- Учителю
- Урок-загадка по творчеству М. П. Мусоргского (7 класс)
Урок-загадка по творчеству М. П. Мусоргского (7 класс)
|
УРОК - ЗАГАДКА
"Жизнь, где бы ни сказалась,
правда, как бы ни была солона,
смелая, искренняя речь к людям -
вот чего хочу и вот в чем
боялся промахнуться"
Учитель: Чьи это слова? Когда они сказаны? Кто этот композитор, портрет которого мы увидим не сразу. Фамилия композитора пока притаилась невидимыми буквами и постепенно откроет свой лик с помощью известных вам слов.
У вас в руках небольшие подсказки о жизни и творчестве сегодняшнего незнакомца. Информация группы "Музыкальный словарь" будет касаться жизни и творчества композитора.
Группа "Знатоки живописи" поведают об истории создания портрета композитора. Уважаемые музыковеды как всегда красочно расскажут о музыке.
Итак: лучшей характеристикой композитора будет его музыка.
Она подскажет нам национальность композитора, его эпоху.
/фрагмент Пролога к действию оперы «Борис Годунов»/
/обсуждение с учащимися вопросов/
Вывод: это музыка русского композитора, вероятно написана в прошлом веке.
Слово группе "Музыкальный словарь": - библиографам.
1-й ученик: Композитор родился в 1839 году в селе Торопец Псковской губернии. Обучался игре на фортепиано, пробовал сочинять.
2-й ученик:- По семейной традиции был определен в гвардейскую школу. Обучаясь профессии военного, знакомится с известными композиторами того времени: Балакиревым, Даргомыжским, Бородиным, Римским - Корсаковым.
3-й ученик: Девятнадцатилетним офицером Преображенского полка выходит в отставку и становится активным участником творческой группы передовых композиторов, известной всем, как "Могучая кучка".
/краткий повтор-закрепление для остальных учащихся/
Учитель: Слово знатокам творчества из группы "Музыкальный словарь".
1-й ученик: Перу этого композитора принадлежат оперы, множество песен, романсов, вокальные циклы, ряд инструментальных произведений. Самое известное - фортепианный цикл "Картинки с выставки".
Учитель: Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника Виктора Гартмана. Каждая из пьес служит музыкальной иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Пьеса "Избушка на курьих ножках" навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы-Яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
/"Баба- Яга", фрагмент цикла "Картинки с выставки"/
/Обсуждение с уч-ся основных музыкальных характеристик/
Учитель: Можно сделать вывод, что композитор был великим мастером ярких, острых, характерных - музыкальных портретов.
2-й ученик:- Но наиболее полно талант композитора раскрылся в его операх. Композитор стремился писать музыку так, чтобы, по го выражению "действующие лица говорили на сцене, как в жизни".
3-й ученик:- Больше всего увлекала и волновала композитора судьба русского народа- угнетенного, страдающего, униженного беззаконием и тяготами жизни.
4-й ученик:- Вершина, его творчества - монументальные оперы. Композитор выбирал сюжетом своих опер самые напряженные моменты русской истории. Главное действующее лицо - народ.
5-й ученик:- Новизна и новаторство музыкального языка заключается в новаторском использовании русской песни.
Учитель:- Сейчас предлагаю сначала прослушать, а затем вместе пропеть фрагмент одной из известных русских песен "Исходила младешенька", которая получила широкую известность благодаря тому, что была включена в оперу "Хованщина".
/исполнение фрагмента песни /
Учитель: А теперь предлагаю послушать эту песню в том виде, в котором она звучит в опере. Но прежде - информация языковедов.
6-й ученик:- Стрелецкая слобода. Марфа, вспоминая о былой любви князя Андрея, в песне изливает горе.
Учитель:- Обратите внимание на неизменность мелодии, а также на оркестровое сопровождение.
/ Песня Марфы из оперы "Хованщина"/
/обсуждение с уч-ся формы песни/
Учитель:- Таким образом, возникает вариационная форма, характерная для русской музыки. Слово музыковедам.
7-й ученик: Необходимо отметить, что либретто ко всем своим операм композитор писал сам. Это свидетельствует о разносторонности его дарования.
Учитель:- А теперь слово знатокам живописи. (Далее повествование продолжается на фоне "Рассвет на Москва-реке"). Известный русский художник Илья Ефимович Репин много лет был связан дружбой с композитором. Ему удалось увидеть его в последний раз незадолго до смерти.
8-й ученик: Репин застал своего друга в военном госпитале, куда его устроил товарищ, как своего денщика. У композитора не было ни дома, ни семьи, ему и умереть-то было негде...
9-й ученик: Композитор в последние годы жизни испытывал житейские неурядицы, появились проблемы в творческой жизни. Он начал искать забвения в вине, что и стало впоследствии причиной его смерти.
10-й ученик: На некоторое время наступил такой период болезни, когда композитор посвежел, приободрился и уверовал в свое скорое исцеление, мечтая о новых музыкальных произведениях. В эту пору и состоялась встреча друзей.
11-й ученик: Репин писал портрет всего четыре дня - 2,3, 4 и 5 марта. После этого начался последний смертельный период болезни.
12-й ученик: Писался портрет с большими неудобствами: у живописца не было даже мольберта, и он вынужден был примоститься у столика, перед которым в больничном кресте сидел композитор.
13-й ученик: Репин представил своего друга в халате, с малиновыми отворотами наклоненной немного головой, что-то глубоко обдумывающему.
14-й ученик: Сходство черт лица и выражение - поразительны. Люди, знавшие композитора, говорили, что портрет передает не только внешний облик, но и его натуру.
Учитель:/показывая портрет И.Е. Репина/ Посмотрите в эти глаза, они смотрят, как живые, они задумались, в них нарисована вся душевная работа той минуты. А тело, щеки, лоб, нос, рот - живое, совсем живое лицо, да еще все в свету, от первой до последней черточки, все в солнце - без единой тени. Какое создание!
15-й ученик: Портрет был приобретен известным коллекционером Павлом Третьяковым и находится по сей день в Москве, в Третьяковской галерее.
Музыковеды: Несется над Красной площадью колокольный перезвон.
Город просыпается. Встает солнце и кажется, будто сам воздух начинает светиться.
16-й ученик: Сколько в музыке светлых оттенков! Музыка растет, ширится, и нет предела ее широкому разливу!
Учитель: -Написать такую музыку мог только человек, бесконечно любящий свою страну, верящий в силу народа.
Для того, чтобы узнать Фамилию композитора, открыть ключевое слово, необходимо вспомнить некоторые слова и фамилии, звучавшие на уроке:
-
Художник, чье творчество послужило толчком к созданию цикла "Картинки с выставки"/ Гартман /
-
Музыкально-драматическим жанр, в котором наиболее полно раскрылся дар композитора. / опера /
-
Одна из монументальных опер. / "Хованщина" /
-
Персонаж оперы "Хованщина" / Марфа/
-
Художник, написавший известный портрет композитора. /Репин/
Учитель:- Мусоргский Модест Петрович прожил короткую жизнь - всего 42 года, но вошел в историю мирового музыкального искусства, как гениально одаренный музыкант-новатор. По рождению он был дворянин, по воспитанию - гвардейский офицер. Он мог прожить долгую, обеспеченную и бездумную жизнь, но выбрал для себя иной путь - трудный и трудовой. Он был тем самым Гражданином, о котором писал его современник Н.Некрасов:"Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Надеюсь, что сегодняшняя, встреча стала для многих их вас открытием еще одной страницы - познания мира русской культуры. Слова известного критика Стасова завершают наш урок-загадку:
17-й ученик: "Постижение истории глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора - все это непременно у Мусоргского".
Учитель: Надеюсь, вы заинтересовались личностью и музыкой Модеста Петровича Мусоргского и хорошим результатом нашей встречи станут ваши письменные работы: рефераты, отзывы, рисунки.
СЛОВАРЬ
1. Перу этого композитора принадлежат оперы, множество песен, вокальные циклы, ряд инструментальных произведений. Самое известное - фортепианный цикл «Картинки с выставки».
Но наиболее полно талант композитора раскрылся в его операх. Композитор стремился писать - музыку так, чтобы, по его выражению, «действующие лица говорили на сцене, как в жизни».
ЗНАТОКИ ЖИВОПИСИ
1. Известный русский художник Илья Ефимович Репин много лет был связан дружбой с композитором. Ему удалось увидеть композитора
в последний раз незадолго до его смерти.
2. Репин застал своего друга в военном госпитале.
Все чаще тот испытывал житейские и творческие неурядицы, ищет забвения в вине / что и станет причиной его смерти/.
3. На некоторое время наступил такой период болезни, когда композитор посвежел, приободрился, повеселел и уверовал в свое скорое исцеление, мечтая о новых музыкальных произведениях. В' эту пору
и состоялась встреча друзей.
4. Репин писал портрет всего четыре дня - 2,3,4 и 5 марта, после этого начался последний, смертельный период болезни.
БИБЛИОГРАФЫ
1. Композитор родился в 1839 году в селе Торопец Псковской губернии. Обучался игре на фортепиано, пробовал сочинять.
2. По семейной традиции был определен в гвардейскую школу. Обучаясь профессии военного, знакомится с известными композиторами того времени: Балакиревым, Даргомыжским, Бородиным, Римским - Корсаковым.
3. Девятнадцатилетним офицером Преображенского полка выходит в отставку и становится активным участником творческой группы
передовых композиторов, известной всем как «Могучая кучка».
СЛОВАРЬ
3. Больше всего увлекала и волновала композитора судьба русского
народа - угнетенного, страдающего униженного беззаконием и тяготами жизни.
4. Вершина его творчества - монументальные оперы "Борис Годунов" и "Хованщина". В них, как и в комической, веселой опере "Сорочинская ярмарка" - главное действующее лицо - народ.
Новизна и своеобразие музыкального языка заключается в новаторском использовании русской народной песенности.
"ГРАЖДАНИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ"
Мусоргский прожил короткую жизнь - всего 42 года."Седым юношей" называл он сам себя. Он умирал в военном госпитале, куца его устроил товарищ, как своего денщика. У Мусоргского не было ни дома, ни семьи, ему и умереть-то негде было... А был он по рождению дворянин, по воспитанию - гвардейским офицером. Он мог прожить долгую, обеспеченную жизнь. Но выбрал для себя путь иной - путь трудный и трудовой. В пору Мусоргского его современник - поэт Некрасов писал:;
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан.
И Мусоргскому его долг Гражданина продиктовал самую трудную и самую важную тему: "Народ хочется сделать сплю и вижу его, ем и помышляю о нем, пью и мерещится мне он, он один, цельный, больной, неподкрашеный" и без сусального"- писал композитор в письме к Илье Репину, великому русскому художнику. Мусоргский называл Репина -"коренником", а себя и скульптора Марка Антокольского -"пристяжными" в "Тройке", ведущей вперед русское искусство.
Композитор выбирал сюжетом, своих опер самые напряженные моменты русской истории, ...Красная площадь «Сердце Москвы. Собор Василия Блаженного. Но ступеням его поднимается на молитву царь. А к нему со всех сторон на коленях, зияя дырами рубищ, протянув костлявые руки, ползут, стонут, требуют:"Хлеба! Хлеба голодным!". Это сцена из оперы "Борис Годунов"...
А вот другая сцена: лесная проталина. Толпы людей - буйных, хмельных от горечи и гнева. Очи уже не молят о хлебе. Они торжествуют свою силу: "Расходилась, разгулялась сила молодецкая",- поет хор...
Так впервые в истории русской музыкальной культуры на сцену императорского театра вышел истинный народ. Русский - истерзанный и гневный, мечтающий о свободе. И вывел его первым - Мусоргский.
"Я разумею народ, как великую личность, одушевленную единою идеею". В наводных драмах Мусоргского неразрывно сплетены судьбы народные в отдельные человеческие жизни - и царя Бориса и раскольницы Марфы, и маленького, обиженного природой и людьми Юродивого.
Гениальный композитор и гениальный драматург, он поднимал могучие пласты истории, сплавляя в горниле творческой фантазии правду и вымысел, воплощая их в могучих музыкальных образах.
Поразительна многогранность Мусоргского. Среди оперного наследия его живым народным юмором и жизненностью ситуаций блещут комические оперы "Женитьба" и "Сорочинская ярмарка",
А его романсы - каждый - "маленькая трагедия" Например, в цикле на стихи Голенищева "Песни и пляски смерти" "любой образ поражает трагической глубиной и законченностью. А сколько нежности и гениального "чувства детства" было у этого одинокого человека.