- Учителю
- Рабочая программа МУЗЫКА 3 класс
Рабочая программа МУЗЫКА 3 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ульяновская основная общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО
ШМО филологии, искусства и
общественно-научных предметов
Руководитель___________Т.А. Сырникова
Протокол №________
от «____»________________2015 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
МКОУ «Ульяновская ООШ №2»
__________ Т.А. Сырникова
«______»_______________2015г.
УТВЕРЖДЕНО директором МКОУ
«Ульяновская ООШ №2»
Приказ №_______________
от «______»_______________2015 г.
Рабочая программа учебного предмета
МУЗЫКА
3 класс 34 часа
К УМК «Школа России»
на основе авторской программы
Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т. С. Шмагиной
Составила:
учитель музыки
Коваленко Л.Д.
2015-2016 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» (далее - программа) для 3 класса разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образовани
(далее - ФГОС НОО), с учетом требований примерной основной образовательной программы начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования» и авторской программы по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной учебно-методического комплекта «Школа России».
Цели программы
-
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
-
воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
-
развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
-
обогащение знаний о музыкальном искусстве;
-
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы
-
развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
-
понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
-
освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
-
изучение особенностей музыкального языка;
-
формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей детей.
Обоснование выбора
Программа по музыке Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной УМК «Школа России» составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального образования и рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры - «от родного порога», по выражению народного художника России Б.М. Неменского, в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных ценностей, составляющих духовное и нравственное богатство культуры и искусства народа. Освоение образцов музыкального фольклора как синкретичного искусства разных народов мира, в котором находят отражение факты истории, отношение человека к родному краю, его природе, труду людей, предполагает изучение основных фольклорных жанров, народных обрядов, обычаев и традиций, изустных и письменных форм бытования музыки как истоков творчества композиторов-классиков. Включение в программу музыки религиозной традиции базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.
Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности. При этом надо отметить, что занятия музыкой и достижение предметных результатов ввиду специфики искусства неотделимы от достижения личностных и метапредметных результатов.
Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского - это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора - исполнителя - слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Освоение музыкального материала, включенного в программу с этих позиций, формирует музыкальную культуру младших школьников, воспитывает их музыкальный вкус.
Содержание курса «музыка» позволяет осуществлять его связь с другими предметами, изучаемые в начальных классах (изобразительное искусство, окружающий мир, литературное чтение.) Это открывает дополнительные возможности для развития учащихся, позволяя применять знания, умения и навыки в новых условиях, уточнять и совершенствовать свои знания в ходе практических работ на уроках по другим учебным предметам.
При работе по данной программе используется учебно-методический комплект: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 4 года обучения, поурочное планирование.
Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания «композиций»;
- метод игры;
- метод художественного контекста.
Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), "разыгрывания" и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.
Информация об изменениях программы
Логика изложения и содержание авторской программы Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной полностью соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, «Примерных программ», «Планируемых результатов начального образования», поэтому в программу не внесено изменений.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирование способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе и другим людям, Отечеству, миру в целом. Отличительная особенность программы - охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства, что выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой на уроке и во внеурочной деятельности. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство» и находится в органической связи с учебным предметом «Изобразительное искусство», а также с учебными предметами других предметных областей, такими, как «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы религиозных культур и светской этики» и др. В процессе реализации программы применяются знания о человеке как части природы, человеке как носителе и создателе культуры. В то же время на уроках музыки происходит формирование духовно-нравственных основ личности ребенка, культуры общения со взрослыми и сверстниками, формируются навыки культуры устной речи.
Музыка дополняет и обогащает картину мира учащегося начальной школы, делает ее полнозвучной и многокрасочной. В процессе обучения музыке школьник на материале лучших произведений классического и современного музыкального искусства и в особых формах познавательной деятельности осмысливает понятия «Родина», «Отечество», знакомится с историей России, накапливает знания о культурных традициях населяющих ее народов, осознает место родного края как неотъемлемой частицы России. Учебный предмет «Музыка» открывает окно в мировое культурное пространство, расширяет представления учащихся о творчестве народов мира, шедеврах мировой музыкальной культуры.
Программа начального музыкального образования продолжает линию дошкольного музыкального обучения и воспитания детей и закладывает основы для изучения музыкального искусства на более высоком профессиональном уровне на последующих этапах их обучения.
В соответствии с Базисным учебным планом на учебный предмет «Музыка» отводится в 3 классе - 34 часа (из расчета 1 час в неделю).
Формы реализации
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок-путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок-презентация, урок-импровизация и другие.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие:
проблемно-поисковый;
исследовательский;
творческий (художественный);
метод учебного диалога;
наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация);
игровой и др.
Специальные методы музыкального обучения и воспитания определяются конкретным видом учебной деятельности школьников на уроках музыки. К ним относятся следующие методы:
- развития навыков хорового и сольного пения (А. В. Свешников, В. Попов, В. Соколов, Т.А. Жданова, К.К. Пигров (метод «внутреннего видения» - воспроизведения в сознании);
- обучения слушанию музыки (методы музыкального обобщения, ретроспективы и перспективы [забегания вперед и возвращения к пройденному], музыкальной драматургии, интонационно-стилевого постижения музыки, моделирования художественно-творческого процесса, художественного контекста);
- развития навыков инструментального музицирования (методы импровизации, элементарное музицирование по системе К. Орфа, усложнения творческих заданий);
- формирования навыков элементарного сольфеджирования (П. Вейс, Ж. Шеве, М. Румер, Г. Струве);
- активизации деятельности школьников (выбора сферы активности учащихся, поэтапного вовлечения в творческую деятельность).
3. ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Программа учебного предмета «Музыка» построена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития в процессе освоения музыкальной культуры;
- формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности как представителя народа, гражданина России;
- воспитание и развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- развитие личностных качеств, значимых для самоопределения, социализации, самореализации в процессе учебной непосредственно музыкальной деятельности;
- формирование основ музыкальной культуры средствами активной деятельности обучающихся в сфере музыкального искусства;
- приобретение собственного музыкального опыта (в певческой деятельности и музицировании, восприятии музыки, в движении под музыку);
- воспитание культуры коллективного музицирования (хорового и инструментального);
- овладение духовными и культурными ценностями народов мира в процессе учебной и творческой деятельности.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
3 класс
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка - умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы;
- формирование этических чувств доброжелательностии эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
-определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).
Предметные результаты:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование общего представления о музыкальной картине мира;
- знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
5. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ
- насколько ярко и устойчиво проявляется у учащихся интерес к музыке, увлечённость ею, любовь к ней;
- умеет ли размышлять о музыке, оценивать её эмоциональный характер и определять образное содержание;
- умеет ли применять знания, полученные в процессе музыкальных занятий, по отношению к музыке, звучащей вокруг них;
- каков уровень исполнительской культуры, насколько развита способность творчески, ярко и эмоционально передавать в пении, в игре на элементарных музыкальных инструментах, в музыкально - ритмических движениях, содержание и характер исполняемых произведений.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учебно-тематический план отражает последовательность изучения тем программы с указанием распределения учебных часов. Содержание учебного материала программы включает несколько обобщающих тем: музыка в окружающем мире, музыка родной страны, хоровая музыка, оркестровая музыка, музыкальная грамота, музыкальные жанры, музыкальная форма, музыка народов мира, «Я - артист», музыкально-театрализованное представление. В процессе обучения происходит постепенное накопление знаний, теоретическое освоение которых укрепляют навыки практической деятельности обучающихся. Кроме того, образуются тематические арки: пройденные темы повторяются в следующих классах с усложненным материалом. Подобная структура программы позволяет сохранить принципы доступности и постепенности освоения содержания учебного материала.
Объем и распределение часов по темам являются примерными и не определяют временных границ при формировании практических умений и навыков, поэтому освоение хорового и инструментального исполнительского репертуара происходит в течение всего учебного года.
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п
Разделы, темы
Классы
1
2
3
4
1
«Музыка вокруг нас»
16
-
-
-
2
«Музыка и ты»
17
-
-
-
3
«Россия - Родина моя»
-
3
5
4
4
«День полный событий»
-
6
4
5
5
«О России петь - что стремиться в храм»
-
7
3
4
6
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
-
3
4
4
7
«В музыкальном театре"
-
4
7
7
8
"В концертном зале"
-
5
6
4
9
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье"
-
6
5
6
Итого
33
34
34
34
Всего 135 ч.
7. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
3 класс
Раздел 1. «Россия - Родина моя»-5ч.
Мелодия - душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки.
Музыкальный материал
Симфония № 4, главная мелодия 2-й части. П. Чайковский.
«Жаворонок». М. Глинка, слова Н. Кукольника.
«Благословляю вас, леса». П. Чайковский, слова А. Толстого.
«Звонче жаворонка пенье». Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
«Романс» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
«Александр Невский», фрагменты из кантаты. С. Прокофьев.
«Иван Сусанин», фрагменты из оперы. М. Глинка.
Раздел 2. «День, полный событий»-4ч.
Выразительность и изобразительность в музыке разных жанров и стилей. Портрет в музыке.
Музыкальный материал
«Колыбельная». П. Чайковский, слова А. Майкова.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Заход солнца». Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
«Вечерняя песня». М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
«Болтунья». С. Прокофьев, слова А. Барто.
«Золушка», фрагменты из балета. С. Прокофьев.
«Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
«С няней», «С куклой» из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
«Прогулка», «Тюильрийский сад» из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский.
Пьесы из «Детского альбома». П. Чайковский.
Раздел 3. «О России петь - что стремиться в храм»-3ч.
Древнейшая песнь материнства. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ праздника в искусстве. Вербное воскресенье. Святые земли Русской.
Музыкальный материал
«Богородице Дево, радуйся», № 6 из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
«Аве Мария». Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 (до мажор) из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах.
«Мама» из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
«Осанна», хор из рок-оперы «Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
«Вербочки». А. Гречанинов, стихи А. Блока.
«Вербочки». Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
«Баллада о князе Владимире». Слова А. Толстого.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»-4ч.
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов.
Музыкальный материал
«Былина о Добрыне Никитиче». Обраб. Н. Римского-Корсакова.
«Садко и Морской царь», русская былина (Печорская старина).
Песни Баяна из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор «Высота ли, высота» из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля, Проводы Масленицы, хор из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Раздел 5. «В музыкальном театре»-7ч.
Музыкальные темы-характеристики главных героев. Интонационно-образное развитие в опере и балете. Контраст. Мюзикл как жанр легкой музыки. Особенности содержания музыкального языка, исполнения.
Музыкальный материал
«Руслан и Людмила», фрагменты из оперы. М. Глинка.
«Орфей и Эвридика», фрагменты из оперы. К. Глюк.
«Снегурочка», фрагменты из оперы. Н. Римский-Корсаков.
«Океан-море синее», вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
«Спящая красавица», фрагменты из балета. П. Чайковский.
«Звуки музыки», Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
«Волк и семеро козлят на новый лад», мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. «В концертном зале» -6ч.
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы сюиты, симфонии. Музыкальная форма (трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Бетховена.
Музыкальный материал
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части. П. Чайковский.
«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
«Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
«Мелодия». П. Чайковский.
«Каприс» № 24. Н. Паганини.
«Пер Гюнт», фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2. Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая»), фрагменты. Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная»), фрагмент 1-й части. Л. Бетховен.
«Контрданс», «К Элизе», «Весело. Грустно». Л. Бетховен.
«Сурок». Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
«Волшебный смычок», норвежская народная песня.
«Скрипка». Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»-5ч.
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов.
Джаз - музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Музыка - источник вдохновения и радости.
Музыкальный материал
«Мелодия». П. Чайковский.
«Утро» из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
«Шествие солнца» из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
«Весна и Осень», «Тройка» из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
«Снег идет» из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
«Запевка». Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
«Слава солнцу, слава миру!», канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40, финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9, финал. Л. Бетховен.
«Мы дружим с музыкой». Й. Гайдн, русский текст П. Синявского.
«Чудо-музыка». Д. Кабалевский, слова З. Александровой.
«Всюду музыка живет». Я. Дубравин, слова В. Суслова.
«Музыканты», немецкая народная песня.
«Камертон», норвежская народная песня.
«Острый ритм». Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершви
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности учащихся
3 класс(34 ч)
Россия - Родина моя (5 ч)
Содержательные линии
Тематическое планирование
Характеристика деятельности учащихся
Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Мелодия - душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват. Россия! Наша слава - русская держава. Кантата «Александр Невский". Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля... Да будет во веки веков сильна.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский: Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский,
слова А. Толстого: Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков. стихи А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести Л. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.: Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентаций на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроках и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
День, полный событий (4 ч)
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балет и др.) и стилей композиторов (П. Чайковский. С. Прокофьев. М. Мусоргский. Э. Григ).
.
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова Л. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слона А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова Л. Майкова: Болтунья. С. Прокофьев, слова Л. Барто; Золушка Балет (фрагменты). С. Прокофьев; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта". С. Прокофьев С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийcкий сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Разрабатывать сценарии отдельных сочинений
программного характера, разрывать их и исполнять во время досуга.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре, оркестре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
О России петь - что стремиться в храм (3ч)
Образы Богородицы, Девы Марин, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской - величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим. Крещение Руси (988 г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы 8 церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Радуйся. Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя. добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов: Тропарь иконе Владимирской Божией матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. Л. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома "Хорошо темперированного клавира». И.-С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда». Э.-Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи Л. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять обратный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч)
Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Настрою гусли на старинный лад... Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель... Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского- Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский- Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Принимать участие в традиционных праздниках народов России.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперных спектаклей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
В музыкальном театре (7 ч)
Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем- характеристик действующих лиц. сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл - жанр легкой музыки (Р. Роджерс. А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа... В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.-В. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной: Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. Л. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля (дирижер, режиссер, действующие лица и др.)
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Сравнивать образное содержание музыкальных тем по нотной записи.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
В концертном зале (6 ч)
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка - их выразительные возможности (И.-С.Бах. К.-В. Глюк. Н. Паганини. П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трёхчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена. Музыкальные инструменты: скрипка.
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3- я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И. -С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика". К. -В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита №1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен; Соната 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок. Норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Называть исполнительские коллективы и имена известных отечественных и зарубежных исполнителей
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье... (5 ч)
Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз - искусство
XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизации как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
.
Чудо-музыка. Острый ритм - джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Проставим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.
Обобщающий урок IV четверти - заключительный урок-концерт
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский: Утро из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского: Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин. слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова Л. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты языка современной музыки.
Определить принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Инсценировать (в группе, в паре) музыкальные образы песен, пьес программного содержания.
Участвовать в подготовке заключительного урока-концерта.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
8.УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Преподавание ведется по учебнику «Музыка. 3 класс» класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2012 г.-ФГОС
9. ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Вид учебной программы по предмету
Название предмета, программы, автор
Учебно-методическое обеспечение
Фонохрестоматия музыкального материала ( ICD VP3)
Интернет-ресурсы
Таблицы для уроков музыки
Учебно-практическое оборудование
Базовый уровень
ФГОС «Школа России»
Музыка
«Музыка. Программа для общеобразовательных учреждений. 1-7 классы»
Автор-составитель
Г.П. Сергеева,
Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина/ 4-е изд. Москва, изд-во «Просвещение», 2009
Учебник «Музыка» 3 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2012 г.-ФГОС
Рабочая тетрадь по музыке для учащихся 3 класс Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Москва «Просвещение» 2012 г.
Рабочие программы. Музыка 1-4 классы. (предметная линия учебников Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской/ Москва «Просвещение» 2013г.)
Хрестоматия для 3кл.
«Путешествие в страну музыкальных звуков» М.Е.Покровская, Н.С. Константинова, СПб «КАРО» 2009 г.
«Музыка в школе. Игры, конкурсы, современные методы» Н.Н.
Кондратюк, Творческий центр, СФЕРА Москва 2005 г.
Уроки музыки Поурочные разработки. 1-4 классы Е.Д. Критская, Г.п. Сергеева, Т.С. Шмагина Москва «Просвещение» 2012 г.
Энциклопедия для юных музыкантов И.Ю. Куберский, Е.В. Минина СПб «ДИАМАНТ» «ЗОЛОТОЙ ВЕК» 2005 г
«До-ре-ми-фа-солька!» Музыкальная грамота в стихах и сказках для детей Ю.В. Евсеева СПб «КАРО», 2009 г.
«Музыкальные знакомства» автор Г. Ларионова
«Музыкальный букварь» Тиличеева, Арсеева
«Музыкальная грамота»
«Русская природа» (музыкальные беседы) Т.Белоненко
Журналы «Великие композиторы. Жизнь и творчество» ( DeAGOSTINI)- 13 шт.
«Краткий музыкальный словарь для учащихся». Изд.Лен/МУЗЫКА 1972 г
Сборники с музыкальным материалом для ф-но
Сольфеджио
«Веселые песенки» С-Пб. 2003 г.. Л.Колпышева
Кораблик. Песни для детей» С-Пб 2003 г. А.Дряхлов
Планета детства. Хрестоматия песенного репертуара» 1 ч. С
«Как у наших у ворот… рус. Нар. песни»Изд/кКомпозитор 2004 г. И Каплунова
Музыка и развлечения» М/Музыка 1984 г. Н Ветлугина
«Гармошечка-Говорушечка» М.1982г. С.Мерзлякова
«Ну, погоди! Песни из мультфильмов» М/Музыка 1984 г. Е.Ботяров
«Сонные песни» Д Воскресенский С-Пб 2004 г.
«День Победы! Сценарий праздника» С-Пб/Композитор 2004 г.
А может быть ворона…» Г.Гладков Ярославль «Жаворонушки» рус песни М/1984 г.002
«Родничок Рус. Нар. песни» М/Музыка 1985 г.
«Моя мама» Изд/Музыка 1975 г.
«Смешной человечек на крыше живет» П.Синявский Ярославль 2003 г.
«Поет ленинградская земля» С-Пб 2002 г.
Инсценировки, композиции» М.Давыдова М/Айрис Пресс 2001 г.
«Музыкальные вечера в школе.
«Берендеево царство. Программа для отдыха» А.С. Ширяева
Музыка 1 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
Музыка 2 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
Музыка 3 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
Музыка 4 кл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева
СD «Великие композиторы. Жизнь и творчество» ( DeAGOSTINI)- 13 шт.
СD Сборники песен для детей (комплект)
Симфонический оркестр
Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»
Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»
Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им. А.И.Герцена
Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»
Мультимедийная программа "Музыка в цифровом пространстве"
Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2009г.»
Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»
Единая коллекция -
Российский общеобразовательный портал -
Детские электронные книги и презентации -
Музыкальный энциклопедический словарь-
Классическая музыка -
«Портреты зарубежных композиторов»Демонстрационный материал. Москва «Айрис-дидактика»
«Портреты русских композиторов 19-20 века» Демонстрационный материал. Москва «Айрис-дидактика»
Знакомые мелодии«Выйди, выйди, Иванку», «Перепелочка»
«Светит месяц» рус.нар.песня Выразительные и изобразительные
интонации -1-3кл.
Утро Э. Грига -1-3кл.
Арагонская хота (ритмический рисунок)
1-3кл.
Симфония №40, Са Ира (франц. Песня) -
1-4 кл.
Симфония №40, Са Ира (франц. Песня) -
1-4 кл.
Разные ребята. Игра в слова
Полька (чешский нар танец)
Дружба
Со вьюном я хожу (рус нар песня)
Пастушья песня (франц нар песня)
Классное рондо. Вариации
Русская народная песня
Интонация
Карусель
Симфонический оркестр
Доска с магнитной поверхностью
- музыкальные инструменты: фортепиано -
комплект музыкальных инструментов:
блокфлейта
(свирель);
бубен;
клавес (ритмические палочки);
гусли;
коробочка;
ложки;
маракас;
металлофон;
ручной барабан;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ «МУЗЫКА 3 КЛАСС» 2015-2016 уч. год
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Дата проведения
урока
Тип урока
Элементы содержания
Планируемые результаты
Предметные УУД
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Раздел I «Россия-Родина моя»-5ч.
1
Мелодия - душа музыки
1
03.09.
Расширение и углубление знаний
Мелодия. Мелодическая линия. Песенность. Лирический образ симфонии. П. И. Чайковский. Симфония № 4
Знать понятия: мелодия, мелодическая линия
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
2
Природа и музыка
1
10.09.
Изложение новых знаний. Интегрированный
Знакомство с жанром романса. Певец-солист. Мелодия и аккомпанемент. Отличительные черты романса и песни. Музыка и поэзия; звучащие картины
Знать определение романса, его отличие от песни.
Уметь: приводить примеры романсов
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
3
«Виват, Россия!»
1
17.09.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с жанром канта. Эпоха Петра I. Песенность. Марше-вость. Интонации музыки и речи. Солдатская песня
Знать: определение канта, его историю, особенности
Понимать важность планирования работы.
Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
4
Кантата С. С. Прокофьева «Александр Невский»
1
24.09.
Расширение и углубление знаний
Углубление знакомства с кантатой. Подвиг народа. Вступление. Трехчастная форма
Знать: определение кантаты; содержание кантаты «Александр Невский»; понятие трехчастная форма
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
5
Опера
М. И. Глинки
«Иван Сусанин»
1
01.10.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с содержанием и музыкой оперы. Хоровые сцены. Главный герой оперы, его музыкальные характеристики
Знать: понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
Раздел II « День, полный событий»-4ч.
6
Образы природы в музыке
1
08.10.
Расширение и углубление знаний
Музыка, связанная с душевным состоянием человека и отображающая образы природы
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования
7
Портрет в музыке
1
15.10.
Расширение и углубление знаний
Портрет в музыке. Выразительность и изобразительность музыки
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведения
Анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.
Расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров
8
Детские образы
1
22.10.
Расширение и углубление знаний
Знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская».
Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки»
Уметь:
- проводить интонационно-образный и сравнительный анализ про-
слушанных произведений;
- определять песенность, танцевальность и
маршевость в музыке
Адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; адекватно оценивать правильность выполнения задания.
Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
9
Образ вечера в музыке.
1
29.10.
итоговый
Продолжить знакомство с пьесами вокального цикла М. П. Мусоргского «Детская».
Сравнение с пьесами П. И. Чайковского из «Детского альбома» и С. С. Прокофьева из «Детской музыки»
Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства
Оценивать музыкальные образы людей и сказочных персонажей, например, в музыкальных сказках, по критериям красоты, доброты, справедливости и т. д. (под руководством учителя)
Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
Раздел III «0 России петь - что стремиться в храм...»-3ч.
10
Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве
1
12.11.
Интегрированный
Образ Богородицы в церковной музыке, стихах поэтов, картинах художников. Молитва песнопение, картава, икона, поэзия
Знать: произведения, в которых средствами музыкальной выразительности воплощен образ матери. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства
Решать творческие задачи, используя известные средства
Развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей
11
Древнейшая песнь материнства
1
19.11.
Расширение и углубление знаний
Образ Владимирской Богоматери в иконах, церковной музыке
Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства
Продумывать план действий при драматизации музыкальных произведений, при создании проектов
Развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы
12
«Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!»
1
26.11
Расширение и углубление знаний
Образ матери. Все самое дорогое, родное, святое связано с мамой
Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства
Объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа.
Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Раздел IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»4ч.
13
«Настрою гусли на старинный
лад...»
1
03.12.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с жанром былины. Певец-сказитель. Гусли
Знать: определение былины, ее историю развития и содержательный аспект
Различать и соотносить замысел и результат работы.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
14
Певцы русской старины
1
10.12.
Расширение и углубление знаний
Образы народных
сказителей былин.
Садко в oneрах
русских композиторов.
Былинный напев.
Знать: имена былинных
сказителей. Баяна и
Уметь: проводить сравнительный анализ музыки Подражание гуслярам
Включаться в самостоятельную музыкально - творческую деятельность (музыкально - исполнительскую, музыкально - пластическую, сочинительскую).
Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
15
Сказочные об-
разы в музыке
1
17.12.
Сообщение
и усвоение новых знаний
Образ Леля в опере
Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Песня. Меццо-сопрано. Сопровождение
оркестра
Знать: понятие меццо-
сопрано.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ
Использовать приёмы игры на ударных, духовых и струнных народных музыкальных инструментах.
Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
16
Народные.
традиции и обряды:
Масленица
1
24.12.
Интегрированный.
Расширение
и углубление
знании
Знакомство со сценами масленичного гулянья из оперы
«Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова. Сопоставление. Мелодии в народном стиле.
Звучащие картины
Знать: содержание народного праздника Масленица.
Уметь: проводить об-
разный и сравнительный анализ музыки и картин русских художников
Участвовать в разработке и реализации коллективных музыкально - творческих проектов.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
Раздел V «В музыкальном театре» -7ч.
17
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Руслан
и Людмила»
1
14.01.
Расширение
и углубление
знаний
Сцены из оперы.
Характеристики главных героев. Увертюра в опере «Руслан
и Людмила»
Знать: понятия: ария,
баритон, сопрано, бас,
рондо, увертюра, опера.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.
Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
18
Опера К. Глюка
«Орфей и Эври-
дика»
1
21.01.
Сообщение
и усвоение
новых знании
Знакомство с содержанием и музыкой
оперы К. Глюка «Орфей и Эвридика»
Знать:
- понятия: ария, сопрано,
тенор, тембр, опера;
Различать и сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, художественно - образном содержании музыки.
Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыке как живому, образному искусству
19
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
1
28.01.
Расширение
знаний
Сцены из оперы. Характеристики-образы
главных героев оперы
«Снегурочка»
Знать: состав и тембры инструментов симфонического оркестра.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Устанавливать взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства на уровне общности их тем и художественных образов.
Развитие чувства сопричастности к культуре своего народа
20
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
(продолжене)
1
04.02.
углубление
знаний
Сцены из оперы. Характеристики-образы
главных героев оперы
«Снегурочка»
Знать: состав и тембры инструментов симфонического оркестра.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря.
Развитие чувства уважения к народной песне, народным традициям, музыкальной культуре России.
21
Опера Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
1
11.02.
Расширение и углубление знаний
.
Знакомство с музыкой увертюры оперы. Зерно - интонация. Развитие музыки. Трехчастная форма
Знать: понятия: интонация, увертюра, трехчастная форма, опера. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие положительной мотивации к изучению основ музыкальных знаний, основ нотной грамоты
22
Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица»
1
18.02.
Сообщение и усвоение новых знаний
Вступление к балету. Темы-характеристики главных героев. Сцены из балета, интонационно-образное развитие музыки в сцене бала
Знать: понятия: балет, интонация.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ развития музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие позитивной самооценк своих музыкально-творческих возможностей.
23
В современных ритмах
(мюзиклы)
1
25.02.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с жанром мюзикла. Мюзикл А. Рыбникова «Волк и семеро козлят». Особенности содержания, музыкального языка, исполнения
Знать:
-понятие мюзикл;
-содержание мюзикла.
Уметь: выразительно
исполнять фрагменты
из мюзиклов
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства
Раздел VI «В концертном зале»-6ч.
24
Музыкальное состязание
(концерт)
1
03.03.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с жанром инструментального концерта. Мастерство исполнителей и композиторов
Знать: понятия: концерт, композитор, исполнитель, слушатель, вариационное развитие. Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
25
Музыкальные инструменты (флейта).
1
10.03.
Расширение и углубление знаний
Выразительные возможности флейты, история её появления. Выдающиеся мастера и исполнители.
Знать: тембры флейты и скрипки.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов.
26
Музыкальные инструменты
(скрпка)
1
17.03.
Расширение и углубление знаний
Выразительные возможности скрипки, история её появления. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители.
Знать: тембр скрипки.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ музыки.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.
Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
27
Сюита Э. Грига «Пер Гюнт»
1
24.04.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с сюитой Э. Грига «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты. Вариационное развитие. Песенность, танцевальность, маршевость
Знать: понятия: вариационное развитие, песенность, танцевальность, маршевость, сюита.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
28
Симфония «Героическая» Бетховена
1
07.04.
Сообщение и усвоение новых знаний
Знакомство с музыкой «Героической» симфонии Бетховена (фрагменты). Контрастные образы симфонии
Знать: понятия: симфония, дирижер, тема, вариации.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря.
Развитие позитивной самооценки своих музыкально-творческих возможностей.
29
Мир Бетховена
1
14.04.
Сообщение и усвоение новых знаний
Темпы, сюжеты и образы музыки Бетховена. Трагедия жизни
Знать: понятия: выразительность и изобразительность музыки, мелодия, аккомпанемент, лад.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ прослушанной музыки
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Раздел VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье»-5ч.
30
Джаз- музыка ХХ века
1
21.04.
Сообщение и усвоение новых знаний
Джаз- музыка ХХ века Особенности ритма и мелодики Импровизация Известные джазовые музыканты- исполнители
Знать: понятия: импровизация, ритм. Особенности джазовой музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный
анализ прослушанной музыки
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
31
«Люблю я грусть твоих просторов» Г.Свиридов
1
28.04.
Повторение и обобщение полученных знаний
Знакомство с творчеством Г.Свиридова
Знать: симфоническая музыка. Особенности музыкального языка Г.Свиридова.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
32
Мир Прокофьева
1
05.05.
Повторение и обобщение полученных знаний
Знакомство с творчеством С.С.Прокофьева
Знать: симфоническая музыка. Особенности музыкального языка С. Прокофьева.
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
33
Певцы родной природы.
1
12.05.
Повторение и обобщение полученных знаний
Сходство и различие музыкальных образов Грига, Чайковского.
Знать: понятия: кантата. Хор, симфоническая музыка. Особенности языка разных композиторов.
Свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря.
Развитие понимания разнообразия и богатства музыкальных средств для выражения состояния природы, духовного состояния человека
34
«Прославим радость на земле»
1
19.05.
Повторение и обобщение полученных знаний
Музыка - источник вдохновения и радости. Нестареющая музыка великого Моцарта.
Знать: понятия: опера, симфония.
Уметь: находить в музыке радостные торжественные интонации, средства муз выразительности, звучанием инструментов
Выполнять музыкально - творческие задания по инструкции учителя, по заданным правилам.
Развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству
Итого за год: 34 урока