7


  • Учителю
  • Рабочая программа по музыке 7 класс

Рабочая программа по музыке 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа» 2010 г.Музыкальное образование способствует развитию у учащихся эстетического чувства, сознания,
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное учреждение

«Солонецкая средняя общеобразовательная школа»





Рассмотрено на заседании Утверждено: методического совета приказом директора

Протокол № от 29.08.2014 г. МКУ Солонецкая СОШ

№ от 30.08.2014 г.

Рабочая программа

по предмету - искусство «Музыка»

для 7 класса

Составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы»,

авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа» 2010 г.



Составитель:

О.Н. Фатеева

учитель музыки





2014 - 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа» 2010 г.

Музыкальное образование способствует развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

Общение с музыкой открывает возможности для духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучения предмета призвано формировать у учащихся художественный способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

Особое значения в школе приобретает развитие индивидуально - личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирования представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

  • Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовой культуры;

  • Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального языка, музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;

  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусство своего народа и других народов мира.

Задачи программы:

- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;

- содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;

- всемерно способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;

- способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;

- научить находить взаимодействие между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;

- сформировать систему знаний, нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений (знание наиболее значимых музыкальных форм, средств музыкальной выразительности, осознание глубокой взаимосвязи между содержанием и формой в музыкальном искусстве).

В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке. Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.

Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке».

Применение системного подхода имеет важное значение в практике преподавания уроков музыки. Именно системное погружение в содержание про граммы, отраженное в каждом из компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивает ее полноценную реализацию в различных видах практической деятельности.

Слушание музыки, выполнение проблемно-творческих заданий и хоровое пение строго подчинены единой содержательной идее урока. Содержание желательно проблематизировать вокруг представленных в программе и подробно освещенных в учебнике тем. (Учитель вправе использовать свои производные варианты тематического планирования.)

Предмет «Искусство (музыка)» в 7 классе изучается в следующем режиме:



I учебная четверть




II учебная четверть


III учебная четверть



IV учебная четверть




всего за год

всего часов

9


8

10


8


35

контрольных работ

1


2

1


2


6

творческих работ

1


2

2


2


7

Контроль осуществляется в следующих видах:

- текущий, тематический, итоговый

Форма контроля:

- самостоятельная работа;

- устный опрос;

- взаимоопрос;

- синквейн;

- цифровой диктант;

- тест;

- хоровое пение;

- индивидуальное пение.

Статус учебного предмета - обязательный

Объём учебного предмета - 35 часов в год (1 час в неделю)


Учебно - тематический план 7 класс

№ п/п

Разделы

Количество часов

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения

1

2.

Содержание в музыке

16

3.

Форма в музыке

18

Итого:

35


Содержание разделов и тем

№ раздела

№ урока

Содержание (тема урока)

Количество часов

I

«Содержание и форма в музыке»

1.

«Магическая единственность» музыкального произведения»

1

II

«Содержание в музыке»

16


2.

Музыку трудно объяснить словами.

1


3.

Что такое музыкальное содержание?

2


Каким бывает музыкальное содержание?

4


4.

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

1


5.

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

1


6.

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

1


7.

Когда музыка не нуждается в словах.

1


8.

Обобщающий урок

1

III

«Музыкальный образ»

4


9.

Лирические образы в музыке

2


10.

Драматические образы в музыке

1


11.

Эпические образы в музыке

1


«О чем рассказывает музыкальный жанр»

4


12.

«Память жанра».

1


13.

Такие разные песни, танцы, марши.

3

IV

«Форма в музыке»

18


Что такое музыкальная форма?

2


14.

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

1


15.

Художественная форма - это ставшее зримым содержание.

1


Музыкальная композиция

7


16.

Какой бывает музыкальная композиция.

1


17.

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах(период).

1


18.

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

1


19.

Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина - Глинки.

1


20.

Многомерность образа в форме рондо.

2


21.

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

1


22.

Обобщающий урок

1

V

«Музыкальная драматургия»

7


23.

Музыка в развитии.

2


24.

Музыкальный порыв.

1


25.

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

1


26.

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

2


27.

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

1


28.

Заключительный урок

1

Итого за год

35


Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса заключаются:

• в умении аргументированно рассуждать о роли музыки в жизни человека (с учетом знаний, полученных из учебников для 5-8 классов);

• в умении обосновать собственные предпочтения, касающиеся музыкальных произведений различных стилей и жанров;

• в преломлении полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке (устных и письменных), ответах на вопросы учебника, в выполнении проблемно-творческих заданий в дневнике музыкальных размышлений;

• в осмыслении важнейших категорий в музыкальном искусстве - традиции и современности, понимании их неразрывной связи;

• в понимании концептуально-содержательных особенностей сонатной формы;

• в проявлении навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять произведения различных жанров и стилей, представленных в программе, умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом (фортепиано, гитара, электромузыкальные инструменты, умение владеть своим голосом и дыханием в период мутации).


Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.


Оценка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

«5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает

ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся воспринимает музыкальный образ в единстве переживания и понимания, наблюдает за развитием музыки, выявляет и объясняет изменения темпа, динамики, тембра, регистра, лада, контрастов и повторов, определяет формы музыкального произведения.

Осуществление вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования на основе нотной записи. Осознанное отношение к партитурным указаниям. Воспроизведение в полном объёме музыкального материала, предусмотренного учебной программой

Целостное восприятие музыкального образа. Высказывание оценочных суждений по поводу прослушанного произведения. Интерпретация музыкального образа в процессе вокально-хоровой деятельности и инструментального музицирования, отбор необходимых исполнительских средств, создание исполнительского плана

Высказывание оценочного суждения по поводу прослушанного произведения или воплощение результата восприятия в виде соответствующего настроению музыки цветового пятна, графической линии, жеста и др.

«4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на

вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки. Восприятие музыкального образа в единстве переживания и понимания. Определение использованных композитором средств музыкальной выразительности, объяснение целесообразности их использования.

«3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует распознавание и различение музыкальных жанров, средств музыкальной выразительности, элементов строения музыкальной речи, музыкальных форм, предусмотренных учебной программой.

Распознавание основных дирижёрских жестов, способов звукоизвлечения, исполнительских приёмов, предусмотренных учебной программой

Восприятие музыкального образа на уровне переживания, определение настроения, выраженного в музыке.

«2» (неудовлетворительно)

У обучающегося имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных, несущественных.

К категории существенных ошибок относятся ошибки, свидетельствующие о том, что учащийся не усвоил основной грамоты, не имеет представления об элементах музыкальной речи, основных музыкальных формах, не знает средств музыкальной выразительности, не умеет использовать их в собственной исполнительской и творческой деятельности.

К категории несущественных ошибок относятся незначительные отклонения от указанных в нотном тексте темпа и динамики, погрешности звукоизвлечения, звуковедения, дикции, артикуляции.

Критерии певческого развития

Неудовлетворительный результат

Удовлетворительный результат

Хороший результат.

Музыкальный слух и диапазон в положительной динамике

Нечистое, фальшивое интонирование по всему диапазону в пределах терции, кварты


Относительно чистое интонирование в пределах сексты.

Чистое интонирование шире октавы

Способ звукообразования

Твердая атака

Придыхательная атака


Мягкая атака

Дикция

Нечеткая.

Согласные смягченные.

Искажение гласных. Пропуск- согласных

Согласные твердые, активные.

Гласные округленные, не расплывчатые.

Дыхание

Судорожное, поверхностное.

Вдох перегруженный, выдох ускоренный, оптимальный.

Выдох сохраняет вдыхательную
установку

Музыкальная эмоциональность

Вялое безразличное пение. При слушании ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет интереса к музыке

Поет довольно выразительно, с подъемом. К слушанию музыки проявляет не всегда устойчивый интерес.

При исполнении песен активен. Любит, понимает музыку. Внимателен и активен при обсуждении музыкальных произведений.


Календарно-тематическое планирование


Тема урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата



план

факт


«Магическая единственность» музыкального произведения» (1 час)



1

«Магическая единственность» музыкального произведения

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

2.09.

«Содержание в музыке» (16 часов)

2

Музыку трудно объяснить словами.

Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

9.09.


3

Что такое музыкальное содержание?

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

16.09.


4

Что такое музыкальное содержание?

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

23.09.


5

Музыка, которую необходимо объяснить словами.

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.

30.09.


6

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

7.10.


7

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

14.10.


8

Когда музыка не нуждается в словах.

Определять образ. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

21.10.


9

Обобщающий урок. Содержание в музыке

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

28.10.


10

Лирические образы в музыке

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

13.11.


11

Лирические образы в музыке

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

20.11.


12

Драматические образы в музыке

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

27.11.


13

Эпические образы в музыке

Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

4.12.


14

«Память жанра».

Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.

11.12.


15

Такие разные песни, танцы, марши.

Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.

18.12.


16

Такие разные песни, танцы, марши.

Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.

18.12.


17

Такие разные песни, танцы, марши.

Повторить и закрепить тему четверти, уметь определять образы музыкальных произведений и соотносить с иллюстрациями.

25.12.

«Форма в музыке» (18 часов)

18

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы.

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

15.01.


19

Художественная форма - это ставшее зримым содержание.

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки.

Понимать, что такое форма в музыке, уметь определять формы вокальной музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

22.01.


20

Какой бывает музыкальная композиция.

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

29.01.


21


Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период).

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

5.02.


22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма).

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

12.02.


23

Трёхчастность в «Ночной серенаде» Пушкина - Глинки.

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

19.02.


24

Многомерность образа в форме рондо.

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

26.02.


25

Многомерность образа в форме рондо.

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

5.03.


26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации).

Знать определение вариационной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

12.03.


27

Обобщающий урок

Повторить и закрепить названия и основные признаки форм, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

19.03.


28

Музыка в развитии.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

2.04.


29

Музыка в развитии.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

9.04.


30

Музыкальный порыв.

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

16.04.


31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

23.04.


32

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

5.05.


33

Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь».

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

12.05.


34

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Знать определение музыкальной драматургии, определять образное, сюжетное содержание музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

19.05.


35

Заключительный урок

Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально - хоровые навыки.

26.05.


Список литературы

1. Программа общеобразовательных учреждений по музыке для 5 - 8 классов. В.В.Алеев ( научный руководитель), Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак. М. «Дрофа» 2004 г.

2. Учебник «Музыка». Т.И.Науменко, В.В.Алеев. 7 класс. М. «Дрофа»

2010 г.

3. Рабочая тетрадь - Т. И. Науменко, В. В. Алеев. «Музыка» 7 класс.

Дневник музыкальных размышлений. М. «Дрофа» 2010 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1.Методические рекомендации для учителя. Т.И.Науменко, В.В.Алеев. М. «Дрофа» 2010 г.

2. Воспитание музыкой. Т.Е.Вендрова, И.В.Пигарёва. М. «Просвещение» 1991 г.

3. Как рассказывать детям о музыке? Д.Б.Кабалевский. М. «Просвещение» 1989 г.

4. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

5. Музыкальное воспитание в школе. О.А.Апраксина. М. «Музыка».

6. Энциклопедия классической музыки. Интерактивный мир. «Коминфо»,

2002 г.

7. Музыкальный словарь Римана. 7727 статей с иллюстрациями.

«Си ЭТС», 2004 г.

8. Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

«Коминфо», 1999.

9. Серьёзная музыка в школе. К.П.Португалов. М. «Просвещение» 1980 г.

10. Музыка. Поурочные планы по учебнику Т. И. Науменко, В. В. Алеева. Волгоград 2008 г. 7 класс.

Интернет ресурсы

Содержательная часть 7 класс


урока

Тема урока

Содержание учебного материала

Основные дидактические единицы

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Теория

Музыкальный материал

1

«Магическая единственность» музыкального произведения

Музыкальная форма, объединяющая в едином замысле несколько относительно

самостоятельных частей,

различных по образному содержанию и структуре. Основные циклические формы

И. Брамс. Симфония № 3; Л. Бетховен. Соната

№ 14 для форте

пиано; Ю. Шевчук «Что такое осень?» (пение)

Знать, что такое

сюита и сонатная

форма, соната.

Уметь определять смысл, тему, эмоциональное состояние музыкального произведения и объяснять неповторимость музыкальных произведений

Устный опрос. Хоровое пение

2

Музыку трудно объяснить

словами

Два вида музыкальной образности. Тишина, неподвижность и покой; их воплощение в музыке. Знакомство с различными музыкальными образами тишины и покоя, природы, войны и мира, подвига, борьбы и победы. Интерпретация. Переложение. Ремикс.

И. Брамс. Симфония № 3; Я. Бетховен. Соната № 14

для фортепиано;

Ю. Шевчук. «Что

такое осень?» (пение)

Знать определение

терминов: сюита,

соната.

Уметь: определять

музыкальный образ

в прослушиваемом произведении; передавать словами свое отношение к музыке; исполнять песню, применяя отработанные вокально - хоровые навыки.

Устный опрос. Хоровое пение

3

Что такое музыкальное содержание

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней.

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное

Устный опрос. Хоровое пение

4

Что такое музыкальное содержание

Музыкальное содержание. Характерные черты человека при создании его музыкального образа. Образ в литературе, изобразительном искусстве и музыке. Музыкальный образ может включать в себя одну или несколько мелодий - это значит иметь одну или несколько граней.

Л. Бетховен. Соната № 14 для фортепиано. I часть; Я. Дубравин, М. Пляцковский. «Когда играет музыкант» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства (литературе, изобразительном искусстве). Уметь анализировать музыкальное

Устный опрос. Хоровое пение

5

Музыка, которую необходимо объяснять словами

Музыка передает тонкие, почти неуловимые движения чувств человека. Программные произведения в музыке. Композиторы о программности в музыке.

А. Н. Скрябин. Этюд ре-диез-минор, соч. 8 № 12; Ф. Шопен. Прелюдия № 20; А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Уметь приводить примеры создания образа человека в музыке, литературе, изобразительном искусстве. Знать, из чего складывается музыкальное содержание.

Устный опрос. Хоровое пение

6

Ноябрьский образ в пьесе П. И. Чайковского

Музыка русской природы. Образ, воображение, изображение (определение в литературе, изобразительном искусстве). Природа в живописи, литературе и музыке. П. Чайковский - музыкальный живописец.

П. Чайковский. «Ноябрь. На тройке» (из фортепианного цикла «Времена года»); А. Варламов, М. Лермонтов. «Горные вершины» (хоровое пение)

Знать особенности содержания в музыке, сравнивать понятие «образ» в других видах искусства. Уметь определять характерные черты музыкального образа.

Устный опрос. Хоровое пение

7

«Восточная»

партитура

Н. А. Римского-Корсакова

Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;

Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)

Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ.

Устный опрос. Хоровое пение

8

Когда музыка

не нуждается

в словах

Музыка - язык чувств. Тональность, колорит и красочность музыкальных сочинений.

А. Вивальди. «Зима». I часть. Из

цикла «Четыре

концерта для

скрипки с оркестром «Времена года»

Знать значение тональности и колорита в музыке.

Уметь проанализировать музыкальное

Произведение.

Устный опрос. Хоровое пение

9

Обобщающий урок. Содержание

в музыке

Подведение итогов работы

по теме «Содержание в музыке». Музыкальная викторина. Хоровое пение.

Л. Бетховен. Симфония № 5, часть 3; увертюра «Эгмонт» (слушание)

Знать главные особенности содержания и формы в музыке.

Устный опрос. Хоровое пение

10

Лирические

образы в музыке


Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике.

Устный опрос. Хоровое пение

11

Лирические

образы в музыке


Что означают выражения

«лирическая тема в музыке»,

«лирический образ в музыкальном произведении». Настроение в музыке. Лирический род в музыке, отличается повышенной мелодичностью и напевностью звучания, лаконичностью художественных образов.

С. Рахманинов.

Прелюдия соль-

диез минор, соч. 32 № 12; Ю. Милютин, Е. Долматовский. «Лирическая песенка» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

лирического образа. Уметь определять характерные черты музыкального образа в связи с принадлежностью его к лирике.

Устный опрос. Хоровое пение

12

Драматические образы

в музыке

Драматический образ в музыкальном произведении.

Формирование восприятия музыкального образа на примере баллады «Лесной царь» Ф. Шуберта

Ф. Шуберт, стихи

И.-В. Гёте. «Лес

ной царь»; Г. Струве, Л. Кондратенко. «Матерям погибших героев» (хоровое пение)

Знать определение

и основные признаки

драматического образа в музыке. Уметь в музыке увидеть трагедию, почувствовать боль и крик человеческой души.

