7


  • Учителю
  • Проект Семик - зелёные святки по духовно - нравственному воспитание дошкольников

Проект Семик - зелёные святки по духовно - нравственному воспитание дошкольников

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Полное название учреждения: структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №3 имени М. Ф. Леонова с. Приволжье муниципального района Приволжский Самарской области «Детский сад «Волна»»

Название проекта: «Семик - зелёные святки»

Автор проекта : Рязанцева Наталья Викторовна музыкальный руководитель, первая квалификационная категория



Конечная цель разумного воспитания детей

заключается в постепенном образовании в ребенке

ясного понимания вещей окружающего мира.

Затем результатом понимания должно стать

возведение добрых инстинктов детской натуры

в сознательное стремление к идеалам добра и

правды и, наконец, постепенное образование

твердой и свободной воли.

Н.И.Пирогов

1.Анализ ситуации:

В наше время остро стоит вопрос духовно - нравственного воспитания дошкольников. Сегодня на первое место выходит благосостояние людей, а не его духовный мир, искажено понятие доброты и милосердия. Возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно - нравственного воспитания. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе дошкольных. В частности в Законе подчёркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества: формирование нравственной личности (абзац введения Федеральным законом от 01.12.2007 № 09-ФЗ) (ст.14,п,2). Среди важнейших задач воспитания Концепции модернизации Российского образования называется формирование гражданской ответственности, российской идентичности, духовности, культуры и т.д.

2. Проблема

Каждое поколение детей становится совершенно иным, чем предыдущие дети. Образ мышления, информации о фактах, событиях, понятиях - всё больше, а удивляются всё меньше, меньше восхищаются красотой окружающей их. Подражание западным нормам жизни, привели к потере морально-нравственных норм и ценностей. Склонность детей к равнодушию страшна. Растёт число детёй с особыми образовательными потребностями (повышенная агрессия или полная незаинтересованность в происходящем). У части родителей слабая педагогическая состоятельность, обилие разнообразного, часто неоднозначного с педагогической точки зрения информационного поля, повышенный тревожный фон взаимодействия семьи и детского сада. Становится ясным и очевидным, что, без духовности, которую несут в себе русские народные традиции, обряды, праздники, творчество, нам не обрести согласия в обществе. Не воспитать детей патриотами своей родины, так как из их душ, исчезает сострадание, сочувствие - вечные ценности. И без духовно нравственного воспитания нам никак не обойтись. Необходимо привести в соответствие ФГОС ДО содержания деятельности ДОО, обеспечения преемственности и взаимодействие с семьями воспитанников.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и дошкольного образовательного учреждения. Семья характеризуется непрерывностью и продолжительностью воспитательных отношений между людьми разного возраста, жизненного опыта, различных личностных качеств, с разным социальным статусом в обществе.

Специальные психолого-педагогические и социологические исследования (А.И. Захаров, Ю.П. Литвинене, А.Н. Демидова, В.Я. Титаренко, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова) показали, что семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка-дошкольника.

ДОО - как общественный институт не может заменить семью, решить многие социально-экономические и материальные ее проблемы, она призвана поднимать воспитательный потенциал, авторитет семьи посредством организации продуктивных взаимоотношений с родителями своих воспитанников.

3.Цель проекта: создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОО, вовлечение родителей в образовательный процесс.

Задачи проекта.

Задачи работы с родителями:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

-оказать помощь родителям в воспитании детей и активизировать их воспитательные умения, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

-обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей в вопросах духовно нравственного воспитания детей.





Задачи работы с детьми:



- способствовать духовно - нравственному воспитанию детей, бережному отношению к природе.

- развивать представления детей о русском народном творчестве и народных традициях, через восстановление духовно - нравственных ценностей;

- обогатить знания детей о русском хороводе, русских народных подвижных играх, развивать желание исполнять и играть в них;



4.Планируемые результаты по типу.

Родители:

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в соучастии в воспитательно-образовательном процессе.





Дети





-развитие представления детей о народном творчестве и народных традициях русского народа;





- обогащение знания детей о элементах и правилах русского хоровода, русских народных подвижных играх, желание водить хороводы и играть в подвижные игры;





-систематизирование знаний духовно нравственного развития;

- воспитание всесторонне и гармонично развитой личности;

- формирование коллектива, где каждый самоценен, и все прибывают в гармонии друг с другом.

Главный результат, на который очень бы хотелось надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, правдолюбия, стремления его к добру и неприятию зла.

5. Система работы (теоретическая подготовка)

Для реализации проекта используются следующие методы:

- практический - упражнения, игры подвижные и сюжетно - театрализованные;

-итоговый метод;

- метод проектов;

- наглядные - наблюдение, рассматривание картин, видеофильмов, презентации, слушание музыки;

-наглядно - действенный; поездка в лес, воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях;

- самостоятельный метод - показ образца задания, способа действия и т. д;

-словесно - образный метод;

-чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;

-бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

-ответов на вопросы воспитателя, детей;

-сообщения дополнительного материала воспитателем

- загадывания и отгадывания загадок;

-рассматривания наглядного материала;

​ -рассказов детей о своих впечатлениях;

​ -разбора житейских ситуаций.

Исполнителями проекта являются:

- воспитатели;

-музыкальный руководитель;

-дети подготовительной к школе группы;

-родители;

В проекте используются различные формы:

-папка передвижка;

- беседа;

-разучивание русских народных хороводов, подвижных игр, песен, потешек, стихов;

-использование раздаточного информационного материала;

-поездка в лес;

-проведение НОД;

-проведение праздника.





При реализации данного проекта использовались следующие технологии:

- здоровьесберегающие технологии;

- технологии развивающего образования в ДОО;

- технология проектной деятельности;

- технология гендерного подхода;

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);

- технология игры;

В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, импровизированную театрализацию.

Формы развития музыкальности, которые используются в проекте - это:

-коммуникативные танцы;

-координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые);

-ритмодекламация под музыку;

- игры звуками, в работе с играми звуками выделяю условно следующие направления: звучащие жесты и музыка моего тела; шумовые инструменты (традиционные и самодельные) и музыка, рожденная из шума.

- элементарное музицирование.









6.План проектаРаздаточный материал для родителей - выучите с детьми

Музыкальный руководитель, воспитатели.





Совместный материал для чтения детям и взрослым (информационный).

Музыкальный руководитель, воспитатели.

июнь

Берёзовый лес с. Давыдовка

Совместная поездка родителей и детей в лес

Руководитель СП.



СП «Детский сад «Волна»»

Совместное проведение НОД тема «Берёза - дерево России»

Воспитатели, музыкальный руководитель.



Берёзовый лес с. Давыдовка

Совместный праздник «Семик - зелёные святки»

Руководитель СП,

музыкальный руководитель, воспитатели.





7. Диагностика

Это описание количественных, качественных показателей достижения результатов. Можно использовать для входной диагностики результаты анкетирования. Должна быть входная и итоговая диагностика.

Имя ребёнка

Может самостоятельно петь и инсценировать песни и

хороводы



Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки

Исполняет сольно и в ансамбле детских музыкальных инструментов р. н. мелодии

Взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в подвижных играх

Итоговый показатель по каждому ребёнку

в

и

в

и

в

и

в

и

в

и

Настя

3

3

3

3

2

3

3

3

11

12

Женя

2

3

3

3

3

3

3

3

11

12

Света

3

2

2

3

2

2

3

3

10

10

Вова

3

3

2

2

3

3

3

3

11

12

Аня

2

2

2

3

2

2

2

3

8

10

Коля

2

2

2

2

2

3

3

3

9

10

Маша

2

3

1

2

2

2

2

3

7

10

Алёша

2

3

2

3

2

3

3

3

9

11

Аня

2

3

3

3



3

3

3

11

12

Серёжа

2

2

2

3

2

2

3

3

10

10

Лариса

2

3

3

3

3

3

2

3

10

12

Саша

2

3

2

3

2

3

3

3

9

12

Низкий уровень

















16.66%

0%

Средний уровень

















50%

41.66%

Высокий уровень

















33.33%

58.33%





Использование в проекте инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

-удалось создать в НОД, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;

-дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезала неуверенность;

- удалось попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;

- дети усваивают НОД, развивают музыкально-творческие способности;

- познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний;

- музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске, процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи».

Результаты диагностики могли быть значительно лучше, если бы двое детей в середине проекта не заболели.

8.Условия реализации проекта.

Для реализации проекта необходимо :

-найти спонсоров;

- приобрести проектор и экран;

-пошить русские народные костюмы детям и взрослым;

- собрать предметы традиционного русского обихода;

- подготовить презентацию для НОД «Берёза - дерево России».

9.Список используемых источников:

«Знакомство детей с русским народным творчеством» Сан - Петербург «Детство - Пресс» 2011г.

«Народный месяцеслов» Г.Д. Рыженков М. Современник, 1992г.

«Учите детей петь» 5-6 лет Т . М. Орлова, С. И. Бекина.

Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. 1997г

«Русские народные подвижные игры» М. Ф. Литвинова1986г

Сборник русских народных песен 1972г.

«Православные праздники для детей» сценарии и беседы. Т.А. Шорыгина Творческий центр СФЕРА Москва 2001г

«Русский дом» СИПКРО Самара 2000г

«Как научить детей любить Родину» Ю. Е. Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. - М. : АРКТИ, 2003.

«Учим детей наблюдать и рассказывать» ЕлкинаН. В. Елкина, О. В. Марничева, попул. пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1997.

«Поём, играем, танцуем дома и в саду» Михайлова, М. А, Михайлова, Е. В. Горбина, пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, 1998.

«Раз, два, три, четыре, пять мы с тобой идём играть» Новицкая, М. Ю., Новицкая, Г. М. Науменко. - М. : Просвещение, 1995.

«Воспитание ребёнка в русских традициях» Антонов, Л. В. Левитина, О. В. Розова, И. А. Щербаков. - М. : Айрис- Пресс, 2003.

«Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания» Горшненина В.В. и др.,. - Волгоград: Панорама., 2006.

«Работа с семьей» Методические рекомендации Козлова А.В., Дешеулина Р.П..-М.:ТЦ Сфера, 2007.

«Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства» Лебедева С.С.,Маневцова Л.М.. -СПб.: Детствопресс.2001.

«Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Солодянкина О.В.Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

10.Приложение.

Беседа с родителями

Русская церковь на протяжении веков боролась с корнями язычества, обрушивалась прежде всего на обряды, праздники и игрища как наиболее красноречивые и массовые проявления языческого начала. Однако ни гонения, ни устрашающие проповеди, ни государевы указы, ни попытки приурочить к древним традиционным праздникам церковные и тем самым искоренить язычество не привели к ожидаемому результату. Язычество было необходимо земледельцу, оно соответствовало его практическим и духовным потребностям и потому погибло под тяжестью и достоинством новой религии, а растворившись в ней, одновременно проглотило её, образовав нечто новое. Этим новым стало бытовое крестьянское православие, где спокойно ужились христианские святые с возложенными на них языческими обязанностями: забота о погоде, здоровье людей и домашних животных, о работе в доме и на поле.

Полная зависимость от природы заставила земледельца тщательным образом изучать окружающий его мир, примечать мельчайшие подробности случайностей природы, улавливать связь одних явлений с другими. Это вылилось в целый свод правил, примет, тонких и верных наблюдений.

Земледельческая традиционная культура не была пассивной, созерцательной. Человек не только молился, приносил жертвы, пытался разгадать смысл разных явлений и связи вещей, но и оказывал определённое воздействие на природу. Один человек слаб, но собравшись все вместе, люди могли силой слова, силой магического действия помочь солнцу и земле в слабое их время.

Действия основных народных праздников направлены на тесную взаимосвязь людей и природы, и периоды их проведения были связаны с солнечными фазами: зимнее солнцестояние (поворот солнца к лету), весеннее равноденствие) начало преобладания дня над ночью, близость цикла весенних работ) и летнее солнцестояние (разгар лета, близость урожая).

Основным действующим началом была сельская молодёжь. Только юность в поре созревания, в буйстве веселья и энергии могла возбудить силы природы, разогнать и обмануть силы зла.

Сегодня календарь народных праздников связан с датами проведения основных церковных праздников.

Прекрасные, благославенные дни мая и начала июня издревле признавались посвящёнными богине весны - Живе - и чествовались общенародными игрищами. В христианском календаре эти празднества приходятся на троицкую неделю.

Седьмая неделя после Пасхи носит название «троицкой», «семиковой», «русальной», «зелёной», особо отмечены три её дня: Семик, приходящийся на четверг, родительская суббота; Троица - воскресенье, 50-й день после Пасхи.

Плодотворящая сила солнечных весенних лучей и дождливых ливней, нисподающих с небесного свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажнённая, растит травы, цветы, деревья и даёт пищу человеку и животным. Это естественное для всех явления природы послужило источником древнейшего мифа о брачном союзе Земли Неба. Летнее Небо обнимает Землю в своих горячих объятьях, как невесту или супругу, рассыпает на ней сокровища своих лучей и вод, Земля становится чреватой и несёт плод, или, по народному выражению «принимается за свой род». «Не земля родит, а небо», - выражает пахарь пословицею, что без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать урожай…

Семик - седьмой четверг после Пасхи - открывал сложный комплекс обрядов, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих союз земли и неба.

В этот день девушки шли в берёзовую рощу с яичницей завивать берёзки.

Ты не радуйся, осина,

А ты радуйся, берёза:

К тебе девки идут,

К тебе красные идут

Со куличиками, со яичиками!





Завивайся ты, берёзка,

Завивайся ты, кудрявая!

Мы к тебе пришли

Со яичками, со куличиками…

В этот день девушки шли в лес, сплетали себе венки, «завивали» берёзку - сплетали берёзовые ветки, украшали берёзку лентами, цветными нитками - «завивали».

Берёзка - символ богини красоты, юности, девичества.

Береза в России- символ счастья, чистоты, любви и нежности. Березку в России всегда особенно любили за ее красоту. Наши предки, славяне, называли ее главным деревом своей земли, ее опорой. Березу часто сравнивают с юной красавицей, с невестой. Про нее сложено много песен, стихов, легенд.



Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая.

Стоишь ты, березонька,

Посередь долинушки,

На тебе, березонька,

Листья зеленые,

Под тобой, березонька,

Трава шелковая,

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

В семик поют,

Под тобой, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

Всё растущее на земле: травы, цветы, деревья на древнем поэтическом языке назывались волосами земли. Как подруги убирают голову невесты перед свадьбой, так девушки украшают власы земли перед брачным пиром и радуют её девичьими хороводами. Парней от таких хороводов гоняли, они ждали девушек у околицы.

После завивания берёзки девушками совершался обряд кумления. Они нагибали молодые плакучие берёзки, свивали их макушками, попарно проходили сквозь них целовались, приговаривая:

Покумимся, кума, покумимся,

Нам с тобой не браниться,

Вечно дружиться.

Потом обменивались кольцами и крестиками, покумившиеся девушки считались подругами на всю жизнь или до следующего года, если подружки ссорились - проходили обряд раскумления.

Троицкая суббота, как правило посвящалась умершим.В Троицкую субботу семьями шли на кладбище. Могилы заботливо украшали венками и берёзовыми ветками: « Про отцов помнить от века завещено».

На Троицын день украшают храмы и дома молодыми веточками березы, на которых распустились нежно-зеленые листочки. Верующие несут цветы и букеты из веточек березы в храм, освещают их. Ведь Святая Троица - это именины всей Земли, ее возрождение. Именно в Пятидесятницу Святой Дух сходит на землю и восстанавливает ее силу , утраченную под гнетом греха Адама и Евы. Земля преображается, расцветает, светится Божественным Сиянием. И веточки березы всегда являются символом Троицы.

После обеда в день Троицы девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес. Там они становились в кружок, около завитой березы и кто-нибудь из них срубал ее и устанавливал посреди кружка. Тут все девушки подходили к березке и украшали её лентам; и цветами. Потом девушки шли парами, впереди всех одна девушка несла березку в руках, так обходили всю деревню.

Веселье начиналось после обеда. После обеда в день Троицы девушки меняли свой наряд на лучшие платья, на голову надевали свежие березовые венки, переплетенные цветами, и в таком уборе шли в лес. Там они становились в кружок, около завитой березы и кто-нибудь из них срубал ее и устанавливал посреди кружка. Тут все девушки подходили к березке и украшали её лентам; и цветами. Потом девушки шли парами, впереди всех одна девушка несла березку в руках, так обходили всю деревню.

Веселье начиналось после обеда. Молодежь гуляла, играла, водила хороводы в лесу и в поле вокруг березки.

Расплетали берёзки, ломали ветки и свивали венки. Венок издревле служил эмблемой любви и супружеской связи. Богиня весны, Жива, была не только представительницей земных урожаев, но и вообще покровительницей брака, и посвящённый ей праздник считался лучшим в году временем для заявления любви и для гаданий о будущем семейном счастье. Бросая венок в воду, девушки допрашивали эту пророческую стихию о своей грядущей судьбе. Если брошенный венок уплывал, не коснувшись берега, - это предвещало исполнение желаний, счастливый брак, долгую жизнь; если венок кружился на одном месте - это знак неудали (свадьба расстроится, любовь останется без ответа), а если тонул - знак смерти, вдовства или бессемейной жизни.

Одну украшенную берёзку срубали и несли в деревню, с песнями проносили её по селу, втыкали на околице и начинали водить вокруг неё хороводы, здесь уже к девушкам присоединялись парни.

Наряженная, опетая, накормленная, прославляемая в течение нескольких дней, берёзка должна была отдать всю силу начинающему зеленеть полю (её забрасывали на середину поля), способствовать урожаю и, соответственно, благополучию людей.

Петьдесят первый день после Пасхи или первый понедельник после Троицы - Духов день.Говорили: « С духова дня не с одного неба - из под земли тепло идёт», «Придёт Свят Дух, будет на дворе, как на печке». Как и на Троицу в Духов день завивали берёзки, бросали венки и т.д. Духов день в народном календаре очень трудно отделить от предшествующей семицкой недели. В этот день земля именинница, на ней не проводилось никаких работ, её не пахали, не боронили, не рыли ямы, даже не втыкали колья - земля отдыхала.

После Троицы начиналась русальная неделя. Такое название она носила потому, что крестьяне считали, будто в это время из воды выходят русалки. Существовало поверье, что души умерших девушек-утопленниц или детей, умерших некрещеными, выходят из воды, играют, качаются на деревьях и заманивают прохожих, чтобы их защекотать.

Чтобы русалки не утащили в воду, нужно быстро начертить крест, обвести его кругом и встать в него (игра «Кресты).Верили, что если заманить русалок или прогнать на поля, то русалки обеспечат их влагой на всё лето. Зелёные святки завершались прощанием с берёзкой. Деревце берёзки несли к реке, «раздевали» и, оставив на вершине одну ленточку, бросали в воду, жалобно причитали.

Очень любили в этот праздник играть в игры.





Разучивание подвижных русских народных игр с детьми

Игра «Кресты»

Выбираются девушки - «русалки». Они выбегают из - за угла или как раньше было из воды( если игру проводят около пруда или другого водоёма). Остальные играющие стараются от них убежать. Играющие должны, как только завидят «русалок», быстро нарисовать крест и встать на него. Кто не успеет, того «русалки» забирают к себе, и они помогают «русалкам» ловить остальных играющих.

Игра «Венок»

Двое играющих берут в руки венок и поднимают его вверх, образуя ворота. Остальные дети цепочкой проходят в ворота и поют:



Березка девочек кричала, к себе призывала:

- Идите, девочки, на луг гулять,

Зеленые веточки завивать.

- Мы тебя, березка, не согнем,

На тебе веночки не завьем.

- Я к вам, девушки, сама согнусь,

Сама в веточки совьюсь.

Завивайте веночки зеленые,

Будьте весь год веселые.

Играющие, которые образуют ворота, кидают одному из участников на голову венок и командуют: «Веночек-венок, спрячься в теремок». И тут же участник игры, который получил венок, убегает и прячется. Затем все идут искать венок. Кто первый найдет венок, забирает его себе.



«Колечко» - игра для девочек.

На ленточку надевают колечко, а затем, связав концы ленточки, девочки становятся в кружок и передвигают кольцо по ленточке. Одна из них, выбранная считалкой, - «кружится», т. е. ходит в кругу и ищет колечко, спрашивая: «У кого кольцо?» Каждая обманывает, говоря: «У меня!» - а в это время кольцо передается другой участнице игры. Водящая хватает ее за руку и обнаруживает, что у нее кольца нет. Колечко оказывается в другом месте. «Кружащаяся» спешит за ним. Если найдет, девочки меняются местами. Та, у кого нашли кольцо, начинает «кружиться».



«Нос» - игра для мальчиков.

Участники садятся гуськом друг за другом, водящий - впереди. Второй игрок закрывает глаза первому, кто-нибудь (на него может указать воспитатель, Березка) выходит из ряда и подергав водящего за нос, садится на место. Водящий должен найти «обидчика». Если он укажет на другого, то его за нос отводят на прежнее место, и игра повторяется. Если отгадает, на его место садится другой.





Игра «Горелки».

Выбирается водящий - «горелка» («горящий»). Все играющие встают парами друг за другом, подняв руки вверх и образуя «ворота». «Горящий» становится на несколько шагов впереди первой пары, спиной к играющим. После приговорки, которую произносят все играющие, стоящие в последней паре разъединяют руки и бегут: один по правую сторону ряда, другой - по левую и стараются соединиться, добежав до условленного места. На расстоянии 20 шагов обозначают место (флажками или веточками березы), к которому стоящие в последней паре бегут. На этом месте «горящий» не может их ловить. Здесь опять становятся попарно, пока не пробегут все.

«Горящий» бежит за любым играющим и старается запятнать его прежде, чем он добежит до условленного места. Кого «горящий» поймает, тот и «горит», т. е. ловит следующую пару.

Когда все соберутся на условленном месте, играющие поворачиваются. Место, где они стояли раньше, тоже отмечается флажками или веточками, и игра начинается снова.

При этой игре используются разные приговорки, в каждой местности свои:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Птицы летят,

Колокольчики звенят:

Трень-трень,

Не воронь,

А беги, как огонь!

Игра «Заинька» один из вариантов



Дети становятся в круг и берутся за руки. В стороне ходит заинька. Один из ребят спрашивает его:

- Заинька, заинька, где твой дом?

- Мой дом под кустом, под березовым листом.

Затем все хором говорят:

- Заинька, заинька, приходи к нам на лужок, на головку вить венок!

Заинька входит в круг и изображает движениями действия, о которых говорится в песне.

1. Заинька, сорви цветик, вот и этак сорви цветик.

2. Заинька, свей веночек.

3. Положи на головку.

4. Топни ножкой.

5. Заинька, попляши.

Дети идут по кругу. Заинька подходит к одному из ребят, стоящему в кругу, и меняется с ним местами. Так выбирается новый заинька, и игра продолжается.





Выучите с детьми (раздаточный материал для родителей)

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой,

Словно девочки - подростки

Белоствольные берёзки.

За руки взялись и вот-

Закружился хоровод!



Запомнился мне лес, широкий, русский,

Омытый свежей, утренней росой.

Красавица березка в легкой блузке,

С зеленою распущенной косой.





Она весну встречает -

Сережки надевает.

А платьице - в полоску,

Ты узнаешь … ?







Ее узнаешь по простой примете:

Нет деревца белей ее на свете.





Берёзка белый

Сарафан надела.

Кудри завила, косы заплела.

До чего же хороша,

Словно девица - душа.





У лисы боли,

У волка боли,

У Николашки боль

На березку в лес улети.







Материал для чтения детям и взрослым (информационный).

Троица, восьмое воскресенье после Пасхи. Еще Троицу, Пятидесятницу именуют Рождеством Христианской Церкви. Во всех храмах, церквях часовенках идут в этот день богослужения и вечерни, с чтением коленопреклонных молитв. При этом идет сила Святого Духа к людям, радуя и согревая их великим единством Человека и Христа.

В неделю 2-ю по Пятидесятнице, Всех святых, в земли Российстей просиявших. Тропарь: Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшия. Тех молитвами в мире глубоце Церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.



Утро на Троицу.

Роща юная, белоствольная,

На заре росою умоется,

Звоны слышатся колокольные -

Воскресение светлое, Троица!

Звоны чистые, колокольные

Разливаются в поднебесье,

Славят Троицу нивы привольные,

Славят птицы звонкою песнею.

И любое Божье творение

Повторяя молитву вслух.

Славит вечное единение -

Бог - Отец,

Бог - Сын

И Бог - Дух!





Цветы и храм.

Кадильницы цветов благоухают,

Они Христу возносят аромат,

Весной цветущий луг напоминает

Престол небесный, райский ветроград.

Нам есть чему учиться у растений,

У трав лесных, у полевых цветов -

Их красоте, и кроткому смиренью,

И их молитвам, слышимым без слов.

Цветами украшаем мы иконы,

А в храме - золотой иконостас,

И кажется, что нежные бутоны,

Склонив головки молятся за нас.



Автор стихов Шорыгина Т.А.



Великая природы красота,

Сегодня всех к моленью призывает,

Березки, как проста их чистота,

Листвой шумят и вроде как вздыхают:

"Зайди сегодня в храм и помолись,

На Троицу молитва трижды свята,

Мы видим - ангелы слова уносят ввысь,

В день с Воскресения пятидесятый.

Как в поле нынче солнечны лучи,

Ведь у природы праздник, обновление,

Охапку свежескошенной травы,

В храм захвати на предвечернее моление.

Иди ж, иди к подножью алтаря,

Неся души тревожное волнение,

И молодую нашу поросль ветвей

И воле Божей кроткое смирение".

Вними березкам, день и вправду свят,

С природой нынче все вокруг едино,

На языке любом молитву вознеся

Святому Духу и Отцу, и Сыну.





Я поздравлять тебя не буду,

Лишь в храм сегодня принесу,

Цветов охапки и березок,

Зазеленевшую красу.

Я протяну тебе в ладони,

В лампадке яркую свечу,

Пусть Дух Святой с тобой прибудет,

Я очень этого хочу.

Автор стихов Тамара Сальникова



НОД тема «Берёза - дерево России»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, художественно - эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи: Познакомить детей с берёзой, как символом страны, национальным деревом. Познакомить с верхним слоем коры берёзы - берестой: внешним видом, строением, назначением, применением. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания. Продолжать учить детей складывать из букв слова и читать их, логично и грамотно излагать свои мысли, анализировать, делать выводы. Обогатить и активизировать словарь детей словами «чечевички», «сокодвижение, «зелёная аптека», «щедрое дерево», «берегиня». Формировать эмоциональное восприятие образа русской берёзки средствами разного вида искусства. Формировать умение детей правильно передавать строение дерева в рисунке, рисовать в нетрадиционной технике. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к родному краю, любовь к природе и бережное отношение к ней.

