- Учителю
- Урок музыки в 6 классе 'Образы батыров в музыке и гравюрах'
Урок музыки в 6 классе 'Образы батыров в музыке и гравюрах'
Тема: Образы батыров в музыке и гравюрах.
Цель:
-
Познакомить учащихся с лучшими воплощениями образов батыров в произведениях музыкального искусства;
-
Развитие; умения слушать и слышать; смотреть и видеть; выделять главное.
-
Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого и глубокого интереса к творчеству акынов.
-
Развитие эстетических качеств личности.
Оборудование: аудиозаписи, текст песен.
Ход урока.
-
Орг. момент. Психологический настрой.
-Здравствуйте, ребята! Давайте уберем все лишнее в сторону и настроимся на урок.
-
Актуализация знаний
- С какими музыкальными инструментами вы уже знакомы?
-На каких музыкальных инструментах исполняли свои кюи музыканты казахского народа?
-Что вы знаете о домбре?
-Произошли ли какие -то изменения с этим инструментом спустя года?
-
Работа по теме урока
Вышедшие из рядов народа акыны-импровизаторы отразили в поэзии жизнь и стремления народа, его социальные проблемы.
В первой половине XIX века по силе таланта на первом месте среди казахский поэтов стоит имя Махамбета Утемисова (1803-1846), поэта - воина, яркого выразителя народных чаяний. Он родился в Букеевско Орде.
Центральной темой творчества поэта было вооружённое восстание трудового населения против ханской и колониальной власти.
- Природный поэтический талант, врожденный острый ум, пример отца, воспитание в спартанском духе, мусульманское образование, активная жизненная позиция, обостренное чувство лидерства, желание принимать участие в различных состязаниях акынов. Всё это способствовало разностороннему развитию личности поэта.
Особое место в лирике Махамбета занимает образ батыра. Батыр - это "ер".
Ер - мужчина, защитник, герой. Честь мужчины возвеличивает его род : "Ер намысы - ел намысы" ("честь мужчины - честь рода"). Понятие "ер" выше понятия "богатырь". Ером может и должен быть каждый. Он должен быть предан ар іс, то есть "делу чести". Не всякому дано стать "ар iесі", то есть "хозяином чести". Поэтому для батыра важна незапятнанность его имени и важна его цель: служение народу.
Тот не герой
Кто не стер стременами ноги,
Кто не слился с копьем на коне,
Кто не все еще вызнал дороги
И потник не изъездил вконец,
Кто не знал день и ночь непокоя,
Кто не бредил едой и водой, кто не спал,
Расстеливши в степи
Лишь потник
Под собою,
В изголовье -
С Полярной звездой,-
Тот еще не мужчина,
Не воин,
Тот еще не герой.
Махамбет Утемисов.
- Среди богатств казахского музыкального фольклора, включающего произведения далекой древности и наших дней, также немало произведений о национально-освободительном восстании 1916 года, где можно выделить цикл произведений об Амангельды Иманове.
-Как в идейном содержании поэтического текста, так и в мелодиях казахских революционных песен заметны черты национального и интернационального творчества. В них слышались мотивы популярных пролетарских и красноармейских песен, преобразованные на народный лад или исполняемые почти без изменений.
-В этих наследиях есть и песни об Амангельды. Одна из них - «Аманкелді маршы» («Марш Амангельды») была записана нами в 1938 году в селе Кызылту Кызылтуского района Кокчетавской области:
Возьмем в руки красное знамя
С лозунгом - за Советы.
Если встретятся препятствия,
Преодолевая их, воспламенимся, как огонь.
.
Сражаясь один на один,
Отомстим врагам, победим их.
Верхом на коне песню запоем,
Назовем ее песней Амангельды.
-«Марш Амангельды» близок по мелодии к песне выдающегося народного композитора - певца Жаяу Мусы.
- Образ Амангельды стал темой многих песен композиторов республики. К лучшим из них, несомненно, относится «Аманкелді туралы жыр» («Песня об Амангельды») талантливого композитора-певца, одного из основоположников казахского оперного искусства Манарбека Ержанова.
В блеске огненных молний,
В буре и пожарище войны,
Сражался бесстрашный батыр,
Атакуя кровожадного врага.
припев: О, батыр,
Ты могуч и умен,
Ты сражался за светлую жизнь!
Тебя любит, батыр, наша страна,
Мы не забудем тебя,
Если даже пройдут века.( отрывок)
-Мелодия героико-эпического склада в припеве сменяется повествовательным речитативом
-
Слушание
-
Фрагменты оперы «Алпамыс» Е. Рахмадиева
- к какому жанру относится это музыкальное произведени?
- какие ассоциации вызывает?
-
Пение
-
Дыхательная гимнастика
-
Распевка
-
Разучивание песни: «Ровесники» исп. Аркадий Островский
-
Рефлексия. Итог урока
- С какими композиторами познакомились на уроке?
-Кому посвещали они свои произведения?
- как характерезуют батыров композиторы в своих произведениях?
-
Домашнее задание: подготовить сообщение об одном из батыров.