- Учителю
- Рабочая программа по музыке с соблюдением норм ФГОС 5 класс
Рабочая программа по музыке с соблюдением норм ФГОС 5 класс
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МУЗЫКЕ 5 класс
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основные элементы содержания
Решаемые проблемы (цель)
Межпредметные связи, фундаменталь-
ный объект
Основные понятия и оборудование
Требования к уровню подготовленности
Планируемые результаты
Дата проведения
предметные результаты
универсальные учебные действия (УУД)
личностные результаты
по
плану
по факту
Музыка и литература (16 ч)
I четверть (9 ч)
1
Вводный урок. Что роднит музыку с литературой.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
1
Интонационно - образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими видами искусства.
Реальная жизнь - источник сюжетов, тем и образов в музыке и литературе. Интонация - единый стержень музыки и литературы. Музыкальная интонация - язык композитора. Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
литература
Композитор, исполнитель,
слушатель,
интонация
. Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
П.Чайковский. Симфония №4;
Э.Григ. Фрагменты сюиты «Пер Гюнт»
Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее. Узнавать на слух изученные произведения. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения
Регулятивные: выполнять
учебные действия в качестве
слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач; ориентироваться в информационном материале
учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
Адекватная мотивация учебной
деятельности.
Я - слушатель
2
Вокальная музыка. Комбинированный урок
1
Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Жанры вокальной музыки - песня.
литература
Романс
Песня
Модуль «Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различи
Знать/понимать: основные жанры вокальной народной и профессиональной музыки.
Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства.
Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость
Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу
в практическую.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; работать в паре, группе
Чувство сопричастности и гордости за культурное
наследие своего
народа, уважительное отношение к культуре других народов
3
НРК: Музыкальный фольклор народов ХМАО
1
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).
Народная песня, ее жанры и особенности.
Средства музыкальной выразительности - способы передачи эмоциональных переживаний. Дуэт. Музыкальная форма
Русские народные песни:«А мы просо сеяли», «Бояре, а мы…», «Уж ты, поле мое»;
Народное творчество
Модуль «Разновидности обрядовых песен»Модуль «Особенности русской наро-дной музы-кальной куль-туры»
Знать/понимать: основные жанры народных песен, ее особенности.
Уметь: разучивать и исполнять образцы
музыкально_- поэтического творчества.
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произве-дений. Рассуждать о многообразии музы-кального фольклора России. Выражать свое эмоциональное отношение к музы-кальным образам исторического прош-лого в слове, рисунке, жесте, пении.
Обнаруживать, выявлять общность
истоков народной и профессиональной музыки.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе
Наличие эмоционального отношения к искусству,
эстетического
взгляда на мир
в его целостности
4
Вокальная музыка.
Комбинированный урок
1
Развитие жанров камерной вокальной музыки - романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова.
Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова
литература
Модуль «Вокальная музыка.Романс»
Знать/понимать: основные жанры вокальной профессиональной музыки - романс, определение: камерная музыка.
Уметь: проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзыв-чивость.
Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении
различных творческих, музыкальных задач
5
Фольклор в музыке русских композиторов.
Комбинированный урок
1
Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка. Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
«Колыбельная» А. Лядов.
Народное творчество, литература
Модуль «Народно-песен-ные истоки русской про-фессиональной музыки. Способы обра-щения ком-позиторов к народной му-зыке»
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их
сходство и различия. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю - народная, композиторская.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание
6
НРК: Музыкальный фольклор народов Севера
1
Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.
Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.
Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков
Народное творчество
Мелодия,
аккомпанемент, ритм
Модуль «Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое расспрос-транение в музыкальной культуре дру-гих народов»
Знать/понимать: интонационное свое-образие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки. Уметь: по характерным признакам определять принадлежность музы-кальных произведений к соот-ветствующему жанру и стилю - музыка классическая или народная на примере опер русских композиторов
Регулятивные: выполнять
учебные действия в качестве
народного исполнителя.
Познавательные: использовать общие приемы в решении
исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения, предлагать помощь
Мотивация учебной деятельности.
Уважение к чувствам и настроениям
другого человека
7
Жанры инструментальной и вокальной музыки.
Урок закрепления нового материала
1
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,
Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.
Вокализ. С. Рахманинов.Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.
литература
Песня,
Ноты
Модуль «Певческие голоса:сопрано, альт, тенор, бас, дискант и другие
Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.
Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение
Регулятивные: выполнять
учебные действия в качестве
слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять и выделять необходимую
информацию.
Коммуникативные: участвовать в коллективном пении, музицировании, в коллективных инсценировках
Наличие эмоционального отношения к искусству,
интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности
8
Вторая жизнь песни.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.
Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
Веснянка, украинская народная песня.
Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.
Народное творчество, литература
Мелодия,
аккомпанементритм, нотная запись, звук, нота (различие)
Модуль
«Образцы песенной и инструментальной народной музыки, полу-чившие широ-кое распро-странение в музыкальной культуре дру-гих народов»
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобра-зительность в музыке.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач
Принятие образа
«хорошего ученика». Понимание
роли музыки
в собственной
жизни
9
НРК: Музыкальное прошлое ХМАО
Урок закрепления нового материала
1
Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.
Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.
Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Народное творчество
Свирель,
дудочка,
рожок,
гусли
Модуль
«Оперы Н.А. Римского-Кор-сакова "Снегу-рочка" (1882) и "Сказка о Царе Салтане" (1900)» Модуль
«Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору дру-гих народов»
Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.
Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Регулятивные: использовать установленные правила в контроле способов решения задач.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи.
Коммуникативные: обращаться за помощью к учителю, одноклассникам; формулировать свои затруднения
Наличие эмоционального отношения к искусству,
интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности
II четверть (7 ч)
10
Всю жизнь мою несу родину в душе…
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Язык искусства. Колокольность и песенность - свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов.
Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин
Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северяни
ИЗО, народное творчество
Гусли, опера, былина. Жанры музыки: песни-пляски,
песни-колыбельные
презентация «Великий колокольный звон»
Модуль «Творчество Георгия Васильевича Свиридова»
Знать/понимать: стилевое много-образие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.
Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения, определять средства выразительности, подчеркивающие характер музыкального произведения; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Регулятивные: составлять
план и последовательность
действий.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Формирование
уважительного
отношения к истории и культуре.
Осознание своей
этнической принадлежности
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Комбинированный урок.
1
Романтизм в западно - европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.
«Этюд №12» Ф.Шопен
«Прелюдия№7» Ф.Шопен
«Прелюдия№20» Ф.Шопен
«Вальс №7» Ф.Шопен
Литература, ИЗО
Модуль «Творчество Фридерика Шопена»
Знать/понимать: понимать взаимо-действие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них. Знать композиторов - романтиков: Ф.Шопен, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.
Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении, выявлять связь музыки с другими искусствами, историей, жизнью. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные
действия в качестве слушателя.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы
Развитие мотивов
музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования.
12
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
НРК: Театр г.Сургута
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Развитие жанра - опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности жанра оперы. Либретто - литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре. Разновидность вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы (увертюра, хор, речитатив, ария, ансамбль). Мастера мировой оперной сцены. Музыкальный портрет.
Садко. Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
Литература, ИЗО
Песня, опера, пьеса, флейта,
Арфа
Модуль
«Музыкально-театральные жанры.Опера»
Модуль
«Опера Н.А. Римского-Корсакова "Садко". 1898
Знать/понимать: особенности оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы; знать разновидности вокальных и инструментальных жанров и форм внутри оперы: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль, а также исполнителей: певцы, дирижеры и т.д.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки.
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие асоциативно-образного мышления
13
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Развитие жанра - балет. Формирование русской классической школы.
Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Литература, ИЗО
Песня, куплет, мелодия
Модуль «Музыкально-театральные жанры.Балет»Модуль«Балет П.И. Чайковского "Спящая Красавица".
Модуль«Балет П.И. Чайковского "Щелкунчик"
Знать/понимать: имена лучших отече-ственных хореографов, танцоров, особен-ности балетного жанра, его специфику.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
14
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Творчество отечественных композиторов - песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка - важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.
Литература
Модуль
«Музыка в кино. Оте-чественные кинофильмы 1920-40-х годов»
Видео фраг-менты из к/ф «Дети капи-тана Гранта»
«Приключения Буратино»
Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.
Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, плас-тическом интонировании); участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу.
Познавательные: понимать
содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями.
Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за помощью, слушать собеседника
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины
и народа
15
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл - театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.
Литература, ИЗО
Модуль
«Музыкально-театральные жанры: опе-ретта, мюзикл»
Видео фраг-менты мюзикла «Кошки»
Знать/понимать: особенности жанра - мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произ-ведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу.
Познавательные: узнавать,
называть и определять явления окружающей действительности.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Укрепление культурной, этнической
и гражданской
идентичности
в соответствии
с духовными традициями семьи
и народа
16
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу I.
1
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки
Цели: выявить степень
понимания роли музыки
в жизни человека
Литература, ИЗО, народное творчество
тест
Научатся: концентрироваться на поставленной задаче
Регулятивные: выбирать
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: осознанно строить сообщения творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Развитие духовно-нравственных и этических чувств,
эмоциональной
отзывчивости,
продуктивное сотрудничество со
сверстниками при
решении музыкальных и творческих задач
Музыка и Изобразительное искусство (17 ч)
III четверть (10ч)
17
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).
Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи. Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.
ИЗО
Двухчастная форма,
Мажорный лад, мажор,
Повторяющиеся интонации
Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.
Уметь: вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительного искусства, услышать в своем воображении музыку, эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу
в познавательную.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему.
Коммуникативные: строить монологичное высказывание,
учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.
18
Небесное и земное в звуках и красках.
Комбинированный урок.
1
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.
«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
«Ave Maria», И.-С. Бах - Ш. Гуно
«Ave Maria» Дж. Каччини
«Ave Maria» Ф. Шуберт
ИЗО,литература
Картина -
художник,
стихи -поэт, музыка - композитор
Модули:
«Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт, всенощная, литургия»
«Песенность, напевность как феномен рус-ского наро-дного пения, искусство рас-пева»
Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Уметь: эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит - лад, ритм музыки - ритм изображения, форма - композиция.
Регулятивные: выполнять
учебные действия в качестве
слушателя и исполнителя.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы; обращаться за по-
мощью, слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке
Развитие эмоционального восприятия произведений
искусства, определение основного
настроения и характера музыкального произведения
19-20
Звать через прошлое к настоящему.
Урок закрепления нового материала
2
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические)и особенности их драматургического развития (контраст)
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев: «Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские»
ИЗО, литература
Модуль
«Вокально-инструментальные музыкальные жанры. Оратория, кантата»
Модуль«Творчество Д.Д. Шостаковича»Презентация «Алек-сандр Невский»
фрагменты из к/ф «Александр Невский»
Знать/понимать: богатство музыка-льных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст). Жанр вокальной музыки - кантата.
Уметь: сопоставлять героико - эпические образы музыки с образами изобразительного искусства; эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения; пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве
при выработке общего решения в совместной деятельности
Наличие эмоционального отношения к произведениям музыки, литературы, живописи
21-22
Музыкальная живопись и живописная музыка.
Урок обобщения и систематизации знаний.
2
Общее и особенное в русском и западно - европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прощлого.
Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шелли).
Весенние воды. С. Рахманинов, слова Ф. Тютчева.
ИЗО
Картина
вечера, музыкальные
краски, настроение
в музыке, поэзии,
живописи
Модуль
«Творчество С.В.Рахманинова»
Модуль
«Развитие традиций русс-кой класс-сической музы-кальной школы в творчестве С.В.Рахманинова и А.Н. Скрябина
Модуль
«Творчество Франца Шу-берта
Знать/понимать: выразительные возмо-жности музыки и ее изобразительности, общее и различное в русском и западно - европейском искусстве, различных стилевых направлений. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.
Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные), общность отражения жизни в русской музыке и поэзии.
Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание. Узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.
Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Внутренняя позиция, эмоциональная отзывчивость,
сопереживание,
уважение к чувствам и настроениям
другого человека
23
Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.
Комбинированный урок
1
Народные истоки русской профессиональной музыки.
Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.
Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.
Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахманинов.
Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахманинов.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта
ИЗО, народное творчество
Мелодия,
разговор-
диалог,
персонажи,
портрет,
музыкальный портрет
Модуль
«Народно-песенные ис-токи русской профессиональной музыки. Способы об-ращения ком-позиторов к народной му-зыке
Знать/понимать: Колокольность - важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова. Композиторы отражают в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям. Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную.
Познавательные: узнавать,
называть и определять героев музыкального произведения.
Коммуникативные: задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания
Развитие эмоционального восприятия произведений
искусства, интереса к отдельным
видам музыкально-практической
деятельности
24
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произ-ведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.
Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.
«Скрипка Паганини» В. Мигуля.
ИЗО
Модуль «Характеристика отдельных инструментов. Скрипка»
Знать/понимать: Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель - слушатель». Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.
Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные: выбирать
наиболее эффективные способы решения задач.
Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности
Развитие мотивов
музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования
25
Волшебная палочка дирижера.
Комбинированный урок.НРК
1
Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.
Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.
«Музыкант» Б. Окуджава
ИЗО
фортепиано,
солист, оркестр
Модуль «Знаменитые дирижёры» Модуль
«Оркестр и его виды
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально - хоровой работы
Регулятивные: применять установленные правила.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Продуктивное сотрудничество, общение, взаимодействие со сверстниками при решении
различных творческих, музыкальных задач
26
Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.
Комбинированный урок.
1
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен.
Литература
Модуль
«Творчество Людвига ван Бетховена» Модуль
«Бетховен. Становление личности
Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп сим-фонического оркестра. Сущность музы-кального исполнительства как искусства интерпретации.
Уметь: личностно-окрашенного эмоционально-образного восприятия и оценки изучаемых произведений отечественных и зарубежных композиторов различных исторических эпох и стилевой принадлежности.
Регулятивные: формулировать и удерживать учебную
задачу.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.
Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои
затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки
Этические чувства, чувство сопричастности истории своей Родины и народа. Понимание
значения музыкального искусства в жизни человека
IV четверть (8 ч)
27
Застывшая музыка.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.
Католические храмы и органная музыка.
Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах
Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах
«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов
ИЗО
Модуль
«Духовная музыка в син-тезе с храмо-вым искус-ством в эпоху средневековья»
Модуль
«Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музы-кального иску-сства»
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности
Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленными задачами.
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии
Эмоциональное
отношение к искусству. Восприятие
музыкального произведения, определение основного
настроения и характера
28
Полифония в музыке и живописи.
Урок обобщения и систематизации знаний.
1
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра - фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
ИЗО
Модуль «Творчество Иоганна Себастьяна Баха»
Модуль «Монодия, гомофония, полифония»
Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; понятие - полифония, фуга. Органная музыка.
Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Регулятивные: использовать общие приемы решения задач.
Познавательные: ставить
и формулировать проблему,
ориентироваться в информационно материале учебника, осуществлять поиск нужной информации.
Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать собственное мнение и позицию
Развитие духовно-нравственных
и этических чувств,
эмоциональной отзывчивости, продуктивное сотрудничество
29
Музыка на мольберте.
Комбинированный урок
1
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.
Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.
М.К. Чюрленис. Фуга.
М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,
М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».
ИЗО
Диск «Импрессионизм в музыке и живописи»
Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.
Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие чувства
сопереживания
героям музыкальных произведений.
Уважение к чувствам и настроениям
другого человека
30
Импрессионизм в музыке и живописи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
1
Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.
«Детский уголок» К.Дебюсси
«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси
«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков
ИЗО
Презентация «Импрессионизм в музыке
Знать/понимать: особенности импрес-сионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении. Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель,
оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Эмоциональная
отзывчивость на яркое, праздничное
представление.
Понимание роли
музыки в собственной жизни
31
О подвигах, о доблести и славе...
Комбинированный урок.
1
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драма-тические, героические.
Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.
Реквием. «Реквием» Д. Кабалевский:
«Помните»
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р. Рождественского.
литература
Модуль «Защитники Отечества в русском народном эпосе. Былины, историческая песня сказания
Знать/понимать: установление взаи-мосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.
Уметь: выявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства, участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: формулировать познавательную цель,
оценивать процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников
Развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости.
32
В каждой мимолетности вижу я миры…
Комбинированный урок.
1
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном - инструментальной музыке.
Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия
С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)
М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:
- «Избушка на курьих ножках», -«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации)
рисунки В.Гартмана.
Литература
Модуль «Картинки с выставки»
Знать/понимать: своеобразие музы-кальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.
Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки
Регулятивные: составлять
план и последовательность
действий.
Познавательные: ставить
и формулировать проблемы.
Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника
Развитие эмоционального восприятия произведений
искусства, интереса к отдельным
видам музыкально-практической
деятельности
33
Мир композитора. С веком наравне.
Комбинированный урок
1
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Слушание и исполнение произведений по желанию детей.
ИЗО
Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов. знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие эмоционального восприятия произведений
искусства, интереса к отдельным
видам музыкально-практической
деятельности
34
Урок обобщения и систематизации знаний по разделу II.
1
Музыкальные произведения наиболее понравившиеся учащимся
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
ИЗО, Литература.
Знать/понимать: понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки, литературы, изобразительного искусства, театра, кино и др.);
Уметь: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме; распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инстру-ментальных и вокальных жанров.
Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения.
Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач.
Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
Развитие эмоционального восприятия произведений
искусства, интереса к отдельным
видам музыкально-практической
деятельности