Методы и приёмы: словесные (беседа, вопросы, художественное слово).

Наглядные (демонстрация слайдов, рассматривание).

Практические (рисование, физкультминутка, пальчиковая гимнастика).

Материалы и оборудование: Презентация «Берёза», мел белый, палочки, гуашь, пена для бритья, целлофан, влажные салфетки, тонированные листы бумаги, буквы «Б», «Е», «Р», «Ё», «З», «А», кора берёзы.

Изготовление атрибутов родителями: бутафорская балалайка, плетень, крынки, чугунки, пеньки, лавки, разноцветные ленты и шары, вышитые рушники, каравай хлеба, веночки на голову девочкам.

Праздника «Семик - зелёные святки»

Праздник проводится в берёзовом лесу, с детьми подготовительной к школе группы и родителей детей детского сада.

Цель: Познакомить детей с троице - семицким обрядом - зелёных святок.

Программное содержание: Формировать у детей бережное отношение к природе на основе сохранения русских народных традиций общения с природой. Способствовать возрождению традиций празднования девичьего праздника Семик.

Предварительная работа: с детьми на автобусе ездили в лес, выбрали красивую поляну с небольшими берёзками. Дети и родители рассмотрели красоту леса, строение берёзок, услышали рассказ о пользе берёзы и леса для людей. Дети пели, танцевали, играли на поляне, учились слышать свой голос в лесу, как он звучит. В детском саду походили занятия с участием родителей, на которых рассказывалось о предстоящем празднике, дети разучивали песни, стихи, танцы. Выполнили аппликацией картину «Хоровод в берёзовом лесу». Ко второй поездке в лес, совместно с родителями приготовили декорации, плетень из ивовых веток, крынки, чугунки, пеньки, лавки, разноцветные шары и ленты. Дети с воспитателями сделали пригласительные билеты для родителей и педагогов.

Атрибуты: русские народные костюмы для детей и взрослых, ударно шумовые инструменты, бутафорская балалайка, плетень, крынки, чугунки, пеньки, лавки, разноцветные ленты и шары, вышитые рушники, каравай хлеба, веночки на голову девочкам, аудиозапись с голосом берёзки, картина «Хоровод в берёзовом лесу»

Ведущие - воспитатели старшей подготовительной к школе группе

С левой стороны поляны стоит плетень, на котором висят крынки, чугунки, в центральной части поляны с краю расставлены скамейки для гостей, в середине поляны стоят небольшие пеньки, на которых сидят дети в костюмах.

В середину поляны выходят девочка и мальчик, у девочки на рушнике лежит каравай хлеба.

Мальчик: Собирайся народ,

Вас много интересного ждёт.

Проходите, садитесь, кто на пенёк, кто на лавку, да не делайте давки.

Девочка: Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

(Девочка идёт к гостям и с поклоном отдаёт его, старшему из гостей)

Ведущая1: Здравствуйте, красны девицы, да красны молодцы. Здравствуйте гости дорогие. Сегодня мы собрались с вами, чтобы встретить седьмую неделю от пасхи, которая называется семицкой, а четверг семиком. В народе говорили так «С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется». Семицкая неделя зелёная, зелёные святки. В семик девушки шли в лес сплетали себе венки. Говорили хорошие слова берёзке, чтобы природа отдала свои дары, чтоб урожай был таким, сколько листьев у берёзы. Водили красочные хороводы, пели песни, гадали о замужестве и девичьей судьбе.

Ведущая 2: Во все времена почитали, берегли родную землю русские люди, воспевали её природную красоту в песнях и сказаниях. С нежностью обращались к берёзоньке белой, реченьки быстрой, травушке шелковой, к рябине кудрявой, солнышку красному.

Мальчик: Здравствуй, красное Солнышко!

Празднуй, ясное вёдрышко!

Из-за гор - горы выкатайся!

На светел мир воздивуйся!

По траве - мураве, по цветикам

По лазоревым, по подснежникам-

Лучами - очами пробегай!

Сердца девичьи лаской согревай!

Добрым молодцам в душу загляни!

Радостью, весельем души наполняй!

Всех теплом своим согревай!

(Девочки поют закличку «А-у!»Затем ведут хоровод «Ой, не радуйся, клён - ясеник» постепенно продвигаясь к берёзкам)

Ведущая1: Радуйся, белая берёзка

Идут к тебе девки красные

Девки красные, косы русые

Несут тебе песню звонкую

Песню звонкую, ленты пёстрые.

(Слышится голос берёзки):

Придите вы девушки красные

Сама я берёзонька оденуся

Надену я платейко, всё зелёное

Всё зелёное, всё шёлковое,

Ветрик повеет - вся шуметь буду,

Дождик пойдёт шелестеть буду.

( Девочки наряжают берёзку): Берёза, берёзонька

Завивайся кудрявая,

К тебе девушки пришли

Тебе ленты принесли.

(Подвязав ленточки, девочки завивают берёзку, делая из веток круг, через который они будут целоваться.)

Ведущая 2: Кумушки, кумитеся,

Где сойдётесь, поклонитеся,

Домой пойдёте не бранитеся.

Девочка: (обращается к рядом стоящей к ней девочке) Покумимся, кума, покумимся,

Чтобы нам с тобой не браниться,

Весело дружиться.

( Все девочки поют р. н. песню «Ну - ка, кума покумимся» проходит сцена кумовления (две девочки подходят к берёзки целуются через завиток берёзки обмениваются подарками, затем тоже самое проделывает другая пара)

Девочка: Уж, мы, девушки, дело сделали.

Уж мы белую берёзоньку завили,

Уж мы первый веночек - за батюшку

А второй веночек -за матушку,

Уж мы третий веночек - за саму себя!

Покумилися - подружилися.

(Ведущие поют р. н. песню «Берёзонька девкам речи говорила» и хороводом ведут девочек на поляну.Девочки садятся на пенёчки, звучит р.н. м. «Коробейники» в середину поляны выходит мальчик.)

Мальчик: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец

Соколом пролетал

Соловьём просвистал.

(Дуэт мальчиков инсценирует р. н. п. «Вдоль по улице молодчик идёт»)

Девочка: Вдоль по реченьки лебёдушка плывёт,

Выше бережка головушку несёт,

Белым крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.

(Под р. н. м. «Во поле берёза стояла» девочки ведут хоровод).

Мальчик: Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый хвост,

А шестое - брюхо…

Выходи, Ванюха!

(Проводятся р. н .игры «Ворон», «Горелки». Инсценируются песни «Пошла млада за водой» р. н. п. )

</ Ведущая2: Давно идёт на руси слава о добрых молодцах, славятся они силой молодецкой, да удалью. Выходите, покажите свою силу, добры молодцы.

(Проводится игра «Перетягивание каната»)

Ведущая1: Как у нашей берёзки

Собирается народ.

Все с ложками, да с трещётками.

Ребёнок 1: Как у нашего соседа

Весела была беседа

Гуси в гусли,

Утки в дудки,

Чечётки в трещётки

Чайки в балалайки.

Ребёнок 2: Свиристели в свирели

Кукушки в свистушки

Скворцы в бубенцы

Играют, играют

Всех потешают.

( В исполнении группы детей с ударно - шумовыми инструментами звучит р. н. м. «Во саду ли в огороде» «Ах, вы, сени»).

Ведущая1: Вот красавица стоит о себе не говорит.

( Дети исполняют игру с пением «Земелюшка - чернозём» р. н. м.)

Ведущая2: Как кадриль то заиграет

Всех танцоров увлекает.

Аня, Вова попляшите

Свои ножки покажите.

(Исполняется «Байновскаякадриль».Звучит р. н. м. «Барыня»)

Ведущая1: Раздайся народ,

Меня пляска берёт,

Люблю поплясать,

Себя показать.

(Ведущие и дети приглашают гостей на танец.Во время танца ведущие по очереди выкрикивают слова)

Ведущая2: Вот я вот я

Вот и барыня моя.

Ведущая1: Непошла бы я плясать

Надо барыню казать

Ведущая2: Поплясали устали

Сядьте отдохните.

Ведущая: Ох, устала я устала,

Уморилася!

Сяду посижу

Сказку расскажу.

Жила в лесу рыжая лисица, собралась она на деревню сходить да кур украсть. Тихонько пробралась в курятник да стала кур ловить и в мешок складывать. Собрала кур вмешок да и отправилась в лес, да только собаки деревенские не дремали, учуяли лисий запах да и погнались за лисой. Бросила лиса мешок с курями. Бежит лиса сама приговаривает «Да зачем они мне не куры, а так себе. Осенью подрастут я их всех пощипаю»

Ведущая1: Пока сказку слушали

Зайцы огурцы скушали

Раз зайцы огурцы скушали

Для вас остались только

Конфеты- леденцы

(Ведущие угощают детей конфетами - леденцами).

Ведущие1-2: Получили леденец тут и празднику конец.











 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал