- Учителю
- ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА - Урок в 1 кл.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА - Урок в 1 кл.
ПРИМЕР ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО РЕСУРСА
Урок в 1 кл.
«Азбука , каждому нужна»
сентябрь2012г.
Описание электронного образовательного ресурса для представления в каталоге:
Название электронного образовательного ресурса:
Музыкальный класс
Главное окно программы:
Дополнительный рисунок: Общий вид компьютерной программы.
Системные требования:
Версия для PC: процессор Pentium 200 MMX, 32 Мбайт ОЗУ, 4-скоростной CD-ROM, SVGA-видеокарта (800х600, 65536 цветов), 16-битная звуковая; Windows 95.
Электронный образовательный ресурс «Музыкальный класс» предполагает установку на отдельном компьютере.
Разработчик:
New Media Generation (Москва)
Соответствие электронного образовательного ресурса требованиям, предъявляемым к программным продуктам этого класса:
Дидактические компоненты анализа программного продукта
Общая сумма баллов
по группе показателей
Процент соответствия программного средства
критериальным требованиям
Место (ранг) компонента
Нормативный
9
82%
2
Психолого-педагогический
14
88%
1
Содержательный
8
62%
4
Инструментальный
10
63%
3
Процессуальный
8
32%
5
Характеристика электронного образовательного ресурса
Мультимедийный ресурс «Музыкальный класс» предназначен, по заявлению разработчиков, как для детей любого возраста, так и для взрослых. Однако на наш взгляд, наиболее целесообразно его использование для учащихся начальных и средних классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Содержание ресурса раскрывает темы, соответствующие любой программе по музыке для данного типа образовательных учреждений России. Ресурс также может быть использован в рамках программ начального профессионального обучения (музыкальная школа) как для организации работы в классе сольфеджио, так и для самостоятельной (а лучше под наблюдением родителей) работы учащихся дома.
Электронный ресурс отличает высокий уровень интерактивности компонентов.
Категория учащихся:
Начальная школа
Тип электронного образовательного ресурса: учебно-игровое средство
Электронный ресурс включает в себя восемь модулей:
-
Музыкальный диктант, в котором предлагается проверить свой слух и музыкальную память, а точнее воспроизвести на нотном стане небольшую музыкальную фразу.
-
Компьютерное фортепиано, на клавиатуре которого можно поиграть с помощью компьютерной мыши или клавиатуры (в этом случае можно исполнять интервалы и аккорды), используя при этом тембры разных инструментов.
-
Крестики-нолики, в котором необходимо отвечать на вопросы по музыкальной грамоте и теории музыки. В случае правильного ответа, поле вопроса подсвечивается зеленым цветом, в случае неправильного - красным. Результат аналогичен традиционной игре: если выстроилась строка, ряд или диагональ зелёного цвета - выиграл пользователь, если красного - компьютер.
-
Музыкальные кубики, в котором необходимо восстановить мелодию, состоящую из 8 тактов (кубиков), часть из которых после предварительного прослушивания «падает вниз» (то есть удаляется из мелодии).
-
Киберсинтезатор, представляющий собой элементарный музыкальный конструктор, в котором в выбранном стиле можно изменять фактуру путем включения и выключения звучащих партий (для каждого голоса предлагается 4 варианта). Не смотря на всю «игрушечность» модуля, на основе композиций, созданных из сэмплов, можно вести анализ формообразующих средств, средств музыкальной выразительности, основных принципов развития музыкального материала.
-
Караоке, в котором предлагается к исполнению 10 популярных детских песен. Есть возможность записи собственного голоса и сохранения в отдельном файле своего исполнения.
-
История музыкальных инструментов, в котором можно прослушать 8 лекций о различных группах музыкальных инструментов.
Рекомендации по использованию электронного ресурса
Электронный образовательный ресурс охватывает круг тем, связанных с теорией музыки и входящих практически во все программы по предмету, что значительно расширяет спектр возможностей его использования. Электронный образовательный ресурс может использоваться преимущественно для учащихся начальной школы.
Все модули снабжены файлом справки, что облегчает работу с программой.
Ресурс может быть эффективно использован как во время школьных занятий, так и в домашних условиях, расширяя пространство предмета.
Пример использования электронного ресурса:
Программа «Музыка» (1 кл.).
I полугодие. Тема «Музыка вокруг нас».
Тема урока. «Азбука, азбука каждому нужна». Музыкальная азбука
Урок, посвященный знакомству с основами музыкальной грамоты, основными средствами музыкальной выразительности. Мультимедийное учебное пособие позволяет дать наглядное представление о нотах, мелодии, ритме и тембре, «опредметить» абстрактные понятия.
Предлагаемый урок может проводиться как в компьютерном классе, где ученики работают индивидуально, так и при наличии одного компьютера (с возможностью вывести изображения на большой экран).
Цель урока: Создать условия для более осознанного восприятия учащимися музыки в процессе слушания, через знакомство с нотной грамотой и средствами музыкальной выразительности (мелодия, ритм, тембр).
Ход урока:
Для введения в тему, учитель «разыгрывает» ситуацию пропажи мелодии. Это может быть сделано путем вставки в нотный сборник чистых партитурных листов или с помощью введения в ход урока героя, которому приснилась удивительная мелодия, однако проснувшись, ему никак не удается вспомнить её, что и инициирует его (а вместе с ним и учащихся класса) отправиться на поиск. Но для того, чтобы найти пропажу необходимо знать, как мелодия может выглядеть и звучать. Это должно привести к обсуждению учащимися особенностей «языка музыки» (то есть способов записи музыкального произведения и средств музыкальной выразительности).
Учитель направляет обсуждение учащихся, и обобщает их ответы, в которых говорится о том, что музыкальные произведения записываются с помощью специальных знаков (нот). Эти знаки «были изобретены много столетий назад, их понимают без перевода люди разных стран. Именно ноты позволяют передавать из прошлых веков то, что хотели выразить композиторы, а также записывать музыкальные мысли, которыми передается содержание современных музыкальных произведений». Для знакомства с названием нот и правилами записи мелодии учитель может использовать 1 и 2 урок модуля «Теория музыки». После чего классу предлагается попытаться найти мелодию, выполнив задание модуля «Музыкальный диктант».
Для облегчения выполнения задания учащимися общеобразовательной школы, учитель может использовать приём «живой звукоряд», когда каждый ребенок должен запомнить одну (или несколько нот), а затем школьникам необходимо друг за другом расставить птичек (ноты) по своим местам.
В течение всего урока, за каждое правильно выполненное задание, учащиеся будут получать фрагмент партитуры музыкального произведения. Если все задания на уроке выполнены правильно - в конце урока прозвучит потерянное музыкальное произведение.
Анализируя выполненное задание, учитель должен подвести детей к выводу, что для записи музыкального произведения, кроме высоты звука существует ещё одно средство музыкальной выразительности - ритм. Учащимся предлагается игра «Ритмический телефон».
Класс разбивается на несколько команд, в каждой из которых дети выстраиваются в колонну друг за другом. Последний участник команды будет передавать сообщение (ритмический рисунок, показанный ему учителем на карточке) по телефонному проводу (все участники команды). Ритмический рисунок передается аккуратным постукиванием пальцем по плечу впередистоящего. Первый же участник команды, получив сообщение должен записать его на доске, после чего запись сверяется с карточкой начального ритмического рисунка. Победившей считается та команда, у которой начальный и конечный ритмический рисунок совпадет.
Теперь, когда школьники осознали, что графическая запись музыкального произведения передает не только звуковысотность, но и ритм, необходимо соединить эти два понятия воедино. Учащимся предлагается работа с модулем ресурса «Музыкальные кубики». На экране компьютера появляется 8-тактовое построение, в котором после проигрывания 4 такта убираются (падают вниз). Учащимся необходимо восстановить мелодию. Для удобства работы со школьниками младших классов общеобразовательной школы (которые вряд ли смогут запомнить с одного или нескольких проигрываний мелодию), учитель может разделить класс на 8 команд (каждая из которых запоминает только 1 такт).
В результате выполнения предыдущих заданий учащиеся получали фрагменты партитуры и теперь необходимо сложить ее воедино. После этого остается только решить, какие инструменты будут участвовать в исполнении. Учитель вводит новое для учащихся понятие тембр - окраска звука и предлагает послушать тему произведения в исполнении разных инструментов, что становится возможным при использовании модуля ресурса «Компьютерное фортепиано». Школьники должны внимательно вслушиваться в мелодию и задуматься, какой инструмент, по их мнению, более остальных подходит для исполнения темы.
После анализа тембра учитель предлагает учащимся послушать найденное музыкальное произведение.
Обобщая материал урока, учащимся предлагается выложить из 9 карточек (или кубиков) с буквами М, Е, Б, Я, Л, Р, Т, И, Д средства музыкальной выразительности о которых шла речь на уроке. Это мелодия, ритм, тембр
Если в школе существует медиатека, школьникам может быть предложено при желании в свободное время поработать с диском «Музыкальный класс» и попробовать самостоятельно выполнить задания модулей «Музыкальные кубики», «Музыкальный диктант», помузицировать на «Компьютерном фортепиано».
5