7


  • Учителю
  • рабочая программа по музыке для 5 класса

рабочая программа по музыке для 5 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа  по музыке для 5 класса составлена на основе,  авторской программы под редакцией  Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка.  Сборник рабочих программ Предметная линия учебников  5-7 классы  Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская» 
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Серебряно - Прудская средняя общеобразовательная школа

имени маршала В. И. Чуйкова»

« Утверждаю»


Директор школы ____________________Пащенко И.Б.

02. 09. 2014г


Рабочая программа

по музыке

( базовый уровень)


5 класс


Составитель: Ефимова Татьяна Ивановна

учитель музыки высшей категории

2014г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе, авторской программы под редакцией Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, напечатанной в сборнике «Музыка. Сборник рабочих программ Предметная линия учебников 5-7 классы Г.П. Сергеевой, Е. Д. Критская»

М. : Просвещение, 2013» , в соответствии с примерными программами для основного общего образования и основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского , требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и образовательной программой МОУ Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова»

Программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета « Музыка», всего 35 часов.

Данная программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 5-7 классов образовательных учреждений, учебник « Музыка.5 класс» ( М. Просвещение, 2013), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 5-6 классы» ( М. Просвещение, 2013).

Программа рассчитана на 1 час в неделю


Целью уроков музыки в 5 классе является развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры, установление внутренних взаимосвязей музыки с литературой и изобразительным искусством.


В качестве приоритетных в данной программе выдвигаются следующие задачи и направления:

  • приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

  • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

  • развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

  • освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

  • овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).


Личностные УУД: понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности; понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки, выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством, кино, театром в процессе освоения музыкальной культуры своего региона, России, мира, разнообразных форм музицирования, участия в исследовательских проектах; использование полученных на уроках музыки способов музыкально-художественного освоения мира во внеурочной (внеклассной и внешкольной), досуговой деятельности, в процессе самообразования.

Познавательные УУД: устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства; усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Регулятивные УУД: владение умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений разных жанров, стилей музыки своего народа, других стран мира; планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, создания импровизаций при выявлении взаимодействия музыки с другими видами искусства, участия в художественной и проектно-исследовательской деятельности; прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицирования, о других видах искусства, коррекция недостатков собственной художественно-музыкальной деятельности; оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, представленное в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

Коммуникативные УУД: передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе; знакомство с различными социальными ролями в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий в процессе восприятия, исполнения музыки, театрализации, драматизации музыкальных образов.

Информационные УУД: осмысление роли информационно-коммуникационных технологий в жизнедеятельности человека; формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации; расширение источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства; использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, развивающих компьютерных игр, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека; обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования, формирования фонотеки, библиотеки, видеотеки; расширение с помощью сети Интернет представлений о концертно-музыкальных традициях страны, региона, использование информации в проектно-исследовательской деятельности.

Содержание рабочей программы предмета Музыка»

5 класс

В рабочей программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства в их взаимодействии с художественными образами других искусств - литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи, скульптуры, архитектуры, графики, книжных иллюстраций и др,) театра (оперы, балета, оперетты, мюзикла, рок-оперы), кино.

Программа состоит из двух разделов, соответствующих темам «Музыка и литература» и «Музыка и изобразительное искусство». Такое деление учебного материала весьма условно, так как знакомство с музыкальным произведением всегда предполагает его рассмотрение в содружестве муз, что особенно ярко проявляется на страницах учебника и творческой тетради.


Тема года: "Музыка и другие виды искусства"


Тема 1 полугодия: "Музыка и литература" (17 часов)

Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки. Это прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, - песня, романс, опера. Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония), а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.

Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или легенды.Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства. Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки (музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр: опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов. Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.


Тема 2 полугодия: "Музыка и изобразительное искусство" (18 часов)

Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством. Взаимодействие трех искусств - музыки, литературы, изобразительного искусства - наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства, как опера, балет, мюзикл, а также

с произведениями религиозного искусства («синтез искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения. Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках. Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура - застывшая музыка. Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника. Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.





1 четверть.

Урок 1. Что роднит музыку с литературой.

Интонационное сходство и различие музыки и литературы. Литературная основа музыкальных произведений. Выявление особенностей воплощения литературного текста в музыке. Выявление музыкальной характеристики каждого героя через интонационно-образный анализ тем.

Урок 2. Урок 3. Урок 4. Вокальная музыка.

Определение романса, дуэта. Пластическое интонирование на текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Из Гете». Сравнение композиторских трактовок музыкальных произведений на один литературный текст на основе метода «Сочинение сочиненного». Повторение жанров вокализа, романса, песни без слов. Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Урок 5. Урок 6. Фольклор в музыке русских композиторов.

Определение симфонической миниатюры. Народное сказание - литературная первооснова произведения. Предугадывание музыкальных характеристик персонажей и основных приемов развития музыки по методу «Сочинение сочиненного», сравнение с музыкальными характеристиками А.К.Лядова при прослушивании музыки. Изобразительные импровизации главных персонажей сказания.

Характерные особенности программной музыки. Определение симфонической сюиты. Сказка - литературная первооснова произведения. Интонационно-образный анализ тем Шахриара и Шехеразады. Сочинение восточной сказки по музыке 4 части «Шехеразады».

Урок 7. Жанры инструментальной и вокальной музыки.

Определение музыкальных особенностей жанра баркаролы на основе на основе метода «тождества и контраста».

Урок 8. Урок 9. Вторая жизнь песни.

Интерпретация русской народной песни, основные приемы развития музыки в трактовке композитора. Джазовые обработки классической музыки.

Урок 10. Всю жизнь мою несу родину в душе …

Определение кантаты. Сравнение музыки на основе метода «тождества и контраста». Подбор картин, созвучных по духу содержанию музыкальных произведений. Интонационно-образный анализ по вопросам учебника.

Урок 11. Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

Стилистические особенности музыки В.А.Моцарта. Рассказ об истории создания «Реквиема». Интонационно-образный анализ поизведений Моцарта на основе метода «тождества и контраста». Размышления о смысле высказывания Э.Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена».

Урок 12. Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

Повторение оперных терминов: либретто, увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль. Повторение либретто оперы и музыкальных характеристик главных героев. Подбор музыкальных произведений, созвучных по духу содержанию картин. Определить музыкальные портреты каждого гостя, интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста».

Урок 13. Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

Повторение либретто балета. Интонационно-образный анализ на основе метода «тождества и контраста». Симфоническое развитие образов Добра и Зла в сцене битвы Щелкунчика с мышами. Воплощение национальных особенностей в танцевальной музыке.

2 четверть.


Урок 14. Музыка в театре, кино и на телевидении.

Музыка - неотъемлемая часть произведений киноискусства. Динамика развития музыкального кинообраза.

Урок 15. Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

Знакомство с либретто мюзикла. Выявить отличительные особенности музыкального языка и манеры исполнения вокальных номеров мюзикла.

Урок 16. Мир композитора.

Музыкальная викторина

Урок 17. Обобщающий урок по теме «Литература и музыка»

Взаимодействие музыки и литературы. Многообразие музыкально-театральных жанров. Размышление над смыслом выражения: «Музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем».


3 четверть.

Урок 18. Что роднит музыку с изобразительным искусством.

Соотнесение выразительных средств музыки и живописи: мелодия - линия, аккорд-пятно, ритм - ритм, форма - композиция, гармония, тембр - цвет, колорит, гамма, тон; фактура - штрих, мазок; темп - статика-динамика. Выявление средств выразительности: колорита, композиции и т.д. Сопоставление музыкальных и художественных образов. Выявление стилистических особенностей музыки Рахманинова С.В.

Урок 19. Небесное и земное в звуках и красках.

Повторение определений «а капелла, хор, солист». Сопоставление музыки русских и зарубежных композиторов на основе интонационно-стилевого анализа. Сопоставление музыкальных и художественных образов.

Урок 20. Урок 21. Звать через прошлое в настоящее.

Определение жанровых признаков кантаты, выразительных средств, музыкальной формы. Повторение тембровых характеристик голосов в хоре: тенора, басы, сопрано, альты. Анализ средств выразительности: линии, рисунка, цветовой гаммы, ритма, композиции. Интонационно-образный анализ главных тем: хорала, «русской атаки», русских воинов. Определение формы и приемов развития тем. Метод «сочинение сочиненного»: самостоятельный отбор музыкальных тем для финала кантаты. Дискуссия на тему «Как вы понимаете смысл выражения М.Мусоргского «Звать через прошлое к настоящему?»

Урок 22. Урок 23. Музыкальная живопись и живописная музыка.

Размышление на тему: Какую роль играет природа в жизни человека? Как она пробуждает творческое воображение писателей, композиторов, художников? Подбор музыкальных произведений, близких по настроению картинам. Интонационно-образный анализ картин и музыкального произведения. Обоснование трактовки стихотворения «Островок» поэта К.Бальмонта и композитора Рахманинова С.В. Определение жанра, сюжета, основной идеи произведения. Сравнение настроения романса с картинами Д.Бурлюка «Пейзаж» и А.Рылова «Буйный ветер». Определение приемов развития темы и формы. Сопоставление прелюдий, выявление контраста музыкального языка, сравнение с произведениями живописи и литературы.

Урок 24. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

Определение жанра концертной симфонии. Сопоставление на основе интонационно-образного анализа, сравнение с музыкой колокольных звонов.

Определение жанровых признаков, имитирующего инструмента. Определение сходства и различия художественного воплощения образов фресковой живописи и в музыке.

Урок 25. Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

Осознание музыки как искусства интонации и обобщение на новом уровне триединства «композитор-исполнитель-слушатель»; расширение представлений учащихся о выразительных возможностях скрипки. Сравнение картин и музыкальных фрагментов на основе метода «сходства и различия». Понятия интерпретация, трактовка, версия, обработка. Что сохранили композиторы, а что подвергли изменению? В какой форме написаны произведения? Какая из версий ближе к образу, созданному Паганини?

Урок 26. Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

Особое значение дирижера, выразительной роли различных групп инструментов. Определение жанра симфонии, соотнесение с литературным жанром по масштабности. Интонационно-образный анализ произведений.

Образный строй «Симфонии №5» Л.Бетховена, творческий процесс сочинения музыки. Размышление на тему: Можем ли мы услышать живопись? Можем ли мы увидеть музыку?


Урок 27. Застывшая музыка.

Постижение гармонии в синтезе искусств, умение соотнесения музыкальных произведений с произведениями других видов искусств. Что объединяет произведения музыкального искусства и архитектуры? Какие музыкальные понятия и термины можно применить, описывая архитектурные памятники?


Подбор музыкальных произведений, созвучных образному строю репродукций. Определение характерных особенностей музыкального языка И.С.Баха на основе интонационно-образного анализа.


4 четверть.


Урок 28. Полифония в музыке и живописи.

Определение «полифония», «токката», «фуга». Сопоставление выразительных средств художественного языка разных видов искусств. Дискуссия на тему: актуальна ли музыка Баха для современников (на основе собственного отношения)?

Урок 29. Музыка на мольберте.

Расширение представлений учащихся о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства, литературы на примере творчества М. Чюрлениса. Анализ репродукций картин триптиха: цветовой колорит, композиция, образы. Определение образов и жанровой основы народной музыки. Подбор картин, созвучных образному строю. Вывод об общности образов и средств выражения в музыке, живописи и поэзии М.Чюрлениса.

Урок 30-31. Импрессионизм в музыке и живописи.

Особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность импрессионизма в музыке и живописи. Анализ цветового колорита, композиции. Сравнение выразительных средств музыки на основе метода «тождества и контраста». Сравнение, определение образов, жанровых особенностей на основе метода «тождества и контраста». Сравнение с «детской» музыкой П.И.Чайковского, С.Прокофьева.

Урок 32. О подвигах, о доблести, о славе

Знакомство с жанром реквиема. Интонационно-образный анализ. Анализ композиции, образов, формулирование основной идеи.

Урок 33. В каждой мимолетности вижу я миры.

Интонационно-образный мир произведений композитора С.С. Прокофьева.

Сравнение музыкальных зарисовок С.С.Прокофьева с картинами художника В.Кандинского, определение замысла.Сравнение различных исполнительских трактовок.

Урок 34. Мир композитора. С веком наравне.

Взаимодействие изобразительного искусства и музыки на основе стилевого сходства и различия. Музыкальная викторина по произведениям И.С.Баха, М.Чюрлениса, Н.А.Римский-Корсакова, С.С.Прокофьева, К.Дебюсси.

Урок 35. Урок-концерт по теме «Музыка и изобразительное искусство».

Урок-концерт по заявкам учащихся.











Тематическое планирование уроков в 5 классе



Разделы и темы

Кол-во

часов

Дата проведения

План

факт


5 класс (35 ч)






I.

Музыка и литература

17





1.


Что роднит музыку с литературой.


1


01.09

05.09




2



3



4

Вокальная музыка.


3


08.0912.0915.09

19.0922.09

27.09




5. 6

Фольклор в музыке русских композиторов.

2

29.09

03.1006.10

10.10




7.8.

Жанры инструментальной и вокальной музыки.

2

13.10

17.1020.10

24.10




9

Вторая жизнь песни.

1

27.10

31.10




10

Всю жизнь мою несу родину в душе …

1

10.11

14.11




11 12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах.

2

17.11

21.1124.11

28.11




13

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.

1

01.12

05.12




14

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.

1

08.12

12.12




15


Музыка в театре, кино и на телевидении.

1

15.12

19.12




16

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.

1

22.1226.12




17

Мир композитора.

1

29.1231.12




II.

Музыка и изобразительное искусство

18





18.

Что роднит музыку с изобразительным искусством.

1

12.01

16.01




19.


Небесное и земное в звуках и красках.


1

19.01

24.01




20.

21


Звать через прошлое в настоящее.


2


26.0130.0102.0206.02




22.

23

Музыкальная живопись и живописная музыка.

2

09.02

13.0216.02

20.02




24


Колокольность в музыке и изобразительном искусстве.

1

23.0227.02




25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.

1

02.03

06.03




26


Волшебная палочка дирижера. Образы борьбы и победы в искусстве.

2

09.03

13.0316.03

20.03




27

Застывшая музыка.

1

01.04

03.04




28

Полифония в музыке и живописи.

1

06.04

10.04




29

30


Музыка на мольберте.

Импрессионизм в музыке и живописи.

2

13.04

17.0420.04

24.04




31


О подвигах, о доблести, о славе

1

27.04

30.04




32


В каждой мимолетности вижу я миры.

1

04.05

08.05




33


Мир композитора. С веком наравне.

1

11.05

15.05




34


Обобщение темы полугодия «Музыка и изобразительное искусство».

1


18.0522.05




35

Урок-концерт по теме «Музыка и изобразительное искусство».

1


25.0529.05







Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка» класс 5

тема «Взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства»

п/п

Дата

Тема урока.

(страницы учебника, тетради)

Художественно- педагогическая идея урока, раздела

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты


Название раздела "Музыка и литература»" (16 часов)


1

4.09.

Что роднит музыку с литературой?

(с. 6-9)

Слушание, анализ:

-Симфония № 4 (финал) П.И. Чайковского;

- сюита "Пер Гюнт" Э. Грига;

- романс (песня) "Жаворонок" для фортепиано с голосом М.И. Глинки, Н. Кукольника;

Пение (вокально-хоровая работа): песня «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьевой.


Взаимодействие музыки и литературы.

Поэма, былина, сказка, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка, интонация.

Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусств. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки.

Р. Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями.

К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения;

уметь высказывать свои размышления о музыке..

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


2-3

11.09.

18.09.


«Вокальная музыка»

(с.10-17; т.т. с.4-5, 6-7, 8-13, 18-19)

Слушание, анализ:

-Концерт №3, «Вокализ» С.В.Рахманинова (фрагменты);

- романс "Горные вершины" А.Варламова, М.Ю. Лермонтова;

Пение (вокально-хоровая работа): песни:

-«Осень» Ц.Кюи;

-«Колыбельная» обр. А.Лядова;

-«Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьевой;

русские народные песни:

"Заплетися плетень", "Я на камушке сижу", "Ах ты, ноченька".


Вторая жизнь народных мелодий.


Жанры народных песен: лирические, игровые, колыбельные, трудовые, обрядовые, величальные, хороводные. Романс, дуэт, музыкальная форма.

Осознавать значение поэзии и её неразделимость с музыкой. Знать отличия музыкальной речи от речи литературной. Называть основные жанры русских народных песен. Проявлять навыки вокально-хоровой работы.

П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.

Производить интонационно - образный анализ музыкальных произведений, их выразительных средств и приемов.

Р.Исполнять народные песни, понимать особенности музыкального воплощения стихотворных текстов. Импровизировать в пении, игре, пластике. Самостоятельно работать в творческой тетради.

К: Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствовать учебные действия, И.Самостоятельно работать с музыкальной и иной художественной информацией в сети Интернет.

Развитие эстетического сознания и эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства через освоение художественного наследия России и творческую деятельность.

4-5

25.09.

2.10.


«Фольклор в музыке русских композиторов»

(с.18-21, т.т. с. 18, 20-21)

Слушание, анализ:

-сказание для симфонического оркестра "Кикимора" А. Лядова (фрагменты);

-симфоническая сюита "Шехерезада" Н.А. Римского-Корсакова, (тема Шахриара и Шехерезады)

Пение (вокально-хоровая работа):

-песня «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьевой;


Музыка -главное действующее лицо в литературе Страницы, с которых звучит музыка.


Народное сказание, симфоническая сюита, программная музыка.

Уметь анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.

Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

П. Понимать связь музыки с литературой: произведения программной инструментальной музыки, созданные на основе различных литературных источников.

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.


Планировать этапы выполнения работы.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе. И.Строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска.

Использовать полученные на уроках музыки знания музыкально-художественного освоения мира в процессе самообразования.

6

9.10.


«Жанры инструментальной и вокальной музыки» (с.22-27, т.т. с.18-21)

Слушание, анализ:

-"Вокализ" С.В. Рахманинова;

- "Романс" Г.В. Свиридова из музыкальной иллюстрации к повести "Метель";

-«Вечерняя музыка» В.А. Гаврилина;

-"Баркарола" Ф.Шуберта и П.И.Чайковского;

-«Песня венецианского гондольера» Ф.Мендельсона

Пение (вокально-хоровая работа): романс: «Венецианская ночь» М.Глинка

песня: «Моя Россия» Г.Струве, Н.Соловьевой;


«Поделись живыми снами,

Говори душе моей,

Что не выскажешь словами -

Звуком на душу навей»

А.А. Фет

Вокализ, песня без слов, романс, баркарола

Творчески интерпретировать вокальную и инструментальную музыку в коллективной музыкально-творческой деятельности. Уметь называть основные жанры вокальной и инструментальной музыки; импровизировать на заданную тему, воплощать художественно-образное содержание музыкальных и литературных произведений в драматизации, пластическом движении, свободном дирижировании.


П. Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров.

Р. Формировать и развивать компетентности в области использования ИКТ.

К.Прогнозирова

ть содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов.

И. Применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации.

Развитие восприятия музыки, ценностного отношения к ней и формирование навыка рефлексии.

7-8

16.10.

23.10.


«Вторая жизнь песни»

(с.28-29)

Слушание, анализ:

-«Камаринская» из «Детского альбома» и

Концерт №1 П.И. Чайковского;

- "Песня Сольвейг" из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

-опера "Снегурочка" Н.А. Римского-Корсакова, сцена "Проводы масленицы".

Пение (вокально-хоровая работа): русская народная песня «Во поле береза стояла»;

«Песня Сольвейг» Э.Грига;

песня "Снег» из вокального цикла «Земля» М.Славкина, Э.Фарджен


«Что может быть прекрасней раздольной русской мелодии, родившейся на великой земле, у великого народа!» Л.Зыкина

Интерпретация, обработка, трактовка

Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Развивать образное и ассоциативное мышление.


П. Находить связь между композиторским и народным музыкальным искусством.

Р. Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.

Сравнить классические произведения и сочинения в современных интерпретациях

Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.

К. Уметь строить речевые высказывания о собственном отношении к музыке разных жанров и стилей.

И.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.


9

30.10.


"Всю жизнь мою несу родину в душе...". Обобщение материала

1-й четверти.

(с.30-35; т.т. с.26- 29, с.46-47)

Слушание, анализ:

- симфония-действо "Перезвоны" В.А. Гаврилина («Весело на душе», «Вечерняя музыка», «Молитва»);

-кантата "Снег идет" Г.В. Свиридова, Б.Пастернака.

Пение (вокально-хоровая работа:

песня "Снег» из вокального цикла «Земля» М.Славкина, Э.Фарджен

«Ой, ты, Русь, моя родина кроткая,

Лишь к тебе я любовь берегу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу» С.Есенин

Программная симфония, симфония -действо, кантата, струнные инструменты, челеста, флейта

Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов музыки, литературы и живописи. Знать специальную терминологию и ключевые понятия, расширять эмоциональный словарь.

П. Выявлять общность жизненных истоков и взаимосвязь музыки с литературой и изобразительным искусством как различными способами познания мира. Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки.

Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке

К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Воспитывать чувство уважения к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

10-11

13.11

20.11.


«Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

(с.36-47; т.т. с.22-25)

Слушание, анализ:

-кантата "Снег идет" Г.В. Свиридова, Б.Пастернака.

- Прелюдии (№7 и № 20),"Вальс № 7", Этюд № 12 («Революционный») Ф.Шопена;

- реквием "Dies irae" ("День гнева"), "Lacrimosa" ("День, исполненных слез") В.А. Моцарта.

Пение (вокально-хоровая работа):

каноны: «Слава солнцу, слава миру!», «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»)

В.-А. Моцарта;

песня "Запевка" Г.Свиридова, И.Северянина;

«Музыка - живая речь, чутко отражающая действительность, как и речь словесная»

Б.В. Асафьев

Лирические стихотворения, жанры фортепианной музыки, серенады для струнного оркестра, хор из оперы, реквием, контраст интонаций, канон

Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы. Раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров, стилей; определять средства музыкальной выразительности, приёмы взаимодействия и развития музыкальных образов, особенности музыкальной драматургии.

П. Размышлять о значимости музыки в творчестве писателей и поэтов; высказывать суждения о национальном своеобразии музыки в творчестве русского (Г.В. Свиридова) и западноевропейских (Ф.Шопен, В.Моцарт) композиторов.

Р. Соотносить нотную запись с последующим его выразительным исполнением.

К.Развивать письменную речь в процессе выполнения самостоятельной работы в творческой тетради.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников.

12

27.11


«Первое путешествие в музыкальный театр» Опера.

(с.48-57; т.т.42-45)

Слушание, анализ:

- опера-былина "Садко" Н.А. Римского-Корсакова (фрагменты);

-опера "Руслан и Людмила" (увертюра) М.И. Глинки

Пение (вокально-хоровая работа): песня "Песенка о словах"

С. Старобинского, С.Вайнина.

«Оперная драма, возможно, самое

оригинальное создание современной цивилизации».

Р. Роллан


Опера, либретто, ария, песня, инструментальные темы, музыкальный портрет

Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

П. Знать историю развития оперного искусства; что в основе оперы -литературное произведение; основные понятия жанра.

Р.Передавать в вокальном исполнении музыки особенности развития музыкальных образов. Выявлять национальные стилевые особенности музыки. Работа с дополнительной информацией в творческой тетради и сети Интернет

К. Размышлять о синтезе искусств (музыкального, драматического и изобразительного) в опере. Способность вести диалог с произведениями искусства и с другими людьми.

И.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.


Развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности и самостоятельно ставить для себя новые задачи.

13

4.12.


«Второе путешествие в музыкальный театр» Балет.

(с.58-63; т.т. с.38-41)

Слушание, анализ: «Вальс снежных хлопьев»;"Вальс цветов из балета "Щелкунчик"П.И. Чайковского;

-балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева, (фрагменты.)

Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Песенка о словах"

С. Старобинского, С.Вайнина.

«Если балет может считаться братом других искусств, то лишь при условии, что он соединяет в себе их совершенство»

Жан Жорж Новер

Балет, развитие музыки, симфоническое развитие, образ танца

Воспринимать и анализировать музыкальные произведения для постижения их художественного содержания. Расширять музыкальный и общий культурный кругозор.

П. Знать историю развития балетного искусства; что в основе балета лежит литературное произведение; основные понятия жанра.

Р. Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пение, пластическое интонирование).

К.Совершенствовать учебные действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проб- лемных ситуаций.

И.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

14

11.12.

«Музыка в театре, кино, на телевидении»

(с.64-67; т.т. с. 49)

Слушание, анализ:

-музыкальная сказка "Бременские музыканты" Г.Гладкова (по сказке братьев Гримм);

- музыка к драме Г.Ибсена "Пер Гюнт" Э.Грига.

Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Песенка о прекрасных вещах " Р.Роджерса из мюзикла "Звуки музыки".


«Все виды искусства служат главному искусству - жить на Земле»

Бертольд Брехт

Литературный сценарий, киносценарий, музыкальный фильм

Понимать роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении.

Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.


П.Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся.

Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов произведений разных композиторов.

Р. Выявлять национальные стилевые особенности музыки.

Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями

К.Уметь организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

И.Использовать образовательные ресурсы Интернета для расширения источников информации, необходимой для закрепления знаний о взаимодействии музыки с другими видами искусства.

Проявлять компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения, осознанное и ответственное отношение собственным поступкам. Рассуждать о вечных темах искусства

15

18.12

«Третье путешествие в музыкальный театр» Мюзикл.

(с.68-71., т.т. с. 49)

Слушание, анализ:

- мюзикл "Кошки"

Э.Л. Уэбера (фрагменты);

Пение (вокально-хоровая работа):

- "Песенка о прекрасных вещах"

Р. Роджерса

из мюзикла

"Звуки музыки";


«Главными и неотъемлемыми чертами нового в музыкальном искусстве являются современность и простота»

Г.В. Свиридов

Мюзикл, музыкальная комедия

Расширять представление о жанре мюзикл, знать историю возникновения жанра, основные его отличия от оперы (театр "легкого стиля").

Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования.

П.Актуализация жизненно-музыкального опыта учащихся.

Р. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении.

Соотносить звучания музыки с нотной записью,

Исполнять фрагменты из мюзикла «Кошки» Э.Л. Уэббера.

К. Способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

И. Поиск информации в музыкальном пространстве Интернет для выполнения творческих заданий.

Планировать деятельность по реализации художественно- творческого проекта. Участвовать в инсценировании фрагментов мюзиклов, в создании музыкально-театральных композиций.

16

25.12.

«Мир композитора»

Обобщение материала 2-й четверти

(т.т. с. 46-48)

Слушание, анализ:

-«Вокализ» С.В.Рахманинова (фрагменты);

- романс "Горные вершины" А.Варламова, М.Ю. Лермонтова;

-"Реквием" В.Моцарта (фрагменты);

- опера-былина "Садко" Н.А. Римского-Корсакова (фрагменты);

-опера "Руслан и Людмила" М.И. Глинки (увертюра);

-балет "Ромео и Джульетта" С.С. Прокофьева, (фрагменты);

- мюзикл "Кошки" Э.Л. Уэбера (фрагменты);

Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Птица-музыка" В.Синенко, М.Пляцковского

«Музыка более всего способна к выражению и к передаче душевных настроений»

Ц.А. Кюи

Романс, вокализ, песня без слов, симфоническая сюита, симфоническая картина, симфония-действо, балет, опера, мюзикл.

Эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.

Анализировать и обобщать представления о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики общности жанров этих видов искусств.


П.Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке, музицирования, проектной деятельности. Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности.

Р.Прогнозировать результаты художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с литературой, изобразительным искусством, театром, кино; осмысленность и обобщенность учебных действий, критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке, музицировании, о других видах искусства.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе

И.Использовать различные приёмы поиска информации в Интернете о творческих биографиях композиторов и исполнителей

Иметь стремление к расширению и систематизации знаний,

самостоятельно ставить для себя новые задачи.

Название раздела «Музыка и изобразительное искусство»

17

9.01.

«Что роднит музыку с изобразительным искусством?»

(с.76-79)

Слушание, анализ:

-«Хор фурий струн золотых» Х.В. Глюк;

-«Песня венецианского гондольера» (№6) из фортепианного цикла «Песни без слов» Ф.Мендельсон;

-«Маленькая ночная серенада» В.-А.Моцарт;

-Концерт №1 для ф-но с оркестром П.И. Чайковский;

-симфоническая сюита "Шехерезада" Н.А. Римского-Корсаков;

Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Птица-музыка" В.Синенко, М.Пляцковского.


«На музыкальном языке живописать - значит звуками будить в нашем сердце те или иные воспоминания, а в нашем уме те или иные образы». Оноре Бальзак

Живописная музыка, музыкальная живопись, цветовая гамма, звуковая палитра

Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Уметь пользоваться специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.

изобразительного искусства.

П. Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства. Р.Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к прослушанной музыке.

К.Совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией; инициирование взаимодействия в группе, коллективе


Эмоционально-ценност-ное отношение к различным видам искусства, к произведениям классической музыки.

18

16.01.

"Небесное и земное" в звуках и красках»

(с.80-89, т.т. с.50-53)

Слушание, анализ:

-Концерт № 3 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова;

-"Аве Мария" И.С. Баха, Ш. Гуно;

-"Богородице Дево, радуйся" П.И. Чайковского;

-"Аве Мария" Ф.Шуберта.

Пение (вокально-хоровая работа):

«Любовь святая» Г. Свиридова

«Какая тишина

под звездами ночными!

Земля освещена

Как Божья церковь ими.

Ах, дивный этот час,

благоговенья полный,

Пронизывает нас

молитвою безмолвной…» В.Афанасьев.

Знаменный распев, песнопение, унисон


Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства; понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок).

П.Воспринимать и анализировать музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов для постижения их художественного содержания.

Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.

Соотносить звучание музыки с произведениями изобразительного искусства.

Определять средства выразительности (линия-мелодия; цвет-тембр; колорит - лад; ритм музыки - ритм изображения; форма - композиция).

К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.

И. Находить в музыкально-образовательном пространстве Интернета образцы народного творчества и произведения композиторов прошлого и современности.

Выражать свое отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой.

19-20

23.01.

30.01.

«Звать через прошлое к настоящему» «Александр Невский»

(с. 90-97; т.т. с.54-57)

Слушание, анализ:

- кантата"Александр Невский"

("Песня об Александре Невском", "Вставайте люди русские!", "Ледовое побоище","Мёртвое поле") С.С.Прокофьева;

-картина "Александр Невский" М.Нестерова. Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Баллада о солдате" В. Соловьего-Седого,

М. Матусовского.

«Композитор, как и поэт, ваятель, живописец, призван служить человеку и народу.

…Он, прежде всего, обязан быть гражданином в своем искусстве, воспевать человеческую жизнь и вести человека к светлому будущему». С.С. Прокофьев

Кантата, триптих, трёхчастная форма, контраст, набат, хор: тенора, басы, сопрано, альты, меццо-сопрано; изобразительность, контраст, песня-плач, протяжная песня.

Уметь выявлять общность жизненных истоков и многосторонних связей музыки, литературы и изобразительного искусства; сопоставлять героические образы музыки с образами изобразительного искусства.

П.Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся.

Производить интонационно-образный анализ музыкального произведения и средств музыкальной выразительности.

Выявлять особенности драматургии на основе взаимодействия происходящих в нем явлений и событий.

Р. Выявлять жанровые и национально-стилевые особенности музыки.

Пропевать основные темы музыкальных образов.

К. Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.

Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ, историю России; осознание своей этнической принадлежности.

Высказывать личностно-оценочные суждения о роли и месте музыки в жизни, о нравственных ценностях и эстетических идеалах, воплощённых в шедеврах музыкального и изобразительного искусства прошлого и современности, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора

21-22

6.02.

13.02.

«Музыкальная живопись и живописная музыка»

( с. 98-107, т.т. с.60-61)

Слушание, анализ:

-романс "Весенние воды" С.В.Рахманинова, Ф.Тютчева;

-романс "Островок" С.В.Рахманинова, К.Бальмонта;

-"Форель" и «Фореллен-квинтет» Ф.Шуберта;

-Прелюдии соль-мажор и соль-диез минор для фортепиано С.В.Рахманинова. Пение (вокально-хоровая работа):

песня "Музыка" Г.Струве, И. Исаковой.

«Мечты мои всегда впереди…Они создают целые симфонии…Мои помыслы - краски, мои краски - напевы…» В.Борисов-Мусатов

Мелодия, рисунок, колорит, ритм, композиция, линия, палитра чувств, гармония красок

Понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования

П. Производить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов разных композиторов.

Р. Выявлять особенности композиторского, национального стилей и стиля эпохи.

Соотносить звучание музыки с нотной записью.

К. Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

И. Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет.

Формировать личную фонотеку, библиотеку, видеотеку.

Развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

23

20.02.

«Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве»

(с.108-111; т.т.с.35-37)

Слушание, анализ:

- «Светлый праздник» сюита-фантазия (фрагмент из 4-ой части) С.В. Рахманинов;

-«Праздничный трезвон. Красный Лаврский звон»;

-«Фрески Софии Киевской» концертная симфония для арфы с оркестром В.Г. Кикты.

Пение (вокально-хоровая работа):

«Светлый праздник» сюита-фантазия (основная интонация 3-ей части «Слезы») С.В. Рахманинов;

- «Христос воскресе!» старинное песнопение.

Песня: «Музыка» Г. Струве, И. Исаковой

«Колокольный звон церквей

Над Россией раздается,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьется…»

Трезвон, благовест, фреска, орнамент, концертная симфония, арфа, оркестр, инструментальная былина

Понимать, что в основе профессиональной музыки лежат народные истоки.

Знать место и значение колокольных звонов в жизни человека.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы, изобразительного искусства.

Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования

П: Иметь устойчивое представление о содержании, форме, языке музыкальных произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки в ее связях с другими видами искусства;

Р: Выделять и удерживать предмет рассуждения и критерии его оценки, а так же пользоваться на практике этими критериями.

К. Слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения;

уметь высказывать свои размышления о музыке.

И.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет: подобрать иллюстрации на тему «Фресковая живопись»


Понимать жизненное содержание религиозной классической

музыки, отражение в ней духа своего народа, своего времени.

Выявлять ассоциативные связи музыки и другими видами искусства.


24

27.02.

«Портрет в музыке и изобразительном искусстве»

(с.112-117; т.т. с. 34-36)

Слушание, анализ

-«Чакона» И.-С. Баха;

-«Мелодия» П.И. Чайковского

-Concerto grosso №1 А.Шнитке

-Каприс №24 Н.Паганини;

-«Рапсодии на тему Паганини» С.Рахманинова;

- «Вариации на тему Паганини» В. Лютославского;

-рок-обработка В.Зинчука.

Пение (вокально-хоровая работа):

Песни: «Маленький кузнечик» В.Щукина, С.Козлова;

«Музыка» Г. Струве, И. Исаковой


«От полноты души язык немеет:

Я жажду звуков, но не слов…»

Н.Ф. Щербина

Скрипка соло,

инструментальный концерт, каприс, интерпретация, портрет (живопись, скульптура, музыка)

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, пластическом интонировании, поэтическом слове.


П: Понимать взаимодействие музыки и живописи на основе осознания специфики языка каждого из них, сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами разных эпох.

Усвоить словарь музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия музыки.

Р: Выявлять жанровые признаки и выразительные средства образных сфер.

Сравнивать классические произведения и сочинения в современных интерпретациях

К: Уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

Прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию образов. И.Осуществлять поиск сочинений в современных интерпретациях в сети Интернет.


Уметь самостоятельно выстраивать ассоциативный ряд «композитор-исполнитель-слушатель»

Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, внеурочной творческой деятельности


25

6.03

«Волшебная палочка дирижера»

(с.118-121, т.т. с.66-67; 74-77)

Слушание, анализ:

-Симфония № 3 («Героическая») Л.Бетховена

Пение (вокально-хоровая работа):

Песня: «Родная земля» Я.Дубравина, Е.Руженцева


«Музыка…Как сильна и созидательна!

Музыка… Ты есть. И это замечательно!»

Оркестр, дирижер, струнные, деревянные духовые, медные духовые, ударные, симфония,

симфонический оркестр.

Проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности.

Исполнять музыкальные произведения в соответствии с их интонационно-образным содержанием.

Знать имена выдающихся дирижеров мира.


П: Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Р: Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

К: Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения,

Понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных композиторов.

26

13.03.

«Образы борьбы и победы в искусстве»

(с.122-125; т.т. 72-73) Слушание, анализ:

-Симфония № 5 Л.Бетховена

-Симфония №40 В.-А. Моцарта;

-«Утро» из сюиты «Пер Гюнт» Э.Грига;

-Симфония № 2 («Богатырская»)

А.Бородина.

Пение (вокально-хоровая работа):

Песня: «Родная земля»

Я.Дубравина, Е.Руженцева


«Бетховен - это слава и гордость всего цивилизованного человечества. Его помыслы и чувства близки и дороги всем народам мира».

Д.Шостакович

Эскиз, этюд, набросок, зарисовка

Выражать своё отношение к музыке, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью. Размышлять о музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;


П: Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и изобразительного искусства (скульптурой).

Распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.

Р: Уметь устанавливать аналогии, причинно-следственные связи.

Совершенствовать свои действия в процессе самостоятельной работы с музыкальной информацией;

Соотносить звучание музыки с нотной записью.

К: Передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи; совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией.

И. Находить в музыкально-образовательном пространстве Интернета различные интерпретации классической музыки.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

27

20.03.

«Застывшая музыка»

(с.126-131)

Слушание, анализ:

-«Богородице, Дево, радуйся» - греческий распев XVII в.;

-«Аве, Мария». Ф.Шуберт

«Любовь святая» Г.Свиридов

Пение (вокально-хоровая работа):

Мелодии знаменного распева.

-«Аве, Мария» Дж. Каччини;

-«Богородице, Дево, радуйся» П.Чайковского и С.Рахманинова

«Звучащая колокольня собора становилась музыкальным инструментом.

…Величественное звучание органа придавала музыке характер настоящего священнодейст-

вия»

Из детской энциклопедии

Органная музыка, а capella

Определять стилевое своеобразие религиозной музыки. Выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении.


П. Понимать стилевые особенности музыкального искусства разных эпох (русская и зарубежная музыка), уметь соотносить музыкальные сочинения с произведениями других видов искусства по стилю.

Понимать взаимодействие музыки и архитектуры на основе осознания специфики языка каждого из них.

Р. Проводить ассоциативную связь музыки религиозной традиции с образами католических соборов и православных храмов. Проводить интонационно-образный анализ музыки.

К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

Осознавать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.

Любовь к образцам классического искусства, эстетический вкус.

28

3.04.

«Полифония в музыке и живописи»

(с.132-133)

Слушание, анализ:

-Токката и фуга ре-минор ;

- Маленькая прелюдия и фуга соль минор :

-Прелюдия и фуга № 1 (до - мажор)

И.С. Баха;

Пение (вокально-хоровая работа):

«За рекою старый дом», «Хорал» («Утренняя молитва» ) И.С. Баха

Песня: «Родная земля»

Я.Дубравина, Е.Руженцева


«Музыка Баха - «готический собор музыкального искусства»

Духовная музыка, светская музыка, полифония, фуга

Понимать что жизнь - единый источник всех художественных произведений.

Эмоционально выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств - звучаний, линий, красок); различать особенности видов искусства.


П. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

Р.Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов.

К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.


Рассуждать о вечных темах искусства.

29

10.04.

«Музыка на мольберте»

(с.134-139)

Слушание, анализ:

-Фуга И.С. Баха;

-Прелюдии ми-минор и фа-мажор;

-Симфоническая поэма «Море» (фрагмент) М.К.Чюрлёниса;

Пение (вокально-хоровая работа):

«Алый парус» А.Пахмутовой, Н.Добронравова

«Есть вещи, которые одинаково у всех вызывают подъем и чувство счастья - это музыка или картины».

К.Паустовский

Композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, цветовая гамма, звуковая палитра, триптих, соната, allegro, andante

Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средств музыкальной выразительности,

Использовать приемы пластического интонирования.

П. Понимать и осознавать интонационно-образную природу музыки, её взаимосвязь с другими видами искусства и жизнью, а так же её воздействие на человека.

Р.Творчески интерпретировать содержание музыкального произведения, использовать приемы пластического

интонирования.

Проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

К. Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной форме, размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.

Устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки, произведениями изобразительного искусства и литературы.

30

17.04

«Импрессионизм в музыке и живописи»

(c.140-143, т.т. с. 64-67)

Слушание, анализ:

-«Океан-море синее» (вступление к опере «Садко») Н.Римского-Корсакова;

-«Диалог ветра с морем»,

- "Лунный свет" из "Бергамской сюиты",

- прелюдия "Звуки и запахи реют в вечернем воздухе",

-«Кукольный кэк - уок» из сюиты «Детский уголок»

К.Дебюсси;

Пение (вокально-хоровая работа):

песни "Тишина" Е.Адлер, Е. Руженцева.

«Хлопай в такт!» Дж. Гершвин

«Эмоциональное воздействие музыки возрастает в огромной степени при совпадении ее со зрительным восприятием»

А.Хачатурян

Импрессионизм, живописная музыка, прелюдия, интерпретация, фортепианная сюита, джазовые ритмы.


Понимать особенности импрессионизма как художественного стиля, взаимодействие и взаимообусловленность в музыке и живописи.


П. Знать, что роднит музыку и изобразительное искусство.

Р. Наблюдать за процессом и результатом развития, выявляя сходство и различие интонаций, тем, образов в произведениях разных форм и жанров. Пластическое интонирование.

К. Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.

Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении.

31

24.04.

«О подвиге, о доблести, о славе…»

(с.144-147, т.т. с.32-34; 78)

Слушание, анализ:

-"Реквием" (хор "Наши дети")

Д. Кабалевского, Р.Рождественского.

Пение (вокально-хоровая работа):

«Наши дети» (главная тема хора)

Д. Кабалевского.

«Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как силы, нам нужна…»

Ю.П. Воронов

Реквием

Самостоятельно определять особенности развития музыкальных образов.

Уметь выстраивать единую драматургическую линию по реализации художественно-творческого проекта.

П.Применять полученные знания о музыке и музыкантах, о других видах искусства в процессе самообразования, во внеурочной творческой деятельности.

Р. Приобретать опыт участия

в музыкально-творческой деятельности (индивидуальной и коллективной).

К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность своих сверстников в процессе работы и защиты исследовательских проектов; самооценка и интерпретация собственных коммуникативных действий.

И.Осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в сети Интернет,

Использовать информацию в проектно-исследовательской деятельности.

Испытывать чувство гордости за свою Родину, российский народ историю России.

Проявлять устойчивый интерес к музыке своего народа;

компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора и поступкам героев музыкального произведения, осознанное и ответственное отношение собственным поступкам

32

8.05.

«В каждой мимолетности вижу я миры»

(с.148-151, т.т. с.78)

Слушание, анализ:

-"Мимолетности" № 1,7,10 (для фортепиано) С.С. Прокофьева;

-"Рассвет на Москве-реке" (вступление к опере "Хованщина")

-«Картинки с выставки» М.П. Мусоргского;

-«Прогулка. Избушка на курьих ножках» (Баба Яга) К. Эмерсон, Г. Лейк, К. Палмер.

Пение (вокально-хоровая работа):

-Главная тема вступления к опере "Хованщина" М.П.Мусоргского;

- песня "Семь моих цветных карандашей" В.Серебренникова, В.Степанова.


«Выражение музыки при посредстве тонов, обнаружение чувств путем этих тонов, искусство проявлять себя в тонах - есть музыка». Ф.Шопен

Фортепианная миниатюра,

язык искусства

Обобщать представления о взаимодействии музыки, литературы и изобразительного искусства. Их стилевое сходство и различие на примере творчества русских и зарубежных композиторов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора (классические и современные интерпретации).


П.Определять взаимодействие изобразительного искусства и музыки, их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Р.Воспринимать, и сравнивать отдельные образцы музыкальных произведений. Исполнять песни и темы инструментальных произведений.

К.Аргументировать в устной речи собственную точку зрения, участвовать в решении проблемных ситуаций.

Ориентироваться в стилевом многообразии музыкального искусства разных эпох.

33

15.05.


«Мир композитора»

(с.152-153)

Слушание, анализ:

-«Океан-море синее» (вступление к опере «Садко») Н.Римского-Корсакова;

-«Аве Мария» Дж. Каччини;

-кантата «Александр Невский» С. Прокофьева


«Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее». Д.Кабалевский

Опера, кантата, портрет, пейзаж, батальная картина, икона, орнамент.

Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений.

Проводить интонационно - образный анализ музыкальных фрагментов.

Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные стили.

П. Дать индивидуальную оценку тем явлениям искусства, с которыми встречались во втором полугодии.

Р. Выполнить письменное задание по теме полугодия (тестирование)

К. Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность сверстников.

Уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

Осознавать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений.


34

22.05.

«С веком наравне».


«Сокровища музыки неисчерпаемы, и так же неисчерпаемы её возможности в будущем» Д.Шостакович

Музыка, литература, изобразительное искусство.

Развивать образное и ассоциативное мышление.

Эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства. Обобщать музыкальные и художественные впечатления, знания, опыт, которые приобрели на уроках.

П. Выявлять взаимосвязи музыкального произведения с произведениями изобразительного искусства и литературы.

Р.Самостоятельно выбирать вид учебной деятельности для выразительного воплощения музыкальных образов.

К.Оценивать умения выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в коллективной музыкально-творческой деятельности.


35


Обобщающий урок второго полугодия.

«Что же ты за сердце меня трогаешь,

Песня задушевной старины?

То ль в тебе живет душа высокая,

То ли отблеск зыбкой тишины?»

Т.Пономарева


Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и изобразительного искусства.

И.Находить в музыкально-образовательном пространстве Интернета образцы народного творчества и произведения композиторов прошлого и современности, в которых они использованы


.

Самостоятельно подбирать произведения изобразительного искусства к изучаемой музыке ( по принадлежности к стилю русского или западноевропейского искусства).

Самостоятельная работа с разворотом учебника «Содружество муз в храме».

П. Р.


«Музыка начинается там, где заканчиваются слова» Г.Гейне

…Сначала музыка…Но речь вольна о музыке глаголить… Б.Ахмадулина

«Музыка - душа танца! Танец без музыки может превратиться в серию бессмысленных ужимок»

Раймонд Уильямс


Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей

К. Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов

Список литературы, используемой учителем и рекомендованный учащимся

(учебная литература, методическая литература, дополнительная литература)



  1. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Учебник музыки. 5 класс. -М., Просвещение, 2009

  2. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка. Творческая тетрадь. 5 класс. -М., Просвещение, 2010

  3. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина. Методика работы с учебниками «Музыка». 1-4 классы -М., Просвещение, 2009

  4. Э.Б. Абдулин. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. - М., Просвещение, 1983 г.

  5. Т.В. Челошева. Спутник учителя музыки. - М., Просвещение, 1993

  6. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Русская музыка в школе. - М., МИРОС, 1998

  7. Ю.Б. Алиев. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М., Владос, 2000

  8. Ю.Б. Алиев. Пение на уроках музыки. - М., Владос, 2005

  9. Д.Б. Кабалевский. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989

  10. Т.С. Шмагина. Музыка в Московских школах. - М., МИРОС, 1993

  11. Л.А. Рапацкая. История русской музыки от древности до «серебряного века». - М., Владос, 2001

  12. М.Г. Рыцарева. Популярная энциклопедия для детей. Музыка и я. - М., 2000

  13. Слово о музыке. Хрестоматия. Составители В.Б. Григорович, З.М. Андреева. - М., Просвещение. 1990

  14. З. Апетян. Воспоминания о Рахманинове. - М., «Музыка», 1974

  15. Е. Дулова. А.П. Бородин. - М., «Детская литература», 1990

  16. А. Багиров. «Битлз» - любовь моя. - Минск, «Парус»-«Красико», 1993

  17. А.А. Орлова. Мусоргский в Петербурге. - Лениздат, 1974

  18. Альбом. М. Глинка. - М., «Музыка», 1987

  19. А.В. Терещенко. История культуры русского народа, - М., ЭКСМО, 2007

  20. Музыка. Хрестоматия музыкального материала. 7 класс - М., Просвещение, 2005

  21. «Искусство» - учебно-методическая газета для учителей МХК, музыки и изобразительного искусства 9приложение к газете «Первое сентября




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал