7


  • Учителю
  • План - конспект урока музыки на тему 'Мир человеческих чувств' (8 класс)

План - конспект урока музыки на тему 'Мир человеческих чувств' (8 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тема: Мир человеческих чувств.Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний человека через музыку композиторов-романтиков.Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов.Ход урока:Организационный момент.З
предварительный просмотр материала

02.03.2015 г.

8 класс

Тема: Мир человеческих чувств.

Цели урока: развивать умение выделять, прослеживать особый внутренний мир личных переживаний человека через музыку композиторов-романтиков.

Материалы к уроку: музыкальный материал, портреты композиторов.

Ход урока:

Организационный момент.

Звучит произведение «Жаворонок» М. И. Глинки.

- Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

Запись на доске:

«Проникая глубже в тайны гармонии, научись выражать наиболее тонкие оттенки чувств».

(Р. Шуман)


Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы продолжаем разговор о романсе.

Работа по теме урока.

1. Повторение изученного.

- Вы, наверное, согласитесь с тем, что трудно сегодня встретить человека, который бы ничего не знал о романсе - музыкальном жанре, столь популярном и в наши дни. Давайте вспомним, что же такое романс. (Слово романс уводит нас в далекие средние века, в Испанию. По-романски, значит по-испански, то есть это одно и то же. Так отличали пение на родном испанском языке от песнопений на церковном латинском. Позже название «романса» распространилось по всему свету. Романсами стали называть произведения для голоса в сопровождении фортепиано либо гитары. В романсе раскрываются очень тонкие и глубокие личные переживания.)

В отличие от песни, в романсе используются более сложные средства выразительности и более сложные формы, чем простая куплетная, характерная для песни. Композитор стремится передать точные интонации поэтической речи и отразить всю череду лирических образов и настроений.

Песню можно петь с сопровождением и без него. Романс не обходится без музыкального сопровождения, потому что оно вместе с мелодией не только передает содержание, но и углубляет его, участвуя в создании музыкального образа. Романс - это особый возвышенный строй чувств и поэтическое видение мира.

Мы это слышим в современных и старинных романсах, часто исполняемых блистательными эстрадными звездами, оперными знаменитостями, бардами под нехитрые переборы гитары и различными вокальными группами. Каждый из исполнителей затрагивает струны близкой ему темы.

2. Слушание музыкального произведения.

Романс - авторское произведение. У романса должен быть поэт, сочинивший стихи, и композитор, написавший к ним музыку. Небольшое вокальное произведение, объединяющее два целительных потока - поэзию и музыку, - рассказывает нам о чувствах человека, о его любви, радости, счастье, печали, грусти.

Романс «Ночь печальна» - произведение, редкое по глубине поэтического чувства, по тонкости музыкального воплощения. С. Рахманинов был величайшим мастером вокальной лирики; его творчество отмечено печатью огромного самобытного таланта и художественного вкуса. То же можно сказать и о литературном наследии И. Бунина, чьё дарование в области прозы и поэзии породило немало подлинно великих страниц.

Творческий союз двух гениальных мастеров привёл к созданию этого проникновенного музыкально-поэтического высказывания. «Ночь печальна, как мечты мои» уже в первых строках бунинского стихотворения звучит мотив, ставший традиционным для русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в сравнении с глинкинским «Жаворонком» он значительно усложнился: в нем показано не просто лирическое чувство, а длинная цепь образов, понятных и вместе с тем иносказательных.

Далеко, в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка - до сих пор мерно звучащая, окрашенная минорным ладом, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием. Порыв к другому человеку, желание излить сердце нарушают ритмичное движение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по-прежнему пуста, вокруг - ни души. Одиночество человека сливается с печалью ночи - и все это находит необыкновенно тонкое музыкальное воплощение. Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки в партии солиста звучит как тихое смирение.

Заключительная вокальная фраза так и остаётся не досказанной, в ней словно повисает интонация вопроса. Однако течение музыки не останавливается, ее поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, музыка звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами.

Мы видим, какой одушевлённой становится природа, близкая чувствам человека, как много скрытого смысла в каждом пейзаже. «Ночь печальна» - не оттого ли она печальна, что печален человек, созерцающий ее? А если бы он был весел, такой ли безмолвной и глухой показалась ему степь?

Стихи многих поэтов сами по себе музыкальны. Возьмём, к примеру, творчество замечательного немецкого поэта Генриха Гейне - одного из крупнейших лирических поэтов XIX века. Недаром Роберт Шуман, принадлежащий к поколению художников-романтиков, открывших тончайшие оттенки человеческих настроений, преклонявшихся перед богатством внутреннего мира человека, обратился к творчеству этого великого поэта. Среди лучших песенных циклов Шумана - «Любовь поэта», написанных на стихи Генриха Гейне. Цикл состоит из шестнадцати романсов, в них - волнующая история любви поэта.

Сейчас мы с вами прослушаем первую песню (романс) этого цикла «В сиянье тёплых майских дней». (Слушание музыкального произведения).


- Что вы можете рассказать об этом произведении? Какие чувства оно в вас вызвало? Как звучала музыка? (Прозвучал романс «В сиянье тёплых майских дней» Р. Шумана на слова Г. Гейне из цикла «Любовь поэта». Музыка звучала как-то по-весеннему свежо, светло, в произведении говорится о пробуждении природы, звонком пении птиц.)

Действительно, это чудесный весенний романс - первый в цикле. «Пробуждение души», жизнь сердца близки и созвучны движениям, происходящим в природе:

В сиянье тёплых майских дней

Листок раскрылся каждый,

Во мне тогда проснулась

Любви и ласки жажда.

Поэтические ароматы, вздохи и томление Шуман превращает в нежные звуки фортепиано. А голосу поручает выразительные, словно стихи, мелодии.

3. Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 85. Вы видите перед собой репродукцию картины Исаака Левитана «Цветущие яблони», написанную в технике импрессионизма. Рассмотрите её внимательно. Как вы думаете, созвучна ли романсу Шумана данная картина? (Думаем, что да, при взгляде на эту картину возникают ощущение свежести, света, лёгкого ветерка, весеннее настроение.)

Импрессионизм получил наибольшее развитие тоже в XIX веке. Импрессионизм (от фр. impression - впечатление).

Художники данного направления стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать мимолетное впечатление. Для художников данного направления живописи характерна передача тонких настроений, психологических нюансов. Чувствуете, как это близко к пониманию романса.

Эти картины необыкновенно прозрачны и поэтичны, как и романсы. Переверните страничку, что вы видите? Верхняя картина Клода Моне «Уголок сада в Монжероне», изображающая лето. Ниже картина В. Поленова «Осень в Абрамцеве», передающая красоту тёплого осеннего дня. На следующей странице картина И. Грабаря «Февральская лазурь», где изображены берёзки в тёплый, солнечный зимний день.

Мы можем сказать о том, что каждое время года, каждая краска, цветок, запах несут в себе целый мир образов, близких и понятных человеку с его вечным стремлением к счастью, любви, красоте.

В творчестве романтиков возникает целый круг сюжетов, мотивов, интонаций, которые углубляют тему человеческих чувств. Прочитайте текст на стр. 87-88 ваших учебников. Какой мы можем сделать вывод? (Романс «В сиянье тёплых майских дней» - первый романс в цикле «Любовь поэта» - рассказывает о любви. В нём звучит робкая надежда на будущее счастье, мелодические фразы несколько неопределённы, интонации по большей части неуравновешенного характера.)

А какую роль играет аккомпанемент? (Аккомпанемент - неотделяемая часть произведения, представляющая непрерывное движение.)

Верно, здесь до последнего аккорда сохраняется неустойчивость гармонии, которая в большинстве составляет диссонанс. Диссонанс в переводе с латинского означает «нестройно звучу». Этим музыкальным термином называют сочетание двух или нескольких звуков, которые образуют напряжённое, острое звучание. Быть может, этот диссонанс несёт в себе предчувствие последней катастрофы разочарования - тяжелого и скорбного пути «любви поэта», выраженного в 16 романсах цикла.

Ребята, музыка Роберта Шумана поразительна живописна. Он умел написать звуками портрет, пейзаж, бытовую сцену так, что они становились маленькими историями большой жизни. Он был не только замечательным композитором и пианистом, но и создателем музыкально-литературного журнала, в котором рассказывал о музыкальном искусстве и о том, как следует слушать музыку великих мастеров.

4. Вокально-хоровая работа.

Учитель наигрывает «Жаворонок» М. И. Глинки.

- Ребята, знакома ли вам эта мелодия, откуда она? (Это романс «Жаворонок» на сл. Кукольника, муз. М. И. Глинки.) Правильно. Этот романс созвучен романсу «В сиянье тёплых майских дней»? (И да, и нет. Да, потому что весна - свет, свежесть, радость. Нет - потому что грусть присутствует и в том, и в другом произведении. У Глинки грусть светлая, а у Шумана - какая-то неопределенная, предчувствие разочарования, предательства.)

Сегодня мы с вами разучим первый песню «На далекой Амазонке»

Итог урока.

- Чем романс отличается от песни?

Домашнее задание:

Попробуйте определить главное отличие романса от песни.

Почему некоторые романсы существуют самостоятельно, а некоторые объединяются в цикл?

Почему так велика в романсе роль фортепианного сопровождения?

В «Дневнике музыкальных наблюдений» запишите стихотворение, на которое вы сочинили бы романс, если бы были композиторами.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал