- Учителю
- Статья Развитие вокальных данных.
Статья Развитие вокальных данных.
Кальян Наталья Александровна, музыкальный руководитель «Академического центра «Start».
</<br>
«Развитие вокальных навыков у дошкольников»
Содержание:
1. Введение.
2. Развитие вокальных навыков у дошкольников:
а) о развитии детского голоса;
б) эмоционально-осознанное интонирование в вокально-хоровой работе с детьми;
в) ритмодикламация;
г) практическое применение полученных навыков.
3. Заключение.
«Где слово немеет, там царствует МУЗЫКА»
( Афанасий Фет)
Самый древний и самый необыкновенный инструмент - это человеческий голос. Он звучит благодаря вибрациям голосовых связок.
Это легко можно ощутить, если во время пения положить пальцы на горло. Каждый голос имеет своё название и различается по тембру звучания. Голоса детей по звучанию весьма отличаются от голосов взрослых. Основная их физиологическая особенность заключается в хрупкости, непрерывном развитии. Возрастные изменения в детских голосах связаны с физиологическим становлением всего организма.
Многое зависит от состояния организма, степени музыкальности ребёнка, музыкальной среды.
Возраст 3-6 лет - это дети , в подавляющем большинстве обладающие ещё не сформировавшейся голосовой мышцей. Вместе с тем в этот период в голосе ребёнка при пении преобладает включение в основном краев связок, что требует мягкой атаки звука, ненапряжённого, негромкого звучания. Развитие голоса на данной стадии становления проходит скачкообразно. Диапазон голоса в этот период охватывает зону от ре до си-до первой октавы. Следует отметить ещё одну черту этого возраста. Неравномерность становления физиологических систем организма обусловливает иногда ухудшение самочувствия, а иногда даже внезапную потерю сознания.
Цель музыкального руководителя - научиться правильно пользоваться голосом.
Обучать ребёнка пению лучше всего, используя для этого собственный голос. При обучении пению я всегда иду от простого к сложному, словно поднимаясь по лесенке мастерства. Голос будет развиваться правильно в тех случаях, когда используется его природа сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Как говорил Ф.И. Шаляпин: «Никогда не напрягайте своего голоса; никогда не пойте… так громко, что вы сами чувствуете, что поёте из последних сил. Всегда старайтесь оставлять какой-то резерв, запас ваших голосовых возможностей».
Крик, то есть перенапряжение голоса, убивает пение, потому что подавляет резонансный механизм голосообразования, а потеряв резонанс - перестаёшь быть певцом. Норма силы голоса детей дошкольников и продолжительность пения совсем иные, чем нормы для окрепшего взрослого голоса.
Основная педагогическая задача - формирование и постоянное совершенствование исполнительской певческой культуры, т.е. манеры звукоизвлечения, чистоты и выразительности интонирования, мастерства технического воплощения. Необходимым условием выработки певческих навыков являются упражнения, основанные на повторении технического материала с целью совершенствования навыков пения. Весь процесс выработки вокальных навыков представляет собою отбор наиболее целесообразных для каждого конкретного случая приёмов исполнения. Детей сразу нужно настраивать на эмоциональное исполнение не только песен, но и распевок и упражнений. Вот пример такой настройки. Гласный звук «у» звучит мягче, если он воспроизводит слово «люблю». Много кропотливой работы требуют гласные звуки «И» и «Е». Гласный «А» - самый незащищённый и самый универсальный звук. Напрашивается вывод, прежде, чем приступить к работе над вокальным произведением, необходимо подготовить голосовой аппарат (дыхание, артикуляция, слуховой контроль). В этом как нельзя лучше помогают распевки. А самое главное условие, поддерживать интерес ребят к исполнению вокального материала, и в этом, как нельзя лучше, помогает игровая форма.
Пение упражнений перед началом разучивания и исполнения песен служит своеобразной настройкой голоса. Помогает привести его в рабочее состояние. Применение в течение ряда лет одних и тех же упражнений приводит к устойчивым, хорошо сформированным вокально-хоровым навыкам.
Ритмодикламация - синтез поэзии и музыки. Помогает формированию чувства ритма у детей. В исполнении вокальных произведений большое место отводится декламации. До тех пор, пока вокалист не услышит, как он говорит, и не научится контролировать свою речь, трудно надеяться. Что он сможет правильно и выразительно петь.
В своей работе с детьми я учитываю не только желание петь. Но и возрастные особенности коллектива. От возраста дошкольников зависит продолжительность занятий. Не менее важен подбор репертуара, доступный и интересный детям. Большое значение в работе вокального коллектива имеют выступления перед аудиторией. Они являются хорошим стимулом активизации деятельности коллектива.
Цель своей работы, как музыкального руководителя - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры дошкольников.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к музыке, художественного вкуса;
- развитие активного восприятия музыкальной культуры;
- накопление на этой основе начальных знаний о музыке, опыта хорового и сольного исполнительства.
Все результаты вокальной работы студии прослеживаются на концертах.
На сегодняшний день смысл образования трактуется как средство, позволяющее овладеть определённым объёмом знаний, чтобы «благополучно» войти в мир взрослых, где господствуют законы материи. Да, материальные потребности важны, никто не спорит. Каждому необходимо есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Однако человек - не только плоть, но и душа, у которой также есть потребности. Нельзя допустить, чтобы наши дети подрастали, обделённые главной пищей для роста - духовной! Не получая этих «витаминов», ребёнок может легко подхватить «вирус» безнравственности. А для этого, к сожалению, сегодня созданы все условия. Музыка несёт в себе концентрированный образ мира. Она пробуждает те знания, которые душа получает ещё до того, как мы появляемся на свет. Не исключено, что в образовании будущего музыка и пение, станут такими же необходимыми, как чтение и письмо, поскольку люди поймут, что это самое сильное средство сделать нас энергичными и здоровыми
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Л.В.Школяр. «Теория и методика музыкального образования»
Москва. Наука. 1998
2. Е.И.Юдина. «Первые уроки музыки и творчества»
Москва «Аквариум» 1999
3. Сборник научных трудов «Совершенствование профессиональной
подготовки учителя музыки»
Киев. КГПИ. 2002
4.З.Н.Бугаева. «Весёлые уроки музыки в школе и дома»
«Сталкер» 2002
5 М.А.Михайлова. «Развитие музыкальных способностей детей»
Ярославль. «Академия развития»