7


  • Учителю
  • Методические рекомендации по разработке плана урока специализации народное пение (фольклор) в ДШИ

Методические рекомендации по разработке плана урока специализации народное пение (фольклор) в ДШИ

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Данная работа - шаблон призвана помочь преподавателям ДШИ, ДДТ, ДО, по специализации народное пение, педагогам дополнительного образования общеобразовательных школ в разработке поурочного, контрольного, открытого плана урока, который будет применим как для любого пре
предварительный просмотр материала

Методические рекомендации по разработке плана урока специализации народное пение(фольклор) в ДШИ.

Гоголева А.И

преподаватель хоровых дисциплин МАОУ ДО «ДШИ № 3», город Томск 2015 г.

С введением в ДШИ программ по ДООП и обновлению программ по ПХЕН, предполагающих повышение качества образовательного процесса, возникала необходимость в методически грамотной подаче урока - его разработке и записи.

Данная работа - шаблон призвана помочь преподавателям ДШИ, ДДТ, ДО, по специализации народное пение, педагогам дополнительного образования общеобразовательных школ в разработке поурочного, контрольного, открытытого плана урока, который будет применим как для любого предмета данной специализации( постановка голоса, ансамбль, хор, сценическое воплощение песни), так и для любой программной темы, а также осуществления публикаций. Используя данный шаблон, преподаватель сохранит время для подбора:

инновационных методик по освоению предмета;

интересного нотного материала;

новейших видео и аудии записей исполнителей,

литературы для учащихся и т. д.

Итак, любая разработка урока начинается с титульного листа, где указывается образовательное учреждение, тема урока, автор работы, год(2015) и место ( г. Томск) выполнения.На первой странице работы выполняется содержания, которое содержит пункты: Содержание.

1.Пояснительная записка.

2.План урока.

3.Список источников.

4.Приложения.

В пояснительной записке необходимо отобразить следующее: предмет, тему урока, год обучения детей(или возраст), цель и задачи урока, методы, приёмы, формы и принципы освоения учебного материала, тип урока, оборудование.К примеру:

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представляет собой конспект занятия по специальности «народное пение» и предмету (например-хор ) по теме (например -Звуковедение)

Разработка содержит:

  1. 1)теоретический и практический материал по теме урока;

  2. 2)методические рекомендации по закреплению вокально-хоровых навыков и изучению нового навыка - звуковедения на песенном материале музыкально-дидактических игр;

  3. 3)нотные примеры и описание разыгрывания игр;

  4. 4)список рекомендуемой литературы.

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих с детьми 7-8 лет(первый год обучения) по программам изучения русского фольклора в детских музыкальных школах, школах искусств, кружках, студиях, а также в общеобразовательных школах.

Цель урока: формирование вокально-хоровых навыков на нотном материале музыкально-дидактических игр.

Задачи урока:

1) обучающая - изучить с детьми новый вокально-хоровой навык звукоизвлечения;

2) развивающая - продолжить развитие изученных вокально-хоровых навыков: певческого дыхания, дикции, звукообразования, чувства ритма, «чистого» интонирования мелодии;

3) воспитательная - воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, а именно к музыкальным играм, влияющих на становление эмоционально-волевой сферы ребёнка и формируют положительные качества личности.

В данной разработке урока применяет следующие методы работы:

1) словесные (рассказ, беседа, объяснение), помогающие раскрыть детям содержание урока;

2) наглядно-образные (художественный показ голосом), помогающие настроить детей на нужное эмоционально-чувственное отношение к характеру произведения, образам;

3) создания проблемно-поисковой ситуации, состоящий в самостоятельном выполнении учащимися в группах творческого задания по данному педагогом алгоритму;

4) анализа и сравнения, помогающие детям сделать выводы и правильно ответить на поставленные вопросы, выполнить творческое задание. Так при изучении навыка звуковедения детям предлагается сравнит и проанализировать две мелодии с различным звуковедением и определить их сходства и отличия.

В ходе урока преподаватель использует следующие приёмы:

1)эмоциональное воздействие - педагог при помощи эмоционально красочных интригующих интонаций передает устный, песенный материал, вызывая интерес к его усвоению;

2)удивление - педагог раскрывает в знакомой информации новую грань, неизвестную детям, создавая эффект удивления;

3)соревновательность - педагог поддерживает активность учащихся на уроке, посредством моделирования ситуации соревнования;

4)создания ситуации успешности ребёнка в коллективе - педагог даёт индивидуальные задания учащимся, соответствующие их уровню развития.

Отличительная особенность урока - это применение различных форм работы на уроке: пения, танца, музицирования, что соответствует основному принципу фольклора - принципу синкретизма.

Следует особо обратить внимание на то, что основным условием для получения положительного результата по формированию вокально-хоровых навыков является организация учебного процесса на игровой основе. Игровую основу составляют музыкально-дидактические игры. Музыкально-дидактическая игра - это сплав народной игры с образовательными, воспитательными и развивающими задачами, подчиненными цели формирования навыка. Дидактическая игра - это игра обучающая и воспитывающая, в ходе которой формируются и развиваются позитивные способности ребенка. Существуют следующие типы дидактических игр, роль которых меняется с развитием и обучением ребенка:

1)игры, формирующие устойчивый интерес к учению и снимающие эмоциональное напряжение (применяются, например, в период адаптации к школе);

2)игры, направленные на формирование и активизацию собственно самой учебной деятельности;

3)игры, формирующие развитие психологических качеств личности (мышление, память, воображение и т.д.);

4)игры, направленные на формирование и освоение социальных ролей;

5)игры, обеспечивающие формирование и развитие знаний, умений, навыков;

6)игры, направленные на формирование навыков самоконтроля и самооценки.

В представленном уроке преподавателем применяется комплекс игр с музыкальным припевом, которые являются по своей сути многофункциональными дидактическими (обучающими). С их помощью вводятся новые понятия вокально-хорового навыка - звуковедение и его виды: legato (плавно, певуче) и staccato (чётко, отрывисто).

В предложенном уроке используется следующий репертуар: распевочный материал (упражнения на игровой основе), песенный репертуар, соответствующий году обучения, возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Тип урока: комбинированный. Урок направлен как на отработку, закрепление навыков, полученных на предыдущих занятиях, так и на освоение нового материала посредством практической и теоретической работы.

Оборудование урока:

для преподавателя и концертмейстера: кабинет с открытой площадью, баян (рояль), часы, 1 стол, 2 стула.

для учащихся: стулья, ложки, трещотки, колокольчики, шарф, атласные ленты.

Далее прописываем ход урока, его этапы

Ход урока

I этап. Подготовительный

1. Организационный момент.

Концертмейстер играет мелодию на 4/4, дети выстраиваются в полукруг. Педагог, здороваясь, выполняет головной поклон. Дети, здороваясь, отвечают головным поклоном.

2. Распевание.

Для распевания педагог использует и подбирает упражнения и попевки на повторение и закрепление вокально-хоровых навыков, изученных ранее: певческое дыхание, звукообразование, дикция, чувство ритма, «чистое» интонирование мелодии. Педагог использует при этом приём прохлопывания ритмо-слоговых структур в ладоши и на ложках, прием ручной сольминации (для показа строения мелодии, ее движения и высоты составляющих ее звуков), прием соревновательности на основе упражнений:

Упражнение 1. «Свеча»

Правую руку положим на живот (диафрагму), дышим по руке, представляя, что на левой руке горит свеча. Делаем:

- вдох (медленный, через нос, живот надуваем «как шарик»),

- выдох (медленный через рот с силой и «задуваем свечу»). Повторяем 4 раза. Важно, чтобы при выполнении упражнения дети чувствовали работу мышц живота.

Упражнение 2.

Руки согнуть в локтях и поставить на ширине плеч, по руке педагога дышим:

- выдох (на три счета выдыхаем через рот, помогая руками - прижимаем их к корпусу на каждый счет), после трёх резких выдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку),

- вдох (на три счета делаем три вдоха, руки поднимаем вверх на каждый счет, приводя их в исходное положение, после трех резких вдохов делаем «фиксацию» дыхания (остановку). Повторить 4 раза. При выполнении упражнения дети учатся «опорному» дыханию, а значит и петь на «опоре».

Преподаватель приступает к отработке навыка звукообразования, тесно связанного с правильной, «близкой» артикуляцией. Качество звукообразования зависит от правильного резонирования (очищения вибрации звука).

Упражнение 1. «Образование согласных»

С закрытым ртом на ноте «ре» по руке педагога поём согласный «м», после ее образования убираем язык от зубов ближе к горлу, чувствуя сомкнутыми губами вибрацию (резонирование) в груди. Повторить 4 раза. Затем на ноте «ре» по руке педагога поём согласный «н», после ее образования - ставим язык на верхнее нёбо к передним зубам, чувствуя вибрацию (резонирование) в носу и на лбу. Повторить 4 раза.

Упражнение 2. «Образование гласных»

Добавляем к звукам «м» и «н» гласные и пропоем слоги по П ? и П ?:

1. ми, ма, ме, мо, му, ми, ма, ме, мо, му

2. ни, ня, не, нё, ню, ни, ня, не, нё, ню

Обозначения: П- полутон,? - вверх,? - вниз - лига (петь слитно, фразами),

V - дыхание.

После работы над навыками педагог предлагает детям физминутку: стоя свободно с раскрытым ртом «едем» звуком от минимальной к максимальной громкости при этом медленно поднимаем руки вверх, тянемся к солнцу, встаем на цыпочки, а голосом звеним на максимуме, затем делаем резкий шумный выдох, а руками делаем сброс вниз, склоняя при этом корпус.

Далее педагог предлагает детям продолжить распевание, а конкретно - поработать над навыком «чёткой» дикции.

Педагог предлагает скороговорку «Три сороки». Сначала работаем над текстом и ударением в нём:

Три сороки, тараторки тараторили на горке.

Раз и два и три, четыре тараторили на горке.

Затем отрабатывается следующий навык - чувство ритма. Педагог предлагает прохлопать в ладоши ритмо-слоговую структуру частушки «Синтитюриха». В результате получаем следующий ритмический рисунок:

Син-ти-тю-ри-ха вы-со-ка на но-гах,


- восьмые хлопаем в ладоши

- четверти хлопаем о колени

Затем учащиеся берут ложки и на ритм __стучат ритм аккомпанемента следующей ритмической формулой:


и во второй части наоборот:


Затем предлагается соединить пение мелодии и ритмический аккомпанемент на ложках.

Навык «чистого» интонирования мелодии.

Для финала подготовительного этапа распевки педагог предлагает детям исполнить частушку «Синтитюриха» с хореографией (элемент «Корзиночка»). Дети рассчитываются на «первый-второй», образуют два круга - внешний и внутренний по схеме:

- дети внешнего круга

- дети внутреннего круга

- движение по часовой стрелки

- движение против часовой стрелки

Данное упражнение поётся по П ? и П ?. Педагог следит за чистотой интонирования мелодии и правильностью исполнения хореографических элементов.

II этап. Основной (изучение нового материала)

Педагог предлагает детям прослушать знакомую мелодию музыкальной игры и предлагает («Кто быстрее?») угадать её. Дети называют игру «Дед, дед домовой».

Педагог предлагает ещё раз прослушать мелодию, но уже в различных вариантах и назвать, чем эти варианты похожи, а чем отличаются:

Дети отвечают, что в прослушанных мелодиях одинаковы текст, интонация мелодии, а различаются мелодии исполнением: в первом варианте мелодия пелась отрывисто, чётко, остро, каждая нота под ударением, а во втором варианте мелодия пелась из ноты в ноту слитно, плавно, певуче.

Педагог отмечает находчивость детей и подчеркивает, что эти два варианта мелодии отличаются воспроизведением звука, то есть тем, как звук ведётся. Если соединить эти два слова «звук» и «ведение», то получим слово «звуковедение». Звуковедение - это новый вокально-хоровой навык, о котором идёт речь на уроке.

Педагог ведет беседу с детьми о звуковедении и просит вслушаться в произношение этого слова «звуко-ведение». А как можно вести звук? Дети отвечают, приводя в пример варианты игры «Дед, дед домовой», что петь можно чётко, отрывисто (на письме обозначается «staccato»), а можно плавно, мягко (на письме обозначается «legato»).

III этап. Закрепление

Педагог предлагает закрепить новый вокально-хоровой навык. Для этого нужно спеть знакомую пальчиковую игру «Ладушки».

Концертмейстер играет «Ладушки»


Для возникновения у детей интереса к данной мелодии дополняем текст игры движениями:

ТекстДвиженияЛадушки, ладушкиХлопки в ладошиГде былиРазвести руки в стороныУ бабушкиПоказ платочкаИспекла нам бабушкаХлопки ладонь о ладоньСладкие оладушкиМаслом поливалаПоглаживание тыльной стороны кистиДеткам раздавалаРуки развести в стороныКоле два, Оле дваЗакладываем пальцы в ладоньВане два, Тане дваВсем далаРаскрыть руки в стороны.

Для закрепления способа звуковедения staccato педагог предлагает спеть прибаутку «Скок, скок поскок» и назвать способ звуковедения.

Дети поют и отвечают на вопросы. Педагог отмечает активность детей похвалой.

Далее добавляем движения. Дети встают в круг, руки на пояс:

ТекстДвиженияСкок, скок, поскокПрыжки на месте на правой ногеМолодой дроздокПрыжки на месте на левой ногеПо водичку пошёл, молодичку нашелПовороты вокруг себя вправоМолодиченька, невеличенькаШагом идут в кругСама с вершокПоказ руками размера, приседаяГолова с горшокДети берутся за руки и расходятся в стороны, показывая большой горшок

Затем предлагается сыграть в музыкальные игры.

Игра 1. «Заря-заряница»

Описание игры: один из детей или педагог держит ______ с лентами. Участники игры берут по ленте и встают в круг. По считалке выбирается водящий, он стоит вне круга. Все идут по кругу и поют:

1. Заря заряница, красная девица

Припев: Ой, ладушки лады красная девица

2. По полю ходила,ключи обранила

Припев: Ой, ладушки лады,ключи обранила

3. Ключи золотые, ленты голубые

Припев: Ой, ладушки лады,ленты голубые

Кричат все: Раз, два, не воронь--Беги как огонь.

С последними словами водящий дотрагивается до одного игрока, они бегут в разные стороны: кто первый схватит ленту, тот победитель.

Педагог спрашивает учащихся, какой способ звуковедения в данной игре? Дети отвечают: legato.

Преподаватель предлагает следующую игру - «Колокольцы-бубенцы» (жмурки):

Описание игры: по считалке выбирается «жмурка», он стоит в кругу с завязанными глазами, остальные стоят вокруг и поют музыкальный припев. По окончании мелодии все играют на шумовых инструментах, а один на колокольчике. «Жмурка» должен поймать участника с колокольчиком.

По окончании игры педагог спрашивает, каким способом звуковедения пелась мелодия. Дети отвечают: staccato.


IV этап. Подведение итогов.

Педагог предлагает работу-тест - блиц-опрос:

1) Какой новый вокально-хоровой навык изучен на уроке?

2) Плавно, певуче петь - это петь как?

3) Отрывисто, остро петь - это петь как?

4) Из какого языка пришли термины legato и staccato?


Педагог хвалит детей за хорошую работу, выставляет оценки.

Выполняется земной поклон.

Литература к работе-шаблону

  1. 1.365 развивающих игр. Сост. Беляков Е.А. - М., 1999

  2. 2.Гессен С.И. Основы педагогики. - М., 1995

  3. 3.Детские подвижные игры народов СССР. Сост. Кинеман А.В. - М., 1978

  4. 4. Есырева Л.А. Учить играя // Начальная школа, 1988, ? 10.

  5. 5.Земцов Л.И., Сушилова Н. Роль дидактических игр на уроках. // Начальная школа, 1988, ? 10.

  6. 6.Методика музыкального воспитания в детском саду. Ред. Ветлугиной Н.А. - М., 1989

  7. 7.Музыкальное воспитание в школе. ? 15. Сост. Апраксина О.М. - М., 1982

  8. 8.Науменко Г.М. Фольклорный праздник. - М., 2000

  9. 9.Общая психология. Ред. Богославского В.В. - М., 1973

  10. 10.Педагогика. Ред. Баранова С.П. - М., 1987

  11. 11.Педагогика. Сост. Савин Н.В. - М., 1972

  12. 12.Школа русского фольклора. Ред. Картавцевой М.Т. - М., 1994

Таким образом, опираясь на данную работу-шаблон, вы увожаемые коллеги сможете обеспечить себя массой разработанных планов уроков. Успехов и удач!



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал