7


  • Учителю
  • Конспект урока музыки в 7 классе 'Содержание и форма музыкальных произведений'

Конспект урока музыки в 7 классе 'Содержание и форма музыкальных произведений'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

7.Описание материально - технического обеспечения

образовательного процесса.

Книгопечатная продукция

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)

2.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, М. « Просвещение», 2011.

4. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

5. Уроки музыки. 5-6 классы. Поурочные разработки, авт."С. Шмагина, М. «», 2007 г.

6.Уроки музыки. 7 класс. Поурочные разработки, авт.: "Шмагина, М. «», 2012 г.

7.Музыка. Планируемые результаты. Система заданий. 5-7 классы, авт.Е. Д. Критская, Л.А. Алексеева, М. « Просвещение», 2011

8.Музыка, 5 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, 2013.

9.Рабочая тетрадь для 5 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. »Просвещение», 2012.

10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 5 класс.аудиокассеты авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11.Музыка, 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2012.

12.Рабочая тетрадь для 6 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Просвещение», 2013.

13.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

14.Музыка, 7 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.

15.Рабочая тетрадь для 7 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М. «Просвещение», 2013.

16.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 7 класс.авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

17.Книги о музыке и музыкантах.

18.Научно-популярная литература по искусству.

19.Сборники песен и хоров

20.Е.В. Чернобай. Технология подготовки урока в современной образовательной среде. М., «Просвещение»,2012

21.К.Н. Поливанова. Проектная деятельность школьников. М., «Просвещение», 2011

22.С.И. Заир-Бек, «Развитие критического мышления», М., «Просвещение»,2011

Печатные пособия

1.Портреты композиторов.

2.Дидактический раздаточный материал (анализ музыки)

3.Карточки для проведения музыкальных викторин

Экранно-звуковые пособия

1.Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке.

2.Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

3. Поэтический текст песен.

4. Компакт-диски по творчеству русских и зарубежных композиторов

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1.Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

2.Мультимедийная программа «Учимся понимать музыку»

3.Мультимедийная программа «Соната».

4.Мультимедийная программа «М. Казиник. Беседы о музыке».

5.Мультимедийная программа «Азбука искусства».

Учебно - практическое оборудование

Музыкальный центр, DVDпроигрыватель с экраном, учебная доска, компьютер,

Музыкальный инструмент (фортепиано), шкаф для хранения литературы.

Урок музыки в 7 классе

по программе



Тема четверти: «Музыкальная драматургия»

Тема урока: «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне»



Сидорук Жанна Юрьевна



Тула 2015

«Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне»

Конспект открытого урока

Цель:

Воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, за свой народ.

Познакомить учащихся с выдающимся произведениями мировой классической музыки, определить их историческое значение.

Задачи:

1.Учебные:

-закрепить понятие героико - конфликтный симфонизм, сонатная форма, разделы сонатной формы.

- показать развитие и столкновение музыкальных образов в «Симфонии № 7»Д. Шостаковича ;

- раскрыть перед учащимися и дать им возможность почувствовать особенности драматургии песни «Бухенвальдский набат» сл. А. Соболева муз. В. Мурадели ;

- характеристика образа вражеского нашествия и средств музыкальной выразительности, с помощью которых создан образ;

- применять специально-предметные знания и навыки в области хорового исполнительства.

2.Развивающие:

- развивать образное и творческое мышление учащихся;

- развивать умения высказывать свои мысли и суждения;

-развивать чувства любви к Родине через музыкальную драматургию песни «Журавли» сл. Р.Гамзатова, муз. Я.Френкеля;

3. Воспитательные:

-воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны, хранить память о людях, победивших фашизм;

- воспитывать у учащихся нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы Великой Отечественной войны.

Оборудование и методическое обеспечение: компьютер, интерактивная доска, презентация, фортепиано, фрагмент литературного текста о создании симфонии №7 Д.Д. Шостаковича, симфонии №7 (1часть), Д.Тухманов «ДеньПобеды», видеофрагмент «Блокада Ленинграда». Нотный материал: Я.Френкель «Журавли», В. Мурадели «Бухенвальдский набат».

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

  3. Введение в тему урока.

  4. Слушание главных тем экспозиции. Обсуждение прослушанного.

  5. Слушание эпизода нашествия. Обсуждение прослушанного.

  6. Слушание песни В. Мурадели « Бухенвальдский набат».

  7. Разучивание и исполнение первого куплета песни.

  8. Проект «Журавли над Родиной».

  9. Исполнение песни « Журавли».

  10. Итог урока.

Этапы урока

На доске эпиграф к уроку:

Об одном прошу тех, кто переживает это время: не забудьте!...Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас…Пусть же эти люди будут всегда близки вам, как друзья, как родные, как вы сами!

Юлиус Фучик

Организационный этап. Построение класса. Вход в класс под звучание песни Д. Тухманова «День Победы». Приветствие.

Повторение материала предыдущего урока

У. Под песню какого композитора вы сейчас вошли в класс?

Д. Мы вошли в класс под песню Д. Тухманова «День Победы».

У. Абсолютно верно, это песня Д. Тухманова, на слова В. Харитонова «День Победы».

У. 9 мая - День Победы, впервые праздновавшийся в 1945 году, навсегда останется одним из самых светлых праздников нашего народа, нашей страны. И вместе с нами его всегда будут праздновать миллионы людей во всём мире, в чьей памяти никогда не сотрётся чувство ненависти к фашизму, стремившемуся поработить весь мир.

Сегодня мы продолжаем говорить о музыке, которая рождалась и звучала как в годы Великой Отечественной войны, так и в послевоенные годы и постараемся разобраться в многообразии музыкальных образов, созданных композиторами в этих произведениях. Тема нашего урока «Музыкальные образы и драматургия в произведениях о Великой Отечественной войне».

У. А какие чувства вы испытывали, слушая песню «День Победы?

Д. Гордости, ликования….

У. В какой форме написана она?

Д. Куплетной.

У. Какие еще музыкальные формы вы знаете?

Д: вариации, рондо, сонатная форма.

У. Давайте вспомним с вами, из каких разделов состоит сонатная форма?

Д. Сонатная форма состоит из 3 -х разделов: экспозиции, разработки, репризы, которые обрамляются вступлением и кодой. Экспозиция - это показ главной и побочной тем.

У. Какое произведение мы с вами слушали, написанное в сонатной форме и основанное на контрасте основных тем экспозиции- главной и побочной, столкновении образов?

Д. Увертюра Л. Бетховена «Эгмонт» (краткий рассказ об исторических событиях революции в Нидерландах 16 века, которые легли в основу произведения).

Актуализация знаний, введение в тему урока

У.Извечная борьба добра и зла отражалась в произведениях разных времен и народов, композиторами разных эпох. Сегодня мы будем говорить о развитии музыкальных образов в симфонии №7 Д.Д. Шостаковича. В первые месяцы начала Великой Отечественной войны, в осажденном Ленинграде Д.Шостакович начинает работу над созданием крупного симфонического произведения - симфонией № 7. Посвятил ее городу Ленинграду, его жителям.

Просмотр учащимися фрагмента видеофильма «Блокада Ленинграда».

Объяснение темы урока

У. Композитор Д.Д.Шостакович, родившийся 25 сентября 1906 г. в г. Петербурге. Он тяжело переживал за судьбу своего любимого города, гордился мужеством ленинградцев и вместе с ними переносил все тяготы блокады. Четыре части симфонии показывают схватку советского народа с фашизмом, раскрывают идею борьбы и торжества добра. Наиболее ярко столкновение двух образов показано в 1-й части, которая написана в сонатной форме. Особенность построения экспозиции заключается в том, что хотя главная и побочная партии контрастны, но они не противопоставлены друг другу. Это один образ.

У. Сейчас вы услышите эти партии. Какой образ несут в себе эти разделы экспозиции?

Слушание. Фрагмент главной и побочной тем экспозиции симфонии

Д. Образ Родины, спокойная жизнь советского народа, не предвещавшая страшной беды.
У. В данной симфонии разработки нет, так как нет противопоставления тем в экспозиции. Вместо разработки звучит знаменитый эпизод.

Учитель читает на фоне звучания эпизода фашистского нашествия:

Откуда-то издалека раздается дробь барабана, а потом появляется примитивная мелодия, как будто двигаются марионетки. Так начинается «эпизод нашествия»- картина вторжения разрушительной силы. Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз, все больше усиливаясь. Мелодия ее не меняется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов. Так эта тема, которая сначала казалась не угрожающей, а примитивной, превращается в колоссальное чудовище - машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути.

Слушание. Эпизод темы фашистского нашествия

У. Определите музыкальный образ

Д. Образ нашествия врага.

У. Музыка изображает надвигающуюся вражескую лавину и называется этот эпизод - темой фашистского нашествия.

У. Сколько музыкальных образов в 1 части 7-й Симфонии Д. Шостаковича?

Д. Два образа добра и зла.

У. Что такое музыкальная драматургия?

Д. Последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов , образующих динамику музыкального звучания.

У. На чем построена драматургия симфонии?

Д.На столкновении двух образов - добра и зла.

У. 9 августа 1942 г. когда по плану фашистов Ленинград должен был пасть, 7-я симфония была исполнена в этом городе, измученном блокадой, но не сдавшемся врагу.

У.Страшное слово - война! За ним разрушенные города, горе , слезы смерть миллионы людей, в том числе стариков и детей, погибших мучительной смертью в фашистских лагерях смерти.

Слайд ( концентрационный лагерь Освенцим).

У. Утонченные приспособления издевательств, мрачные печи крематория, кучи обуви среди которой много детской, огромное помещение заполненное волосами людей , где рядом с седыми блестят золотые локоны детей . Все это увидел когда посещал концентрационный лагерь Освенцим, который был создан на территории Польши вблизи города Освенцима во время второй мировой войны и где фашисты умертвили 4 млн. человек - композитор Вано Ильич Мурадели. Вместе с поэтом, писателем, участником Великой Отечественной войны - Александром Соболевым была написана песня «Бухенвальдский набат». Правда Бухенвальдский лагерь смерти находился не в Польше, как Освенцим, а в Германии. Но назначение всех подобных лагерей было одинаково - уничтожение людей. В печах Бухенвальда были сожжены тысячи жертв.

Слушание песни В. Мурадели «Бухенвальдский набат»

Вокально - хоровая работа

Слайд. Слова первого куплета песни.Разучивание 1-го куплета песни «Бухенвальдский набат»

У: Как надо петь песню, которая начинается словами: «Люди мира на минутку встаньте!». Можно ли обращаться ко всем людям на Земле с призывом « Встаньте!», а самим при этом сидеть?!» Исполнение учащимися 1-го куплета песни, стоя, в соответствии с её характером.

Рефлексия

У: Страшное слово - война!. Война принесла горе в каждую семью, в каждый дом. За ним разрушения, горе, слезы матерей.

Ученик 7 класса подготовил проект « Журавли над Родиной».

Исполнение песни « Журавли» сл.Р.Гамзатова, муз. Я. Френкеля

Итог урока:

У. Своеобразно сплетаются и противостоят друг другу образ добра и зла в 7-й симфонии Д. Шостаковича, и образ войны и борьбы за мир в песне «Бухенвальдский набат». А память не дает нам забыть о героях, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Д/з :Я прошу вас расспросить своих близких, родных о семейных преданиях, связанных с войной и подготовить вместе с родителями презентацию, используя аудио- и видеоресурсы Интернета. Лучшая презентации будет использована на празднике, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Список литературы:

  1. Третьякова Л.С. Советская музыка: Кн. для учащихся ст. классов. - М.: Просвещение, 1987. Стр. 73-77.

  2. И. Прохорова, Г. Скудина. Советская музыкальная литература для VII класса детской музыкальной школы под ред. Т.В. Поповой. Восьмое издание. - Москва, «Музыка», 1987. Стр. 78-86.

  3. Советская музыкальная литература. Выпуск первый, изд. 4-е переработанное и дополненное. Учебник для музыкальных училищ. - Москва, «Музыка», 1977. Стр. 355-364. Автор статьи Т.В.Попова.

  4. Л. Данилевич. Книга о советской музыке. - Москва, МУЗГИЗ, 1962. Стр. 342-344.

  5. Музыка в 4-7 классах: методическое пособие для учителя/ Т.А. Бейдер, Т.Е. Вендрова, Е.Д. Критская и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина; науч. Руководитель Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1986. Стр. 132, 133.




































 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал