7


  • Учителю
  • Тематическое планирование по музыке 6 класс

Тематическое планирование по музыке 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Новоусманская СОШ №3» Новоусманского муниципального района Воронежской области





«Рассмотрено»

на заседании ШМО «Согласовано» Утверждаю

Руководитель ШМО Зам. директора по УВР Директор

___________И.В. Бабакова ____________С.В.Столярова _______Л.В.Потанина



Пр. № ___от «___»______2015г. «___»______2015 г. «____»________2015 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по Искусству (музыка)

для обучающихся 6»А», «Б» «В», «Г», «Д» классов

на 2015 - 2016 учебный год

















Учитель: Кураева М.В.



































Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по учебному предмету Искусство (музыка) для 6-го класса разработана и составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения основного общего образования 2011 года, требовании Примерной программы среднего общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка 5-7 классы» авторов: Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской, М., Просвещение, 2011, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, а так же необходимость в обновлении содержания и потребность в использовании новых технологий общего музыкального образования. В соответствии с Базисным учебным планом образовательных учреждений общего образования предмет «Музыка» в 6 классе изучается в объеме 35 часов (из расчета 1 час в неделю).

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская «Музыка»: Учебник для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014;

  • рабочая тетрадь для 6 класса, М.: Просвещение, 2012;

  • хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка»: 6 кл.

  • пособие для учителя /Сост. Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская М., Т. С. Шмагина.- М.: Просвещение, 2009;

  • фонохрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD)



.

Раздел II Общая характеристика учебного предмета





Цель обучения искусству в школе - воспитание художественной культуры как части всей духовной культуры учащихся на основе специфических методов эстетического познания (наблюдение искусства, постижение мира через переживание, художественное обобщение, содержательный анализ произведений, моделирование художественно-творческого процесса).

Основные содержательные линии: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современном мире: традиции и инновации» реализуются параллельно через изучение в 6 классе.

Основные виды деятельности учащихся: хоровое, ансамблевое и сольное пение, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, различного рода импровизации; инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства. Творческое начало учащихся развивается в размышлениях и высказываниях о музыке, художественных импровизациях, индивидуальной и коллективной проектной деятельности учащихся.

Виды музыкальной деятельности на уроках разнообразны и направлены на полноценное общение школьников с высокохудожественной музыкой в современных условиях широкого распространения поп- культуры в средствах массовой информации. В сферу исполнительской деятельности входят: хоровое, ансамблевое, сольное пение; платическое интонирование; музыкально- ритмические движения; импровизации (вокальные, ритмические , инструментальные, пластические и др.); инсценирование песен, фольклорных образцов музыкального искусства; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Творческое начало проявляется и в размышлениях о музыке (оригинальность и нетрадиционность высказываний, личностная оценка музыкальных произведений), художественных импровизациях (сочинение стихов, рисунки), самостоятельной индивидуальной и коллективной исследовательской (проектной) деятельности и др.













Раздел III. Место предмета «Музыка» в учебном плане

Учебный предмет «Музыка» относится к образовательной области «Искусство». Для обязательного изучения учебного предмета «Музыка» на этапе среднего общего образования в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю). Количество часов в 1 полугодии - 16, во втором - 19.

Курс нацелен на изучение многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, обычаями, литературой, живописью, историей, психологией музыкального восприятия, а также с другими видами и предметами художественной и познавательной деятельности.



Раздел IV. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Музыка»



Значение музыкального образования в основной школе заключается в расширении музыкального и культурного кругозора учащихся, в углублении представлений о широте жизненного содержания музыки и силе ее влияния на человека, развитии у школьников особого чувства творческого стиля того или иного композитора. Роль курса в основной школе состоит в установлении внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством, осмыслении зависимости между содержанием музыки и формой его воплощения на примере разных типов музыкальных образов, обобщенном понимании процессов интонационного и драматургического развития. Эмоциональное, активное восприятие музыки как основа музыкального воспитания в целом, на данном этапе обучения становится фундаментальной базой для систематизации углубления 3 знаний, дальнейшего разностороннего, интеллектуально-творческого и духовного развития учащихся, формирования у них основ художественного мышления и элементарных представлений о единых закономерностях развития музыки и жизни. Изучение музыки в школе, ориентированное на освоение общечеловеческих ценностей и нравственных идеалов, творческое постижение мира через искусство, обеспечивает в целом успешную социализацию растущего человека, становление его активной жизненной позиции, готовность к взаимодействию и сотрудничеству в современном поликультурном пространстве.



Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования:

метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

 метод эмоциональной драматургии;

 метод интонационно-стилевого постижения музыки;

 метод художественного контекста; метод создания «композиций»;

 метод перспективы и ретроспективы.



Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения программы по учебному

предмету «Музыка»



Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по музыке являются:



1. формирование целостного представления о поликультурной картине современного музыкального мира;

2. развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально- ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;

3. совершенствование художественного вкуса, устойчивых предпочтений в области эстетически ценных произведений музыкального искусства;

4. овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной музыкально-творческой деятельности;

5. наличие определенного уровня развития общих музыкальных способностей, включая образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;

6. приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности;

7. сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих



Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по музыке подразумевают:



1. анализ собственной учебной деятельности и внесение необходимых

Корректив для достижения запланированных результатов;

2. проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе

Овладения учебными действиями;

3. оценивание современной культурной и музыкальной жизни общества и

4. использование разных источников информации; стремление к

самостоятельному общению с искусством и художественному

самообразованию;

5. определение целей и задач собственной музыкальной деятельности, выбор

средств и способов её успешного осуществления в реальных

жизненных ситуациях;

6. применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения

разнообразных художественно-творческих задач;

7. наличие аргументированной точки зрения в отношении музыкальных

произведений, различных явлений отечественной и зарубежной

музыкальной культуры;

8. участие в жизни класса, школы, города и др., общение, взаимодействие со

сверстниками в совместной творческой деятельности;

  1. размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с

жизнью и другими видами искусства;



По окончании 6 класса учащиеся должны овладеть следующими УУД:



Личностные УУД: вхождение обучающихся в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; понимание социальных функций музыки (познавательной, коммуникативной, эстетической, практической, воспитательной, зрелищной и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни; осознание особенностей музыкальной культуры России, своего региона, разных культур и народов мира, понимание представителей другой национальности, другой культуры и стремление вступать с ними в диалог; присвоение духовно- нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов (лирических, эпических, драматических) на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства.



Познавательные УУД: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей народной и профессиональной музыки, познанию приемов развития музыкальных образов, особенностей их музыкального языка; формирование интереса к специфике деятельности композиторов и исполнителей (профессиональных и народных), особенностям музыкальной культуры своего края, региона; расширение представлений о связях музыки с другими видами искусства на основе художественно-творческой, исследовательской деятельности; идентификация терминов и понятий музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий; применение полученных знаний о музыке и музыкантах, о других видах искусств в процессе

самообразования, внеурочной творческой деятельности.



Регулятивные УУД: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ; совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, творческо-художественной, исследовательской деятельности; саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании; развитие критического отношения к собственным действиям, действиям одноклассников в процессе познания музыкального искусства, участия в индивидуальных и коллективных проектах; сравнение изложения одних и тех же сведений о музыкальном искусстве в различных источниках; приобретение навыков работы с сервисами Интернета.



Коммуникативные УУД: решение учебных задач в процессе сотрудничества с одноклассниками, учителем в процессе музыкальной, художественно-творческой, исследовательской деятельности; формирование способности вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать и понимать точку зрения собеседника, вести дискуссию по поводу различных явлений музыкальной культуры; адекватное поведение в различных учебных, социальных ситуациях в процессе восприятия и музицирования, участия в исследовательских проектах, внеурочной деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия и исполнения музыки; совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий), ее оценки и представления в творческих формах работы в исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности; развитие письменной речи в процессе выполнения самостоятельных и контрольных работ, диагностических тестов, анкетирования, работы в творческих тетрадях



Информационные УУД: владение навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, каталогами, словарями, в том числе электронными, сетью Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой для решения учебных задач информации, ее организация, преобразование, сохранение и передача; ориентация в информационных потоках, умение выделять в них главное и необходимое; умения осознанно воспринимать музыкальную и другую художественную информацию; развитие критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации, умение аргументировать ее влияние на формирование музыкального вкуса, художественных предпочтений; применение для решения учебных задач, проектно-исследовательской деятельности информационных и телекоммуникационных технологий: аудио и видеозаписи, электронной почты, Интернета; увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ; осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.













Предметные результаты изучения музыки предполагают:



1.общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;



2. осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений и различных событий в мире музыки;



3.Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально-творческой деятельности;



4. понимание интонационно - образной природы музыкального искусства, средств художественной выразительности;



5.осмысление основных жанров музыкально-поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия;



6. рассуждения о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом;



7. применении е специальной терминологии для классификации различных явлений музыкальной культуры;



8. Постижение музыкальных культурных традиций своего народа и разных народов мира;



9. расширение и обогащение опыта в различных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии;



10. освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала.





Раздел VI. Содержание учебного предмета (курса) «Музыка»



Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17ч)



Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора. Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.

Авторская песня - прошлое и настоящее. Джаз - искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).

Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.

Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.





Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч)



Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта. Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов



тема I полугодия:

«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 часов)



Урок 1. Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский

романс.

Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке и инструментальной музыке. Определение музыкального образа. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Лирические образы русских романсов и песен. Многообразный мир эмоциональных чувств в лирическом романсе. Единство музыкальной и поэтической речи в романсе .музыкальной и поэтической речи в романсе.



Урок 2. «Песня-романс. Мир чарующих звуков»

Старинный русский романс. Богатство музыкальных образов (лирические); особенности их драматургического развития в вокальной музыке. Развитие жанров светской музыки - романс. Жанр песни-романса. Песня-диалог. Инструментальная обработка романса.

Урок 3. Два музыкальных посвящения.

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - М.И. Глинка. Исполнение музыки как искусство интерпретации. Музыкальный портрет. Единство содержания и формы. Приемы развития музыкального образа. Особенности музыкальной формы. Сравнение исполнительских трактовок.

Урок 4. «Уноси мое сердце в звенящую даль…».

Отечественная музыкальная культура 19 века: формирование русской классической школы - С.В.Рахманинов. Лирические образы романсов С.В.Рахманинова. Мелодические особенности музыкального языка С.В.Рахманинова. Выразительность и изобразительность в музыке.

Урок 5. и 6 » Музыкальный образ и мастерство исполнителя»

«Обряды и обычаи в фольклоре и творчестве композиторов

Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (обрядовые песни). Народные истоки русской профессиональной музыки. Лирические образы свадебных обрядовых песен. Песня-диалог. Воплощение обряда свадьбы в операх русских композиторов (на примере одной из опер по выбору учителя).

Урок 7.» Образы песен зарубежных композиторов. Искусство

Прекрасного пения»

Искусство прекрасного пения. Творчество выдающихся композиторов прошлого. Знакомство с творчеством выдающихся русских и зарубежных исполнителей. Знакомство с вокальным искусством прекрасного пения бельканто. Музыкальные образы песен Ф.Шуберта. Развитие музыкального образа от интонации до сюжетной сцены.

Урок 8. «Старинный песни мир. Песни Франца Шуберта»

Романтизм в западноевропейской музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов. Драматические образы баллады «Лесной царь». Единство выразительного и изобразительного в создании драматически напряженного образа. Сквозное развитие баллады. Артистизм и мастерство исполнителя.

Урок 9 и 10 и 11 » Образы русской народной и духовной музыки»

«Русская духовная музыка» «Духовный концерт»

Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Особенности развития русского музыкального фольклора.

Урок 12. «Фрески Софии Киевской».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Духовные сюжеты и образы в современной музыке. Особенности современной трактовки. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторо

Урок 13. «Перезвоны» «По прочтении Шукшина»

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Связь музыки В.Гаврилина с русским народным музыкальным творчеством. Жанр молитвы в музыке отечественных композиторов

Урок 12. Образы русской народной и духовной музыки. Духовный концерт. Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт.. Характерные особенности духовной музыки. Основные жанры религиозно-духовной культуры - Всенощная и Литургия. Знаменный распев как основа русской духовной музыки. Жанр хорового концерта. Полифоническое изложение материала.

Урок 14 и 15 Образы духовной музыки Западной Европы. »Небесное и

Земное в музыке Баха. Хорал»

Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Образы духовной музыки Западной Европы.Небесное и земное в музы-ке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека). Характерные особенности музыкального языка И.С.Баха. Выразительные возможности органа. Особенности развития музыки в полифонии. Полифонический 2-частный цикл: токката и фуга, прелюдия и фуга. Современная рок-обработка музыки И.С.Баха.

Урок 16. « Образы скорби и печали»

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия (К.Орф), особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Образы скорби и печали в духовной музыке. Закрепление вокально-инструментальных жанров кантаты и реквиема. Полифонический и гомофонный тип изложения музыкального материала. Контраст музыкальных образов.





Тема II полугодия



«Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (19часов)



Урок 17. Авторская музыка: прошлое и настоящее.

Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства :бардовская песня . Жанры и особенности авторской песни. Исполнители авторской песни - барды. Выдающиеся отечественные исполнители авторской песни. История становления авторской песни. Жанр сатирической песни.

Урок 18. Джаз - искусство 20 века. «Спиричуэл и блюз»

однозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз - спиричуэл, блюз. Взаимодействие легкой и серьезной музыки. Определение джаза. Истоки джаза (спиричуэл, блюз). Импровизационность джазовой музыки. Джазовые обработки.





«Мир образов камерной и симфонической музыки»



Урок 19.» Вечные темы искусства и жизни»

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки - прелюдия, этюд. Жизнь - единая основа художественных образов любого вида искусства. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Характерные черты музыкального стиля Ф.Шопена. Закрепление жанра ноктюрна.

Урок 20. «Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена»

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в музыке. Разнообразие жанров камерной музыки. Особенности жанра инструментальной баллады.

Урок 21. « Ночной пейзаж. Ноктюрн»

Романтизм в западноевропейской музыке. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная - инструментальная баллада.Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами. Особенности жанра инструментальной баллады. Переплетение эпических, лирических и драматических образов. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Контраст как основной принцип развития в балладе. Расширение представлений о жанре ноктюрна. Особенности претворения образа-пейзажа

Урок 22. «Инструментальный концерт»

Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявления Зарождение и развитие жанра инструментального концерта. Разновидности и структура концерта. Инструментальный концерт эпохи барокко. Программная музыка. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-пейзаж

Урок 23. «Космический пейзаж».

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия. Образ-пейзаж. Приемы развития современной музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Контраст образных сфер. Моделирование ситуации восприятия не программного произведения. Выразительные возможности электромузыкального инструмента Урок 24 и 25 « Образы симфонической музыки Г. Свиридов «Метель».

«Образы симфонической музыки. Над вымыслом слезами

обольюсь»

Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы. Творчество выдающихся композиторов прошлого и современности: Г.Свиридов. Образы русской природы в музыке Г.Свиридова. Возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения. Стилистические особенности музыкального языка Г.Свиридова. Особенности развития музыкального образа в программной музыке.

Урок 26.» Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времен»

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки. Особенности жанров симфонии и оркестровой сюиты. Стилистические особенности музыкального языка В.Моцарта и П.И.Чайковского. Сходство и различие как основные принципы музыкального развития, построения музыкальной формы. Различные виды контраста. Контраст как сопоставление внутренне противоречивых состояний. Интерпретация и обработка классической музыки.



Урок 27. «Программная увертюра. Бетховен увертюра «Эгмонт».

Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки: увертюра. Классицизм в западноевропейской музыке. Жанр программной увертюры. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборству.

Урок 28. « Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта».

Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития (контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно- инструментальной, симфонической и театральной музыке. Взаимосвязь музыки и литературы. Воплощение литературного сюжета в программной музыке. Закрепление строения сонатной формы. Контраст как конфликтное столкновение противоборствующих сил. Обобщенные образы добра и зла, любви и вражды

Урок 29 и 30, 31, 32« Мир музыкального театра. Балет С. Прокофьев балет

Ромео и Джульетта»-фрагм. «Мюзикл. Л. Брнстайн «Встсайдская

история» «Опера К. Глюка «Орфей и Эвридика» «А. Журбин

рок-опера А. Журбина «Орфей и Эвридика»

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: мюзикл, рок-опера. Интерпретация литературного произведения в различных музыкально-театральных жанрах: опере, балете, мюзикле. Взаимопроникновение и смысловое взаимодействие слова, музыки, сценического действия, хореографии и т.д. Метод острых контрастных сопоставлений как один из сильнейших драматургических приемов Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки.

Урок 33,. 34 « Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 века»

«Музыка в отечественном кино»

Урок 35. «Исследовательский проект"

Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Творчество отечественных композиторов-песенников - И.О. Дунаевский. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки, сценического действия, изобразительного искусства, хореографии, а также легкой и серьезной музыки. Слушание музыкальных фрагментов. Игра «Угадай мелодию». Тестирование по темам года.

















Раздел VII. Тематическое планирование.

п/п



Наименование раздела и тем

Кол-во

часов

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

Мир образов вокальной и инструментальной музыки. (16ч)



1.

Удивительный мир музыкальных образов. Старинный русский романс.



1



Познакомить с жанром камерной музыки романс.

Знать и развивать традиции русской песенной культуры.

Самостоятельно отличать интонацию романса и речи.

Знать единство музыкальной и поэтической речи романса.

Знать особенности мелодической линии.

Записывание определений в рабочую тетрадь.

Слушание произведения и его анализ. Вокально-хо-ровая работа, разучивание песни

2.



Песня-романс. Мир чарующих звуков.



1

Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни

Дать понятие значимости музыки в жизни человека и силе её воздействия.

Четко понимать специфику и особенности романса

( лирический, драматический, эпический)

Самостоятельно определять, почему романсы живут в памяти народа.

Различать какие качества души русского человека запечатлены в муз. образах романса.

Находить поэтическое и и муз. выражение главной мысли романса.





3.

Два музыкальных посвящения .Портрет в музыке и живописи.



1

Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание музыки. Вокально-хоровая работа.

Уметь определять музыкальные форма романса передающие тонкие душевные переживания.

Самостоятельно отличать характер музыкальных произведений.

Уметь определять форму романса

Знать поэтические эпиграфы раскрывающие смысл романса.





4.

Уноси моё сердце в звенящую даль.



1

Знакомство с материалом, ответы на вопросы. Вокально-хоровая работа, разучивание песни. Слушания произведения и его анализ.

Понимать, что творчество пробуждается тогда, когда композитор чутко воспринимает мир.

Самостоятельно определять, что помогает композитору наиболее ярко передавать особенности главного лирического образа романса.

Знать музыкальные термины, помогающие передать музыкальные и поэтические образы романса.

Знать приемы развития музыки в романсе.



5.

Музыкальный образ и мастерство исполнителя.



1

Слушание. Работа в рабочей тетради: заполнение сравнительной таблицы.

Знать различные способы звуковедения.



Самостоятельно выявлять связь музыки, театра, ИЗО ( на творчестве Ф.Шаляпина)

Понимать красоту и правду в искусстве.

Расширять муз. компетентность.







6.

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.





Работа в рабочей тетради.

Работа над песней. Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание, определение композитора.

Знать различные способы выражения переживаний человека в народной музыке и в композиторской.

Самостоятельно различать диалог в РНП

Знать , как при помощи интонаций раскрывается образ.

Разучивание песни «Матушка, что во поле пыльно

7..

Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.



1

Работа с тестами. Вокальная работа. Разучивание новой песни, проявление личностного отношения при их восприятии. Продолжение работы над произведениями Л.Бетховена

Уметь различать становление муз. образа.

Самостоятельно сравнивать мелодические линии муз. произведений.

Знать музыкальные термины.

Разучивание песни М. Глинки «Венецианская ночь»







8.

Мир старинной песни. Песни Ф.Шуберта.



1

Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора.

Определять основную мелодику муз .произведений Ф.Шуберта.

Самостоятельно сравнивать язык трех худ. произведений: литер, муз, и ИЗО

Знать музыкальные термины.

Отличать пейзажные зарисовки в музыке Шуберта.







9.

Образы русской народной и духовной музыки



1

Вокальная деятельность. Хоровое пение. Слушание произведения, определение деятельности композитора.

Знать происхождение древних славянских обрядов и фольклора.

Знать обряды, сопровождаемые пением, пляской, игрой.

Знать народные муз. инструменты.

Уметь описывать образы гусляров в преданиях, легендах и былинах.



10.

Русская духовная музыка



1

Творческое задание по музыке композиторов

Слушание и анализ произведений. Вокально-хоровая работа. Разучивание песни.

Понимать значение духовной музыки.

Самостоятельно определять главные мелодики духовных песнопений.

Владеть знаниями музыкальных терминов.

Разучивание духовного муз. произведения.







11.

Духовный концерт.





Знакомство с материалами учебника, выделять главное. Слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения. Хоровое исполнение песни.

Знать особенности русской духовной музыки 18 века.

Самостоятельно определять традиционные жанры духовного музыкального искусства.

Определять тесную связь слов и музыки духовного концерта.

Углублять знание жанра хорового концерта.





12.

В,Г,Кикта «Фрески Софии Киевской»



1

Записывание определений в рабочую тетрадь. Слушание и работа над произведением.

Определять средства раскрытия сюжетов и образов в религиозной тематике.

Самостоятельно определять средства выразительности влияющие на характер музыки.

(темп, регистр, динамика, ритм)

Владеть знаниями муз. терминов.

Знать приемы раскрытия муз. образов



13.

«Перезвоны» По прочтении Шукшина.



1

Работа с учебником, поиск ответов на поставленные вопросы. Работа над песней. Творческое самовыражение в исполнении песни. Слушание и нахождение связи между худ. Образами музыки и другими видами искусств. Хоровое пение.

Знать связь между русским народным творчеством и интонационно-жанровым богатством в музыке композиторов

Самостоятельно определят главные интонации муз. произведения.

Определять контраст инструментального и вокального начала.

:Выполнение творческого задания.







14.

Молитва.



1

Воспитывать критическое отношение к качеству восприятия и размышлений о музыке.

Знать особенности полифонической

Музыки Западной Европы.

Знать особенности полифонической

Музыки Западной Европы.

Самостоятельно определять импровизационный характер в музыке на принципе контраста.

Сравнивать темы токкаты т фуги.

Определять близость хоралов к народным песням.







15.

«Небесное и земное» в музыке И.С.Баха. «Хорал»



1

Творческая работа над стихотворением А. Городницкого. Слушание и анализ музыкальных произведений. Оценивание своего исполнения песни.

Уметь определять многоголосность музыки Баха.

Самостоятельно отличать характер музыкальных тем муз. произведения.

Отличать светскую и духовную церковную музыку.

Определять близость хоралов к народным песням.





16.

«Образы скорби и печали» «Фортуна правит миром»



1

Вокальная деятельность. Исполнение песни по выбору. Слушание: отгадывание произведение на слух, прозвучавших во 2 четвкрти.

Знать особенности музыкального языка Западно-европейской музыки ( кантата, реквием)

Самостоятельно определять полифонический склад музыки.

Знать голоса хора

Знать приемы раскрытия музыкальных образов.

Мир образов камерной и симфонической музыки (19часов)

17.

1. «Авторская песня: прошлое и настоящее».



1

Знать историю становления авторской песни.

Самостоятельно объяснять понятия: бард, ваганты,и т.д.

Знать жанры и особенности авторской песни.

Выполнение творческого задания.





18.

Джаз-искусство 20 века. Спиричуэл и блюз.



1

Знать историю становления джаза и блюза. Самостоятельно определят особенности джазовых ритмов.

Находить главные муз. темы в импровизациях джаза.

Разучивание песни.

19.

Вечные темы искусства и жизни.



1

Знать основные принципы развития и построения музыкальной формы ( сходство-различие; повтор-контраст)

Знать основные жанры музыки : песня, романс, кантата, симфоническая опера, балет.

Знать отличие камерной музыки от симфонической.

Знать жанры камерно музыки

( баллада, ноктюрн, инструментальный концерт, симфоническая миниатюра)







20.

Могучее царство Ф.Шопена.



1

Познакомить с шедеврами фортепианной музыки Шопена.

Знать посторенние фортепианной музыки: инструментальная баллада, прелюдия, полонез, мазурка.

Самостоятельно распознавать по национальной принадлежности музыкальные произведения Шопена

Эмоционально откликаться на муз. шедевры Шопена.

Знать жанр музыки ноктюрн.













21.

Ночной пейзаж.



1

Дать представление о музыкальном жанре -ноктюрн.

Самостоятельно определять особенности камерной музыки

Эмоционально почувствовать, как музыка раскрывает духовный мир человека.

Четко определять средства муз. выразительности, помогающие понять содержание музыки.





22.

Инструментальный концерт.





жанра инструментальный концерт на творчество Баха и Вивальди.

Самостоятельно определять части инструм. Концерта Вивальди

( быстро-медленно-быстро)

Вспомнить жанр духовного концерта.

Знать форму построения первой части концерта

( «Весна») -рондо, вариация.





23.

Космический пейзаж.



1

Познакомить с творчеством композиторов 20 века Ч.Айвза и Э.Артемьева.

Самостоятельно составлять музыкальный образ, эстетическо-нравственный фон и художественный образ.

Осмысливать звуковой мир произведений космической тематики.

Уметь находить сходство и различие в композициях

( Космос и Вселенная)









24.

Образы симфонической музыки. Г.Свиридов «Метель»



1

Расширить представление о тесной связи музыки и литературы.

Самостоятельно отличать главные мелодики музыки Свиридова.

Знать историю возникновения жанра



25.

Образы симфонической музыки. «Над вымыслом слезами обольюсь»



1

: самостоятельно определять полифоническое переплетение голосов.

Знать отличие пьес лирических от драматических

Творческое задание.



26.

Симфоническое развитие музыкальных образов. Связь времён.



1

Познакомить со сходством и различием основных принципов развития музыки.

Самостоятельно узнавать главную тему в «Моцартиане»

Определять жанр музыки.

Знать сходство и различия произведений Моцарта и Чайковского.





27.

Программная увертюра Бетховена «Эгмонт».



1

:Самостоятельно отличать главные темы увертюры.

Знать, какие интонации использует композитор, для изображения апофеоза героизма.

Знать выразительные средства для сопоставления конфликтных состояний.









28.

Увертюра-фантазия П.И.Чайковского «Ромео и Джульетта»



1

Самостоятельно определять выразительные средства музыкальных образов.

Знать, почему композитор использует прием волнообразного развития мелодии.

Читать повесть-трагедию У.Шекспира «Ромео и Джульетта»







29.

Мир музыкального театра. Балет С.Прокофьева «Ромео и Джульетта»



1

Познакомить с интерпретацией литературного произведения в различных музыкальных жанрах.

Самостоятельно определять метод раскрытия сюжета.

Знать значение контраста музыкальной темы.

Творческое задание.





30.

Мир музыкального театра. Мюзикл Л.Бернстайна «Вестсайдская история»





1

Самостоятельно находить виды мелодий -речитативной и песенной.

Узнавать фрагменты олицетворяющие эмоциональное состояние героев.

Знать, что дает слияние жанров искусства в современной жизни.



31.

Мир музыкального театра. Опера К.Глюка «Орфей и Эвридика» Рок-опера А.Журбина «Орфей и Эвридика»



1

Самостоятельно определять средства выразительности главных тем героев.

Знать основные понятия и термины.

Творческое задание.





32.

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино 20 век



1

Самостоятельно различать интонации тембров, вздохов, окраски голосов.

Если не знать англ. яз, будет ли понятен муз. и кино-образ героев.

Знать, кого из героев характеризует повторяющаяся муз. тема



33.

Музыка в отечественном кино.



1

Самостоятельно осуществлять суждения о муз.фильмах.

Знать, как музыка помогает раскрыть образ героев.

Творческое задание.









34.

Исследовательский проект.



1

Самостоятельно защищать разработанный проект.

Расширять свой музыкальный кругозор.

Творческое задание.

35.

Исследовательский проект.

1



















Раздел VIII. Описание материально - технического обеспечения

образовательного процесса.





Учебные пособия

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010г.)

2.Примерная программа по музыке. Примерные программы по учебным предметам. «Музыка 5-7 классы» - М. : Просвещение, 2011.

3.Программа для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-7 классы» авт.Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина -М.: Просвещение, 2011.

4. Рабочая программа «Музыка» 5-7 класс авт. Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2011г.

5. Уроки музыки. 5-7 классы. Поурочные разработки, авт.Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.

6.Уроки музыки. 6 класс. Поурочные разработки, авт.: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение, 2013 г.

6.Музыка: 6 кл. учебник для общеобразовательных учреждений, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

8.Рабочая тетрадь для 6 класс, авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. М.:Просвещение, 2013.

9.Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 кл. авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

10.Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка» 6 класс. (СD) авт. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С.

11.

13.Книги о музыке и музыкантах.

14.Научно-популярная литература по искусству.





Печатные пособия.



  1. Атласы музыкальных инструментов.

  2. Портреты композиторов.

  3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.

  4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.















Дидактический раздаточный материал:



  1. Карточки с признаками характера звучания.

  2. Карточки с обозначением выразительных возможностей различных музыкальных средств.

  3. Карточки с обозначением исполнительских средств выразительности.



Компьютерные и информационно-коммуникативные средства



  1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий».

  2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо».

  3. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009г.».

  4. Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов».

  5. Единая коллекция - collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164.

  6. Российский общеобразовательный портал - music.edu.ru/.

  7. Детские электронные книги и презентации - viki.rdf.ru/.

  8. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс</</u>».







Технические средства обучения

  1. Музыкальный центр.

  2. Видеомагнитофон.

  3. Фортепиано.

  4. Ноутбук.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал