- Учителю
- Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
5 класс
тема: «Всю жизнь мою несу я Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».
Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Задачи урока: Образовательные:
Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.
Воспитательные:
Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.
Развивающие:
Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности
Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.
Вид урока: урок-размышление.
Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.
Формы организации деятельности: индивидуальная.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные:
осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности;
выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством
Познавательные:
усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;
Регулятивные:
прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством,
Коммуникативные:
передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;
совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;
Информационные:
формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;
использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;
обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.
«Родина… Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»
В.М.Шукшин
Ход урока:план
содержание
1
Орг. ход
Мы с вами слушали много музыкальных произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю просмотреть мультфильм «Колокольчик»
- Ребята, а как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Сегодня мы познакомимся с музыкальным произведением, где отражается характер русского человека, его любовь и преданность Родине.
Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».
Беседа о теме
- А что мы называем Родиной?
-Может ли тема Родины звучать в музыке? Может ли музыка изображать что- либо?
Слушание
исполнение
Прослушайте песню и найдите в ней средства музыкальной выразительности, которые помогают описать Россию.
Звучит песня «Красно солнышко» П.Аедоницкого и И.Шаферана.
Дети высказывают различные точки зрения, но приходят к мнению, что только на Родине человеку хорошо и вольготно живётся, поэтому мелодия песни широкая, напевная, темп неторопливый, лад-светлый минор.
Предлагаю вам, ребята, самим исполнить эту песню так, чтобы передать своё отношение к Родине, свою любовь к ней
Красно солнышко.
Умывает красно солнышко
Руки тёплые в росе.
И Россия, как Алёнушка,
Предстаёт во всей красе.
Припев: Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила.
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берёз Россия.
У неё коса пшеничная,
Родниковые глаза.
И поляны земляничные
Щедро дарят ей леса.
3
А случись дорога длинная -
Загрущу в чужом краю,
Вспомню небо журавлиное,
Песню русскую спою.
Знакомство с творчеством Шукшина, Гаврилиным
Толковый словарь русского языка
С.И Ожегова Родина - место, страна, где человек родился.
Вот так говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся «Каждый человек воспринимает родину по своему: для кого- то, это бескрайние цветущие поля, для кого- то, это опустевшие деревни»
Василий Макарович Шукшин (1929 -1974) - русский советский писатель, кинорежиссёр, актёр, сценарист.
В своих рассказах он писал о родине. Писал так: «Деревня…Серые избы, пыльные улицы, крапива у плетней, куры на завалинке, покосившиеся прясла. А за деревней степь да колки. Да полыхает заря в полнеба. Попадаются еще небольшие озерки; вечерами вода в них гладкая-гладкая, и вся заря, как в зеркале».
Валерий Александрович Гаврилин, вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение - «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо.
Валерий Александрович Гаврилин родился 17 августа 1939 г. в г. Вологде, умер января 1999г.(59 лет) в г. Санкт- Петербурге.
Профессии: композитор, кинокомпозитор, музыковед
Инструменты: кларнет, рояль
Жанры: балет, опера, песня
За симфонию-действо Перезвоны" награжден Нобелевской премией в 1975 году.
В 1981 году Гаврилину была заказана музыка к пьесе В. Шукшина, которая впоследствии стал основой симфонии-действа «Перезвоны»
Все произведение пронизывает колокольный звон - здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения. Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст.
Сам. работа
Сегодня мы послушаем фрагменты трех частей данной симфонии и постараемся определить, какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить.
-
Хорошо сидеть на берегу реки и думать… В душу вместе с тишиной вкрадывается беспокойно-нежное чувство ко всему на свете. Грустно немного, но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок…
-
И какая-то огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа наших предков живет и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, врачуют душу…
-
Красота родины, ясность её поднебесная и земная - редкая на земле, ясность пашни и ясность людей. Главное, что даёт Родина - каждому из нас - в дорогу на целую жизнь, что она, Родина, живёт постоянно в сердце…
-
Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз , уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…
(Работа в группах)
Слушание
«Весело на душе»
«Молитва»
«Вечерняя музыка»
Анализ работ.
«Весело на душе»
1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.
2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы? Рассуждение - образ русского танца, народное гуляние с шутками и прибаутками. Создание образа из высказывания: «огромная мощь чудится мне там, какая-то животворная сила, которой надо коснуться».
Учитель: Фрагмент «Весело на душе» раскрывает древние русские традиции «Проводы масленицы». Праздник, во время которого надо было выплеснуть всю энергию. Всеобщий разгул и веселья целую неделю. Вот почему в музыкальном фрагменте такая неуёмная сила. Девочки - «ходом», мальчики - «водом»; Ритмическая пульсация (ладошками то коленям) - «топ-топ-топ-топом»; Ритмическое интонирование - «Весело на душе».
«Молитва».
1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок. 2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы?«…Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть. Нам бы с нашими большими скоростями не забыть, что мы люди, что мы должны быть… Мы один раз, уж так случилось, живём на земле. Ну, так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее будь…»
Рассуждение - на фоне хорового молитвенного распева звучит колокол и низкий мужской голос читает текст, наше воображение рисует монахов времён Ивана Грозного. Перед этими «судьями» разбойник почти кричит свой монолог - речетатив.
«Вечерняя музыка»
1.Слушая музыку, находим соответствующий отрывок.
2.Какие средства музыкальной выразительности подчёркивают единство музыки и литературы? Рассуждение: русская песенность - через образ вечера. Мелодия - течение реки. Мужской хор - звук колокола. Появление пульсации в партии сопрано созвучно со словами «но кто-то будто шепчет на ухо: подожди, подожди, дружок».
Изо
То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей.
Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины и определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить? Какие картины соответствуют данным музыкальным образам? Почему?
Итог
Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Колокол - это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны.
-
Что нового вы узнали?
-
С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?
-
Что это за произведения?
-
Как они взаимосвязаны?
-
Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?
4