- Учителю
- Урок музыки по теме 'Развитие музыки'
Урок музыки по теме 'Развитие музыки'
Конспект урока во втором классе
Тема «Развитие музыки»
Вход: «Веселая. Грустная» Бетховен
-Что звучало?
-
Автор?
-
Что выражала музыка?
-
Какими средствами музыкальной выразительности показаны два эти настроения?
-Сегодня мы поговорим с вами о веселом и грустном в жизни, в музыке, в литературе.
Посмотрите, я принесла на урок куклу Алёну. Принесла я её не случайно. Сейчас мы с вами услышим музыкальные произведения о кукле. Слушайте их внимательно, а потом расскажите мне, что вы представили себе под эту музыку, о чем она рассказала вам?
D "Болезнь куклы" Чайковский
"Танец куклы" Польдини
Разбор произведений:
1 - Грустная, медленная, тихая, напевная, мелодия, как будто кто-то плачет. Кукла заболела.
2 - Звучит легко, весело, быстро, как танец - вальс. Будто кукла поправилась и танцует.
-
Правильно, молодцы. Первое произведение так и называется «Болезнь куклы». А написал его уже хорошо нам знакомый композитор - П.И. Чайковский (портрет). А второе произведение написал итальянский композитор Польдини. Называется оно «Танцующая кукла».
И Чайковский и Польдини писали музыку на одну и ту же тему - о кукле, но произведения получились совсем разные. Они как бы показали нам жизнь куклы с разных сторон, рассказали о разных настроениях куклы. Ведь в жизни грусть и радость все время чередуются. Уже в древних русских сказаниях можно найти рассказ об этом. Это отражено в былине о двух прекрасных птицах. Одна - птица райских песнопений Сирин, вторая - плакальщица Алконост.
Вот перед вами репродукция с картины художника Васнецова, на которой изображены эти две птицы. Как можно узнать: кто из них кто? (Выражения лиц, светлые и темные краски…)
Художники в своих картинах используют разные краски: светлые - темные, холодные - теплые. И композитор тоже использует разные музыкальные краски, в том числе - лад: мажор и минор.
-
Как вы думаете, с какими красками можно сравнить мажорное звучание?
-
А минорное?
-
Эти краски могут встретиться даже в одном музыкальном произведении. Сейчас мы услышим музыку немецкого композитора Ф. Шуберта. Слушайте внимательно, а потом скажите мне, как изменялось настроение в музыке?
D "Вальс" Ф. Шуберт
Разбор произведения: - Как менялось настроение?
-А что менялось в музыке с появлением нового настроения? (Лад.)
-
Какой жанр выздесь услышали? (Танец. Вальс.)
-
Так и называется это произведение - "Вальс".
-
Сейчас мы услышим еще одно произведение Шуберта - "Allegretto", что значит - "быстро". "подвижно". Послушайте, как здесь будет меняться музыка?
D "Allegretto» Шуберт
-
Как здесь менялся лад? ( Часто и быстро. Словно свет и тень.)
-
Сейчас мы с вами поиграем. Сделайте из рук "бутончики". Когда выглянет солнце (мажор) - "бутончики раскроются, а когда набежит тучка (минор) - закроются.
Повторное слушание с игрой.
-Различные настроения можно передавать не только в музыке, живописи, но и в стихах. Вспомните какой-нибудь веселый или грустный стих. (Если дети затрудняются - можно прочитать самой).
-Но и от нас с вами, когда мы исполняем музыкальное произведение или стихи, зависит, прозвучат ли они так, как задумал автор. Неправильное исполнение может совершенно изменить смысл произведения. Хотите убедиться? Мы будем сейчас рассказывать стихотворение Агнии Барто «Зайка» так, как я буду «дирижировать». ( Показываю как читать стихотворение, полностью меняя его смысл.)
-Вот видите, что может получиться, если во время исполнения не следить за выражением своего лица, за интонацией, не думать о смысле произведения!
-Сейчас мы с вами будем исполнять песню, разученную на прошлом уроке - «Ссора». Прежде чем петь, давайте подумаем, какие здесь настроения, наметим план исполнения песни. (Разбор по куплетам, исполнение.)
Итог:
-Сегодня мы с вами поговорили о веселом и грустном, о том, что два эти настроения живут рядом и в музыке, и в живописи, и в литературе, и в жизни. Подробно поговорили о таком виде развития как ладовое. Познакомились с произведениями австрийского композитора Франца Шуберта.
Домашнее задание:
Подобрать подходящие по настроению стихи к картинам И.И. Левитана «Осень.Усадьба» и «Март». (Репродукции на доске). Подумать, какие средства музыкальной выразительности можно было бы здесь использовать.