- Учителю
- Рабочая программа по музыке 6 класс
Рабочая программа по музыке 6 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2 им. А.Жаркова г. Яранска Кировской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы_________________ М.М.Ванчугов
Приказ № 91/1 от 15.09.12.
Рабочая программа
по искусству (музыка) для 6 класса
Составитель: учитель музыки
Петухова Анна Николаевна
МКОУ СОШ с УИОП №2 им. А.Жаркова
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е.Д. Крицкая, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина - Москва: "Просвещение", 2007 год).
Программа «Музыка» для основной школы (в данном издании 5 - 7 классов) имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской федерации».
Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:
-
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Авторская программа «Музыка 5-7» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской «Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-7 классы. Искусство 8-9 классы»- М. Просвещение, 2007;;
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, рабочие тетради, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеевой, Е.Д.Критской.
Цель программы - развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:
-
метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
-
метод эмоциональной драматургии;
-
метод интонационно-стилевого постижения музыки;
-
метод художественного контекста;
-
метод создания «композиций»;
-
метод перспективы и ретроспективы.
В соответствии учебным планом в 6 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.
Программа основана на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, которые дают возможность учащимся усваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры, и преобразуют духовный мир человека, его душевное состояние. Содержание данной программы раскрывается в учебных темах каждого полугодия. В обновленном музыкальном материале, а также введении параллельного и методически целесообразного литературного и изобразительного рядов. В программе 6 класса рассматривается многообразие музыкальных образов, запечатленных в жанрах вокальной, инструментальной и инструментально-симфонической музыки. Музыкальный образ рассматривается как живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в звуках. В сферу изучения входят также интонационная природа музыкальных образов, приемы взаимодействия и развития различных образных сфер в музыкальном искусстве. Мир образов народной, религиозной, классической и современной музыки. Музыка в семье искусств.
Приоритетным направлением содержания программы и УМК по-прежнему остается русская музыкальная культура. Фольклор, классическое наследие, музыка религиозной традиции, современные музыкальные направления музыкального искусства формируют у учащихся национальное самосознание, понимание значимости своей культуры в художественной картине мира. Но так как сами авторы программы не регламентируют жесткого разделения музыкального материала на учебные темы и уроки, в календарно-тематическом планировании внесена корректировка и перераспределение часов на изучение разделов и тем, а именно:
добавлен 1 час на изучение темы «Авторская песня» и «Джаз-искусство 20 века», так как эти темы имеют объемный материал для изучения и слушания музыкального материала, за счет темы «Мир музыкального театра»-2 часа вместо 3 часов.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
-
индивидуальные,
-
групповые,
-
фронтальные,
-
коллективные,
-
наблюдение,
-
самостоятельная работа,
-
тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения музыки ученик должен:
Знать/понимать:
-
специфику музыки как вида искусства;
-
значение музыки в художественной культуре и ее роль в синтетических видах творчества;
-
основные жанры народной и профессиональной музыки;
-
основные формы музыки;
-
характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
-
виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
-
имена выдающихся композиторов и исполнителей;
Уметь:
-
эмоционально - образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
-
узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики;
-
выразительно исполнять соло (с сопровождением и без сопровождения);
-
выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки;
-
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;
-
различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
-
размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
-
музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях; определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует:
- формированию у учащихся представлений о художественной картине мира;
- овладению ими методами наблюдения, сравнения, сопоставления, художественного анализа;
- обобщению получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;
- расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений, адекватного восприятия устной речи, ее интонационно-образной выразительности, интуитивного и осознанного отклика на образно-эмоциональное содержание произведений искусства;
- совершенствованию умения формулировать свое отношение к изучаемому художественному явлению в вербальной и невербальной формах, вступать (в прямой или в косвенной форме) в диалог с произведением искусства, его автором, с учащимися, с учителем;
- формулированию собственной точки зрения по отношению к изучаемым произведениям искусства, к событиям в художественной жизни страны и мира, подтверждая ее конкретными примерами;
- приобретению умения и навыков работы с различными источниками информации.
Опыт творческой деятельности, приобретаемый на музыкальных занятиях, способствует:
- овладению учащимися умениями и навыками контроля и оценки своей деятельности;
- определению сферы своих личностных предпочтений, интересов и потребностей, склонностей к конкретным видам деятельности;
- совершенствованию умений координировать свою деятельность с деятельностью учащихся и учителя, оценивать свои возможности в решении творческих задач.
Учебно-тематический план предмета «Музыка» (6 класс)
№
п/п
№
Тема урока
Кол-во
часов
В том числе:
Контрольные работы.
«Мир образов вокальной и инструментальной музыки»
17
1.
1.
Удивительный мир музыкальных образов.
1
2.
2.
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
1
3.
3.
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
1
4.
4.
«Уноси моё сердце в звенящую даль…»
5.
5.
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
1
6.
6.
Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов.
1
7.
7.
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
1
1
8.
8.
Старинной песни мир. Баллада «Лесной царь»
1
9.
9.
Обобщение темы
1
10.
1.
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
1
11.
2.
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
1
12.
3.
«Фрески Софии Киевской»
1
13.
4.
«Перезвоны». Молитва.
1
14.
5.
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
1
15.
6.
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром.
1
16.
7.
Авторская песня: прошлое и настоящее. Обобщение темы
1
1
«Мир образов камерной и симфонической музыки»
16
17.
1.
Джаз - искусство 20 века.
18.
2.
Вечные темы искусства и жизни.
1
19.
3.
Образы камерной музыки.
1
20.
4.
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
1
21.
5.
Инструментальный концерт. « Итальянский концерт».
1
22.
6.
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?». Картинная галерея.
1
23.
7.
Образы симфонической музыки. «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина
2
24.
8.
25.
9.
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
2
26.
10.
1
27.
1.
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
2
28.
2.
29.
3.
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
2
30.
4.
31.
5.
Мир музыкального театра.
2
32.
6.
33.
7.
Образы киномузыки. Проверочная работа.
34.
8.
Обобщающий урок.
Итого
34
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
№
Тема урока
Тип урока
Элемент содержания
Форма контроля
Дата проведения
По плану
По факту
1
Удивительный мир музыкальных образов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке.
Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе.
-
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
-
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
-
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
-
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Устный опрос
1 нед.
2
Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс.
Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса..
-
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова
-
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
-
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
-
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
-
Жаворонок. М. Глинка - М. Балакирев.
Устный опрос
2 нед.
3
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации.
Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.
-
Д. Тухманов Д., сл. М.Ножкина «Россия».
-
М.Глинка, ст. А.С.Пушкина. «Я помню чудное мгновенье».
-
М. Глинка. «Вальс-фантазия».
-
«Вальс» из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица»
-
«Вальс» из балета С.С.Прокофьева «Золушка».
Устный опрос
3 нед.
4 нед.
4
Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея.
Комбинированный урок.
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль…».
Урок комплексного применения ЗУН.
Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов.
Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.
-
С.В.Рахманинов, сл.Е.Бекетовой. «Сирень».
-
С.В.Рахманинов, сл. Г.Галиной. «Здесь хорошо».
-
С.В.Рахманинов «Островок».
-
Ю.Визбор «Лесное солнышко».
Устный опрос
5 нед.
6
Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Ю.Визбор «Лесное солнышко» выдающиеся российские исполнители: Ф.И.Шаляпин.
Творчество Ф.И.Шаляпина. Выразительные тембровые и регистровые возможности голоса Ф.И.Шаляпина. Артистизм и талант Ф.И. Шаляпина.
М.И.Глинка «Рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила» в исполнении Ф. Шаляпина.
-
М.И.Глинка «Ария Сусанина» из оперы «Иван Сусанин».
-
Н.А.Римский-Корсаков «Песня варяжского гостя» из оперы
«Садко».
.
Устный опрос
6 нед.
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
Комбинированный урок
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки.
Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).
-
РНП «Матушка, что во поле пыльно».
-
М.Матвеев «Матушка, что во поле пыльно». М.П.Мусоргский. Хор «Плывёт, лебёдушка» из оперы «Хованщина».
-
М.И.Глинка. Хор «Разгулялися, разливалися» из оперы «Иван Сусанин».
-
М.И.Глинка. «Романс Антониды» из оперы «Иван Сусанин».
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Устный опрос
7 нед.
8
Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
Комбинированный урок
Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей.
Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.
-
М.И.Глинка Венецианская ночь в исп. Н.Дорлиак
-
Ф.Шуберт «Форель».
-
Ф.Шуберт 4 часть «Фореллен-квинтете».
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) Исп И.Козловский.
-
Ф.Шуберт Серенада (№4 из вок.ц Лебединая песня) на нем яз исп. Г. Прей
-
А.Морозов, сл. Н.Рубцова «В горнице».
Тест
8 нед.
9
Старинный песни мир. Баллада «Лесной царь».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов.
Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Д. Фишер-Дискау на немецком языке.
-
Ф.Шуберт. Баллада «Лесной царь» в исполнении Б.Гмыря.
-
В. Шаинский «Багульник»
Устный опрос
9 нед.
10
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
Комбинированный урок
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси.
Особенности развития русского музыкального фольклора. Составление ритмической партитуры для инструментовки русской народной песни, инструментальное музицирование.
-
«Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова
-
«Во кузнице», «Как под яблонькой», «Былинные наигрыши»
-
Киевский распев «Свете тихий»
-
П.Г.Чесноков «Да исправится молитва моя»
Устный опрос
10 нед.
11
Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт.
Комбинированный урок
Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.
Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.
-
М.Березовский. Духовный концерт «Не отвержи мене во время старости» 1часть.
-
Б.Окуджава «Молитва»
Устный опрос
11 нед.
12
«Фрески Софии Киевской».
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки.
Фрагменты из концертной симфонии В.Кикта «Фрески Софии Киевской»:
-
«№3. Орнамент»;
-
«№6. Борьба ряженых»;
-
«№7. Музыкант».
-
Б.Окуджава «Молитва»
Устный опрос
12 нед.
13
«Перезвоны» Молитва.
Комбинированный урок
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы.
Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов.
-
В. Гаврилин «Весна» и «Осень» из вокального цикла «Времена года».
-
В. Гаврилин. Фрагменты из симфонии-действа «Перезвоны»: «Вечерняя музыка»; «Весело на душе»; «Молитва»; «№2. Смерть разбойника»; « №4. Ерунда»; «№8. Ти-ри-ри».
-
Песня иеромонаха Романа «В минуту трудную сию…»
-
Б.Окуджава «Молитва»
Устный опрос
13 нед.
14
15
Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека).
Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор.
-
И.С.Бах «Токката» ре минор в рок-обработке.
-
И.С.Бах. Хорал «Проснитесь, голос к вам взывает».
-
И.С.Бах. «Рождественская оратория №2» Хорал.
-
И.С.Бах «Рождественская оратория №4» Хорал.
-
А.Городницкий «Атланты»
Устный опрос
14 нед.
15 нед.
16
Образы скорби и печали. Фортуна правит миром. «Кармина Бурана».
Урок расширения знаний.
Урок расширения знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.
Фрагменты из кантаты Дж.Перголези «Стабат матер»:
-
«№1. Стабат матер долороза»
-
«№13. Амен».
-
В.А.Моцарт «Реквием»: «№1ч. Реквием атернам»
Фрагменты из сценической кантаты К.Орфа «Кармина Бурана»: « №1. О, Фортуна!»:
-
« №2. Оплакиваю раны, нанесённые мне судьбой»
-
«№5. Тая, исчезает снег»
-
«№8. Купец, продай мне краску»; «№20
-
Приходите, приходи»
-
«№21. На неверных весах моей души».
-
А.Городницкий «Атланты»
Тест
16 нед.
17
Авторская музы-ка: прошлое и настоящее. нрк. Барды Ямала.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня .
Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.
-
Д.Тухманов «Из вагантов» - из вокальной рок-сюиты «По волне моей памяти».
-
«Гаудеамус» - Международный студенческий гимн.
-
А.Городницкий «Снег»;
Устный опрос
17 нед.
18
Джаз - искусство 20 века.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз -
спиричуэл, блюз.
Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.
-
Спиричуэл «Бог осушит мои слёзы»
-
Спиричуэл «Вернёмся с Иисусом».
-
Блюз «Сегодня я пою блюз».
-
Дж.Гершвин. «Любимый мой».
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Д.Эллингтона.
-
И.Миллс-Д.Эллингтон «Караван» в исп. джаз-оркестра п/у Л.Утёсова.
-
М.Минков «Старый рояль».
-
У.Хьюстон «Я всегда буду тебя любить».
Устный опрос
18 нед.
19
Вечные темы искусства и жизни.
Расширение и углубление знаний..
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд..
Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна. Программная и не программная музыка.
-
Ф.Шопен. «Этюд № 12».
-
Ф Шопен. «Прелюдия №24» ре минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Устный опрос
19 нед.
20
Образы камерной музыки.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная.
Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки..
-
Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор.
-
Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Устный опрос
20 нед.
21
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
Расширение и углубление знаний.
Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада, ноктюрн. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами.
Особенности жанра инструментальной баллады. Ф.Шопен - создатель жанра инструментальной баллады. Разнообразие музыкальных образов в одном произведении. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа.
-
Ф.Шопен «Ноктюрн» фа минор.
-
П.Чайковский «Ноктюрн» до-диез минор.
-
А.П.Бородин «Ноктюрн» из «Квартета №2». Я.Френкель, сл. Ю.Левитанского «Баллада о гитаре и трубе».
Устный опрос
21 нед.
22
Инструментальный концерт. «Итальянский концерт».
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления
Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж.
А.Вивальди «Весна» из цикла «Времена года»:
-
А. Вивальди «Зима» из цикла «Времена года».
-
А. Вивальди «Весна» 1часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
А. Вивальди «Зима» 2 часть из цикла «Времена года» в аранжировке джаз-оркестра Р.Фола.
-
И.С. Бах «Итальянский концерт».
-
О.Митяев «Как здорово».
Устный опрос
22 нед.
23
«Космический пейзаж». «Быть может, вся природа - мозаика цветов?» Картинная галерея.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия.
Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента. Выразительность и изобразительность в музыке.
-
Ч.Айвз «Космический пейзаж».
-
Э. Артемьев «Мозаика».
-
О.Митяев «Как здорово».
Устный опрос
23 нед.
24
25
Образы симфонической музыки «Метель». Музыкальные иллюстрации к повести А.С.Пушкина.
Сообщение и усвоение новых знаний.
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов.
Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.
Фрагменты музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Тройка» Г.Свиридова «Метель»:
-
«Тройка»; «Вальс»; «Весна и осень»; «Романс»; «Пастораль»; «Военный марш»; «Венчание».
-
Н.Зубов. «Не уходи».
-
О.Митяев «Как здорово»
Устный опрос
24 нед.
25 нед.
26
27
Симфоническое развитие музыкальных образов. «В печали весел, а в веселье печален». Связь времен.
Расширение и углубление знаний.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки.
Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.
-
В. А. Моцарт «Симфония № 40».
-
В.А.Моцарт «Авэ верум».
-
П И.Чайковский «Моцартиана», оркестровая сюита №4.
-
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Устный опрос
Тест
26 нед.
27 нед.
28
29
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт».
.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке.
Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил.
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт».
Е.Крылатов, сл.Е.Евтушенко «Ольховая сережка».
Устный опрос
28 нед.
29 нед.
30
31
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке.
Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды.
-
П.И. Чайковский. Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».
-
Н.Рота, сл. Л.Дербенева «Слова любви» из к/ф «Ромео и Джульетта».
Устный опрос
30 нед.
31 нед.
32
33
Мир музыкального театра.
Расширение и углубление знаний.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов.
Фрагменты балета С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта»: ( на выбор учителя)
-
«Вступление»
-
«Улица просыпается»
-
«Патер Лоренцо»
-
«Монтекки и Капулетти (Танец рыцарей)»; «Гибель Тибальда»; «Приказ Герцога»; «Похороны и смерть Джульетты».
-
Фрагменты из оперы К Глюка «Орфей и Эвридика»: «Хор пастухов и пастушек»; ария Орфея «Потерял я Эвридику».
Фрагменты из рок-оперы А.Журбина «Орфей и Эвридика»: ( на выбор учителя)
-
«Песня Орфея»;
-
«Дуэт Орфея и Эвридики»;
-
песня Орфея «Не срывай его, золотой цветок…»; баллада Фортуны
-
«Все несчастливцы, как один…»;
-
сцена Орфея и Харона;
-
речитатив и баллада Харона «Орфей, дай мне руку…»; ария Орфея «Потерял я Эвридику»
Устный опрос
32 нед.
33 нед.
34
Образы кино-музыки.
Расширение и углубление знаний.
Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский.
Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов. Тестирование по темам года.
(на выбор учителя)
И.Дунаевский Музыка из к/ф «Дети капитана Гранта»:
-
«Увертюра»
-
«Песенка о капитане»
-
песенка Роберта «Спой нам, ветер».
-
М. Таривердиев. «Мгновения» из к/ф «Семнадцать мгновений весны»
-
Н. Рота. Тема любви из к/ф «Ромео и Джульетта»
-
К.Армстронг Музыка из к/ф «Ромео и Джульетта»: «Песня Джульетты»; хор; дуэт Ромео и Джульетты; сцена на балконе.
-
Е.Дога. Вальс из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»
Тест
34 нед.
Список научно-методического обеспечения.
Учебно-методический комплект «Музыка 5-9 классы» авторов Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской:
-
Программа «Музыка 5- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2007г.
-
Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2005г.
-
учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2006г.
-
«Творческая тетрадь «Музыка. 6 класс» М., Просвещение, 2006 г.