7


  • Учителю
  • Урок музыки Два начала гармонии

Урок музыки Два начала гармонии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Класс: 6

Тема урока: «Два начала гармонии»

Цель урока: Выявление основы музыкальной гармонии и роли гармонии в
музыкальном искусстве.
Задачи: 1. Раскрытие учащимися понятия лада и его основных видов - мажора и
минора, а также влияние лада на характер музыкальных произведений.
2. Развитие гармонического слуха, эмоциональной отзывчивости, устойчивой
потребности в общении с миром искусства, творческих способностей и
вокально-хоровых, исполнительских навыков.
3. Воспитание художественного, эстетического вкуса, заинтересованного
отношения к искусству.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Вид урока: урок-беседа

Методы обучения:

  • словесный

  • наглядно-слуховой

  • эвристический (частично-поисковый)

  • репродуктивный

  • метод проблемного изложения в обучении

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая.


Методическое оснащение урока:

Материально-техническая база:

  • кабинет музыки

  • компьютер, проектор, экран, презентация

  • фортепиано

  • музыкальный центр

Музыкальный материал:
1. В. А. Моцарт Симфония № 40, I часть (фрагмент)

2. П. И. Чайковский фортепианный цмкл «Времена года», Баркарола.
3. В. Кикта «Возвращайся, песенка»
4. Е. Крылатов, Ю. Энтин «Крылатые качели»

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формируемые УУД

Этап

мотивации

Музыкальное приветствие: учитель исполняет на фортепиано припев разученной с ребятами на предыдущем уроке песни «Крылатые качели» в другом ладу (в миноре).

Вопрос: Сравните прозвучавший фрагмент песни с тем, что вы выучили на прошлом уроке? Сразу ли вы его узнали?

Учащиеся слушают, эмоционально настраиваются на урок.

Учащиеся отвечают, что узнали песню с трудом.

Регулятивные:

Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию ( к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные:
Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, и несущественных).

Актуализация знаний

- Обрисуйте в общих чертах изменившийся характер произведения.

- Объясните причины этого изменения.

- Из предыдущих занятий вы знаете, что на характер произведения влияют средства музыкальной выразительности. Назовите, перечислите их.

- Выявите, какое из средств изменилось.

Учитель исполняет куплет песни «Крылатые качели» в миноре (в оригинале он в мажоре).

- Сравните прозвучавший сейчас куплет этой песни с тем, что вы выучили на прошлом занятии. Изменился ли он?

- Музыка припева этой песни стала грустной, затемненной.

Учащиеся затрудняются с ответом.

- Мелодия, темп, гармония, регистр, динамика, тембр.

( понятие гармонии ученики знают с предыдущего урока).

С помощью учителя учащиеся методом исключения выявляют, что изменилась гармония.

Ученики слушают.

- Изменился. Музыка стала очень светлой, радостной.

Познавательные:

1.Установление причинно-следственных связей.

2. Построение логической цепи рассуждений.

3. Анализ объектов с целью выделения признаков.

4. Выбор оснований и критериев для сравнения.

- Какое из средств музыкальной выразительности изменилось?

С помощью учителя ученики приходят к выводу, что изменилась опять же гармония.


Выявление места

и причины затруднения.

- Объясните, что изменилось в гармонии.

- Вы выяснили, что в припеве и куплете разная гармония. Была бы эта песня такой красочной, если бы гармоническая окраска была одной и той же от начала до конца?

Учащиеся затрудняются с ответом, осознают свою некомпетентность в данном вопросе.

- Нет. Песня была бы более однообразной, в ней было бы меньше красок.

Познавательные:

1.Построение логической цепи рассуждений.

2.Доказательство.

3.Установление причинно-следственных связей.

Построение

проекта

выхода из затруднения.

- Сформулируйте тему и цель урока и спланируйте порядок действий (задачи) для освоения темы.

Учащиеся в парах выполняют задание.Варианты ответов определения темы, цели урока:

Тема:

«Разновидности гармонии», «Два вида гармонии».

Цель:

«Выяснить, зачем нужна гармония в музыке»,
«Значение гармонии в музыке».

Варианты ответов на построение порядка действий для освоения темы:

1.Выявить какие виды гармонии существуют.

2.В чем принцип «светлой» и «грустной» гармонии. 3. В чем красота сопоставления этих видов гармонии.

( При затруднении учеников с ответами и формулировками учитель направляет учеников, контролирует процесс.)

Регулятивные:

1.Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

2.Планирование -определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

(общеучебные)

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Этап реализации построенного

проекта

Учитель рассказывает учащимся о существовании ладов в музыке, а именно мажора и минора, (на доске нотная запись мажорного и минорного трезвучий), аккордов которые отличаются друг от друга одним единственным звуком.

- Предложите способ, позволяющий определить окраску каждого из аккордов (ладов).

- Сравните их звучание. Какое трезвучие, какой лад вам кажется более светлым, а какое темным, грустным.

- Объясните причины того, что одни музыкальные произведения вызывают у нас печальное настроение, другие - радостные, позитивные эмоции?

- А теперь послушайте фрагмент известной вам симфонии № 40 В. А. Моцарта. Этот фрагмент основан на двух музыкальных темах (мелодиях). Проанализируйте их на слух и определите, в каком ладу звучит каждая из них.

(при затруднении учеников с ответом учитель повторно исполняет темы на фортепиано)

- Выберите из «Словаря эмоций» подходящие характеристики к прозвучавшим музыкальным темам.

Учащиеся слушают.

- Нужно их сыграть, пропеть.

(ученики вместе с учителем пропевают, сольфеджируют трезвучия с гармонической поддержкой на фортепиано).

- Минорное трезвучие, минорный лад звучит грустно, печально, а мажорное - светло, радостно.

- Одни произведения написаны в миноре, а другие в мажоре.

Учащиеся прослушивают фрагмент и выясняют, что первая тема звучит с оттенками легкой грусти, в минорном ладу, а вторая - более просветленно, радостно, в мажоре.

Ученики отвечают на вопрос после небольшого обсуждения (работа в парах).

Познавательные:

1.Выдвижение гипотез и их обоснование.

2.Выбор оснований и критериев для сравнения объектов.

3.Анализ объектов с целью выделения признаков.

4.Установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

1.Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

2.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные:

Смыслообразование.

(установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

- В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Гармония была дочерью Ареса - бога войны и раздора и Афродиты - богини любви и красоты. Соединение коварной и разрушительной силы и силы вечной юности, жизни и любви - такова основа равновесия и покоя, олицетворяемых Гармонией.

(Во время рассказа мифа идет показ слайдов, презентация на экране). На основе этого выявите основу музыкальной гармонии.

Ученики с помощью наводящих вопросов учителя ученики высказывают мнение, что гармония в музыке основывается на двух началах, на сопоставлении мажорного и минорного ладов.


Этап первичного

закрепления материала

- А теперь послушайте две фразы из песни композитора В. Кикты «Возвращайся, песенка» и определите, какая из них звучит в мажорном ладу, а какая - в минорном.

( Учитель исполняет, аккомпанируя себе на фортепиано, песню, где в обеих фразах движение мелодии идентичное, но в разных ладах.)

Учащиеся слушают, вместе с учителем пропевают (песня по сложности соответствует 2 классу) и высказывают свое мнение в коротком устном опросе по одному.

Познавательные:

1.Подведение под понятие, выведение следствий.

2.Установление причинно-следственных связей.

Этап самостоятельной работы

Письменное задание:

(индивидуальное)

1.Определить в каком ладу звучит каждая из частей произведения П. И. Чайковского «Баркарола».

(Заранее учитель поясняет, что в произведении три части, ученики обозначают это на листке перед прослушиванием).

2.Выбрать из «Словаря эмоций» 2-3 характеристики к каждой части произведения и записать.

После того, как работы будут выполнены, учитель оглашает правильный ответ, критерии оценки и предлагает ребятам самим поставить себе отметку.

Заключительное задание:

- Сегодня на уроке мы выяснили, поняли очень важную роль гармонии в музыкальном искусстве: гармония музыкальная строится на противоположностях, она выражает стремления и страдания, мечты и надежды, тревоги и раздумья - все, чем полна человеческая жизнь. И так же как в живописи, где даже самую простую картину невозможно написать одной краской и одной линией, так и в музыке никакой замысел не может быть воплощен только каким-нибудь одним гармоническим средством. Последним нашим заданием будет исполнение выученной на прошлом уроке песни «Крылатые качели». Мы уже разобрали произведение в гармоническом плане, услышали сопоставление минорного куплета и светлого, летящего припева в мажорном ладу. Постарайтесь отобразить эти эмоции при исполнении произведения.

Ученики слушают произведение и работают письменно.

После выполнения задания, оглашения учителем критерий оценки учащиеся ставят себе оценку.

Ученики под аккомпанемент на фортепиано исполняют хором песню.

(Для более качественного исполнения в плане вокально-хоровых, исполнительских навыков и требований, учителю можно использовать фонограмму (минус) и выступить в качестве дирижера. Это позволит ребятам почувствовать себя настоящим полноценным хоровым коллективом, выполняющим единые задачи.)

Регулятивные:

1.Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить; осознание качества и уровня усвоения).

2.Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий в процессе исполнения музыкальных произведений.

Познавательные:

(общеучебные)

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

(логические):

1.Анализ объектов с целью выделения признаков.

2. Установление причинно-следственных связей.

3. Выбор оснований и критериев для сравнения.

Этап рефлексии

учебной деятельности

На доске написаны начальные слова высказываний:

«На сегодняшнем уроке я понял, я осознал….»;

«Я похвалил бы себя…»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Я почувствовал, что…»;

«Было трудно…» .

Ребятам предлагается продолжить фразы.

(опрос по одному, по желанию).

После опроса учитель выставляет оценки.

Ученики высказывают свои мнения.

Личностные:

1.Нравственно-этическая ориентация.

2.Смыслообразование.

Литература

1.Науменко Т. И., Алеев В. В. Музыка. 6 класс : учебник для общеобразовательных учреждений /Т. И. Науменко, В. В. Алеев. - 10-е изд., стереотип. - Дрофа, 2010. - 159, (1) с. : ил., нот.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал