- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс на основе концепции Д. Б. Кабалевского
Рабочая программа по музыке 6 класс на основе концепции Д. Б. Кабалевского
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программы по музыке для 6 классов разработана по примерной программе на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству, тематическое планирование составлено на основе учебника «Музыка» 6 класс. под редакцией Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская под руководством Д.Б. Кабалевского. Она рассчитана на 4 года обучения и являются ориентиром при составлении авторских, рабочих программ и других документов, определяющих содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе разных типов общеобразовательных учреждений.
Структура рабочей программы.
1.Титульный лист;
2.Пояснительная записка;
-название, автор, год издания авторской учебной программы, на основе которой разработана
Рабочая программа;
-Общая характеристика предмета и цели изучения общего предмета;
-общеучебные умения, навыки и способы деятельности начального, основного и среднего
общего образования;
-специальные умения, навыки и способы деятельности по учебному предмету;
-содержание, обозначенное в темах и разделах;
-продолжительность и последовательность тем и разделов;
-требование к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной)
ступени общего образования;
-изменения и внесенные в авторскую программу и их обоснование;
-содержание УМК, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с
образовательной программой учреждения;
- кол-во учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа;
3. Календарно тематическое планирование;
4. Перечень учебно-методических средств и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса;
5. критерии оценивания учебного предмета;
6. объем домашнего задания;
7. КИМ промежуточная аттестация по предмету «МУЗЫКА»
Общая характеристика предмета. Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы - формирование основ музыкальной культуры учащихся.
Музыкальное образование (воспитание, обучение и развитие) в основной школе способствуют формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Общение подростков с музыкой открывает возможность для духовного становления личности и ее творческого самовыражения.
Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения подростков к произведениям искусства, опыта их музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретенных в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
-
формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
-
развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного
мышления, творческого воображения певческого голоса,
-
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального
языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
-
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом
движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
-
воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа
и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в
самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностномго отношения к музыке;
слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует: формированию у учащихся представлений о художественной картине мира; овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны; расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач, и нахождению при этом оригинальных решений.
В процессе музыкальных занятий в основной школе учащиеся расширяют и обогащают опыт адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства; совершенствуют умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем; формулировать собственную точку зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами и аргументами; приобретают умения и навыки работы с различными видами источников информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует также овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности, определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности; совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач
Специальные умения, навык, способности деятельности по учебному предмету
В основе подхода к разработке содержания программы начальных классов лежит процесс вхождения учащихся в музыкальное искусство, как начального этапа систематического формирования музыкальной культуры детей шестилетнего возраста в условиях общеобразовательной школы.
Урок музыки как урок искусства невозможно представить иначе как импровизацию на большую и важную тему, где импровизационность как принцип работы с младшими школьниками реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки. Ценность импровизации как методического приема заключается не в умении создавать музыкальные конструкции (завершенные или менее завершенные), а в потребности, готовности к выражению душевного состояния, важной мысли, впечатления.
Следующая методическая позиция связана с важной проблемой: как естественнее, логичнее, непосредственнее ввести ребят в мир музыкальных образов. Наиболее эффективно решение этой проблемы в опоре на принцип образно-игрового вхождения в музыку. Он заключается в создании ситуаций, требующих от детей перевоплощения, работы воображения. Поэтому большое место на уроках должно отводиться музыкальным играм, инсценировкам, играм-драматизациям, которые накоплены в опыте дошкольного музыкального воспитания.
Ни одна программа не может обойтись без решения вопроса о месте знаний, умений и навыков в учебно-воспитательном процессе. В данной программе во главу угла ставится задача развития личности ребенка, обогащения его духовного мира, развития способности видеть, слышать, чувствовать, думать; навыки же, как и специфические знания о музыке, формируются незаметно, как бы исподволь. Педагогическая стратегия, педагогическая мудрость уже на начальном этапе вхождения в музыкальное искусство состоит в том, что навыки должны созреть, и при этом созреть в процессе работы над музыкальными образами, над их духовным содержанием, а не над самими навыками.
Изучение музыки на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
* формирование основ музыкальной культуры;
* развитие интереса к музыке и музыкальным занятиям; музыкального слуха, чувства ритма, дикции, певческого голоса, музыкальной памяти, образного и ассоциативного мышления, воображения; учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
* освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
* овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;
* воспитание музыкального вкуса; нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных стран мира; эмоционально-ценностного отношения к искусству
Содержание, обозначенное в темах и разделах.
Содержание учебных разделов 6 класса образовательной программы раскрывается в 2-х крупных разделах - Тема первого полугодия: «Преобразующая сила музыки».
Учащиеся 6 класса в 1 полугодии рассмотрение связи музыки с жизнью: если музыка рождается жизнью, то она и сама способна воздействовать на жизнь, но только через человека. Учитель музыки обогащает представление ребят о жизненном содержании музыки через осознание ее преобразующей роли т. о. расширяет представление учащихся о роли музыки в жизни человека, в жизни человеческого общества.
Тема второго полугодия: «Из чего «сделана» музыка»
Во 2 полугодии учитель помогает учащимся ответить на вопрос: можем ли мы, представить из чего состоит музыка? Где она берет свое начало и что помогает музыке проникать в части культурного развития ребенка. Для этого на уроках создаются проблемно-поисковые ситуации, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания. выполнение творческих заданий предполагает анализ музыки, что заставляет ребят вслушиваться в произведение следить за изменением звучания и развитием музыкального образа, осознавать свои впечатления и делать выводы.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки; метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод художественного контекста; метод моделирования художественно-творческого процесса; метод эмоциональной драматургии; метод ретроспективы и перспективы; метод создания «композиций»; метод игры.
Виды музыкальной деятельности, используемые на уроке, весьма разнообразны и направлены на полноценное общение учащихся с высокохудожественной музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входит: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; различного рода импровизации (ритмические, вокальные, пластические и т.д.), инсценирование (разыгрывание песен), сюжетов музыкальных пьес программного характера, фольклорных образцов музыкального искусства. Помимо исполнительской деятельности, творческое начало учащихся находит отражение в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), в художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.
Слушание музыки. Личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии ее видов, жанров и форм.
Приобретение индивидуального опыта восприятия музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики (М.И. Глинка, П. И. Чайковский, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин, В.-А. Моцарт, Р. Шуман, Э. Григ).
Произведения современных композиторов для детей.
Пение. Самовыражение ребенка в пении с сопровождением и без сопровождения, одноголосном и с элементами двухголосия, с ориентацией, но нотную запись. Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе разучивания и исполнения произведения, вокальной импровизации. Освоение вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла.
Инструментальное музицирование. Накопление опыта творческой деятельности в индивидуальном и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе разучивания и исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации.
Музыкально-пластическое движение. Индивидуально-личностное выражение характера музыки и особенностей ее развития пластическими средствами в коллективной форме деятельности при создании музыкально-пластических композиций и импровизации, в том числе танцевальных.
Драматизация музыкальных произведений. Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой учебной деятельности: инсценировка песен, танцев.
Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства (в рисунке, декоративно-прикладном творчестве), в создании декораций и костюмов к инсценировкам.
Продолжительность и последовательность тем и разделов.
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала
Содержание
Кол-во часов
1 полугодие.
Преобразующая сила музыки.
16 часов
Музыка в жизни человека. Жизнь - источник музыки. И. С. Бах и его человеческая, одухотворенная музыка. В чем красота музыки? Влияние музыки на человека «Так судьба стучится в дверь.» Какой бывает музыка наш вечный спутник -музыка А. Н. Скрябин и отражение его эпохи в творчестве Обработки и переложения в музыке Урок - концерт
2 полугодие.
Из чего «сделана» музыка
19 часов
Где музыка берет своё начало? Её Величество, мелодия. Марш. Вальс. Магия Ритма. Темп. Регистр. Гармония. Динамика. Динамические оттенки. Чудесная тайна музыки. Тембр. Симфонический оркестр Тембры голосов. Из чего «сделана» музыка. Урок-концерт.
Требование к уровню подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) ступени общего образования.
Результаты обучения. Результаты усвоения содержания музыкального образования в 5 классах представлены в разделе «Требования к уровню подготовки оканчивающих школу» и содержат три компонента: знать/понимать (перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний музыки и знаний о музыке); уметь (перечень музыкальных умений, формируемых в различных видах музыкальной деятельности); выделана также группа знаний и умений, которыми ученик может пользоваться в практической деятельности и в повседневной жизни.
Сказанное означает, что изложенное ниже основное содержание музыкального образования в основной школе предполагает, что учащиеся обязаны усвоить тот материал, который необходим для приобретения музыкальных знаний, умений и навыков, сформулированных в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников основной школы». Остальное содержание программы может носить ознакомительный характер.
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать
-
специфику музыки как вида искусства;
-
возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
многообразие музыкальных образов и способов их развития;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь
-
эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
-
выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
-
исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
-
сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
-
сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
-
устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
-
размышления о музыке и её анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомство с литературой о музыке, слушание музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определение своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражение своих личных музыкальных впечатление в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях, эссе, рецензий.
Изменения и внесенные в авторскую программу и их обоснование.
Рабочая программа по музыке составлена на основе примерной программы разработана на федеральном уровне при участии рабочей программы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская с использованием учебника «Музыка» 6 класс. под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская.
Количество учебных часов, на которые рассчитана рабочая программа.
Учебная нагрузка по предмету «Музыка» в 6 классе рассчитана на 1 час в неделю, а именно 35 часов в год. Из этой нагрузки составлен тематический план урока «Музыки» на 2014-2015 учебный год.
Календарно - тематический план
6 а класс 35 часов
№
п/п
урока
Объем выполнения программы (разделы, крупные темы, блоки и т.п.)
Кол-во
часов
по плану
Дата проведения
уроков
по
плану
Цель изучения темы
Музыкальный материал
Примечание
Первое полугодье
Преобразующая сила музыки.
1
2
Музыка в жизни человека.
2
1,2неделя
Развитие познавательных и мыслительных способностей, умение высказывать свою точку зрения, анализировать музыкальные произведения. Выяснить роль музыки в жизни человека.
Русская народная песня «Матушка» П. И. Чайковский «Симфония №6» 1 часть 2 тема.
выучить песню
выучить термины
3
Жизнь - источник музыки.
1
3неделя
В процессе беседы выяснить, что жизнь является источником музыки, что музыка, прежде всего, рассказывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, отражает их поступки.
С. Рахманинов «Вокализ»,
Чайковский "Осень"
учить песню
4
И. С. Бах и его человеческая, одухотворенная музыка.
1
4 неделя
Проследить влияние музыки И. С. Баха на человека расширить представления о жизни и творчестве великого немецкого композитора XVIII века
И. С. Бах «Прелюдия до-мажор» из 1 тома ХТК, «Токката ре минор».
учить песню
5
В чем красота музыки?
1
5 неделя
Продолжить знакомство с творчеством И. С. Баха, сформировать представление о свойствах музыкальных звуков.
И. С. Бах «Шутка», «Органная хоральная прелюдия», «Ария из сюиты №3»
учить песню
6
7
8
Влияние музыки на человека
3
6,7,8 неделя
Выяснить в чем заключается само влияние музыки на человека и как оно происходит, как музыка воздействует на человека.
В. Моцарт «Маленькая ночная серенада», «Реквием» -
учить понятия
учить песню
учить песню
9
«Так судьба стучится в дверь.»
1
9 неделя
Проследить воздействие симфонии №5, её главной интонации на чешского журналиста и писателя Ю. Фучика.
Л. В. Бетховен «Симфония №5» 1 часть, «Симфония №9»
учить песню
10
11
Какой бывает музыка
2
10,11 неделя
Выяснить, что музыка как никакое искусство обладает разнообразием чувств, характерами, настроениями, богатой палитрой нюансов.
Шуберт «Аве Мария», Шопен «Вальс-минутка», К. Дебюсси «Сирены».
учить понятия
учить песню
12
Наш вечный спутник -музыка
1
12 неделя
Проследить, как музыка сопровождает человеческую жизнь, исторические эпохи, развивать речь учащихся при ответах
Глинка Хор «Славься», «Старый замок» М. Мусоргский, Колыбельная, военные песни,
учить песню
13
А. Н. Скрябин и отражение его эпохи в творчестве
1
13 неделя
Установить и прочувствовать связь исторической эпохи с творчеством композитора (этюдом №12)
А. Н. Скрябин «Этюд №12»
учить биографию
14
15
Обработки и переложения в музыке
2
14,15 неделя
Анализ и сравнение музыки в оригинале и обработке.
«Вальс» А. И. Хачатурян, «Хор девушек» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородин, «Лунная соната» Л. В. Бетховен.
учить новые понятия и песня наизусть
учить песню
16
Урок - концерт
1
16 неделя
Обобщение и систематизация материала за полугодие
Угадай-ка, контрольная работа, контрольное исполнение песни
2 полугодие.
Из чего «сделана» музыка
17
Где музыка берет своё начало?
1
17 неделя
Создание условий для возникновения устойчивого интереса к изучению средств музыкальной выразительности как инструментов создания музыкальных образов.
Африканская музыка
Повторять интонацию из песни
18
Её Величество, мелодия.
1
18 неделя
Смоделировать ситуацию, способствующую созданию мелодии как средства выражения личных переживаний человека.
«Серенада» Ф. Шуберт
Учить новое понятие
19
Её Величество, мелодия.
1
19 неделя
Рассмотреть мелодию как непосредственное выражение образа в произведении.
«Вокализ» С. Рахманинова. «Ночь печальна» С. Рахманинов,
Учить предложенную мелодию
20
Её Величество, мелодия.
1
20 неделя
Рассмотреть мелодию как одну из сторон музыкальной
выразительности (мелодия ближе всего к интонации человеческой речи).
«Мелодия» «Жалоба Эвридики»
К. Глюк.
Учить песню
21
Марш. Вальс.
1
21 неделя
Проанализировать роль ритма в организации музыкальной ткани
«Марш» из симфонии №2 П. И. Чайковского, «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. И. Чайковский, «Марш» из б. «Щелкунчик» П. И. Чайковский
Учить новую песню, понятие. термины
22
Магия ритма
1
22 неделя
Выяснить в чем заключается магия ритма
«Болеро» М. Равель.
Учить новое определение «Болеро»
23
Темп.
1
23 неделя
Выявить роль темпа в создании музыкального образа произведения.
Григ «В пещере горного короля», Моцарт «Турецкое рондо», Шопен Прелюдия, Бетховен «Лунная соната»
Учить новый термин
24
Регистр.
1
24 неделя
Выявить роль регистра в создании музыкального образа произведения.
Григ «В пещере горного короля», Глинка «Жаворонок», Римский-Корсаков Ария Снегурочки.
Учить новый термин
25
Гармония.
1
25 неделя
Выяснить, что одним из коренных свойств музыкальной гармонии являются различные оттенки человеческих чувств. Выяснить, что гармония строится на противоположностях, (ладовый контраст и неустойчивость)
«Прелюдия до мажора» И. С. Бах, «Симфония №40» В. А. Моцарт, «Радость и горе» Ф. Лист
Учить новый термин
26
Гармония.
1
26 неделя
Определить, что гармония играет большую роль в крупных произведениях. Где множество разнохарактерных персонажей, событий и сцен.
«Тема Кармен», «Увертюра» из оперы «Кармен» Ж. Бизе
Учить новый термин
27
Динамика.
1
27 неделя
Рассмотреть динамику как непосредственное выражение образа в произведении
«Гроза. Буря» Л. В. Бетховен,
Учить новый термин
28
Динамические оттенки.
1
28 неделя
Знакомство с
динамическими оттенками и их роль в музыкальном произведении
«Лунный свет» К. Дебюсси
Учить новый термин
29
Чудесная тайна музыки.
1
29 неделя
Выяснить, что музыка временное явление, проникнуто духом времени и отражает жизненное содержание человека
«Адажио» Т. Альбинони
Учить текст песни
30
Тембр.
1
30 неделя
Расширить представление учащихся о тембре, его видах и особенностях
«Шахерезада» Н. Римский-Корсаков, «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков, «Шутка»
И. С. Бах
Учить новый термин
31
Симфонический оркестр
1
31 неделя
Дать представления о симфоническом оркестре и о составляющих его группах инструментов.
Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский - Корсаков
Знать музыкальные инструменты
Симфонический оркестр
32
Тембры голосов.
1
32 неделя
Обобщить первоначальные представления учащихся о тембрах голосов, разновидностях и отличительных особенностях.
«Сцена» из оперы «Иван «Сусанин» М. И. Глинка, «Хороводная песня Садко» из оперы «Садко» Н. Римский-Корсаков,
Учить новый термин
33
34
Из чего
«сделана»
музыка.
2
33,34 неделя
Обобщение,
систематизация и
закрепление музыкального материала за 2 полугодие
Угадай-ка, Контрольная
работа, итоговое исполнение
песен.
Составить список песен
35
Урок-концерт.
1
35 неделя
Обобщение, пройденного за год
Репертуар по выбору учащихся.
Перечень учебно-методических средств и описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д - демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);
К - полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф-комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);
П - комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся).
-
Наименования объектов и средств
материально-технического обеспечения
Кол-во
Примечания
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Примерная программа основного общего образования по музыке. Авторские программы по музыке.
Комплект учебников
Д
К
Примерная программа, авторские
рабочие программы, входящие в обязательное программно-методическое
обеспечение кабинета музыки.
Печатные пособия
Таблицы: нотные примеры, признаки
характера звучания, средства музыкальной выразительности.
Схемы: расположение инструментов
и оркестровых групп в различных оркестрах, расположение партий в хоре,
графические партитуры.
Портреты композиторов и исполнителей.
Атласы музыкальных инструментов.
Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.
Дидактический раздаточный материал.
Карточки с признаками характера
звучания; с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств; с обозначением исполнительских средств выразительности
Д
Д
Д
Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуальном раздаточном
вариантах, полиграфических изданиях
и на электронных носителях.
Комплекты могут быть представлены
в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и
на электронных носителях
Цифровые образовательные ресурсы
Коллекция цифровых образовательных ресурсов по музыке.
Цифровая база данных для создания
тематических и итоговых разно-уровневых тренировочных и проверочных материалов для организации фронтальной и индивидуальной работы.
Общепользовательские цифровые
инструменты учебной деятельности.
Д/П
Д/П
Д/П
Коллекция образовательных ресурсов
включает комплект информационно-
справочных материалов, объединённых
единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу). В коллекцию могут входить тематические базы данных, фрагменты исторических источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, фотографии, анимация, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио и видео материалы, ссылки на внешние источники. Коллекция образовательных ресурсов может размещаться на CD или создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).
Цифровой компонент учебно-методического комплекта, включающий обновляемый набор заданий по музыке, а также системы комплектования тематических и итоговых работ с учётом вариативности, уровня усвоения знаний и особенностей индивидуальной образовательной траектории учащихся.
К общепользовательским цифровым
инструментам учебной деятельности,
используемым в обучении музыке, относятся, в частности, текстовый редактор, редактор создания презентаций.
Экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде)
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.
Видеофильмы, посвящённые творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов; с записью фрагментов из оперных, балетных спектаклей, выступлений, выдающихся отечественных и зарубежных певцов, известных хоровых, оркестровых коллективов, фрагментов из мюзиклов.
Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств различных
исторических стилей и направлений,
эскизы декораций к музыкально-театральным спектаклям (иллюстрации к
литературным первоисточникам музыкальных произведений)
Нотный и поэтический тексты песен, изображения музыкантов, играющих на различных инструментах, фотографии и репродукции картин крупнейших центров мировой музыкальной культуры
Д
Д
Д
Д
Комплекты компакт-дисков и аудио_
кассет по темам и разделам курса каждого года обучения включают материал
для слушания и исполнения (возможно
в цифровом виде). Песенный материал
может быть представлен в виде инструментального сопровождения, специально аранжированного для учащихся (возможно в цифровом виде)
Учебно-практическое оборудование
Музыкальные инструменты:
Клавишный синтезатор.
Комплект детских музыкальных инструментов:
бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны, ксилофоны.
Народные инструменты (свистульки,
деревянные ложки, трещотки и др.).
Комплект звуковоспроизводящей аппаратуры (микрофоны, усилители звука, динамики).
Персональный компьютер.
Медиапроектор.
Д
К
К
К
Д
Два инструмента: для кабинета музыки и школьного зала.
Для учителя.
Набор народных инструментов определяется содержанием регионального компонента и может быть значительно
расширен. Комплектацией инструментов занимается учитель.
В комплекте не менее трёх микрофонов и двух динамиков.
В комплекте не менее двух электрогитар и ударная установка.
Для демонстрации электронных образовательных ресурсов
Критерии оценивания учебного предмета.
1.Проявление интереса к музыке, непосредственный эмоциональный отклик на неё.
2.Высказывание о прослушанном или исполненном произведении, умение пользоваться прежде всего ключевыми знаниями в процессе живого восприятия музыки.
3.Рост исполнительских навыков, которые оцениваются с учётом исходного уровня подготовки ученика и его активности в занятиях.
На уроках музыки проверяется и оценивается качество усвоения учащимися программного материала.
При оценивании успеваемости ориентирами для учителя являются конкретные требования к учащимся, представленные в программе каждого класса и примерные нормы оценки знаний и умений.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе и дополняются устной характеристикой ответа.
Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: хорового пения, слушания музыкальных произведений, импровизацию, коллективное музицирование.
Слушание музыки.
На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать; знание музыкальной литературы.
Учитывается:
-степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
-самостоятельность в разборе музыкального произведения;
-умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний.
Нормы оценок.
Оценка «пять»:
дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный.
Оценка «четыре»:
ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими(1-2) вопросами учителя.
Оценка «три»:
ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.
Оценка «два»:
ответ обнаруживает 70% незнание и непонимание учебного материала.
Оценка «единица»:
Полное 100% незнание и непонимание учебного материала
Хоровое пение.
Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.
Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу.
Нормы оценок.
«пять»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;
-выразительное исполнение.
«четыре»:
-знание мелодической линии и текста песни;
-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;
-пение недостаточно выразительное.
«три»:
-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;
-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;
-пение невыразительное.
«два»:
-исполнение неуверенное, фальшивое.
«Единица»
- отказ от исполнения
Существует достаточно большой перечень форм работы, который может быть выполнен учащимися и соответствующим образом оценен учителем.
1.Работа по карточкам (знание музыкального словаря).
2.Кроссворды.
3.Рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося.
4.Блиц-ответы(письменно)по вопросам учителя на повторение и закрепление темы.
5. «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений, звучавших на уроках или достаточно популярных).
6.Применение широкого спектра творческих способностей ребёнка в передаче музыкальных образов через прослушанную музыку или исполняемую самим ребёнком (рисунки, поделки и т.д.)
7.Ведение тетради по музыке.
Объем домашнего задания.
Объем домашнего задания не превышают рамки, установленные СанПином
Временные рамки домашних заданий регламентируются 2.4.2. - 576 - 96 в следующих
пределах:
- в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч.,
- во 2-м - до 1,5 ч.,
- в 3-4-м до 2 ч.,
- в 5-6-м до 2,5 ч.,
- в 7-8-м до 3 ч.,
- в 9-11-м до 4 ч.
В 6 классе объем домашнего задания по предмету музыка рассчитан на 20 мин.
Суда входит:
теоретическое изучение материала или терминология
- биография композиторов или музыкальных деятелей
-слушание музыкальных произведений
-просмотры опер, балетов
практическое задание
-сочинить
-записать песню
-выучить текст песни или саму песню, а точнее ее мелодию.
-Приготовить сообщение.
Объем домашнего задания этот урок - неотъемлемая часть общей системы обучения; он призван развивать детей эмоционально, творчески, обогащать их художественные впечатления. Это эффективный путь к формированию личности ребенка. Одно из главных условий успешного обучения - заинтересованность детей, их живое, эмоциональное отношение ко всему тому, что они узнают на уроках музыки, на музыкальных занятиях во внеурочное время, в повседневной жизни. Привить школьникам интерес к музыкальному искусству можно, систематически развивая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Задача музыкального воспитания в школе связана с целым комплексом развития нравственно-эстетических чувств ребёнка, творческих и музыкальных способностей. «Учитель обязан создать на уроке музыки доброжелательную, спокойную, творческую обстановку. Ученику предоставляется режим «наибольшего благоприятствования». Терпеливый, умный, тактичный и деликатный педагог всегда поможет робкому, слабому, поддержит его похвалой; сумеет так дифференцировать задание, чтобы и способные дети развивались активно. Обстановка совместного музицирования, совместного переживания, труда. Общих радостей, побед и поражений- всё это позволяет достигнуть наилучших результатов. Главное «оружие» музыкального педагога - похвала. Хвалите, и тогда увидите в глазах ребёнка радость и уверенность в своих силах.» (Б.С. Рачина.)
КИМ промежуточная аттестация по предмету «МУЗЫКА»
Осуществляется с помощью контрольных тестов разработана система.
Система тестовых заданий по предмету «МУЗЫКА» Тесты по музыке разработаны на основе государственной программы «Музыка», составленной под редакцией тестовых работ рекомендованной Министерством образования Российской Федерации. Тематическая структура и уровень заданий позволяют использовать тесты для проведения итоговой проверки знаний в конце года, предназначаются для определения уровня индивидуальных достижений. Предлагаемые задания созданы для того, чтобы развить у учащихся умение анализировать музыку, разбираться в стилистических особенностях композитора, обобщать. Они активизируют музыкальную память, музыкальное мышление, что в конечном итоге способствует формированию музыкальной культуры школьников.
Целью тестовых заданий является возможность выявления знаний, умений,
навыков каждого испытуемого, используется конкретная для определенной возрастной группы учащихся область содержания данного учебного предмета. При составлении тестовых заданий учитывались основные требования тестовых технологий:
• адаптивность
• качество
• эффективность.
Задания тестов разработаны в двух формах:
1. Закрытые задания (задания с выбором ответов, при которых испытуемый выбирает правильный ответ из числа готовых, прилагаемых в задании теста (как правило 3-4 варианта).
2. Открытые задания (задания, в которых испытуемый сам формулирует ответ).
Время необходимое для выполнения теста 45 минут, урок.
Интерпретация результатов тестирования осуществляется в виде:
• текста,
• таблицы,
• статистических данных,
• диаграмм.
Для установки шкалы оценивания в каждой возрастной категории даются коды ответов закрытых заданий (каждое задание оценивается в 2 балла) и инструкция по проверке открытых заданий.
Перевод баллов в оценку осуществляется по следующей схеме:
«3» - 28-43 балла
«4» - 43-54 балла
«5» - 54 и выше баллов.
Достоинство данных тестов:
• комплексность проверки,
• объективность и скорость оценки результатов.
При оценивании итоговой работы следует обязательно отметить достигнутые учеником успехи, а также недостатки и пути их устранения. Систему подсчета и оценивания тестов, а также правила их выполнения необходимо обсудить с учащимися до выполнения тестовых заданий. Результаты тестирования заносятся в таблицу. Матрица данных и шкала оценки прилагаются. Для проведения тестовых заданий по музыке необходимо наличие аудио- и видеоаппаратуры, так как отдельные вопросы включают в себя слушание музыкальных фрагментов и просмотр видеоматериалов. Список, используемых видеоматериалов и музыкальных произведений прилагается. Следует отметить, что предложенная технология тестирования не является единственно возможным способом оценки знаний, данные тестовые задания нужно рассматривать как один из наиболее эффективных инструментариев для совершенствования процесса обучения.
КИМ тестовых работ в Приложение к рабочей программе.