- Учителю
- Конспект занятия на тему: Фантазия в музыкальном сочинении
Конспект занятия на тему: Фантазия в музыкальном сочинении
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАВКАЗСКИЙ РАЙОН
Конспект занятия
на тему: "Жанр Фантазии в музыке.
Сочинение музыкальной пьесы"
Составила: педагог дополнительного образования
Чичканова Н.А
ст.Кавказская
2016
Цель занятия: познакомить воспитанника с музыкальным жанром -фантазия и с основами композиции музыкальной пьесы.
Задачи:
1.Прослушать и охарактеризовать музыкальное произведение- Фантазия op.17 Р. Шумана.
2.Слушание фантазий различных зарубежных композиторов.
2.Анализ пьесы « Беззаботная песенка» Н.Мясковского.
3.Изучить этапы сочинения музыкальной пьесы.
Ход занятия:
Организационный момент. (1 мин).
Педагог: Сегодня нам предстоит познакомиться с музыкальной формой-фантазией, а также с основами композиции, с этапами сочинения музыкальных пьес.
Но прежде, чем мы приступим к сочинению, мы познакомимся с творчеством великого зарубежного композитора Р. Шумана и послушаем его великолепное произведение «Фантазия» op.17 Р. Шумана (звучит музыка).
Основная часть.(28 мин.)
Педагог: Расскажи своё впечатление об этой музыке. Какая она?
Воспитанник: очень поэтическая.
Педагог: совершенно верно. Это произведение написано в жанре фантазии.
Термин впервые отмечается в немецких рукописях клавирной музыки (датируемых около 1520 г.). В позднем Возрождении и в раннем барокко слово «фантазия» как обозначение музыкальной пьесы некой «свободной» (т.е. не танцевальной и не песенной) формы получило широкое распространение в сборниках, публиковавшихся в Италии (например, фантазии Фрескобальди) и во всей западной Европе (например, фантазии Морли).
В эпоху высокого барокко фантазией часто называли музыку некоего «прелюдийного» характера, как, например, Фантазия на (хорал) «Komm heiliger Geist, Herre Gott» И.С.Баха, а также многочисленные фантазии, предваряющие фуги (например, баховская Хроматическая фантазия и фуга d-moll).
Слушание: Хроматическая фантазия и фуга d-moll И.С.Бах.
Форму и (импровизационный) стиль барочных фантазий нелегко отделить от прелюдий и токкат того же времени (например, у Баха некоторые клавирные фантазии, подобно некоторым его прелюдиям и токкатам, - законченные сочинения импровизационного характера, которые ничего не «предваряют»).
Образцы фантазии в эпоху венской классики - клавирные фантазии d-moll ( и c-moll В.А. Моцарта, сонаты №№ 13 (Es-dur) и 14 (cis-moll. т.наз. «Лунная соната») Л. ван Бетховена, обозначенные композитором как «Sonata quasi una fantasia».
Слушание «Лунной сонаты» Л.В.Бетховена.
Педагог: Опиши,какова эта музыка?
Воспитанник: Задумчивая,лиричная.
Педагог: В Фантазии для фортепиано, хора и оркестра (c-moll, op.80) Бетховена объединяются стилистические черты клавирного концерта, клавирной фантазии и кантаты.
Наибольшее количество музыкальных сочинений (главным образом, для фортепиано), обозначенных композиторами как фантазии, появилось в эпоху романтизма, как, например, фантазия «Скиталец» Ф. Шуберта (D. 760), Фантазия-экспромт Ф.Шопена (op.66 posthum), Фантазия op.17 Р. Шумана, «Вальс-фантазия» М.И. Глинки, «Большая фантазия на тему Паганини» Ф. Листа, Фантазия на темы Рябинина А.С. Аренского, Соната-фантазия g-moll А.Н. Скрябина и мн. др. Симфонические произведения П.И. Чайковского «Буря» и «Франческа да Римини» названы фантазиями; его же «Ромео и Джульетта» носит двойное обозначение - «увертюра-фантазия».
В музыке авангардистов XX-XXI в. (с их принципиальной установкой на отказ от эстетических стереотипов прошлого и на свободу в технике музыкальной композиции вообще) понятие фантазии потеряло смысл, а термин практически вышел из употребления (исключение - Фантазия для скрипки и фортепиано А. Шёнберга</</font>).
Педагог: Прежде чем сочинять нашу фантазию мы должны вспомнить о строении периода. Сейчас мы проанализируем пьесу « Беззаботная песенка» Н.Мясковского. Проставь и отметь мотивы, фразы и предложения.
Воспитанник карандашом отмечает все части периода.
Педагог: Сейчас ты попробуешь себя в качестве композитора. Ты пока ещё юный композитор, поэтому твою пьесу мы напишем в простой форме периода и назовём её - Фантазия. Сколько тактов нужно для периода?
Воспитанник: 8 тактов или 16.Я попробую написать фантазию в 8 тактов.
Педагог: Разлинуй 8 тактов в нотной тетради (ребёнок исполняет).
Первое предложение - это вопрос (заканчивается неустойчивым звуком). Какой это звук?
Воспитанник: Доминанта.
Педагог: Второе предложение - ответ заканчивается устойчивым звуком. Какой это звук?
Воспитанник: Тоника.
Педагог: Проставь эти ступени в До мажоре или ля миноре, посмотри на примеры ритмических рисунков в размере 2/4.
Тональностью мы определим «настроение» произведения.
Воспитанник: Мажор - звучит весело, минор - грустно. Я хочу сочинить весёлую фантазию, поэтому я выбираю тональность До мажор.
Воспитанник работает на инструменте, сочиняя мелодию на 2/4,используя данные примеры ритмических рисунков.
Затем записывает в нотную тетрадь. Далее оформляются штрихи -легато, проставляются динамические знаки.