- Учителю
- Конспект открытого урока по предмету Слушание музыки во 2 классе ДПОП на тему Приёмы развития мелодии
Конспект открытого урока по предмету Слушание музыки во 2 классе ДПОП на тему Приёмы развития мелодии
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
Муниципального образования «Холмский городской округ»
Открытый урок
по предмету «Слушание музыки»
во 2 классе по 8 ДПОП
на тему: «Приёмы развития мелодии»
Ведущий:
преподаватель теоретических дисциплин
высшей квалификационной категории
Таран Мария Михайловна
15 ноября 2016 года
Холмск
Урок: плановый, исследовательский, интегрированный
Дата проведения: 15 ноября 2016 года
</<br>
Группа: учащиеся 2 класса 8л ДПОП и 4д ДООП
(10 человек: фортепианного, скрипичного, хорового отделений).
Ведущий: преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории Таран Мария Михайловна
Присутствовали:
Фарфутдинова В.А. - методист ДШИ
Краснянская О.В. - заместитель директора школы по учебной части
Васильева Е.В. - заведующая фортепианного отделения ДШИ
Румянцева Т.В. - преподаватель теоретических дисциплин, заведующая хорового отделения
Тютюнник Л.В. - заведующая народного отделения ДШИ
Цель урока: Познакомить учащихся с приёмами развития мелодии. Сделать анализ мелодических фраз, сравнить их и сделать вывод приёмов развития мелодии.
Образовательные задачи:
1. продолжить исследование строения мелодий
2. исследование приёмов развития в мелодиях: контраст, секвенция
3. обобщение: приёмы развития мелодии
Воспитательные задачи:
1.активизация слушательского исследования течения мелодий
2.зрительное восприятие строения мелодии
Развивающие задачи:
1. техника исполнения секвенций
2.конструкция секвенций
Техническое оснащение урока:
1. фортепиано
2.настольные клавиатуры
3. Калмыков. Фридкин. Учебник Сольфеджио. Одноголосие.
4.интерактивная доска или монитор телевизора
5. презентация
План проведения урока
1.Организационный момент: проверка готовности к уроку
2. Фронтальный опрос:
-
Что такое мелодия?
-
Как называются части мелодии?
-
Как разделить мелодию на части?
-
С какими приёмами развития мы познакомились на прошлом уроке?
3.Проверка домашнего задания:
-
Разобрать по фразам, выписать схему строения Детской прибаутки «Василёк» - Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 6 и Русской народной песни «Как под горкой под горой» - Калмыков. Фридкин Сольфеджио Одноголосие № 11, сделать вывод по приёмам развития в мелодиях.
-
Пение под пульс хором под аккомпанемент преподавателя.
-
Проверка схем и выводов по приёмам развития.
-
Исправление ошибок, если имеются.
Слайд №1
4. Тема урока: «Приёмы развития в мелодии» (продолжение)
1. Внимание! Открываем учебник - Калмыков. Фридкин. Сольфеджио Одноголосие № 67 М. Красев «Топ-топ»
-
Определите тональность, настройтесь на Т3\5, спойте мелодию под пульс.
-
Можно ли эту мелодию разделить на фразы? Обозначьте их буквами: аа/сд
-
Сделаем вывод: в 1 предложении точный повтор фраз, а во 2 предложении мелодия продолжает своё развитие. Если проанализировать обозначение фраз, то получится, что фразы обозначены разными буквами. Такой приём развития мелодии называется контраст.
-
В тетради делаем запись: № 67 М. Красев «Топ-топ» - аа/сд - контраст - если предложения разные.
слайд №2
1. Внимание на экран
-
Прочитайте мелодию, определите фразы, подумайте одинаковые они или разные. Сольмизация с клавиатурой.
-
Правильно, все фразы разные: ав/сд/ - контраст.
-
Вспомните, на что делятся фразы? Правильно, на мотивы. Сравните мотивы и аппликатуру, которой вы играли. Мотивы похожи? (нисходящая секунда, ритм одинаковый), но написаны они от разных ступеней тональности. То есть получается: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности.
-
Запомните: повтор мотива с перемещением по ступеням тональности называется секвенцией.
-
Игра этой секвенции: 2 ученика - за фортепиано, остальные - на настольных клавиатурах под аккомпанемент преподавателя.
-
Запись в тетради:
Цыганочка
а в/с д/ - контраст с секвенцией
-
секвенция - повтор мотива с перемещением по ступеням тональности. Мотив - звено секвенции.
3. Итак, подведём итоги:
Существует 4 приёма развития мелодии: точный повтор, варьирование (неточный повтор), секвенция (повтор с перемещением) и контраст (общее развитие мелодии без повторений)
4.Закрепление материала: определить приём развития мелодии
слайд №3:
Русская народная песня «Травушка - муравушка»
-
Сравните 1 и 2 фразы (одинаковые) - значит: точный повтор
-
Сравните 3 и 4 фразы (разные) - значит: контраст
-
аа/вс - контраст предложений
слайд №4
-
Сравните 1 и 2 фразы (почти одинаковые) - значит: варьирование
-
Сравните 3 и 4 фразы (почти одинаковые) - значит: варьирование
-
А между предложениями? аа1/бб1 - варьирование фраз, но контраст предложений!
5.Итог урока:
-
оценка работы в классе каждого учащегося
-
домашнее задание:
слайд №5
1.Сделать анализ фраз, выписать схему, сделать вывод №175, 185 - одноголосие
2. выучить : приёмы развития мелодии