7


  • Учителю
  • Конспект урока Можем ли мы увидеть музыку. 5 класс

Конспект урока Можем ли мы увидеть музыку. 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Дать возможность почувствовать, что музыка может рисовать картины природы (осознание образа Родины и природы - как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.).      Развивать вокально-хоровые навыки .          Понимать услышанное        Развивать способ
предварительный просмотр материала

Урок музыки в 5 классе

Конспект урока подготовлен Стефоновой Н. Г. (учитель музыки)

Тема урока: Можем ли мы услышать живопись?

Цель: Дать возможность почувствовать, что музыка может рисовать картины природы

(осознание образа Родины и природы - как одной из главных тем искусства в творчестве С.В.Рахманинова.).

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать вокально-хоровые навыки .

  • Понимать услышанное

  • Развивать способность слышать и рассуждать о связи разных видов искусства.

  • уметь определять характер музыки, эмоционально откликаться на музыкальные произведения.

  • Развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывающие:

  • Воспитывать любовь к музыке, потребности общения с искусством на основе эмоционального восприятия музыки С.В.Рахманинова.

Обучающие:

  • Продолжить знакомство детей с произведениями С.В.Рахманинова.

  • Обучать детей петь правильно, не форсируя звук.

  • Дать определение прелюдии.

Технологии:

  • ИКТ

  • Личностно-ориентированная

Эпиграф:

Живопись-это поэзия,

которую видят,

А музыка-это живопись,

которую слышат.

Леонардо да Винчи.

1.Оргмомент.

Вступительное слово учителя .

Проверка Д/З.

  1. 1)Повторение.

С.В.Рахманинов « Вокализ» - слушанье.

-Кто композитор?

-Как называется произведение?

-Что такое вокализ?

-Для кого он написал это произведение и почему без слов?-

-Эта музыка красивая, понятная?

Композитор использует различные средства музыкальной выразительности (темп, динамику и….)

Работа по карточкам с самооценкой.(музыкальная терминология).

-Скажите, может ли художник изобразить действия в развитии или он запечатлевает какой-то один момент? ( один момент)

-А композитор? (может).

Мы с вами говорили о том, что музыка и литература тесно связаны между собой и если бы не было литературы, то музыка потеряла бы огромное музыкальное наследие.

2. Изучение нового материала.

Картина Левитана « Весна. Большая вода».

Давайте рассмотрим эту картину.

-Что вы там увидели?(наводнение, деревья не одеты листвой).

-Какое время года?

-Какое настроение? Что выражает?( ощущение покоя, тишины, гладь воды, ощущение света..)

-Найдите в описании картины И.Левитана музыкальные термины и сравнения (.Читаю.)

У нас сегодня будут звучать произведения С.В.Рахманинова. Мелодизм и певучесть-основное качество стиля Рахманинова. Множество удивительных мелодий рассыпано в концертах, сюитах, романсах и прелюдиях. Сегодня мы с вами будем знакомиться с

Прелюдиями.

Прелюдия- это небольшая пьеса импровизационного склада, обычно служащая вступлением к следующей пьесе.( записать в словарь).

Задание: Разделите листок на 2 колонки и разберите музыкальные произведения, используя музыкальную терминологию.

Слушанье:

Прелюдия соль мажор. Прелюдия соль-диез минор.

Более тёмная, взволнованная,

Более драматичная, напоминает

зимний пейзаж ,больше низкий и средний

регистр.

Светлая, лучезарная ,журчание воды,

покой ,русская привольная интонация.

Переменный лад, лирическая,

отсутствие нижнего регистра,

светлая ,нежная, плавная, мажорная,

радость ,ожидание….

-Какую картину природы нарисовал Рахманинов в прелюдии соль мажор?

-Звучит ли нижний регистр? Почему?

-С помощью каких выразительных средств музыки композитор достигает переливов и сверкания солнечных бликов?

-Расскажите об общем настроении прелюдии соль - диез минор. Какой образ рисует композитор? Расскажите о сопровождении мелодии. На что похож аккомпанемент?

-Сколько частей в прелюдии?

-Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к последней части прелюдии?

-Какое из этих 2-х произведений ближе по настроению к картине Левитана? (соль мажор).

А теперь послушаем 2 стихотворения А. С. Пушкина. Чем отличаются зимние картины , нарисованные А.Пушкиным?

Какое из стихотворений подходит к картине и какие прелюдии подходят к этим стихам?

«Зимнее утро» и «Зимняя дорога»-читаю.

С. В Рахманинов- это русский композитор19-20 века. Он вынужден был уехать из России, по его собственному признанию и долгое время жил за границей, но до конца оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России, к природе, именно, это чувство, хранимое в душе, помогало ему творить дальше.

… «когда я сочиняю, я стараюсь просто выражать то, что у меня на сердце»…

Сергей Рахманинов (читаю стих о нём)

Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В Нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

оторванный от Родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошеный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь…

И так ему хотелось вслед за звуками

В любимую Россию улететь.

Михаил Пляцковский.

«Родные просторы» Ю. Антонов. - исполнение.

3. Закрепление.

-Что такое прелюдия?

-С какой картиной сравнивали произведения? Кто художник?

4.Итог урока .Рефлексия.

Художники , поэты ,композиторы в разных произведениях искусства воспевали красоту русской природы :художники -своими красками, композиторы- музыкальными средствами, а поэты -литературными жанрами .А мы, слушая произведения, смогли услышать живопись.

Что нового узнали?

Вам понравилось на уроке? Что? Как вы себя чувствовали на уроке?

Дать оценку работы детей.

Д/З:

Нарисовать любимый уголок природы.

Поиск по сайту

Начало формы

Вариант 1.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определите жанр музыкального произведения К. Глюка «Мелодия»

А. вокальное произведение

Б. инструментальная пьеса

В. симфоническая музыка

2

Выбери инструмент деревянно-духовой группы симфонического оркестра

А. арфа

Б. гобой

В. валторна

Г. контрабас

Д. свирель

3

Самый высокий тембр голоса?

А. бас

Б. тенор

В. сопрано

4

Музыкальное произведение для голоса без слов

А. ария

Б. вокализ

В. романс

5

Что означает в переводе слово «фуга»?

А. круг

Б. бег

В. шествие

6

Определи композитора оперы «Золотой петушок»

А. Римский-Корсаков

Б. Шопен

В. Чайковский

7

Творчество какого композитора отражает девиз: «Через борьбу - к победе!»

А. Бетховен

Б. Шопен

В. Чайковский

8

Определи форму, в которой нет противоположного образа

А. вариации

Б. рондо

В. куплетная

9

Произведение для симфонического оркестра и солирующего инструмента

А. концерт

Б. симфония

В. сюита

10

Кого из композиторов считали «королем» вальса?

А. В. Моцарт

Б. И. Штраус

В. Ф. Шопен

Тест

по музыке в 6 - ом классе

Фамилия, имя _____________________________ Класс_______________

Вариант 2.

Содержание задания

Варианты ответов

1

Определите автора музыкального произведения «Вокализ»

А. Бетховен

Б. Рахманинов

В. Чайковский

2

Выбери инструмент медно-духовой группы симфонического оркестра

А. арфа

Б. гобой

В. валторна

Г. контрабас

3

Определи жанр музыкального произведения А. Скрябина «Этюд № 12»

А. вокальная музыка

Б. инструментальная пьеса

В. симфоническая музыка

4

Высокий женский голос - это…

А. альт

Б. тенор

В. сопрано

5

Что означает в переводе слово «рондо»?

А. быстро

Б. круг

В. бег

6

Выбери девиз, характеризующий творчество П. Чайковского

А. «Через борьбу к победе!»

Б. «…чтобы в моей музыке люди находили подпору и утешение»

В. «Жизнь прекрасна»

7

В опере С. Прокофьева «Повесть о настоящем человеке» звучит песня?...

А. «Вниз по матушке по Волге»

Б. «Во поле берёза стояла»

В. «Зелёная рощица»

8

Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.

А. балет

Б. опера

В. симфония

9

Назовите тембр самого низкого мужского голоса

А. бас

Б. дискант

В. меццо-сопрано

10

Кто из композиторов в основном писал музыку для фортепиано?

А. В. Моцарт

Б. И. Штраус

В. Ф. Шопен

Проектно-исследовательские технологии в музыкальном образовании.

Плоскова Елена Анатольевна, учитель музыки

МАОУ «СОШ» с. Летка Прилузского района

Сегодня в условиях стремительно развивающегося общества к современной школе предъявляется много требований, одно из которых формирование личности, которая умела бы самостоятельно решать те или иные задачи, возникающие в результате ее взаимодействия с социумом; формировать и защищать свою точку зрения по любому вопросу, так или иначе затрагивающему ее; была бы способна отстаивать свои убеждения; стремилась бы к непрерывному поиску нового знания в той или иной области; умела бы творчески использовать свои знания и умения и эффективно применяла бы их в действительности, находить нужную информацию, будь то справочная литература или Интернет-сети, оценивать её, интерпретировать.... Т.е. это должна быть личность успешная, способная к самообразованию и саморазвитию. Поэтому, одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, организация самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения.

Возникает вопрос: как это сделать, в том числе и в музыкальном воспитании? Каким образом выстроить художественно-творческий процесс на уроке, чтобы избежать традиционных форм обучения, развития только репродуктивного мышления у учащихся? Как направить учебно-воспитательный процесс на развитие музыкально-творческого потенциала, воспитания потребности в музыкальном самообразовании?

Известна китайская пословица (слайд). Действительно (исследования Х.Е.Майхнера), при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:10% того, что читают, 20% того, что слышат, 30% того, что видят, 50% того, что слышат и видят. В то же время при активном восприятии информации учащиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами, 90% того, что делали сами.

Значит, в центре внимания педагога должны быть активные формы обучения, являющиеся основой развития познавательной компетентности школьника, когда ребёнок не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывающем знания. Поэтому мне хочется остановиться на проектно-исследовательских технологиях как продуктивном, эффективном и деятельностном способе, принятом в педагогической практике современной школы. Данные технологии не новы, но они изучаются, практикуются и совершенствуются в трудах наших исследователей, учёных-педагогов В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Н.И. Дереклеева, А.В. Масленникова, С.Т. Шацкого, Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркиной, а также в нашей с вами педагогической практике.

Как происходит применение данных технологий в урочной и внеклассной деятельности в области музыкального воспитания?

Каждая технология имеет своё место в учебном процессе, будь то проект или исследование, а порой они совмещаются, превращаясь в одно увлекательное, яркое и запоминающееся действо. Как правило, любой проект или исследование строится в соответствии со всеми принципами, структурой данных материалов.

Подготовительный этап начинается уже в начальной школе с элементарных мини-проектов и исследований. Например, это могут быть исследования, творческие пробы с собственным голосом, исследуя его и подбирая нужный вариант: звукоподражание голосом интонации речи (радость, горе, печаль, вопрос); подражание голосам птиц (имитация); омузыкаливание пословиц, загадок; поиск интонаций для характеристики музыкального образа. Ребята составляют мини-проекты концертов для мам, для малышей.

В средних классах - это проекты концертов симфонической музыки, бардовской песни. При изучении темы «Путешествие в музыкальный театр», ребята исследуют, как и кем создается музыкальный спектакль, исследуются программки, афиши к спектаклям, театральное «закулисье». У каждого рождается либретто своего собственного музыкального произведения, дети пробуют себя в роли главного художника, декоратора театра. После анализа музыкальных характеров персонажей балета создаются эскизы костюмов и декораций к сценам.

Широко практикую проекты уроков-путешествий, конференций, уроков-исследований, посвящённых творчеству того или иного композитора, музыкальной атмосфере определённой эпохи, для которых знания добываются в ходе исследовательской деятельности. С интересом ребята делают доклады, рефераты, тематические проекты-презентации. Обучающийся при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ребенка логическое мышление, формирует навыки творческой и проектно-исследовательской деятельности, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни.

При завершении изучения курса «Музыка» на основе проектно-исследовательской деятельности в качестве итоговой аттестации ребята в течение полугода выполняют зачётные работы. На выбор предлагаются несколько различных форм и тем проектов и исследований на интересующую тему. Цель - контроль за качеством знаний учащихся, развитие творческих способностей, навыков исследования и проектирования. При этом это могут быть как индивидуальные так и групповые формы выполнения работ.

Виды проектных работ:

а) практико-информационный проект - изготовление фотоальбома, буклета, учебного пособия, аудиоальбома, видеофильма, газеты, мультимедийного диска на музыкальную тему. Примеры темы: «Музыкальная жизнь нашей школы (села, района)» - с использованием фотографий, газетных вырезок, интервью, репортажей; «Музыкальный словарь в форме книги, буклета;

б) творческий - изготовление макетов, музыкального инструментария с последующим представлением на школьной выставке, применением на уроках; сольное музыкальное выступление на школьном, сельском уровнях; проявление музыкально-литературного творчества (эссе, поэзия, сочинение, проект музыкально-литературного альбома);

в) игровой (ролевой) - подготовка и проведение беседы на музыкальную тему для определённой аудитории, викторины, музыкального вечера (побывать в роли учителя, организатора, ведущего, постановщика, артиста). Например: «Музыкальная гостиная», «Музыкальная коллекция», «Музыкальная машина времени».

Предлагаемые темы исследовательских работ:

«О влиянии музыки на жизнь нашей семьи»

«Использование музыки на немузыкальных уроках»

«Песни моей бабушки»

«Кино и музыка» (Зачем в кино музыка?)

«Изучение стилей и направлений молодежной музыки»

«Детские дискотеки: за и против»

«История одного инструмента»

«Особенности церковной музыки»

«Хип-хоп: образ жизни или дань моде?»

«Определяем качество звучащей музыки»

Выполненные работы презентуются на итоговых уроках музыки, школьной учебно-исследовательской конференции, используются на учрежденческих мероприятиях. Материалы и продукты проектов становятся основой для оформления кабинета музыки, выставок, экспозиций.

Наиболее одарённые и увлечённые ребята выходят за рамки уроков и проектно-исследовательская работа продолжается для них и в старшем звене. В основном - это участники вокально-хоровых коллективов «Лирика» и «Синяя птица». Такие ребята входят в состав научного общества учащихся «Шаг в науку», созданного в нашей школе. Для них проводятся занятия, обучающие семинары, консультации по методике проведения исследований, оформлению работ. При этом сохраняется и усиливается взаимосвязь музыки с другими предметами - экологией, биологией, физикой, историей, краеведением, языкознанием… Поэтому темы для проектов и исследовательских работ могут быть самые разнообразные. Например, как и какая музыка влияет на растения, на животных, на работоспособность учащихся, на утомляемость, на психические процессы, можно исследовать природу звука (акустика, звуковые волны), создавать проекты-релаксации. В области краеведения интересны фольклорные исследования, проекты-летописи творческих коллективов, культурных особенностей региона. Со своими проектами и исследованиями наши ребята принимают успешное участие на творческих конкурсах и научно-практических конференциях различного уровня - районные экологические и краеведческие конференции, конкурсы медиапроектов, творческие конкурсы РЦДО, КРИРОиПК, республиканские конференции ЮнИОС, «Отечество - Земля Коми» и др.

Краткий обзор некоторых проектов, рождённых в стенах нашей школы и которые заслуживают внимания.

Проект-презентация «Музыки связующая нить». Это проект гражданско-патриотического направления на основе систематизированного материала о деятельности наших вокально-хоровых коллективов в данном направлении. Каждый слайд презентации, озаглавленный песенной фразой из репертуара коллективов и проиллюстрированный фотофрагментами их деятельности, связан с летописью Великой Отечественной войны, событиями, в которых участвуют хористы и вокалисты. Проект был представлен вокалистами и хористами на республиканском конкурсе «Отечество моё - Россия» и был удостоен Диплома победителя в номинации.

Игровой проект - постановка детской оперетты «Осенние проделки Лешего» был подготовлен и реализован вокальной студией во всех детских садах нашего села, а также в начальной школе. В 2010 году этот проект был представлен на международном конкурсе профессионального мастерства «Учитель-музыкант в контексте современной культуры» в г. Санкт-Петербурге и удостоен Диплома и звания дипломанта.

Благотворительный проект «Парус надежды» направлен на организацию досуговой и концертной деятельности для воспитанников детского приюта.

Интересен проект «Неделя музыки и театра» представленный в форме деловой игры, когда вся школа превращается в символический театр со своей структурой, репертуаром, мастерскими, в котором в течение недели происходят увлекательные музыкальные события - концерты, игры, путешествия, конференции, олимпиады, выставки…

Таким образом, мы видим, что создание в школе условий для проектно-исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно. Подобная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, творческого потенциала личности и способствует более яркому пониманию жизненно-образного содержания искусства. Чем раньше начинается исследовательская деятельность, тем она будет эффективнее.

загрузка...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

САЙТ:


ОРИГИНАЛ ПУБЛИКАЦИИ:





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал