7


  • Учителю
  • Музыкальная живопись и живописная музыка. 5 класс

Музыкальная живопись и живописная музыка. 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

1. Орг. момент: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве - ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.

2. Проверка домашнего задания:

3.Проверка знаний и умений учащихся

Ребята, на предыдущих уроках мы пытались ответить на вопросы:

- Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

………………………………………………..

Каких жанров музыки не существовало бы?

……………………………………………….

…………………………………………………

Для большего усвоения темы, я предлагаю выполнить тест

1 Кому М.И.Глинка, посвятил романс «Я помню чудное мгновенье…»?

А. Екатерине Керн

Б. Анне Герман

В. Анне Керн

2. Какой поэт написал стихотворение к этому романсу?

А. Фет

Б. Пушкин

В. Тютчев.

3. В какой цикл входит песня «В путь».

А. «Времена года»

Б. « Картинки с выствки»

В. «Прекрасная мельничиха».


Физ. Минутка (Учитель танцев)


4. Подготовка к усвоению новых знаний.

Ребята, мы с вами знакомились с видами изобразительного искусства.

Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?

………………………………………..

-Что оно означает?

………………………………………


Скажите, пожалуйста Что такое живопись?

………………………………………..

Правильно.


- Ребята, а что такое музыкальный пейзаж?

…………………………………………………..

Правильно, ребята. Запишите пожалуйста определение музыкального пейзажа.(слайд 3)

Сегодня мы обратимся к творчеству композиторов - импрессионистов.

Обратимся к музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим как они изображают в своих произведениях музыкальный пейзаж.

У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?

5. Усвоение новых знаний.

ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского - впечатление) - направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 - х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца». (Показ картины на слайде 4-5.)

Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.

(Просмотр слайдов 6-9 с картинами этих художников.)

Композиторы - импрессионисты - К.Дебюсси и М.Равель - унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки. Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.

6. Закрепление новых знаний.

Музыкальный пейзаж у импрессионистов - это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», «Мертвые листья» и т.д.

Слайд 10.

Морис Равель - французский композитор конца 19 - начала 20 века, закончил Парижскую консерваторию.

Равель создал произведение «Игра воды», которое сыграло революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента.

Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?

(Запись в тетрадь название произведения. Слушание.) У: И так, какие же звуки вы услышали?

Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.

У: Верно, а какую картину вы представили?

Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.

У: Молодцы, вы все верно услышали,

Давайте послушаем эту музыку еще раз и из картин на слайдах Слайды 11 - 14.

выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.(Слушание музыки с просмотром рисунков на и выбор одного из них). Ответьте на вопросы, размещенные на следующем слайде.

Слайд 15

Другой композитор - Клод Дебюсси - современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.

Уже в консерваторские годы он вызывал удивление своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от музыкальных штампов, Глубокое воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения.

А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». (Запись в тетрадь). Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны, в чем это сходство или различие. Какую картину вы представляете, слыша эту музыку?


Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».

У: Как же звучала эта пьеса?

Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная, таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).

У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?

Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.

У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (Слайд 19)

Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.

У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?

Д: Это был деревянный духовой инструмент.

У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком .(слайд 21).Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки, от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания. Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент - хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса. Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.

У нас есть возможность услышать эту музыку еще раз и понаблюдать за движением облаков с помощью картин на слайдах, давайте сделаем это. (Повторное слушание с просмотром слайдов).

Какие впечатления у вас от музыки и картин теперь? (Дети высказывают свои впечатления).

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

7. Повторение песни.

У: Закончить наш урок я хотела бы песней. Какой праздник отмечается в конце ноября, ребята.

………………….

Правильно. Давайте исполним эту песню в характере, душевно, с любовью. Ведь мы посвящаем её нашим любимым мамам.

Называется она «Спасибо, мамы».

Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.

8.Итог урока

Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?

К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?

Что такое импрессионизм?

Слайд 22 Рефлексия

Я сегодня на уроке узнал…

Меня сегодня удивило…

Домашнее задание (слайд 23)

Спасибо, ребята вы очень активно сегодня работали. Самым активным учащимся я поставлю 5. До свидания, до новых встреч!




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал