7


  • Учителю
  • Открытый урок музыки на тему 'Искусство танца'

Открытый урок музыки на тему 'Искусство танца'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок по музыке

в 6 «Б» классе по теме «Искусство танца» (продолжение)

Учитель музыки высшей категории СОШ № 39 Кулиева Г.Б.

Тема урока: «Искусство танца (продолжение)»

Подтема: «Знакомство с лучшими хореографическими коллективами Казахстана»

Тип урока: Урок углубления темы

Цель урока

I.Образовательная: Продолжить формирование у учащихся представлений об искусстве танца, познакомить с лучшими хореографическими коллективами Казахстана ансамблями «Салтанат» и «Наз», рассказать о становлении этих ансамблей танца. Продолжение рассказа об особенностях танцевального искусства, средствах танцевальной выразительности, повторить особенности и жанровые разновидности казахских народных танцев. Формирование навыков вокально - хорового исполнения, разучивание песни. Обеспечение культуроведческой направленности обучения: Учить детей видеть красоту танца, движений, выразительность мимики танцовщиков, применять ранее полученные знания.

II. Развивающая: Активизация у учащихся художественно - эстетического и ассоциативного мышления: сравнивать танец с образом в жизни, желанием человека передать в движение свои чувства, роль хореографических коллективов в пропаганде казахского национального танцевального искусства. Развитие восприятия, внимания, памяти, познавательной деятельности. Совершенствование мыслительных операций: сравнение, обобщение, классификацию. Вооружать учащихся системой опорных знаний о разных жанровых разновидностях в искусстве. Продолжать закреплять вокально-хоровые навыки, способствовать развитию общей музыкальности и творческого отношения к музыке.

III.Воспитывающая:

Эмоционально увлечь ребят танцевальным искусством, «пробудить» желание узнать больше о народном танцевальном искусстве. Воспитывать любовь и уважение к народному танцу.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Музыкальный материал:

Макс Лукадо «Ты особенный» - слушанье, разучивание песни, вокально - хоровая работа, пение по текстовым заготовкам.

Художественный материал:

Рассказ учителя о лучших хореографических ансамблях Казахстана.

Зрительный ряд:

Видео подборка выступлений хореографических ансамблей ????????

Ход урока:

  1. Организационный этап:

Вход учащихся под музыку. Видео песни «Ровесники - ровесницы»

(Приветствие учителя, создание рабочей обстановки, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания школьников.)

Приветствие.

Здравствуйте, ребята.

Здравствуйте, учитель.

Доброе утро, улыбнись скорее

И сегодня весь день будет веселее.

На урок вы вошли под великолепную песню «Ровесники - ровесницы», мне очень хотелось, что бы вы все так же красиво пели. А что бы так научиться петь, нужно начинать с распевок, над чем сейчас мы с вами будем работать.

Работа на дыхание.

  1. Один вздох, два подвздоха - выдох прикрытым ртом.

  2. Снежинки.

  3. Распевка на одном звуке О-МА-НИ-ПЕД-МИ-УМ. Вверх по полутонам.

  1. Актуализация: В начале урока учащиеся сдают домашнее задание.

(Открытки на тему «ТАНЕЦ»).

Опрос дом. задания.

- Что вы помните о «Казахских народных танцах, об искусстве танца»?

(Великая Степь породила и воспитала казахский народ, даровав ему дерзновенный темперамент. Танец издавна существовал в быту кочевников-скотоводов и в художественных образах передавал все его особенности. Казахи всю свою жизнь проводят с песнями и пляской. Народные праздники, встречи друзей, свадьбы и даже похороны не обходятся без песен и танцев. Им достаточно домбры чтобы пуститься в пляс. Искусство танца передавалось из поколения в поколение. Казахские народные танцы не имели четких хореографических правил и канонизированного образа. Чаще всего они исполнялись в форме импровизации, позволявшей выплеснуть эмоциональный, жизнерадостный темперамент. Их тематика многогранна.)

Какие танцы вы знаете? ЗАДАНИЕ ПИСЬМЕННОЕ.

1.трудовые танцы («ормек би» или танец ткачей),

2. охотничьи пляски («коян би» - охота с беркутом на зайца, «кусбеги-дауылпаз» - обучение охоте ловчей птицы),

3.танцы-состязания («утыс би»),

4. сатирические, шуточные, юмористические («насыбайши»),

5. пародии на животных («ортеке» - архар-прыгун, «тепенкок», «кара жорга»,- бег иноходца и танец скакуна, «аю би» - медвежья пляска),

6. танцы с предметами,

7. лирические театрализованные танцы с хоровым пением, танцы-хороводы.

ВЫДЕЛИТЬ МАРКЕРОМ ОСНОВНОЕ В ТЕКСТЕ.

1.

Пляски - состязания показывали выносливость и ловкость танцоров, пляски-игры и даже религиозные плясовые, исполняемые только шаманами рода, как верное средство для «изгнания злых духов» и лечения больных. Танцы казахов делились на бытовые и маскарадные, танцы в одиночку или групповые пляски. В отличие от многих восточных народов, исповедующих ислам, казахи имели парные танцы, исполняемые юношей и девушкой, такие как «коян - беркут» («Коян-буркит»). Школ, обучающих искусству танца у казахов не существовало. Каждый род имел своих мастеров-самородков, которые были на положении шутов или народных забавников-комиков. Искрометная импровизация и невероятная харизма - вот непременные условия успеха фольклорных танцоров.

2.

Мужским танцам была присуща яркая экспрессивность исполнения, подвижность плеч, резкость движений, так называемая «игра» суставов, гибкость, напряжённость и собранность корпуса, позволяющая танцовщикам включать в исполнение сложные акробатические приёмы. Наибольшей спецификой и сложностью отличались пляски на коне, и это не была джигитовка. Искусством джигитовки с детства владел каждый казах, а плясать стоя в седле, умели только профессиональные танцовщики, чьи обученные кони, как загипнотизированные, подчинялись заданному ритму. Такой танец непременно исполнялся под аккомпанемент домбры или барабана, которые задавали нужный темп, и служили основой для упорядочения танцевальных движений.

3.

Казахские женщины, подчиняясь мусульманским законам, редко танцевали на публике, однако и в женском танце сложился определенный набор танцевальных элементов. В отличие от мужской пляски, танцы женщин более сдержаны и спокойны, в них нет резких движений и бешеного ритма. Главным выразителем хореографического рисунка здесь выступают глаза и руки танцовщиц. Мягкие, плавные жесты, спокойные переходы из одного положения в другое, движения рук, сопровождающиеся вращением кистей «от себя» или «к себе», исполняемые легко и волнообразно, а иногда и обыгрывание предметов (зеркальце, цветок, коса) - основные атрибуты завораживающего танца казашек.

4.

Происхождение казахского танца. «Кара-жорга - танец, воплощающий в себе различные оттенки, приемы, в нем соединились воинственность и скоморошество, мягкость, быстрота и спокойная грациозность». Кара - жорга имеет в народе несколько названий: «жоргалау», «жорганы еликтеу» и несколько стилей исполнения. В Восточном Казахстане кара - жорга исполнялся как парный танец, а на Каспии его называли «шайтанкок». Кроме того, особая манера этого танца существовали в Алтайском округе, в Сары - Суме, а также в Тарбагатае. Первые записи танца кара - жорга были произведены Аубакиром Исмаиловым в 1928 году от Актая Маманова.

5.

Кара - жорга - танец джигита - наездника, знающего мастерство верховой езды. Он рисует веселое, задорное настроение всадника со всеми его повадками танец имеет жизнерадостный, задорный, стремительный, азартный характер». Этот танец этот исполнялся чаще всего во время обряда «шильдехана». Время исполнения танца: время первой инициации ребенка - это время первого Посвящения ребенка в Мир, в общество, в семью. Этот момент в кочевом мире играл самую важную роль наряду с инициацией, религиозным посвящением, погребальным обрядом. В это время заново исполняется главный миф тюрков, миф о сотворении Мира, о Тенгри. Исполнение танца кара - жорга имело несколько значений. Во - первых, приобщение ребенка к миру: он знакомился с образом жизни кочевника, всегда находящегося на коне, стремящегося вперёд! Кроме того, в кара - жорга присутствует очистительный, охранительный, момент. Известные исполнители этого танца: Бижыбай Исхак, Доскей Алимбай.

6.

В 1936 году на фестивале народного танца в Москве танец кара - жорга исполнялся Сарсембаевым. Х., Утегеновым.М., Болшакбаевым. В 1934 году Аубакир Исмаилов поставил танец кара - жорга для актерской группы ГИТИСа, а в 1939 году танец появился в репертуаре ансамбля народного танца при Гос. Филармонии также в постановке А. Исмаилова. Элементы танца кара - жорга были использованы в постановке спектакля «Айман - Шолпан». В 1959 году танец кара - жорга заворожил всех зрителей на выставке достижений в Монреале своим ритмом, особым настроем и удивительной энергетикой. Профессиональная запись танца кара - жорга была воспроизведена А. Исмаиловым в соавторстве с Дауреном Абировым в их совместном труде «Казахские народные танцы» в 1961 году.

А пока идет работа с текстом, с повтором дом. задания мы смотрим танец «Акку» исполняет Бисембай А.

III. Формирование новых понятий и способов действия:

Рассказ о хореографических ансамблях «Наз» и «Салтанат».

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по новой теме.

Государственный театр танца «Наз».

Созданный в 1999 году Государственный театр танца «Наз» среди профессиональных коллективов народного танца в стране, занимает лидирующее положение. Государственный театр танца «Наз» - активный участник всех культурно-массовых и праздничных мероприятий в городе Астана и за ее пределами. Ни одно крупномасштабное мероприятие не проходит без участия этого коллектива.

Театр гастролировал в таких городах и странах: Турция, Москва; Китай; Юж. Корея; Болгария, Греция и Катар, Европа: Бельгия, Франция, Голландия, Арабия где на высоком уровне показывал искусство танца казахского народа. В репертуаре коллектива около 50 хореографических постановок среди них 30 казахских танцев и танцы народов мира, а также, исторический танцевальный спектакль «Тұйғындар», спектакль в стиле фламенго «Балеро» и тематический спектакль «Ақ пен Қара» поставленный для юного зрителя.

Театр танца «Наз» был создан на базе Государственной филармонии г. Астаны. В его состав вошли выпускники Алматинского хореографического училища им. Селезнёва, эстрадно-циркового колледжа, также выпускники ВУЗов г. Кызыл-Орды, Уральска, Чимкента, Барнаула, Омска, где есть кафедры хореографии. За это короткое время коллектив стал лауреатом Республиканского конкурса казахского танца им. Ш. Жиенкуловой, обладателем гран-при международного фестиваля творческой молодёжи «Шабыт», обладателем золотой статуэтки международного фестиваля в Китае, лауреатом премии Союза молодёжи Казахстана. Руководители и создатели коллектива Еркебулан и Кадиша Агимбаевы стали лауреатами II международного конкурса хореографов в России. (Новосибирск). На сегодняшний день «Наз» стал лицом и визитной карточкой танцевального искусства Астаны. За небольшой период театр танца «Наз» создал яркий репертуар, в котором артисты убедительно демонстрируют профессионализм и тонкий художественный вкус. Среди танцевальных номеров, получивших огромный успех у публики постановки «Балбраун», «Шернияз», «Махамбет», «Серпін», «Көшкеруен», «Желдірме», «Сарбаздар», «Жайлауда», «Восточный», «Гопак», «Шашу», «Женихи», «Жаппас», «Көңіл ашар» и другие.

Видеозапись танца в исполнении ансамбля.

Государственный заслуженный ансамбль танца Республики Казахстан «Салтанат»

В 1955 году под руководством народной артистки КазССР ССР Лидии Чернышевой был создан ансамбль песни и танца КазССР. Коллектив состоял из молодых выпускников Алма-Атинской и Киевской консерваторий, Ленинградского и Алма-Атинского музыкальных училищ. Концепцией ансамбля были продиктованы требования к участникам коллектива, которые должны были не только уметь танцевать, но и быть посланцами мира, дружбы и единства народов. Поэтому, взяв за девиз крылатые слова «Красота спасет мир», ансамбль осуществлял свою функцию посредством песен и танцев. С первых лет существования коллектив активно участвует со своей программой в различных фестивалях и конкурсах. Становится победителем Всесоюзного фестиваля и лауреатом Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве. Такой старт был хорошим стимулом для дальнейшего развития ансамбля. Он объезжает с концертами весь Советский Союз, гастролирует по всему миру и везде его ждет благодарный зритель, встречающий своих любимцев цветами и овациями. 1967 году за большие заслуги в развитии музыкального, вокального и хореографического искусства и высокое исполнительское мастерство Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР ансамблю присваивается почетное звание «Заслуженный». В трудные времена перестройки Правительством Республики Казахстан в 1987 г. было принято решение переименовать Государственный ансамбль песни и танца Казахской ССР в Государственный заслуженный ансамбль танца «Салтанат». Перемены, пришедшие с получением независимости РК, потребовали кардинальные изменения в творчестве

ансамбля, руководителем была назначена - известная в прошлом танцовщица, солистка ансамбля «Гульдер», лучшая ученица народной артистки Казахской ССР Шары Жиенкуловой, заслуженный деятель РК Гульсауле Орумбаева. Сущность нового стиля заключается в синтезе народного танцевального фольклора и школы классического танца. Такой сплав дал возможность передать со сцены подлинную красоту танцев народов Казахстана. «Салтанат» - коллектив творческий. Здесь нет места штампам, все танцы постоянно шлифуются, углубляются, становясь золотым фондом ансамбля. Все привыкли считать, что казахский танец состоит лишь из минимальных движений «камажай», «атшабыс» и т.д. Это не так. Национальный танец является неким отображением всей национальной казахской культуры: обрядов, традиций, быта. Народное творчество стало основой для ансамбля «Салтанат», а казахский народный танец в исполнении ансамбля «Салтанат» стал символом дружбы и единения народов на всех концертных представлениях. Гастроли ансамбля на родине и за рубежом с 2000 по 2004 годы получили живой оклик. Ежегодные отчетные концерты ансамбля «Салтанат» в столичных городах Астане и Алматы всегда имеют огромный успех у гостей и жителей обеих столиц. Зарубежные зрители утверждают: «Посмотреть концерт ансамбля «Салтанат» - это все равно, что съездить в незнакомую страну и познакомиться с ее народом. Искусство «Салтанат» - «очень народное» в самом лучшем смысле этого слова. В нем переплелись глубина традиций и культур, тонус современности». Все эти успехи достигнуты неимоверным трудом, невероятным энтузиазмом, профессионализмом всего коллектива. На современном этапе своего творческого развития ансамбль «Салтанат» имеет в своем репертуаре более 130 номеров, включающих в себя многоцветную палитру танцев народов Казахстана и многообразие хореографической культуры народов мира. Художественный руководитель, главный балетмейстер, заслуженный деятель искусств РК Гульсауле Орумбаева награждена орденом «Құрмет».

Государственный заслуженный ансамбль танца РК «Салтанат» является единственным профессиональным танцевальным коллективом, пропагандирующим богатое наследие национальной хореографической культуры и разнообразие мировой хореографии. Г. Орумбаева не только возродила коллектив, но и стала основоположником нового стиля в казахской хореографии, представляющего синтез танцевального фольклора и классического танца. Под ее руководством рождается целая серия масштабных хореографических сцен: «Дружба», «Бозынген», «Келиндер», «Балбраун», «Джайляу», «Песни Абая» … Коллектив - активный участник официальных мероприятий государственного уровня. Так, он принял участие в торжественной церемонии открытия 7-х зимних Азиатских игр.

Видеозапись танца в исполнении ансамбля.

  1. Этап первичной проверки новых знаний, коррекция пробелов: Обобщение.

ВОПРОСЫ:

  1. Назовите годы создания ансамблей.

  2. Назовите название танцев исполняемых этими ансамблями

  3. Кто хореограф ансамблей

4.Сколько танцев в репертуаре ансамбля «Салтанат»



Учащиеся зачитывают выделенный текст.

Флешмоб под музыку танеца «Кара жорга».

  1. Этап информации о домашнем задании:

Выучить слова песни «Ты особенный».

Посмотреть в интернете мульфильм «Ты особенный»

Прочитать в интернете об ансамблях «Наз» и «Салтанат»

VI. Этап подведения итогов урока: Оценки за работу на уроке.

VII. Этап рефлексии.

Оборудование: тетрадь, фонохрестоматия, магнитофон, фоно, иллюстрации, видео.

Методы музыкального обучения: метод стимулирования и мотивации

учебно-познавательной деятельности; организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Принципы: единства воспитания, образования и обучения; наглядности, доступности; активности, увлечённости.

Формы работы на уроке: словесная, наглядная, коллективная и индивидуальная

Способы исполнения музыки: хоровой

Виды деятельности на уроке: вокально-хоровая работа, слушанье музыки,

рассуждения о музыке, просмотр видео.

Предполагаемый результат:

а) музыковедческая направленность урока, закрепление пройденного материала

б) активное включение учащихся в беседу, работу на уроке, эмоциональный отклик

в) выход на рассуждения о значении роли народной культуры в истории любой страны

Домашнее задание: Открытка о любом хореографическом ансамбле (любая страна мира).

Рефлексия: Сегодня на уроке я понял (а), что … Мне понравилось, что …Мне бы ещё хотелось…





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал