- Учителю
- Урок-суд в 7-м классе по теме 'Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина'
Урок-суд в 7-м классе по теме 'Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина'
Урок-суд в 7-м классе по теме "Слияние стилей в творчестве Дж. Гершвина"
Слайд №1
Цель урока: Создать условия для формирования понятия «лёгкой» и «серьёзной» музыки, где нет чёткой разграниченной грани.
Создать условия для закрепления понятия «джаз», как жанр. Познакомить с творчеством Д.Гершвина
.«Он всегда верил в свою звезду»
Айр Гершвин
Учитель: Здравствуйте друзья! В разгаре ХХI ! Много произведений искусств накоплено человечеством за это время. Богатейшее наследие в разных стилях и жанрах: и классическое - серьезное искусство и легкое - развлекательное. Много хорошего по-настоящему талантливого, а много и такого, что искусством вряд ли назовешь! Как же отличить настоящее искусство от подделки? Что останется в наших душах навсегда, а что уйдет не затрагивая нас?
Слайд №2
Изучая тему «Великие наши современники» хотелось бы обратиться к одному из них - Дж. Гершвину (См. Приложение 1). На самом ли деле он был первым и, пожалуй, единственным, кто сумел соединить, казалось бы несоединимые стили: Джаз и европейскую симфоническую музыку. Возможно ли такое слияние и долговечно ли оно? Постараемся дать ответы на эти вопросы.
Урок у нас сегодня необычный. Это урок-суд, и мы будем исследовать нравственную сторону дела Д. Гершвина, который обвиняется в безнравственном и бездарном взаимопроникновении стилей. Так ли это? На вопрос дает ответ наше судебное заседание, и от вашего вердикта, господа присяжные, будет зависеть виновен Гершвин или нет.
Так как снимать и фотографировать нельзя, то у нас будут работать художники, которые будут фиксировать все события.
Итак, встать - суд идет!
Слайд №3
Судья: Слушается дело Джорджа Гершвина о взаимопроникновении стилей «лёгкой» и «серьёзной» музыки.
Вам первое слово, Обвиняемый.
Слайд №4
Гершвин: Я, Дж Гершвин, сын эмигрировавшего из России в 1890 году Якова Гершовица, родился в 1898 г в Нью-Йорке. Здесь протекала большая часть моей жизни. Музыкальный быт Нью-Йорской улицы был единственной питательной средой эстетических впечатлений детских лет. Больше и чаще других на улицах звучали песни негров, необычные, ещё сохранившие связи с первобытным искусством Африки. По сей день в моей памяти звучит спиричуэлс: «Go Down Moses».
Мое музыкальное образование носило случайный характер. В 15 лет я стал продавцом в музыкальном салоне. В мои обязанности входило играть и напевать, чтобы то, что я показываю - продавалось. А уже с 18 лет я стал композитором. Я родился под знаком Саксофона. Джазовые ритмы, интонации негритянских песен, гармоний - всё это меня безумно привлекало и всё это я с жадностью впитывал в себя.
Слайд №5
В 20-е годы ко мне пришел настоящий успех. Обо мне всё чаще и чаще пишут в газетах и журналах. Отзывы очень разные, поэтому я не удивился этому судебному заседанию и пришел, чтобы справедливость, наконец, восторжествовала.
Судья: Прошу присаживайтесь. Слово предоставляется стороне обвинения.
Обвинение: Спасибо Ваша честь. Я предлагаю послушать фрагмент 1 части из 5 симфонии Бетховена.
Звучит фрагмент.
Эта симфония написана в сонатной форме. Как видите, для раскрытия сложной музыкальной драматургии Бетховен обращается к классической Сонатной форме. Вы, господин Гершвин, используя «легкий, легкомысленный» джаз, пытаетесь проникнуть своей несерьезной музыкой в формы, которые сложились до Вас и уже многие века никому и в голову даже не приходило, что-то изменить в этих традициях. Вот в этом мы Вас и обвиняем. И поясните, что такое Джаз?
Слайд №6
Защита: Разрешите Ваша честь.- Это целая музыкальная противоречивая культура. Только что Вы слышали с каким восхищением вспоминал и рассказывал о нем Гершвин. Джаз - появился среди американских негров (Приложение 4), быстро распространился в других странах. Он родился как искусство прикладное, но начиная с 40-50 г джаз стал серьезным искусством.
В джазе существует три компонента:
а) ритм особый свинг (качание)
б) гармония
в) импровизация
Основные жанры джаза: блюз, спиричуэлс.
Обвинение: Получается, что джаз - это простенькая музыка каких-то там негров. Ну, разве можно её сравнить с серьезной классической музыкой?
Судья: Есть еще вопросы к защите?
Обвинение: Нет.
Судья : Переходим к главному вещественному доказательству - к «Рапсодии в стиле блюз». Слово предоставляется обвинению
Обвинение: Почему же именно Рапсодию принято считать сочинением, открывшим новые возможности использования Джаза в симфонической музыке?
Судья: Обвиняемый, вопрос к Вам:
Слайд №7
Гершвин: Я решил участвовать в конкурсе под названием: «Что есть симфоническая музыка?». Внезапно мне пришла в голову идея. Так много болтали об ограниченности джаза, так неверно понимали его роль. Принято считать, что джаз должен звучать в одном темпе и в его основе должны лежать только танцевальные ритмы. Я решил разбить это ошибочное представление. Я писал очень быстро. В голове рождался замысел Рапсодии. Я слышал ее как музыкальный калейдоскоп Америки - наш кипящий котел, нашу многонациональную энергию, наши блюзы, нашу столичную суматоху. Друзья посоветовали назвать новую музыку «Рапсодией в блюзовых тонах». Получилось очень хорошо, ведь слово blue в английском языке имеет несколько значений. Это и лирическая песня (блюз) и цвет (голубой). Есть также и другие смысловые оттенки.: голубой цвет- цвет грусти, печали, а ведь именно эти настроения типичны для блюзов!
Слушание «Рапсодии в стиле блюз»
Обвинение: Да, хороший джаз, больше похож на шлягер.
Судья: (Стук). Ведите себя корректно, иначе я вынуждена буду Вас удалить из зала заседаний.
Обвинение: Извините Ваша честь, только о чем эта музыка? Непонятно!
Судья: Защита, Ваши доводы!
Слайд №8
Защита: Многие композиторы ходили вокруг джаза, как кошки вокруг миски с горячим супом, ожидая, пока он немного поостынет… Дж. Гершвин смог совершить чудо. Он - принц, который взяв Золушку за руку, открыто, объявил о ней перед всем миром как о принцессе, к немалой ярости завистливых ее сестер.
Тема Рапсодии, это сгусток упругой энергии. В музыке есть движение, широта, дыхание, устремленность. Джаз был поднят на новый уровень и он вошел в мировую симфоническую музыку как симфоджаз (Приложение 3).
Судья: Обвинение, вы согласны с защитой? Есть ли у защиты ещё доводы?
Защита: Да Ваша честь. О чем рассказывает его музыка? О простых людях, об их радостях и горестях, об их любви, об их жизни. Вот почему его музыка по-настоящему национальна!
Слайд №9
Судья: Приступаем к опросу свидетелей по данному делу. Вызывается 1-й свидетель. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному вопросу?
1-й свидетель: Я……Как у гражданина России, у меня вызывает чувство сопричастности к истории своего народа, когда я слушаю и смотрю оперу «Иван Сусанин», где прослеживается основная идея- любовь к Отечеству. Джордж Гершвин нашёл героев для своей оперы «Порги и Бесс» среди самых бесправных граждан США- негров. Большую роль в опере играет хор, который олицетворяет народ: страдают, смеются, тоскуют. Это первая национальная американская опера, которая не оставит равнодушными слушателей. В доказательство я попрошу вас послушать главного героя оперы Порги.
Судья: Секретарь предоставьте суду запись для прослушивания.
Фрагмент арии Порги
Судья: Спасибо. Приступаем к опросу следующего свидетеля ,заявленного защитой. Представьтесь. Что вы можете сказать по данному делу?
Слайд №10
2-й Свидетель: Я……..Из музыкальной литературы я узнала, что Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной широкой публике музыку «чёрного населения» Америки. Он сочинил музыку не только к опере, чрезвычайно популярными стали многочисленные мюзиклы, песни Гершвина с их запоминающимися мелодиями. «Колыбельная Клары» признана золотым хитом 20-го века. И конечно никто не останется равнодушным к мюзиклу «Американец в Париже». Разрешите Ваша честь посмотреть фрагмент
Судья: Ну что ж я думаю можно. Секретарь попрошу предоставить видео материал.
Судья: Обвинение, Вы удовлетворены? Я думаю, что перед оглашением окончательного вердикта нужно дать слово обвиняемому.
Слайд №11
Гершвин: Вы можете, конечно, судить меня, но поверьте мне - всё, что я написал пронизано единой идеей - сделать музыку доступной каждому человеку, не отрываться от повседневного быта, не отворачиваться высокомерно от звучаний улицы песни негритянки стирающей бельё, от доморощенного джаза .Я не хочу возводить несокрушимых стен между музыкой классической и легкой. Я не сделал ничего безвкусного, безнравственного, пошлого, оскорбительного серьезной музыке. Я положил весь свой талант, все свои силы для того, чтобы поднять музыку американской нации до уровня классики.
Судья : Итак, пока высказывают своё мнение художники, суд просит подготовится присяжных вынести вердикт! Расскажите о своих работах. (Приложения 6,7,8,9).
Слайд №12
Комментарии художников, работавших в зале заседаний:
Художник-ученик 1: В своей зарисовке я изобразил обвинительную сторону. Мне кажется, что обвинение не учло огромнейший талант Дж. Гершвина, поэтому все доводы выглядели не совсем убедительно.
Художник-ученик 2: В своей зарисовке я изобразил самого Дж.Гершвина в образах его музыки. Мне показалось, что он сделал классическую музыку намного богаче. Симфоническая музыка зазвучала «по-американски», стильно.
Художник-ученик 3: Я так увлекся Рапсодией, что ничего больше не слышал, кроме этой пульсирующей энергии, сконцентрированной в ней. Я попытался изобразить самого Гершвина, играющего на рояле, музыкантов его оркестра.
Художник-ученик 4: Мне кажется, что саксофон в оркестре - главный джазовый инструмент, поэтому я изобразил группу медных духовых инструментов. Я делал зарисовки с удовольствием, быстро, рука сама бежала по бумаге за музыкой!
Судья: Предоставляем слово суду присяжных
Слайд №13
Для обсуждения присяжным были предложены вопросы, на которые , посоветовавшись, мы готовы дать ответы.
1 Вопрос: Будет ли звучать музыка Гершвина в последующие десятилетия?
Ответ: Конечно будет. Она и сейчас звучит свежо, современно, ярко. Каждый из нас услышал в этой музыке что-то своё.
-
Вопрос: Можно ли её назвать классикой?
Ответ 2: Конечно, эту музыку сейчас можно назвать классикой. Она любима, популярна, современна. Гершвин осторожно синтезировал джаз с серьезной музыкой. Он привнес в музыку романтизм. -
Вопрос: Дал ли джаз почву для развития других музыкальных направлений?
Ответ: Конечно. Это джаз-рок, рок-н-ролл, хард-рок, популярная музыка и другие направления. -
Вопрос: Настоящее ли это искусство?
Ответ: Да, так как его музыка настоящая, она никого не оставляет равнодушным.
Судья: Ваш вердикт?
Суд присяжных: Не виновен!
Судья : Да, искусство джаза Джорджа Гершвина действительно гениально, самобытно, современно. Творчество Гершвина отличается большой эмоциональностью, оригинальным ритмическим языком, обогащенным народными мотивами негритянских песен. Гершвин «всегда верил в свою звезду». Гершвин сочинил три десятка оперетт и мюзиклов для театра и кино. Его музыка и сейчас звучит современно, ею наслаждаются в наш - XXI век. Я думаю, что этот урок послужит хорошим стимулом для ваших дальнейших творческих исследовательских работ. Я очень благодарна вам за то, что вы так заинтересованно работали над этой проблемой и ваше творчество с подвигло нас с вами на создание этого урока. И хотелось бы закончить наш урок исполнением песни «Хлопай в такт» Дж. Гершвина.
Слайд №14
Слайд №15