но звучит эта музыка по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству - зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса "Зимняя дорога". Этот номер перекликается с номером "Тройка", но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь - это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

- Слушание фрагмента…

19 слайд

(читает ученик) - Слушая музыку Свиридова так и видишь бесконечные заснеженные просторы России, занесенную дорогу, и по ней мчится вдаль русская тройка. Кони преодолевают снежную пелену, ямщик напряженно вглядывается вдаль, а путник, укутанный в теплую шубу, мирно дремлет под однозвучную песню русского колокольчика. Метель! Как бы беде не случиться, не сбиться с дороги. (читает ученик) - Музыкальные иллюстрации - симфонические пьесы Свиридова - не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре - на эту музыку был поставлен балет. 20-21 слайд

- Что обьединяет поэта и музыканта в этой музыке?

(высказывания детей: великого поэта А.С. Пушкина и композитора Г. Сви-ридова объединяет любовь к Родине, к русскому народу, его культуре, традициям, простым человеческим чувствам. Всё это выражено глубоко, по-русски задушевно как у великого поэта А.С. Пушкина, так и у композитора Г.В. Свиридова).

Ну, что, ребята, справились мы с вами с поставленной задачей?

Конечно, справились.

РЕФЛЕКСИЯ:

Что нового вы для себя узнали на этом уроке?

Какие открытия сделали для себя?

Вам было интересно?

А хотели бы вы узнать, какие ещё произведения создал Г. Свиридов?

Нас ждут ещё открытия нового и прекрасного.

За активную работу на уроке получают оценки…

А теперь всего доброго. До новых встреч!

22 слайд



Д/з - выразить свои чувства на основе прослушанных фрагментов, через рисунки, стихи и.т.д.

















nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2015/09/26/obrazy-simfonicheskoy-muzyki-g-sviridov-metelmuzykalnye

nsportal.ru/shkola/muzyka/library/2013/03/31/muzykalnye-illyustratsii-gv-sviridova-k-povesti-a-s-pushkina-metel</</u>

bigslide.ru/muzika/24639-illyustracii-gsviridova-k-povesti-aspushkina-metel.html



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал