- Учителю
- Рабочая программа по Музыке 2 класс Красильникова
Рабочая программа по Музыке 2 класс Красильникова
Департамент образования Администрации города Севастополь
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специализированная школа I - III ступени № 57
с музыкально-хоровым профилем обучения
ПРИНЯТО:
на заседании методического
объединения учителей
__________________
__________________
Протокол №
от « » августа 2015г.
Руководитель МО
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по УВР
___________________
___________________
от « » августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
___________________
___________________
Приказ №
от « » августа 2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по музыке (базовый уровень)
на 2015-2016 учебный год
1 час в неделю (всего 36 часов)
Составитель
учитель музыки
Щедрова Елена Валентиновна
г. Севастополь
2015 г.
Содержание
-
-
Пояснительная записка------------------------------------------
-
Общая характеристика программы--------------------------
-
Технологии организации учебного процесса--------------
-
Учебно-тематический план-------------------------------------
-
Календарный план------------------------------------------------
-
Содержание учебного материала------------------------------
-
Ожидаемые результаты------------------------------------------
-
Материально-технические условия---------------------------
-
Список литературы------------------------------------------------
-
Приложение. Календарный план-------------------------------
3
5
7
9
10
11
13
17
17
18
-
Пояснительная записка
Нормативные документы
Программа разработана на основе программы по музыке «К вершинам музыкального искусства», авторы: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева. Москва: Яхонт, 2011. Смоленск: Ассоциация XXI век 2011 год. Программа соответствует
- требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения начального общего образования (далее - ФГОС НОО) 2010 года;
- примерной программе по музыке для начальной школы;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемым результатам начального общего образования в соответствии со следующими нормативно-правовыми, инструктивно-методическими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования» (далее ФГОС НОО), (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 21.02.2012г № 23290);
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений, утвержденные Приказом Министерства образования и науки России от 04.10.2010 года № 986;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
- Санитарные Правила и Нормы от 29.12.2010 №189.
Содержание программы разработано в развитие основных положений музыкально-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского и призвано «ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров… воспитать в учащихся музыкальную культуру как неотъемлемую часть всей их духовной культуры».
Рабочая программа предмета «Музыка» ориентирована на стратегию целенаправленной организации и планомерного формирования музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию младшего школьника.
Педагогические технологии, реализуемые в программе, способствуют раскрытию творческого потенциала каждого учащегося, формированию его мировоззренческой, гражданской позиции, ценностных ориентаций, интеграции личности ребенка в национальную и мировую культуру.
Это выражается:
- в логике тематического построения курса, реализующей путь развития музыкального восприятия школьников от отдельных музыкальных образов к целостной музыкальной драматургии произведений крупных жанров и форм;
- в реализации интонационно-стилевого подхода к отбору музыкального материала, к освоению содержания музыкальных произведений, изучению особенностей музыкального языка;
- в разнообразии ракурсов постижения фольклорных образцов, в том числе сквозь призму произведений композиторского творчества, как органичной составляющей жизни музыкальных героев, что позволяет раскрыть неразрывную связь народной и профессиональной музыки, опираясь на глубокое знание фольклора композиторами-классиками;
- в построении творческого диалога ребенка с композитором и исполнителем посредством проектирования музыкальных характеристик «героев» и драматургического развития произведения в опоре на собственный жизненный и музыкальный опыт детей, их воображение, интуицию и фантазию;
- в методическом подходе к освоению музыкального произведения в процессе создания его моделей: вербальной, графической, пластической, звуковой.
Тема года - Мир музыкальных историй - подразумевает знакомство учеников с музыкой разных жанров малых и крупных форм через сюжет музыкальных произведений. Музыкальный портрет - это образ персонажа, взаимодействие героев - сюжетная линия. В сознании ребёнка проходит параллель между разными видами искусства: Литература и Музыка, Кино и Музыка, Мультфильм и Музыка, Театр и Музыка, ИЗО и Музыка, а так же закладываются базовые понятия музыкального искусства, такие как Песня, Романс, Былина, Пьеса, Балет, Концерт, Симфония, Опера.
Современная методика преподавания создаёт увлекательную, эмоциональную, непринуждённую атмосферу урока эстетического цикла.
В программе предмета заложены все возможности для формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) и ключевых компетенций с учётом возраста учеников 2-х классов, предусмотренных ФГОС НОО.
Цели и Задачи рабочей программы (составитель Щедрова Е.В.):
- ознакомиться с программой «К вершинам музыкального искусства», авторы: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева. Москва. Яхонт, 2011. Смоленск: Ассоциация XXI век 2011 год;
- осмыслить цели и задачи ученого предмета «Музыка. 2 класс»;
- выстроить сбалансированную, логически-стройную систему уроков на учебный год в соответствии с требованиями и предложениями данной программы;
- соотнести график проведения уроков во 2-х классах с расписанием СОШ №57 и календарём на 2015-2016 учебный год;
- установить метапредметные связи между программой по предмету «Музыка» и программой предмета «Хор» в специализированных классах;
- найти пути решения поставленных учебно-методических задач, в соответствии с логикой построения учебного курса в целом;
- планомерно достигать ожидаемых результатов.
Цель предмета «Музыка. 2 класс»:
определить новый вектор развития музыкальной культуры школьников, направленный на интенсификацию музыкального мышления и творческое проявление ребенка во всех формах общения с музыкой в процессе целостного постижения произведений мировой и отечественной классики.
Задачи предмета:
формировать эмоционально-ценностное отношение учащихся к музыкальному искусству на основе лучших образцов народного и профессионального музыкального творчества, аккумулирующих духовные ценности человечества;
развивать музыкально-образное мышление школьников адекватно природе музыки - искусства «интонируемого смысла», в процессе постижения музыкальных произведений разных жанров, форм, стилей;
формировать опыт музыкально-творческой деятельности учащихся как выражение отношения к окружающему миру с позиции триединства композитора-исполнителя-слушателя;
формировать потребность в музыкально-досуговой деятельности, обогащающей личность ребенка и способствующей сохранению и развитию традиций отечественной музыкальной культуры;
мотивировать ученика к самореализации и развитию творческих способностей;
воспитать чувство гражданской ответственности перед обществом, как единой культурной средой с различными точками зрения на происходящие события;
воспитать многогранную личность человека с активной гражданской позицией.
-
Общая характеристика программы
Место и роль предмета
Российская музыкальная культура - одна из самых ярких страниц мирового музыкального искусства, аккумулирует духовный опыт предшествующих поколений, их представления о красоте, долге, чести, любви к Родине. Раскрытие огромного воспитательного потенциала отечественной музыки обеспечивает приоритет формирования у школьников национального и гражданского самосознания - гордости за непреходящие художественные ценности России.
Программа адресована ученикам 2-х классов СОШ №57 2015-2016 учебного года: 2А - класс общеобразовательного уровня обучения; 2Б, 2В, 2Г - специализированные классы с музыкально-хоровым профилем обучения. В соответствии с предлагаемыми факторами формируются дифференцированные требования к результатам и компетенциям учащихся.
Актуальность и значимость программы определены в соответствии с примерной программой ФГОС НОО.
Музыкально-хоровой профиль обучения СОШ №57создаёт благоприятную среду для реализации УУД, полученных на уроке «Музыка», в урочное и внеурочное время и способствует творческому самовыражению ребенка, расширит границы его познавательной активности, общения со сверстниками и учителями, активизирует мотивацию младшего школьника к обучению. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной музыкальной деятельности учащихся:
«Вокальный практикум» (хоровое, ансамблевое и сольное пение), создающий условия для овладения школьниками культурой вокального исполнительства в различных формах музыкально-творческой деятельности.
«Фольклорное творчество», раскрывающее народные обряды и традиции, верования и представления о нравственных ценностях в синтезе музыкально-поэтической и танцевальной деятельности детей.
«Электронное музыкальное творчество», предполагающее организацию практики музицирования учащихся с использованием современных технических средств создания и воспроизведения музыки (компьютеры, синтезаторы).
«Музыкально-театральная студия», призванная расширить пространство для художественного самовыражения учащихся путем приобщения к театральному искусству в разных видах деятельности.
Большое значение в организации музыкального образования младших школьников имеют проектные работы: «конкурсы дирижеров», инсценировки (эскизное исполнение) опер, фестивали и праздники любителей классической музыки, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности школьников.
Новизна программы заключается в адаптации содержания программы «Музыка. 1-4 классы» (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева) к образовательному процессу школы №57 в целом и к жизнедеятельности каждого класса в частности.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта (УМК):
-
Учебник для 2 класса общеобразовательных школ (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева);
-
Музыкальный альбом для 2 класса общеобразовательных школ (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина, О.И.Нехаева);
-
Программа «Музыка» для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений (автор М.С.Красильникова) с поурочным тематическим планированием (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина);
-
Методические рекомендации к учебнику для 2 класса (автор М.С.Красильникова);
-
Фонохрестоматия к учебнику для 2 класса (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина);
-
Видеохрестоматия к учебнику для 2 класса (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина);
-
Электронное приложение к учебнику для 2 класса (авторы М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина).
Учебники «Музыка. 1-4 класс», авторы: М.С.Красильникова, О.Н.Яшмолкина соответствуют ФГОС НОО и рекомендованы Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательных учреждениях.
Отличительной особенностью программы для специализированных классов являются метапредметные связи с другими музыкальными дисциплинами: «Хор», «Музыкальный инструмент» и «Сольфеджио». Освоенный певческий материал урока «Хор», обогащает репертуар урока «Музыка», УУД предмета «Сольфеджио» помогают ученику осмыслить музыкальные произведения для пения и слушания. И наоборот, хоровые и теоретические уроки наполняются содержанием предмета «Музыка». Рабочие программы всех 3-х предметов синхронизированы по учебному, тематическому и календарному плану.
Благодаря метапредметным связям на уроке «Музыка»
- создаётся комфортная учебная среда - эмоционально-эстетический фон урока,
- активизируется процесс восприятия и усвоения новых знаний, понятий и навыков в сознании второклассника,
- происходит глубокое погружение в мир музыкальных образов,
- развивается ассоциативное мышления детей, «внутренний музыкальный слух» и «внутреннее зрение»,
- устанавливаются связи между предметами музыкального цикла,
- проясняется картина окружающего мира.
-
Технологии организации учебного процесса
Форма организации учебного процесса - урочная.
Работа осуществляется в различных коммуникативных объединениях, что является важным элементов энергосберегающих технологий урока во 2 классе.
- коллективная форма - весь класс,
- групповая форма - часть класса,
- индивидуальная форма - отдельным учеником или ученицей.
Домашнее задание не является обязательным и носит творческий характер, выполняется исключительно по желанию ученика.
Виды организации учебной деятельности: Традиционный урок, Урок - путешествие, Урок - игра, Урок - концерт, Урок - творческая мастерская.
Методы организации учебной деятельности - познавательный, коммуникативный, регулятивный, личностный.
Методика преподавания предмета «Музыка» по программе Красильниковой отвечает требованиям современного урока и подразумевает владение учителем современными педагогическими технологиями.
Процесс введения учащихся в мир высокой музыки строится на основе следующих методических принципов:
- адекватность постижения каждого музыкального произведения природе музыкального искусства, специфике его стиля, жанра, драматургии;
- освоение интонационного языка музыки как «родного», понятного без перевода;
- целостность изучения музыкальных произведений как основа гармонии эмоционального и интеллектуального начал в музыкальном развитии ребенка;
- взаимодействие визуального, аудиального и кинестетического каналов восприятия как фактор индивидуализации процесса освоения ребенком музыкальных произведений.
Освоение детьми крупных музыкальных произведений организуется посредством комплексного методического принципа «воссоздания шедевров». Суть его состоит в том, что целостному восприятию произведения предшествует этап его «создания» ребенком посредством прохождения в коллективно-распределительной деятельности основных, «узловых» этапов композиторского пути. Ребёнок по отдельным «несущим» элементам музыкальной формы (оперы, балета, симфонии, кантаты и пр.) в процессе размышлений, порождающего анализа, вокальной импровизации, графического и пластического моделирования воссоздает основные вехи драматургии и композиции всего произведения.
Метод порождающего анализа формирует у школьников способность проектировать, моделировать стратегию драматургического развития как «музыкальной истории» в целом, так и отдельных её «героев». Впервые в массовой школе при работе с крупными музыкальными произведениями стало возможно перенести акцент с анализа услышанного - на моделирование последующего развития. Впервые в музыкальной педагогике осуществляется выход на целостное исполнение крупных симфонических произведений учащимися общеобразовательных школ.
Метод симфонической палмофонии позволяет исполнять школьникам симфоническую музыку. Мысленно обобщая («свертывая») многоголосную музыкальную фактуру (ткань) в мелодическую линию, дети в пластическом интонировании передают не только общий характер звучания, но и особенности звуковысотности, ритма, динамики, штрихов, тембров, фразировки и т. п. Для ребёнка это увлекательная форма музыкальной деятельности, позволяющая руководить развернутыми симфоническими полотнами не на уровне импровизации, а на уровне интерпретации. Для учителя - уникальная возможность «заглянуть» в наиболее закрытую для него область восприятия детьми симфонической музыки, проанализировать глубину постижения музыки всеми детьми вместе и каждым в отдельности и при необходимости скорректировать понимание произведения.
Метод «действенного анализа» направлен на обнаружение жизненных обстоятельств героев оперы, воссоздание по музыкально-интонационному языку их внешних и внутренних характеристик, включая жест, мимику, пластику. В процессе первоначального знакомства с музыкальным образом (в вокальной музыке - без слов) учащиеся пропевают мелодию, подбирают ключевые слова к его характеристике, осмысляют образ движением тела. При этом слово, движение не привносится извне учителем, а рождается ребенком из самой музыки, становясь «действенным анализом» образа.
Для осознания музыкально-сценической природы оперы и ба лета рекомендуется метод инсценировок, который позволяет на качественно новом уровне пережить уже знакомый фрагмент музыкальной истории. Наиболее эффективно применение этого метода к музыкальным фрагментам, развитие действия в которых осуществляется через контраст и конфликт-столкновение: будь то противоречивые чувства и мысли одного героя или ситуация взаимодействия нескольких разных по характеру персонажей.
Погружение ребенка в крупное музыкальное произведение реализуется в программе посредством цикла уроков, каждый из которых становится определенным этапом единого творческого процесса: уроки знакомства с основными темами-образами произведения, уроки осмысления развивающих этапов «музыкальной истории», обобщения пройденного.
Виды контроля УУД (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса и в форме урока - Концерта.
Промежуточная аттестация проводится в форме урок - Игра, урок - Путешествие, урок - Концерт. Проверочный материал составляется на основе дидактических игр, творческих заданий, тестов по пройденному материалу исключительно в игровой, увлекательной форме. Младшие школьники не должны переживать чувства тревоги, повышенной ответственности и беспокойства во время аттестационных заданий и уроков. Учитель обязан владеть современными здоровье охраняющими технологиями преподавания.
Формы (приемы) контроля осуществляются в устной форме:
- исполнение музыкального произведения;
- тестовые задания в игровой форме;
- составление и решение кроссворда, шарады, головоломки;
- творческие задания - «Нарисуй…», «Изобрази…», Подбери…»;
- работа с карточками - «Узнай…», «Найди…», «Заполни…», «Сравни…» и т.п.
-
Учебно-тематический план
Программа «Музыка. К вершинам музыкального искусства» для учреждений общего начального образования составлена в соответствии с объемом учебного времени, отведенным на изучение данного предмета в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования.
Предмет «Музыка. 2 класс» соответствует нормам ФГОС НОО.
Урок проходит 1 раз в неделю.
Курс предмета, по календарю 2015-2016учебного года, 36 часов.
Тема года - Мир музыкальных историй (36 ч)
Тема представлена в следующих тематических разделах:
№
п/п
Тема раздела
Количество часов
Государственная
программа
Рабочая
программа
1 четверть - Разнообразие музыкальных историй.
9
9
1
Введение в тему года - Мир музыкальных историй.
1
1
2
Музыкальные истории в вокальной музыке. Малые формы.
2
2
3
Музыкальные истории в инструментальной музыке.
3
3
4
Музыкальная история в балете. Крупная форма.
3
3
2 четверть - Симфония как целостная музыкальная история
7
8
5
Музыкальная история в симфонии. Крупная форма.
7
8
3 четверть - Опера как целостная музыкальная история
11
11
6
Музыкальная история в опере. Крупная форма.
11
11
4 четверть - Симфония как целостная музыкальная история
8
8
7
Музыкальная история в симфонии. Крупная форма.
5
5
8
Обобщение темы года
3
3
Итог
35
36
-
Календарно - тематическое планирование (таблица)
Тема года - Мир музыкальных историй (36 ч)
№
п/п
Дата
Тема урока
Кол-во часов
1 четверть - Разнообразие муз. историй. Балет как целостная музыкальная история (9ч)
1 раздел - Введение в тему года - Мир музыкальных историй (1ч)
1
2.09 - 3.09
Разнообразие музыкальных историй.
1
2 раздел - Музыкальные истории в вокальной музыке. Малые формы (2ч)
2
9.09 - 10.09
Музыкальные истории в романсе
1
3
16.09-17.09
Музыкальные истории в песне и былине
1
3 раздел - Музыкальные истории в инструментальной музыке (3ч)
4
23.09-24.09
Музыкальные истории Программной музыки
1
5
30.09 - 1.10
Специфика музыкальной истории в инструментальном концерте
1
6
7.10 - 8.10
Музыкальные истории в малых и крупных формах музыки
1
4 раздел - Музыкальная история в балете. Крупная форма. (3ч)
7
14.10-15.10
С. С. Прокофьев «Золушка» I -II действие
1
8
21.10-22.10
С. С. Прокофьев «Золушка» III действие
1
9
28.10-29.10
С. С. Прокофьев «Золушка» Обобщение
1
2 четверть - Симфония как целостная музыкальная история (8ч)
5 раздел - Музыкальные истории в симфонии. Крупная форма. (7 ч)
10
11.11- 12.11
П.И.Чайковский Симфония №4 Финал
1
11
18.11-19.11
П.И.Чайковский Симфония №4 Финал (продолжение)
1
12
25.11-26.11
П.И.Чайковский Симфония №3 Скерцо
1
13
2.12 - 3.12
П.И.Чайковский Симфония №3 Музыкальная форма
1
14
9.12-10.12
П.И.Чайковский Симфония №2 Медленная часть
1
15
15.12-16.12
Музыкальная история в симфонии. Обобщение темы 2 четверти.
1
16
22.12-23.12
От песни до симфонии. Обобщение темы 1 полугодия.
1
17
29.12
Урок - Концерт
1
3 четверть - Опера как целостная музыкальная история (11ч)
6 раздел - Музыкальные истории в опере. Крупная форма. (11ч)
18
13.01- 14.01
Образ русского народа. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» I д.
1
19
20.01-21.01
Образ Антониды. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» I действие.
1
20
27.01-28.01
Образ Сусанина. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» I действие.
1
21
3.02 - 4.02
Образ Собинина. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» I действие.
1
22
10.02-11.02
Образ поляков. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» II действие.
1
23
17.02-18.02
Образ семьи. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» III действие.
1
24
24.02-25.02
Образ врага. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» III действие.
1
25
2.03 - 3.03
Образ Антониды (продолжение). Опера «Иван Сусанин» III д.
1
26
9.03-10.03
Образ Вани. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» IV действие.
1
27
16.03-17.03
Подвиг Сусанина. М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин» IV д.
1
28
23.03-24.03
М.И.Глинка. Опера «Иван Сусанин». Обобщение темы 3 четверти.
1
4 четверть - Симфония как целостная музыкальная история (8 ч)
7 раздел - Музыкальные истории в симфонии. Крупная форма. (5ч)
29
6.04 - 7.04
П. И. Чайковский Симфония№4. I часть.
1
30
13.04-14.04
П. И. Чайковский Симфония№4. I часть (продолжение)
1
31
20.04-21.04
Симфонический цикл. Сюжет. П. И. Чайковский Симфония№4.
1
32
27.04-28.04
Симфонический цикл. Конфликт. П. И. Чайковский Симфония№4.
1
33
4.05 - 5.05
Симфонический цикл. Единство. П. И. Чайковский Симфония№4.
1
8 раздел - Обобщение темы года (3ч)
34
11.05-12.05
Обобщение темы года - Мир музыкальных историй
1
35
18.05-19.05
Обобщение темы года - Мир музыкальных историй
1
36
25.05-26.05
Заключительный урок. Подведение итогов.
1
Итого
36
Развёрнутый Календарный план (см. Приложение)
-
Содержание учебного материала
Содержание уроков «Музыка. 2 класс» с программой «К вершинам музыкального мастерства» авторов М.С.Красильниковойа, О.Н.Яшмолкиной, О.И.Нехаевой направлено на постижение школьниками музыкальных произведений как развертывающихся во времени «музыкальных историй». Внимание учеников сосредотачивается на многообразии историй, запечатленных в произведениях разных жанров и форм народной и композиторской музыки. Педагогический принцип рассмотрения любого музыкального произведения является опора на музыку как главного «рассказчика». Ребёнок, «погружаясь» в художественный мир музыкального произведения, постигает его интонационно-образное содержание, характеры героев и особенности их музыкальной речи, психологическую мотивацию поступков героев и их взаимодействия. В результате создаются предпосылки для более глубокого понимания ребенком идеи произведения, постижения его нравственных смыслов, эмоционально-чувственного переживания (вхождение в позицию героя).
Музыка в жизни человека Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Отражение в музыкальных звуках явлений природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки. Сходство и различие. Многообразие музыкальных жанров и стилей. Песня, танец и марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт. Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор народов России: песни, былина, танцы, действа, обряды и др. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка.
Основные закономерности музыкального искусства
Интонация как озвученное состояние, выражение чувств и мыслей человека. Интонации в разговорной и музыкальной речи. Основные закономерности музыкального искусства Интонация как речи. Выразительность и изобразительность в музыке. Средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад, и др.).
Интонация и развитие - основа музыки. Принципы развития музыки: повтор и контраст. Этапы развертывания музыкальной мысли: вступление, изложение, развитие, заключение.
Музыкальная речь как способ общения между людьми. Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов. Графическая запись музыки. Элементы нотной грамоты.
Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальное произведение. Единство содержания и формы в музыке. Формы простые, сложные, циклические. Бытование музыкальных произведений.
Музыкальная картина мира
Интонационно-образное богатство музыкального мира. Общее представление о музыкальной жизни страны. Детские хоровые, инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
-
Ожидаемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
• становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
• формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
• овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
• развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
• формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
• формирование мотивации к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
• логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
• применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
• обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
• осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
• использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
• пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность научиться:
• реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
• удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
• принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
• договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
• прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
• мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
• ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
• действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
• понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
• слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
• понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
• использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
• опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
• приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
• совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
• создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
• первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
• основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
• представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
• активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
• слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
• ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
• наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
• моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
• использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
• воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
• планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
• творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
-
Материально-технические условия
Для реализации данной программы необходимы:
музыкальные инструменты - фортепиано, детские шумовые инструменты,
доска с нотоносцем для записи нот,
СД- и видеоаппаратура
экран и проектор
компьютер и принтер
звукозаписывающая аппаратура и микрофоны
оборудованное рабочее место преподавателя и учащихся
пособия по элементарной теории музыки в таблицах
портреты композиторов русской и мировой музыки
репродукции картин
камертон и метроном
-
Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Алиев Ю. Б. Настольная книга учителя-музыканта/ Ю. Б. Алиев. - Москва 2000г.
Антология русской и зарубежной музыки X-XXI в.в./ Составитель Ю. А. Зверев. Комплект компакт - дисков. М. - 2005г.
Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей; учебное пособие. / Анисимов В. П. - Москва 2004г.
Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. / Б. В. Асафьев - Москва 1973
Великие музыканты XX в. - Москва 2003г.
Гудилина. С. И. Интернет на уроках искусства: педагогическая технология создания и использования информационно - коммуникативной среды./ Составитель Гудилина. С. И. Выпуск I - Москва 2004г.
Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? /Кабалевский Д. Б. - Москва 2005г.
Красильникова М.С., О.Н.Яшмолкина Программа «Музыка» для 1 - 4 классов общеобразовательных учреждений с поурочным тематическим планированием;
Красильникова М.С.Методические рекомендации к учебнику для 2 класса;
Медушевский В. В. Интонационная форма музыки. /Медушевский В. В. - Москва 1993г.
«Искусство в школе» - общественно педагогический и научно-методический журнал.