Устный опрос. Хоровое пение

13

Эпические

образы в музыке

Эпические образы в музыке - это образы не только

героев, но и событий истории, образы природы, изображающей Родину в определённую историческую эпоху. Отличие эпоса от лирики и драмы: на первом месте не герой с его личными проблемами, а история.

Н. Римский-Корсаков. «Окиан - море

синее». Вступление к опере «Садко»; А. Бородин. «Богатырская симфония»; опера «Князь Игорь». Ария князя Игоря

Знать определение

и основные признаки

эпического образа. Уметь определять и описывать в музыке эпические образы, отличать эпос от лирики и драмы.

Устный опрос. Хоровое пение

14

«Память жанра»

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус. Вальс «Голубой Дунай»; Ф. Шопен. Мазурка фа минор;

БерковскийНикитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...» (пение)

Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характеристику.

Устный опрос. Хоровое пение

15

Такие разные песни

Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

Берковский, С. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»

Знать: виды песен; чем отличается песня от романса. Уметь проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение

16

Такие разные танцы

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»

Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные

Устный опрос. Хоровое пение

17

Такие разные марши

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой.

Устный опрос. Хоровое пение

18

«Сюжеты» и «герои» музыкальной формы

Что такое музыкальная форма. Форма - система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Строение, схема музыкального произведения. Главные принципы музыкальной формы

Р. Вагнер. Антракт к III действию из оперы «Лоэнгрин»; В.-А. Моцарт. Увертюра из оперы «Свадьба Фигаро»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Понимать, что такое форма в музыке. Знать виды форм, повторение варьирования, контраста, развития.

Уметь определять образное содержание музыкального произведения.

Устный опрос. Хоровое пение

19

Художественная форма - это ставшее зримым содержание

Расширить представления о музыкальной форме как средстве воплощения образного содержания. Основные музыкальные формы и их схемы

Ф. Шуберт. «Серенада»; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение духовной музыки. Уметь описать образ и определить форму музыки; проявлять навыки вокально- хоровой деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение

20

Какой бывает музыкальная композиция

Композиция (составление, сочинение) - категория музыковедения и музыкальной эстетики, характеризующая предметное воплощение музыки в виде выработанного и завершённого в себе музыкального произведения, «опуса».

Ф. Шопен. Прелюдия ля мажор, соч. 28 № 7; А. Зацепин, Л. Дербенев. «Есть только миг...» (хоровое пение)

Знать определение композиции в музыке; разновидности музыкальной композиции.

Уметь проявлять навыки вокально-хоровой деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение

21

Музыкальный

шедевр в шестнадцати

тактах (пери

од)

Разнообразие музыкальных

образов

Л. Бетховен. Симония № 5.1 часть.

Фрагмент; А. Рыбников, Р. Тагор.

«Последняя поэма»

(хоровое пение)

Знать определение

одночастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

в шестнадцати тактах

Устный опрос. Хоровое пение

22

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь» (двухчастная форма)

Двухчастный цикл «прелюдия-фуга» известен со времен барокко. Прелюдия выступает в роли импровизационного вступления к фуге. Циклы «прелюдия-фуга»

могут объединяться в более крупные циклы на основе какого-либо формально

го или тематического принципа

М. И. Глинка,

И. Козлов. «Венецианская ночь»

(слушание, пение);

Ф. Шопен. Прелюдия ля-мажор,

соч. 28 № 7 (слушание)

Знать определение

двухчастной формы

в музыке.

Уметь приводить

примеры музыкальных произведений

с двухчастной формой; проявлять приобретенные навыки

хоровой деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение

23

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

Трехчастность в «Ночной

серенаде» Пушкина и Глинки. Трехчастная форма - тип

композиционной структуры,

применяемый в музыке в качестве формы целой пьесы

или ее части. Схема строения

трехчастной формы: ABA.

Что такое музыкальная репризная трехчастная форма

М. И. Глинка,

А. С. Пушкин,

«Я здесь, Инезилья...»; С. Прокофьев. «Джульетта-девочка»

(из балета «Ромео

и Джульетта»)

Знать определение

трехчастной формы

в музыке, репризы,

композиционное по

строение трехчастной

формы, какие произведения излагаются

в трехчастной форме.

Уметь приводить

примеры трехчастной формы в музыкальных произведениях.

Устный опрос. Хоровое пение

24

Многомерность образа в форме рондо

Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке.

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме;

Устный опрос. Хоровое пение

25

Многомерность образа в форме рондо

Рондо - музыкальная форма, сложившаяся под некоторым влиянием лирических стихотворений того же названия. В музыкальном рондо главная тема повторяется. Происхождение связано с народной песенно-танцевальной музыкой

А. Бородин. «Спящая княжна». М. Глинка, И. Козлов. «Венецианская ночь» (пение)

Знать определение формы рондо и сонатной формы в музыке.

Уметь приводить примеры музыкальных произведений, написанных в форме рондо и сонатной форме;

Устный опрос. Хоровое пение

26

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония

Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о том, что в музыкальных образах слиты воедино судьбы отдельных людей и судьба всего народа.

Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

27

Обобщающий урок

Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»

Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности.

Устный опрос. Хоровое пение

28

Музыка в развитии

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Устный опрос. Хоровое пение

29

Музыка в развитии

Музыка в развитии. Драматургия музыкальная - система выразительных средств и приёмов воплощения драматического действия в произведениях музыкально-сценического жанра (опере, балете)

М. Мусоргский. «Старый замок» (из фортепианного цикла «Картинки с выставки»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать об особенностях развития тем в симфонической драматургии. Уметь определять средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

Устный опрос. Хоровое пение

30

Музыкальный порыв

Драматургия музыкальных образов. Стилистические особенности музыки русской национальной школы. Музыкальный порыв. Сопоставление образов в музыкальной драматургии

Р. Шуман. «Порыв» (из фортепианного цикла «Фантастические пьесы»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыки

Устный опрос. Хоровое пение

31

Движение образов и персонажей в оперной драматургии

Типы музыкальной драматургии. Движение образов и персонажей в оперной драматургии. Музыкальная драматургия балетного спектакля. Средства музыкальной выразительности в опере, балете. Драматургия музыкальных образов

М. Глинка. «Мазурка» (фрагмент из оперы «Жизнь за царя»); С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать определение музыкальной драматургии, об особенностях и законах драматургии оперы, балета.

Уметь определять образное, сюжетное содержание музыкальных произведений, объяснять единство пластической

и музыкальной мысли в балете, синтез компонентов в балете.

Устный опрос. Хоровое пение

32

Диалог искусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы.Творчество М. И. Глинки.

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

33

Диалог искусств: «Слово

о полку Иго-

реве» и «Князь

Игорь»

Типы музыкальной драматургии, связь с симфонической музыкой. Симфония -жанр музыкального искусства. Области применения симфонии. Происхождение жанра. Симфония - жанр инструментальной музыки многочастной канонизированной формы.Творчество М. И. Глинки.

М. Глинка. Хор

поляков из «Сцены

в лесу» (из оперы

«Жизнь за царя»);

С. Соснин, Я. Серпин. «Родина» (хоровое пение)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

34

Развитие музыкальных

тем в симфонической

драматургии

Композитор А. П. Бородин.

Музыка передает глубокие

размышления, боль о без

мерных страданиях людей,

раскрывает борьбу двух начал: добра и зла. Противоборство музыкальных образов в одном произведении.

А. Бородин. «Князь

Игорь» (фрагменты из оперы: хор

«Слава», «Интродукция» и др.)

Знать понятие симфонии как музыкальной формы, области ее применения.

Уметь применять навыки вокально-хоровой деятельности

Устный опрос. Хоровое пение

35

Заключительный урок

Подведение итогов работы

за четверть и учебный год

Разученный песенный репертуар (по выбору учащихся и учителя); произведения для слушания и анализа на усмотрение учителя

Знать основные термины и определения в рамках образовательной программы.

Уметь интонировать , анализировать музыкальный материал.

Устный опрос. Хоровое пение


1 четверть


тема урока

основные

понятия

слушание

музыки

исполнение

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

ИМО

Магическая единственность музыкального произведения

Соната

(смысл, тема, эмоции)

Бетховен «Соната №14»

«Дежурный вальс»

Урок нового материала

фронтальный

Понимать неповторимость музыкальных произведений.

Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Музыку трудно объяснить словами

Интерпретация

Переложение

Ремикс

Аранжировка

Обработка



Бетховен В.Мэй «Соната №14» 1 часть

«Дежурный вальс»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение терминов, уметь определять в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Что такое музыкальное содержание?

Образ, воображение, изображение, безобразие.

(определение в лит., ИЗО)

Чайковский "Ноябрь"

«Что такое осень?»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать особенности содержания в музыке, сравнить понятие «образ» в других видах искусства. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Что такое музыкальное содержание?

Содержание

Образ человека

Римский-Корсаков "Шехерезада"

«Что такое осень?»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в человеке. Уметь проанализировать музыкальное произведение.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Музыка, которую необходимо объяснить словами

образ человека

(д\з: привести примеры настроения, чувств, эмоций, движений, характера)

Скрябин «Этюд№12»

«Фестивальная»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского.

образ природы

Рахманинов «Прелюдия»

«Фестивальная»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

«Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада».


Н. Римскй-Корсаков - великий сказочник в русской

музыке. Восточная тема

в творчестве Н. Римского-

Корсакова. «Шехерезада» - самая цельная симфоническая партитура среди всех программных партитур Н. Римского-Корсакова

Н. Римский-Корсаков. Симфоническая сюита «Шехерезада». I часть;

Е. Подгащ. «Осенний вокализ» (хоровое пение)


Знать, что музыка

может рассказать

о человеке.

Уметь анализировать музыкальное произведение, исполнять вокализ.

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

Когда музыка не нуждается в словах

образ природы

Римский-Корсаков

«Садко»

«Глобус»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, что может выразить музыка в природе. Уметь проанализировать музыкальное произведение. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Обобщение темы


Музыкальная викторина

Песни по выбору

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить темы четверти, авторов и названия музыкальных произведений. Закрепить вокально-хоровые навыки.

СД: Энциклопедия классической музыки


2 четверть


тема урока

основные

понятия

слушание

музыки

исполнение

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

ИМО

Лирический образ

образ

Рахманинов "Прелюдия"

«Все расстояния»

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Лирический образ

лирический образ

Рахманинов "Прелюдия"

«Все расстояния»

Урок нового материала

фронтальный

Знать определение и основные признаки лирического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Драматический образ

драматический образ

Шуберт "Лесной царь"

«Все расстояния»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки драматического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Эпический образ

эпический образ

Бородин "Князь Игорь"

«Алые паруса»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки эпического образа, уметь определять и описывать в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

«Память жанра»

Жанры классической музыки: вокальная, танцевальная, вокально-инструментальная, инструментальная,

симфоническая музыка, музыкально-театральные жанры. Музыкальные жанры различаются: по характеру, по сюжету, по составу исполнителей, по особенностям формы, по обстоятельствам исполнения

П. Чайковский.

Симфония № 4;

М. Глинка. Романс

«Я помню чудное

мгновенье...»; И. Штраус.

«Алые паруса»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение и основные признаки образов в программной музыке, повторить определение и виды программной музыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

Такие разные песни, марши

Песня как вид искусства делится на два направления - бытовая и профессиональная.

Песня - наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки

Русская народная песня. «Во поле береза стояла...»;

Берковский, С. Никитин, А. Величанский. «Под музыку Вивальди...»

«Атланты»


Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, чем отличается песня от романса; в чём разница

между полькой и

маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой. Уметь: анализировать музыкальное произведение; различать музыкальные жанры и давать им краткую характери¬стику

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «К.Сен-Санс. Карнавал животных».

Такие разные песни, марши

Танец - вид искусства, в котором художественные образы создаются средствами пластических движений и ритмически четкой и непрерывной сменой выразительных положений человеческого тела. Виды танцев

П. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин»; Ф. Шопен. Вальс си минор, соч. 69 № 2; И. Штраус. Вальс. Полька. «Жизнь - это танец»

«Атланты»

«Зима»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, в чём разница между полькой и маршем, и вальсом, менуэтом и мазуркой.

Уметь: слушать, воспринимать и анализировать музыкальные

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика

Такие разные песни, марши

Марш получает разные названия в зависимости от скорости движения. Церемониальный марш, скорый марш. Марши для духового оркестра

П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»; Ж. Визе. «Марш Тореадора» (из оперы «Кармен»)

«Атланты»

«Зима»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать, в чём разница между полькой и маршем - и вальсом, менуэтом, мазуркой.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Соната. Не только классика


3 четверть


тема урока

основные понятия

слушание музыки

исполнение

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

ИМО

Сюжеты и герои

музыкальной формы.

Форма крупная, мелкая

Куплетная форма, виды

Глинка «Венецианская ночь»

«Люди идут по свету»

Урок нового материала

фронтальный

Понимать, что такое форма в музыке, знать виды форм, уметь определять образное содержание. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Энциклопедия классической музыки

Художественная форма-это ставшее зримым содержание.

духовная музыка

Моцарт "Реквием.

Лакримоза"

«Люди идут по свету»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить определение духовной музыки, уметь описать образ и определить форму музыки. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

Какой бывает музыкальная композиция.

композиция в музыке

Моцарт "Свадьба Фигаро"

«Гимн Красноярска»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение композиции в музыке. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах.

одночастная форма

Шопен "Прелюдия"

«Гимн Красноярска»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение одночастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Два напева в романсе М. Глинки «Венецианская ночь». Двухчастная форма


двухчастная форма

Глинка "Венецианская ночь"

«Экипаж»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение двухчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина-Глинки

трехчастная форма

Глинка "Я здесь, Инезилья…"

«Экипаж»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение трехчастной формы в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Многомерность образа в форме рондо.

рондо

Бородин "Спящая княжна"

«Московские окна»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Многомерность образа в форме рондо.

рондо

Бородин "Спящая княжна"

«Московские окна»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать определение формы рондо в музыке. Уметь приводить примеры. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича. Стилистические особенности музыки эпохи Великой Отечественной .войны. Особенности сложных жанров: симфония


Д. Д. Шостакович. Симфония № 7. I часть (фрагмент «Эпизод нашествия»); В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»


Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Знать о роли композиции в музыке, о многозначности использования термина «композиция». Уметь применять приобретенные навыки вокально- хоровой деятельности.

Фонограммы

Обобщающий урок


Обобщение знаний по теме раздела «Музыкальная композиция». Композиция как категория музыковедения и музыкальной эстетики. «Музыкальное целое»

В. Синявский, М. Владимиров. «Благодарим, солдаты, вас!»





4 четверть


тема урока

основные понятия

слушание музыки

исполнение

тип урока, вид деятельности

прогнозируемый результат

ИМО

Музыка в развитии

программная музыка

Мусоргский "Старый замок"

«Песня туристов»

Урок нового материала

фронтальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «Мусоргский. Картинки с выставки»

Музыка в развитии

программная музыка

Мусоргский "Старый замок"

«Песня туристов»

Урок нового материала

фронтальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: «Мусоргский. Картинки с выставки»

Музыкальный порыв.

драматургия

Шуман "Порыв"

«Песня туристов»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития музыкальной ткани, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Движение образов и персонажей в оперной драматургии.

образ и персонаж

Глинка Мазурка из оперы "Жизнь за царя"

«Пять ребят»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития образов в опере, уметь определять средства музыкальной выразительности. Закрепить вокально-хоровые навыки.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Диалог искусств

"Князь Игорь".


опера

либретто

Бородин Фрагменты из оперы

«Пять ребят»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Опера "Князь Игорь".


сценарий

пьеса

Бородин Фрагменты из оперы

«Нам нужна одна победа»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить оперную терминологию. Уметь определять движение образов и персонажей на примере музыкального произведения.

Фонограммы, портреты композиторов

СД: Шедевры музыки

Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии.

симфония

Моцарт «Симфония №41»

«Нам нужна одна победа»

Комбинированный Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Понимать особенности развития тем в симфонической драматургии, уметь определять средства музыкальной выразительности.

Фонограммы, портреты композиторов

CD/Музыкальные инструменты

Заключительный урок.



Музыкальная викторина

Песни по выбору

Контрольно-обобщающий урок

Фронтальный,

групповой, индивидуальный

Повторить и закрепить знания тем года. Закрепить вокально - хоровые навыки.

Тестирование

Викторина

СД: Энциклопедия классической музыки



39




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал