- Учителю
- 'Сказка А. С. Пушкина в творчестве Н. А. Римского-Корсакова'
'Сказка А. С. Пушкина в творчестве Н. А. Римского-Корсакова'
Урок музыки в 5 классе
Тема урока: «Сказка А.С. Пушкина в творчестве Н.А. Римского-Корсакова»
Цели урока:
Образовательная: Формирование у учащихся теоретического знания о необходимой связи музыкального и литературного искусств; учить учащихся применять имеющиеся и полученные знания, умения и навыки о музыке и литературе на практике;
Развивающая: Развивать у учащихся учебно-познавательный интерес к поиску новых знаний, проявляя творчество; содействовать развитию навыка индивидуальной и коллективной работы;
Воспитательная: Воспитание музыкальной «слушательской» культуры
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство
Методы:
Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный.
Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.
Музыкальный материал: Ю.Чичков "Волшебный цветок";Н.Римский -Корсаков "Три чуда" из оперы "Сказка о царе Салтане"; "Дорогою добра" - вокально - хоровая работа.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Проверка готовности к уроку
Музыкальное приветствие
2. Введение в тему.
Учитель: Мы продолжаем с Вами путешествовать по жанрам литературы и музыки и искать ответы на вопросы: «Может ли существовать литература без музыки, а музыка без литературы?», «Как связана музыка с изобразительным искусством?» Так же как с литературой, музыка связана с изобразительным искусством, хотя связь эта, конечно, проявляется совсем по-другому: стихи можно петь, если на них написана музыка, музыку (её характер и содержание) можно выразить стихами или прозой. Связь музыки с изобразительным искусством иная: музыка может вызвать в нашем воображении какие-либо зрительные (живописные) образы, даже определённые картины, то есть мы можем увидеть музыку. Существуют такие музыкальные произведения, в которых усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится живописной, словно рисует картину.
Композитор Д.Б. Кабалевский писал, что живописной музыкой обычно называют такую, которая настолько ярко и убедительно передаёт впечатления композитора от картин природы, что мы начинаем словно бы видеть эти картины.
Скажите пожалуйста, какой жанр литературы самый любимый у детей? Дети: сказка.
Учитель: Сегодня мы в вами будем говорить о сказках. Сказка - это такой жанр литературы, с которым мы начинаем знакомиться с самого раннего детства. Наши мамы, бабушки, когда мы сами ещё не умели читать, читали и рассказывали нам сказки. Затем, когда вы научились читать, сами начали читать сказки.
Образы сказки сопутствуют человеку с раннего детства. Сказка не может существовать без чудес. Добрые волшебники - звери, птицы, фантастические существа - помогают героям пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели.
Мы знаем сказку в разных её обликах: и в литературе, и в театре, и в кино. Есть сказка и в музыке, живописи, скульптуре.
Сказка зародилась в древности и с далёких времён хранились в памяти народа, передавались из поколения в поколение, от одного рассказчика к другому. Что-то при этом забывалось, и, напротив, что-то привносилось новое; наконец пришло время, когда их стали записывать и издавать.
Среди наших любимых сказок, наверняка есть сказки А.С. Пушкина.
Учитель: Какие вы знаете сказки Пушкина?
Дети: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его балде», «Сказка о царе Салтане»…
Учитель: Конечно, все мы любим эти сказки. Но сказки Пушкина любили и многие русские композиторы. Наверное, нет ни одного русского композитора, который бы не использовал в своём творчестве стихи или сказки А.С. Пушкина. К таким композиторам относится и Н.А. Римский-Корсаков.
3. Сообщение темы урока.
Учитель: Вы конечно же обратили внимание на слова, записанные на доске. Это они и являются темой нашего сегодняшнего урока.
Н.А. Римского-Корсакова называют величайшим среди музыкантов сказочником. Вот именно о нём сегодня и пойдёт речь. Я хочу рассказать вам немного о жизни этого великого композитора.
На севере России, там, где когда-то пролегали древние торговые пути, стоит тихий русский город Тихвин. Ни моря не омывают его, ни океаны, а течёт лишь маленькая речушка Тихвинка. Здесь в 1844 году в семье Андрея Петровича Римского-Корсакова, родился сын Николай (или как его звали в семье Ника).
Тихвинский дом, окружённый небольшим, но уютным садом с множеством цветущих кустарников сирени, жасмина был в сущности маленькой усадьбой. И в самом Тихвине, и за его пределами Николай соприкасался с поэтической северной природой, которая впоследствии получила глубокое своеобразное отражение в его творчестве. Он слышал песни своего народа, видел красочные народные игры и гулянья, старинные обряды и краски. Детские впечатления помогали ему впоследствии определить основное направление в его творчестве. Так он и стал «сказочником».
В доме находилось старое пианино. У родителей был хороший музыкальный слух. Николаю не было 2-х лет, а он хорошо различал мелодии, которые пела ему мама. В 3-4 года он отлично бил в игрушечный барабан в такт, когда папа играл на пианино.
Римский-Корсаков вспоминает: «Отец часто нарочно внезапно менял темп и ритм, и я сейчас же за ним следовал. Вскоре потом я стал верно напевать всё, что играл отец, и часто певал с ним вместе, затем и сам начал подбирать на фортепиано слышанные от него пьесы».
Регулярные занятия музыкой начались в 6-ти летнем возрасте. Но местные преподаватели не смогли дать Николаю хорошей школы и не сумели по-настоящему заинтересовать его.
Сам он об этом говорил:
«Сделаться же музыкантом, я никогда не мечтал, учился музыке не особенно прилежно, и меня пленяла мысль быть моряком».
Море - страстная любовь Николая. О море он мечтал, читал. В детских играх охотно изображал мореплавателя, долгими часами строил модель военного корабля. Поэтому в 12 лет с большой охотой Николай поступает в Петербург в Московский корпус - учебное заведение, готовившее офицеров военно-морского флота.
К этому времени относятся первые серьёзные попытки сочинять музыку. «По целым часам я просиживал за роялем». Медленно, постепенно, но всё же музыка завоёвывает главное положение в жизни Римского-Корсакова.
В 18 лет Римский-Корсаков, закончив Морской корпус, совершает кругосветное путешествие на паруснике «Алмаз». Почти 3 года композитора окружало море: то спокойное, то грозное, то неистово бушующее. И эта красота тоже нашла своё отражение в произведениях композитора.
Римский-Корсаков - автор таких известных опер-сказок, как «Садко», «Кащей Бессмертный», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок».
Учитель: Давайте вспомним, что такое опера?
Дети: это театрализованное представление, где действующие лица не говорят, а поют, где музыке отводится главная роль.
Учитель: Как вы думаете, почему композитор обращается к сюжетам сказок?
Дети: Сказка многолика, она никогда не стареет, она всеми любима.
Учитель: Сказка сочетает в себе реальную обстановку с воображаемым миром. Она не может обойтись без чуда. Добрые волшебники, добрые силы помогают герою пройти через испытания, победить зло и достичь желанной цели.
Чудо сказки - это осуществление мечты, идеала, это - победа Добра над Злом. Именно это и привлекало композитора к сказочным сюжетам.
В 1899 году исполнилось 100 лет со дня рождения великого русского поэта А.С.Пушкина. К годовщине готовились пышно. Именно к этой дате была написана опера на сюжет пушкинской сказки «Сказка о царе Салтане».
Композитору хотелось написать музыку под стать пушкинской сказке - нечто совершенно яркое, ярморочное.
А.С.Пушкин высоко ценил и очень интересовался русским народным творчеством. Ведь в поэзии народа, песнях, былинах, преданиях получили отражение его быт, страдания и радость, мужество и героизм.
«Сказку о царе Салтане» составили подлинные мотивы русского народного повествования. Помните сюжет - царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жёны одну из трёх девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сёстры никак не могли смириться с мыслью, что не они стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.
Когда царь Салтан уехал на войну, царица родила сына. Злые же сёстры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку…
А дальше по приказу царя:
Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в окиян -
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбывает дно. «Мать и сын теперь на воле». Здесь царевич встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведёт Гвидона с матерью в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздаётся торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.
Но Гвидон и его мать всё думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к отцу в царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной царевне Лебеди, о белочке, которая грызёт изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о 33 богатырях, выходящих из морской пучины.
Конечно, как и в каждой сказке, здесь всё окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу и князь Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестёр - повариху и ткачиху. Сказка закончилась весёлым пиром.
Римский-Корсаков стремился как можно точнее следовать пушкинскому оригиналу, однако сказку необходимо было приспособить к оперной сцене. Опера оказалась поистине пушкинской. Композитору удалось сохранить своеобразные черты поэтического произведения: наивность, добродушный юмор, быстрый «плясовой» ритм, народный колорит. Свою основную задачу Римский-Корсаков в том, чтобы создать выразительный музыкальный язык, на котором можно было «сказать», «спевать» русскую сказку.
Композитор Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Элементы сказочности наполняют большинство произведений композитора. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучаниях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь-птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли в огороде», которую с присвисточкой поёт Белочка, и мощная тема «33 богатырей» - всё это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда».
4. Слушание музыки.
Учитель: Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.
1 - знаменитый «Полёт шмеля» (диск 6-14). Давайте послушаем и «посмотрим».
Какую картинку вы увидели?
А теперь послушайте, как говорит об этом маленьком произведении советский композитор и педагог Д.Б. Кабалевский: «Казалось бы, забавный пустячок. Ну, изобразил композитор жужжание шмеля, только и всего. Вроде будто и мелодии никакой нет - одни гаммки то вверх, то вниз бегают, жужжат, действительно на жужжание шмеля похожие. Но давайте-ка вспомним, в каком эпизоде оперы появляется этот знаменитый, с лёгкой руки Римского-Корсакова, шмель и что в музыке его полёта композитор хотел выразить.
Когда царевич Гвидон после всех мытарств оказался со своей матушкой-царицей на необитаемом острове, одолела его тоска по родному царю-батюшке. И сжалилась тогда над ним прекрасная царевна-лебедь, обрызгала с ног до головы святой водой, превратила в шмеля и велела лететь за кораблём с заморскими гостями, что держат свой путь мимо острова Буяна в царство славного Салтана.
Полетел счастливый царевич-шмель на родную свою землю, а царевна-лебедь поёт ему вслед: Ты теперь, мой шмель, гуляй,
Судно в море догоняй,
Потихоньку опускайся,
В щель подальше забивайся,
Будь здоров, Гвидон, лети!
И зазвучало в музыке этого сказочного полёта столько настоящей человеческой радости, столько счастливых надежд, столько молодой, свободной устремлённости вперёд, что остаться равнодушным слушателем тут уж просто невозможно. Вот и получилось, что изобразив в своей музыке полёт шмеля, Римский-Корсаков выразил в ней увлекательнейшие человеческие чувства. И само стремительное движение этой музыки, даже если мы не знаем в каком эпизоде оперы и по какому поводу она звучит, мы уже воспринимаем сквозь её удивительную человечность. Вот в чём секрет удивительного шмеля!»
Следующая музыкальная картина называется «Три чуда» (диск 6-15).
Эта музыкальная картина предваряет собой последнее действие оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Содержание сцены раскрывает большой стихотворный эпиграф, в котором описываются чудеса сказочного города Леденца, где княжит царь Гвидон.
Тут и белочка, что грызёт золотые орешки и с присвисточкой поёт: «Во саду ли в огороде…» и 33 богатыря, «в чешуе как жар горя». И несказанной красоты царевна-Лебедь.
В красочных звуках оркестра, как на волшебной картине, возникают образы пушкинской сказки. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о каждом чуде. Вот появилась праздничная, вся в сверканье колокольного звона тема сказочного города Леденца с его златоглавыми церквами, с теремами и садами».
Послушайте, как описал славный заморский город в своей сказке А.С.Пушкин:
В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой:
Он лежал пустой равниной;
Рос на нём дубок единый;
А теперь стоит на нём
Новый город со дворцом,
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами…
…Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами;
Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальный дом:
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые.
Ядра - чистый изумруд;
Слуги белку стерегут.
Служат ей прислугой разной -
И приставлен дьяк приказный
Строгий счёт орехам;
Отдаёт ей войско честь;
Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету;
Девки сыплют изумруд
В кладовые да под спуд;
Все в том острове богаты,
Изоб нет, везде палаты…
Итак, «Три чуда».
Чудо первое «Белочка».
Заранее подготовленные ученики:
1 ученик:
Есть там белка, что при всех
Золотой грызёт орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупки собирает,
Кучки равные кладёт
И с присвисточкой поёт
При честном при всём народе
«Во саду ли в огороде»
Для характеристики белочки Римский-Корсаков использовал р.н.п. «Во саду ли в огороде». Её «присвистывает» самый высокий инструмент оркестра - флейта-пикколо (маленькая флейта). Всё ярче, всё затейливее звучит песенка. Изобретательная инструментовка придаёт ей сказочный характер. Давайте послушаем.
Чудо второе - 33 богатыря.
2 ученик:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя
33 богатыря.
В оркестровом сопровождении слышится грозный шум, кипение морского прибоя и на его фоне появляется чеканный богатырский марш. Послушайте и посмотрите.
Чудо третье - прекрасная Царевна-Лебедь.
3 ученик:
…Там царевна есть,
Что неможно глаз отвесть;
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает будто пава,
Сладку речь-то говорит,
Будто реченька журчит.
Учитель: Музыка рисует чудесное превращение Лебедь-птицы в красавицу царевну. Фантастические узоры мелодии, «птичьи в горле переливы» сменяются напевной темой, похожей на русскую протяжную песню. Льётся чарующей красоты мелодия, и поёт тёплый, «человеческий голос» струнных инструментов. Давайте послушаем и посмотрим.
Радостное звучание труб в конце словно предвещает счастливый конец сказки.
Премьера этой оперы прошла с большим успехом. Постановка спектакля осуществлялась много раз.
4. Итог урока
Учитель: Необыкновенная сила искусства, воспетая в литературе, способствовала появлению сказок у разных народов мира. Во многих сказках музыка помогает героям, побеждает зло, возвеличивает добро и справедливость. Музыка в сказках усиливает эмоциональные переживания героев. Музыка часто является темой самой литературы. Также, слушая музыку, мы моем «увидеть» литературные образы, созданные композиторами.
5. Домашнее задание: нарисовать понравившийся образ из сказки о царе Салтане.